Царь деревьев

Притча о деревьях - первая из числа тех, что встречается в Библии. Многие знают о притчах,которыми говорил с народом Иисус и очень немногие – о притчах, которыми говорят с народом в Ветхом Завете.
А разговору с народом притчей предшествовала довольно неприглядная история, которыми Книга Судей, больше, чем любая другая из книг Ветхого Завета, полна жестокости и убийств, потому что каждый поступал так, как считал справедливым.
 Справедливость вообще очень странная штука, круто замешанная на мести, требующей, чтобы кто-то заплатил за все.

***

Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами.
Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами.
Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами.
Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?

Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами.
Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские… (Суд.9:8-15)


ТОЛКОВАНИЯ


Религиозно-исторический контекст притчи.

Притча о том, как деревья искали себе царя, рассказана жителям Сихема сразу после так называемого назначения Авимелеха царем. Притчу рассказывает единственный оставшийся в живых брат Авимелеха – Иофам.
Книга Судей, в которой находится притча о деревьях и их царе, рассказывает о том, как израильтяне, выйдя из Египта и пространствовав в пустыне сорок лет, обосновались в обетованной земле. Это было нелегкое время в истории израильского народа.
Это было время кризиса власти в иудейском народе. Библия говорит, что когда израильтяне в страданиях и скорбях обращались к Богу, Он миловал их и давал им судей. Слово «судья» в Библии используется в узком и широком смысле. В узком смысле судья – это человек, разбирающий дела по закону. В широком смысле слово «судья» в Библии означает «правитель».

Риторический анализ языкового поля притчи.

Выбирая себе царя, деревья обращались к разным деревьям, спрашивая их желание царствовать.
Сначала деревья обратились к маслине, или оливковому дереву. Много раз в Библии подчеркивается важность маслины: в Быт. 8:11 сказано, что именно лист
маслины принес радостную весть Ною о том, что потоп закончился; в псалмах Давида маслина – это символ блаженства и благословения (Пс. 51:10; 127:3); у пророков маслина – это символ красоты, обилия и силы (Иер. 11:16; Ос. 14:1). В Израиле разводили маслины, подобно тому как в Беларуси выращивают картошку или рис на востоке. Маслина отказалась царствовать над деревьями.

Тогда деревья обратились с такой же просьбой к смоковнице, или фиговому дереву. Это тоже была очень уважаемая в Израиле культура. В Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8) В 3 Цар. 4:25, Мих. 4:4; Зах. 3:10; Ин. 1:48 смоковница представлена как символ мира и благословений.
Начиная с праздника Пятидесятницы смоковница приносила плоды почти весь год, а неурожай ее был истинным бедствием для иудеев. Смоковница тоже отказалась царствовать над деревьями.

Деревья сделали еще одну попытку: обратились к виноградной лозе. Виноградная лоза известна была в Ханаане с древнейших времен. Иудеи заботливо выращивали виноград, употребляли в пищу ягоды, делали вино. Виноградная лоза также отказалась быть царем деревьев.

По сути, притча открыто повествует о том, что маслина, смоковница и виноградная лоза не согласились стать царями потому, что, становясь в позицию власти, надо было оставить нечто свое личное,привычное и удобное. Маслина сказала, что ей надо было бы оставить «тук, которым чествуют богов и людей», смоковница – «сладость и хороший плод», виноградная лоза – «сок, который веселит богов и человеков».
Кроме того, вероятно, маслина, смоковница и виноградная лоза понимали, что, став
царями, им придется «скитаться по деревам», то есть нести ответственность за других, а руководя другими, придется забывать о себе – своем покое, своих желаниях и устремлениях.

Иначе отреагировал на предложение деревьев терновник. Как известно, терний – это высокий кустарник с темными листьями и маленькими острыми шипами. В Библии сказано, что волчцы и тернии – это символы наказания и опустошения (Быт. 3:18; Пр. 24:31; Иов. 31:40), тернии всегда были орудием пытки (Суд. 8:7,16). Во время казни из терния был сделан венец Иисусу Христу (Мф. 27:29).
Колючий, безлиственный и, по сути, бесполезный терновник не рвался к власти и не обманывал нагло народ. Нигде не сказано, что он хотел быть царем.

Терновник сказал: «Если поставляете меня царем над собою, то пусть так будет. Только я ни в коей мере меняться не буду. Каким я был, таким и останусь, а вы если хотите, то будьте рядом со мной». Терновник же настолько безлиственный, что в знойный день от него тени не бывает, но он сказал: «Идите, покойтесь под тенью моею». Таким образом, терновник ответил положительно на просьбу людей, хотя он
не желал быть в позиции власти, он даже понимал, что от него будет мало пользы, но поскольку люди попросили его, ему пришлось согласиться. При этом терновник выставил условие: меняться я не буду.
Так Библия говорит нам об ответственности человека-руководителя.
Проведем параллель между ситуацией в притче о деревьях и их царе и жизнью людей. Отвечая на желания или требования других людей, человеку нелегко расстаться с чем-то привычным и удобным для него,с тем, что у него хорошо в жизни получается, за что любят и уважают.
Говоря современным языком, смена социальной позиции неизбежно требует осмысления новой социальной роли, что неизбежно влечет за собой внутренние и внешние изменения в человеке. Три благородных представителя зеленого мира не захотели выйти из зоны комфорта и измениться ради людей, так и далеко не всякий человек согласится на это.
Казалось бы, главное действующее лицо притчи – терновник. Однако, во-первых, притчу библейская традиция называет не «Притчей о терновнике», а «Притчей о деревьях и их царе».
Во-вторых, Иофам адресует эту притчу жителям Сихема сразу после того, как он узнал, что они  сами поставили царем Авимелеха. Следовательно, они, а не Авимелех, должны сделать выводы из рассказанного: «…он пошел и стал на вершине горы Гаризима, и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!» (Суд. 9:7).
Притча о деревьях и их царе делает акцент не на неправедности терновника, а на неправедности деревьев, которые сами выбирали себе царя. Виноват не терновник, ставший царем, виноват народ, жаждущий царя.
Урок, который преподносит современному читателю этот сюжет, включая притчу о деревьях и их царе, – это библейский взгляд на поведение людей в конкретной социально-политической ситуации.
У каждого человека сегодня есть право влиять на ход событий, и он не может устраниться от этого, человек живет в обществе, от которого быть свободным нельзя. Поэтому каждый должен быть ответственным за свои решения как член общества.
Глубинную идею притчи можно сформулировать в виде известного утверждения:
«Народ имеет такого правителя, которого заслуживает».

                Писарук Г.В., Лисовская Т.В
                Кураев А. Школьное богословие.СПб.2000г.


***

Тина Гай,философ,социолог.

Притча о деревьях замечательная и главная мысль в ней та, что к власти стремятся лишь те, кто ничего из себя не представляют – тернии.  Тернии, которых стала производить земля после грехопадения. Они  годятся только на то, чтобы ими топить печь, потому что хорошо горят.
Тот, кто что-то из себя представляет:  маслина, из которой люди производят  масло; смоковница, приносящая людям сладкий и вкусный плод;  виноградная лоза, дающая вино и веселящая душу человека – никто не соглашается променять свое место на другое, весьма сомнительное – властвовать над деревьями. Они все считают себя выше этого.

И только тот, кто ни на что другое не годен, соглашается начальствовать, хотя к нему деревья обращаются в самую последнюю очередь, потому что кому-то же надо царствовать!

 Презренный терновник, не просто соглашается быть помазанником Божиим, он считает, что это как раз и есть его место.
Он ставит деревьям условие: покоиться в его тени, иначе он грозит им бедой – огнем и пожаром, что было вовсе не голословной угрозой и скоро исполнится.

**
Димитрий Ростовский святитель

Различные деревья знаменуют собою различных святых.
Кедр, финик знаменуют праведников: «Праведник, яко финик, процветет» (Пс. 91:13).

Благоплодная маслина означает учителей церковных, насыщающих души верующих людей духовными плодами слова Божия.

Виноград означает всех вообще людей, живущих по Боге. Виноград Господа Саваофа есть дом израилев.

Что же знаменует терний? Он знаменует страдание: «Возвратихся, – сказано, – на страсть, егда унзе ми терн» (Пс. 31:4); знаменует и мученичество, ибо бедствия подобны острым шипам, а скорби – терновным ранам.
Тот, кто терпит ради Бога, тот посреди всего является как крин в тернии и уже посреди самих страданий начинает получать начатки вечной славы; ибо как свойство терния заключается в том, чтобы производить красные цветы, так и свойство страданий и скорбей в том, чтобы порождать славу, и как все деревья избрали себе царем терний, так и все лики святых усовершили себя страданиями и венец царства небесного заслужили многими скорбями.

**

Сщмч. Мефодий Патарский

Очевидно, что это сказано не о деревьях, растущих из земли. Ибо деревья, бездушные и корнями прикрепленные к земле, не могли собираться сами по себе для избрания царя.

Но этот рассказ, конечно, о душах, которые прежде вочеловечения Христа, изобилуя грехопадениями, с мольбою приступали к Богу, чтобы Он внял их стенанию и царствовал над ними с милостью и кротостью, которую Писание представило под видом маслины, потому что масло полезно для тела, облегчает страдания и болезни и служит для освещения.
Ведь всякий огонь в светильниках увеличивается от подливаемого масла; и всякое милосердие Божье избавляет от смерти и грехов, и помогает человечеству, и питает свет сердца.
И рассудите, не обозначает ли этим Писание законоположения от первозданного [человека] до Христа, в подражание которым дьявол своими вымыслами обольщал человеческий род.

Смоковнице оно уподобило заповедь, данную человеку в раю, потому что после обольщения он прикрыл свою наготу листьями смоковницы; а виноградной лозе - заповедь, данную Ною при потопе, за то, что он был осмеян, уснув от вина; маслине же - заповеди, данные Моисею в пустыне, потому что пророческое помазание, этот святой елей, оскудевал в наследии иудеев, за то, что они предавались беззакониям; а терновнику - заповеди, данные апостолам для спасения мира, потому что через них мы научились девству, которому одному дьявол не мог противопоставить никакое обольстительное подобие.


Рецензии