Птички-синички и плов по-узбекски

Всегда вспоминаем эту историю с огромным удовольствием. Как будто это было  вчера...
***
Группа девчонок-первокурсниц пришла на урок с совершенно малопонятным для нас названием - Технические средства. Какие такие технические средства, зачем они нужны нам, если наша мечта - танец, и мы учащиеся первого курса хореографического отделения культурно-просветительного училища. Нет, говорят, это входит в программу обучения и обязаны посещать. За прогулы же грозились лишить стипендии. Что делать, тридцать рублей были для большинства из нас просто средством к существованию, особенно для «восьмилеток», то есть тех, кто поступил после окончания восьмого класса общеобразовательной школы. Таких - половина группы и далеко не всем помогали родители. Вот вторая половина была уже посолиднее — кто-то успел поработать, все они были старше восемнадцати лет, а самой старшей было двадцать пять и она для нас была кем-то особым, очень-очень взрослым.
 Из старших мало кто пошел на этот самый предмет технические средства, они могли себе позволить, а мы, от безысходности и при полном отсутствии всякого желания попусту тратить время и силы,  вынуждены были пойти. Было-то нас человек  восемь, не больше.
Стайкой несмело входим в класс. Класс большой, как кинозал и столы стоят этак рядами спускаясь вниз со второго этажа на первый. Ступеньки сбоку для прохода. А в самом низу большой стол для преподавателя,  за ним экран. Шторы темные, непроницаемые. Не класс, а маленький кинотеатр. Стоим, разглядываем.
 - Девчонки, смелее, смелее. Входим, входим в класс!- мимо нас быстро прошел мужчина и стал спускаться по ступенькам вниз. Мы быстро уселись на самом первом сверху ряду.
-Ну, что это такое? А ну-ка, пересаживайтесь все поскорее на первый ряд!
Делать нечего,  спустились вниз. Я была последняя на верхнем ряду, вот и оказалась первой, кто пошел вниз и повел всех за собой. Первой и уселась, остальные все равно не сели на первый ряд, они сели на второй и на третий.
- Да!..- многозначительно протянул преподаватель, разглядывая нас из-под очков. А потом решительно сказал:
 - Быстренько доставайте ваши тетрадки и пишите!
Тетрадки были не у всех, но все стали что-то судорожно придумывать. Он не ждал, пока все найдут хотя бы листочки и уже вовсю диктовал:
- Урок первый: "Плов по-узбекски." Итак, пишем...- и видя искреннее недоумение на наших лицах, добавил очень смущаясь:
- Девчонки!  Вам это очень пригодится в жизни, вот увидите. Может, и танцы кто-то забудет, и технические средства, а как готовить плов — вряд ли кто потом пожалеет об этом уроке.  Пишите, очень вас прошу.
И он стал диктовать рецепт приготовления плова по-узбекски. Так готовят у него дома. Он сказал нам, что многие готовят по-другому, но этот способ он любит больше всего, потому что так готовит его мама. Не все ученицы кинулись писать, а я записала.
Потом он тоже освоился с нами и начал рассказывать о современных технических средствах в учреждениях культуры и многому  нас научил. Мы хоть и не очень стремились к технической грамотности, но как вставлять пленку в фотоаппарат и печатать фотографии — мы освоили хорошо. Уроки нам даже стали нравиться все больше и больше. И мы уже не замечали, как вначале, что преподаватель наш был не таким ухоженным и аккуратным, как другие, что он вечно все терял и забывал, а порой просто сидел и думал о своем. Мы умудрялись почистить ему пиджак, пока он что-то самозабвенно нам рассказывал и показывал, а еще сунуть ему в сумку бутерброды, специально для него приготовленные, да и просто позаботиться, чтобы он не забыл взять свой зонт, который он в сухую погоду всегда носил в сумке, а в дождливую — выкладывал и забывал. Мы следили, чтобы он не забыл свой зонт, не промок и не заболел. А он нас звал «птички-синички» и сам приходил за нами перед уроком и тащил все наши сумки с формой из танцкласса на второй этаж в кабинет технических средств. Говорил нам:
- Пойдемте, птички-синички мои, я вас еще чему нибудь поучу!
***
Зимой мы разъехались на каникулы, а когда приехали — нашего преподавателя уже не было. Он уволился и уехал в другой город,  куда — мы не знали, а спросить постеснялись. Нам сказали, что у нас теперь будет другой предмет и очень хороший преподаватель, а не этот, что неизвестно чему учил...
Когда был  мой день рождения,  я приготовила «плов по-узбекски» по тому самому рецепту, что добросовестно тогда записала в своей тетрадке. Всем очень понравилось и они спрашивали, кто меня научил готовить такой отменный плов? Оказывается, больше никто не успел записать рецепт полностью и отнестись к этому серьезно, я оказалась единственным обладателем удивительного рецепта от нашего "птички-синички".
***
С тех пор прошли годы. В памяти стерлись многие лица и имена, а рецепт плова очень крепко закрепился в моей голове. Редко какой праздник в моем доме обходится без этого  блюда — плова по-узбекски и редко какой гость не слышал эту мою историю. В старом юношеском альбоме хранятся  фотографии из той самой училищной жизни, которые мы учились делать с нашим преподавателем технических средств. И до сих пор я не расстаюсь с фотоаппаратом и фотографирую все подряд, а если придется, то и старенький киноаппарат  смогу запустить в работу - до сих пор помню, как заряжать кинопленку.
Жаль только, что ни на одной фотографии нет нашего «птички-синички» и не вспомнить даже его имя. Только образ в памяти сохранился, любовь к техническим средствам и способ приготовления плова.
Вот так. А говорили, что он нас не тому учил. Очень даже правильно учил. Тому, что надо!
(нап.в 2012 г.)


Рецензии