вилла Везендонк

парк окружающий виллу Вагнер
(оговорка правильно виллу Везендонк)
широк живописен и вообще очень славный
если смотреть со стороны запада
то на востоке за виллой будет дом
где жил Вагнер и где он бросив «Зигфрида»
начал «Тристана и Изольду» сочинив
заодно «Пять песен для женского голоса
и фортепьяно» на стихи Матильды Везендонк
 
приятно бродить по аллеям
где (говоря поэтически) звучали шаги
великого композитора его жены
и его подруги смотреть на виллу
под тем же возможно углом под которым
и он не раз ее видел подниматься
теми же лестницами проходить теми же
залами видеть тот же рояль
или его двойника-современника
словом приятно все то что приобщает
к истории которая явственно
ощущается в подобных местах
и кажется исполненной глубокого
пусть и неясного смысла
что бы ни говорили позитивисты
за час-два проведенных в парке
перестаешь им верить
и вспоминаешь их рассуждения
только когда улетаешь из Цюриха

«эффект истории» однако длится недолго
сохранить его не помогают
ни записки ни снимки
смысл улавливается не умом а чувством
но любое чувство остывает слабеет
и вот прожив день-другой
на привычном месте начинаешь
вновь думать что «Тристан»
и «Пять песен» ничуть не важнее
чем шум листьев в аллеях цюрихского
и любого другого парка
и что древние африканские индийские
японские и прочие статуэтки
музея Ритберга располагающегося
теперь в помещениях виллы
старых и новых
значат не больше чем речной песок
остатки метеоритов придорожные валуны
или прибрежная галька


Рецензии