вилла Везендонк

парк окружающий виллу Вагнер
                оговорка
                правильно «виллу Везендонк»
     широк живописен и вообще очень славный

если смотреть со стороны запада
                то на востоке за виллой будет дом
                где жил Вагнер
                и где он бросив «Зигфрида»
               начал «Тристана и Изольду» сочинив
         заодно «Пять песен для женского голоса
и фортепьяно» на стихи Матильды Везендонк

приятно бродить по аллеям где
                говоря поэтически
                звучали шаги великого композитора
                его жены и его подруги
                смотреть на виллу
                под тем же возможно углом
                под которым и он не раз ее видел

подниматься теми же лестницами
                проходить теми же
                залами видеть тот же рояль
                или его двойника-современника

словом приятно все то что приобщает
                к истории
                которая явственно ощущается
                в подобных местах
                и кажется исполненной глубокого
                пусть и неясного смысла
                что бы ни говорили позитивисты

«эффект истории» однако длится недолго
                и сохранить его не помогают
                ни записки ни снимки

смысл улавливается не умом а чувством
                но любое чувство остывает слабеет

прожив день-другой на привычном месте
           начинаешь вновь думать что «Тристан»
                и «Пять песен» ничуть не важнее
             чем шум листьев в аллеях цюрихского
                и любого другого парка
и что древние статуэтки музея Ритберга
          располагающегося в помещениях виллы
                старых и новых
                значат не больше чем речной песок
                придорожные валуны
                и прибрежная
                галька


Рецензии