Иеффай и его дочь

Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы; от Галаада родился Иеффай. И жена Галаадова родила ему сыновей. Когда возмужали сыновья жены, изгнали они Иеффая, сказав ему: «Ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины». И убежал Иеффай от братьев своих и жил в земле Тов; и собрались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним.

Чрез несколько времени Аммонитяне пошли войною на Израиля. Во время войны Аммонитян с Израильтянами пришли старейшины Галаадские взять Иеффая из земли Тов и сказали Иеффаю:

— Приди, будь у нас вождём, и сразимся с Аммонитянами.

Иеффай вовсе не был так уверен в своей победе. Он боялся и понимал, что может победить только силой Божией, поэтому перед битвой горячо молится и дает страшный обет.

Он сказал: «Если Ты позволишь мне разбить аммонитян, то, когда я вернусь с победой, первое, что выйдет мне навстречу из ворот моего дома, я отдам Тебе, Господи, и принесу это в жертву. » (Судьи.11:29-31)

И Бог услышал просьбу Иеффая и предал аммонитян в руки его, так что в двадцати оккупированных ими галаадских городах нанес им Иеффай сокрушительное поражение. И смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.(Суд.11:32-33)

Иеффай вернулся в Массифу. И вот навстречу ему, с бубном и танцами, вышла из дома его дочь. Она была единственной дочерью Иеффая, других детей у него не было. Когда Иеффай увидел, что дочь первая вышла ему навстречу, он разорвал на себе одежду, чтобы показать своё горе, и сказал: «Ах, дочь моя! Ты сразила меня! Ты сделала меня очень несчастным! Я дал обет Господу и не могу изменить его!». (Судьи 11:34,35)

И пришёл Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него ещё ни сына, ни дочери. Когда он увидел её, разодрал одежду свою и сказал:

— Ах, дочь моя! Ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! Я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься.

Она сказала ему:

— Отец мой! Ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам. — И сказала отцу своему, — сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство моё с подругами моими.

Он сказал:

— Пойди.

И отпустил её на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство своё в горах.

По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.



ТОЛКОВАНИЯ.

Цена победы была назначена самим Иеффаем. Бог не требовал от него этой жертвы, в отличие, например, от жертвоприношения Авраама, когда Бог потребовал от него заклания единственного законного сына Исаака. Авраам шел на эту жертву из послушания Богу, веря, что Бог знает, что творит.

Свт. Амвросий Медиоланский

Иногда выполнение обещания или исполнение клятвы противоречит долгу. Как было в случае с Иродом, который поклялся дать дочери Иродиады все, чего она ни попросит, тем самым он разрешил предать смерти Иоанна, дабы не нарушить своего слова. Что же я могу сказать об Иеффае, который предложил свою дочь в жертву, поскольку она была первой, кто встретил его, когда он вернулся домой с победой? Он и выполнил клятву о том, что принесет в жертву любого, кто встретит его первым. И лучше было бы совсем не давать обещания, чем выполнять его ценою смерти своей дочери.

Свт. Филарет (Дроздов)

Кажется… исполнение его (обета) жестоким и противным закону Божию. Но для предупреждения всякого невыгодного суждения о Иеффае и о его обете должно заметить:.. из той же книги Судей можно заключить, что Иеффай не принес свою дочь во всесожжение, что противно было Закону Божию, а только посвятил на служение Богу, с тем, чтобы она всю жизнь пребывала девой - и сотвори на ней обет свой, им же обещася; и сия не позна мужа.

Правда в том, что мы точно не знаем, что именно означает фраза из книги Судей «принесу это в жертву»:
Можно сказать, что Иеффай наверняка не убивал свою дочь! Вероятнее всего Иеффай отдал ее для некоторой формы служения Богу, о которой нам мало что известно. Это может быть чем-то похоже на то, что сделала Анна, когда отдала Самуила Илию в служение Богу.

Иеффай дает клятву добровольно и Бог дарует ему победу. Он возвращается с войны, переполненный радостью и гордостью за себя, довольный одержанной победой. И первое, что видит,  к нему выбегает с тимпаном в руках его счастливая дочь. Единственная, других детей у него нет.

***

Только теперь Иеффай понял, какую цену должен заплатить за свою гордыню и за свою победу. Меньше всего, произнося  обет, он думал, что жертвой всесожжения будет его любимая дочь. Но здесь важно и другое: жертвой всесожжения может быть только чистое животное, а когда Иеффай обещает, он это вообще не держит это в голове.

Лион Фейхтвангер описывает дочь с большой любовью, как ангела с чистой душой, безмерно любящего своего отца.Иеффай мог бы промолчать о своем обете. Но это перед людьми можно отступить от обещанного, а перед Богом...


Иеффай был человеком, как и все мы. Это одна из замечательных вещей в Библии – читать в этой удивительной книге о настоящих человеческих взаимоотношениях, по сравнению с ложными историями, написанными в это же время другими народами.
Бог не дал Иеффаю продолжения рода: сын блудницы не имеет входа в общество Господне вплоть до десятого поколения. Через шесть лет Иеффай умер.
По преданию умирал он очень тяжело..

***

Никогда не давайте необдуманно поспешные обеты!






Иллюстрация.Дочь встречает своего отца Иеффая.


Рецензии
Надо помнить.Очень удачно и интересно Вы скомпоновали эту историю

Анатолий Кузнецов-Маянский   08.09.2022 07:47     Заявить о нарушении