Metallica. Загадка St. Anger

Загадка этой пластинки заключается в том, что ее звучание не было разгадано на протяжении долгого времени (не до момента написания этой статьи, конечно;))) и даже сейчас является загадочным и представляется, до конца не постигнутом во всем ее творческом объеме и потенциале. Отсутствие соло-партий Кирка Хаммета в композициях, смена привычной для хеви-металл звучания ритм-секции, необычные рифы и... весьма философичные тексты, которые своей философичностью были не схожи с предыдущей поэтикой Джеймса Хетфилда. Все это является по меньшей мере необычным для самой Металлики. По большей - для всего мира большой рок-музыки.
Появление этого альбома в далеком 2003-м ждали все, и ждали с нетерпением. Немудрено, ведь со времен последнего большого релиза Металлики - Garage Inc., представляющего из себя сборник каверов на всемирно известные рок-хиты, прошло пять лет. Группа за это время находилась в "подвешенном" состоянии, иногда без какой либо твердой опоры в дне настоящем, и без уверенности в своем будущем. Лечение в реабелетационной клинике Джеймса, уход из группы бас-гитариста Джейсона Ньюстеда, Ларс и Кирк, толком не знающие, продолжает ли существовать группа на тот момент времени, или нет...
Но тем не менее все хорошо, что хорошо кончается. Группа собралась с силами и духом. С девизом "ВСЕ ХОРОШО. МЫ НА ПОДЪЕМЕ" активировалась, ожила и воспрянула из пепла. Для записи нового материала трое участников провели кастинг, на котором решили выбрать басиста, могущего заменить покинувшего коллектив Ньюстеда, для записи полноценного студийного альбома. После тщательного подбора нового члена рок-банды, им стал бас-гитарист из Black Sabath Роберт Трухильо. Итак, в новом составе, во всеоружии, и со свежим материалом все оказалось готово, чтобы преступить к работе. Новый альбом продюссировал старый друг группы и знаментитый продюссер Боб Рок. Для благоприятного духовного климата при работе в студии был специально приглашен психолог. Вся эпопея записи St. Anger была отображена в документальном фильме Some Kind of Monster, который назвали по одноименной песне из альбома.
И вот оффициальное прослушивание перед релизом представителей музыкальной прессы. Журналисты, критики, и много кто еще из мира музыки собрались услышать новое творение группы.
Что было отмечено на этом сейшене. Во-первых - необычайная длина композиций по времени. Во-вторых - смена темпа и ритма, перепад мелодики. Некоторые нашли в чем то сходство с альбомом группы 1988 года And Justice For All, в плане его тяжелого звучания, и временной долготы треков. В общем мировая аудитория любителей рока после освещения мнений журналистов оказалась новым детящем Металлики заинтересована и заинтригована.
И вот релиз. Да и никто не сомневался, что альбом поднимется на первые строчки в хит-парадах всех стран. Фанатами группы он был встречен, но встречен совершенно по разному: отмечалась сложность концепции альбома, армию поклонников Металлики пополнили тинейджеры, которые и слыхивать не слыхивали о предыдущем великом наследии группы, насколько этот саунд был для них, что называется, именно "их". Многие так же отмечали влияние на новую работу группы бас-гитариста Роберта. А у некоторых альбом был встречен прохладно. Иногда более чем. Некоторые поклонники группы, ревнители "прежней" Металлики, выкидывали новый альбом в форточки окон.

Да, чувствуется, что реакция слушателей тех времен разная и неоднозначная, с протиаоположными мнениями и впечатлениями от услышанного, что, в общем то, и хорошо.

Как большой поклонник Мeталлики, я встретил этот альбом с распростертыми руками. Но только теперь понимаю, что всю его загадочность, неоэнергетичность, все его грандиозное новаторство, тогда понять был не в силах. Только не так давно я открыл его для себя с совершенно другой, авангардной стороны, как пример высокого, радикального творчества. Чего стоит игра на барабанах Ларса Ульриха: такой ритмики до сих пор не знала хеви-метал сцена. Перепады мелодий в композициях делают песни краше и выразительней. Гитары звучат свежо и резко. Вокал Джеймса порою творит чудеса в выборе диапазона исполнения в песнях. Все это делает альбом ультрасовременным, прорывным, действительно по настоящему новым в рок музыке. Смело можно сказать, что это один из самых лучших альбомов группы, выражающий все авнгардное, передовое, все то, что способна делать Металлика, то есть выйти за жанровые рамки, быть в координатах самого прогрессивного и модного саунда. Быть на гребне волны. Даже последующий альбом 2008-го года Deth Magnetic во многом ему уступает.

St. Angel будет стоять всегда немного особняком в творчестве группы. Экесперементаторские услиля Металлики не прошли зря. Что то притягивающее в этой пластинке есть. До сих пор неразгадонное во всей ее глубине и всей многогранности, чарующе и необычное.


Рецензии