Зачерпнуть из источника муз публицистика
Начну с начала.
По итогам 2020 года произведения финалистов национальной литературной премии «Поэт 2020 года» были собраны и опубликованы в виде двухтомника, общее число страниц в котором составило более семи сотен. Это вполне тянет на публичную презентацию творческих способностей пишущей аудитории литературного портала Стихи. ру.
Но есть ли у портала читающая публика?
Пишущая, да, есть, а читающая?
Кто учит сегодня стихи наизусть?
Кто дарит их своим возлюбленным?
Что вообще мы все знаем о стихосложении?
Вопросов много!
Ответ начнем с того, что первым человеком, который заговорил о поэзии был греческий философ, ученик великого Сократа и сам в последствии учитель для многих мыслящих людей целой череды эпох знаменитый Платон, годы жизни которого относятся к 427-347 годам до рождества Христова. Свои умозаключения на этот счет Платон излагал в виде диалогов и лекций, разделяя целостную картину мира на три составных части – диалектика (бытие), физика (чувственный мир) и этика (правила жизни). Из чего следовало, что поэзия социально бесполезна и даже тлетворна, так как через переживание и эмоции усиливает неблагородные влечения и привязанности, то есть развращает человека.
Другой величайший греческий ученый, ученик Платона, в последствие воспитатель Александра Македонского, основатель философской школы, сам философ, естествоиспытатель и мыслитель Аристотель Стагир – сын придворного врача македонского царя Филиппа II, год рождения которого относится к 384 году до рождества Христова, оставил нам – потомкам не полностью сохранившуюся книгу (трактат), в котором реабилитировал «чувственный мир». Все сохранившиеся страницы трактата посвящены аттической (греческой) трагедии, в которой Аристотель видел вершину поэзии, вершину трагического искусства. В целом греческая трагедия являлась продолжением древних обрядов, совершавшихся в честь Диониса – бога веселья, виноделия, оргий и религиозного экстаза, оказав сильное влияние на театр Древнего Рима и эпохи Возрождения.
Однако свою собственную жизнь Аристотель закончил в 322 году до н.э. плохо. Обвиненный за свои взгляды в атеизме он был вынужден бежать из Македонии и до конца своих дней скрываться от преследования на греческом острове Эвбея (Эвия), расположенном в Эгейском море.
Великие греки сформулировали и само понятие поэзии, которое представляет этот вид деятельности человека разумного как род занятий, орудием и материалом для которого, является слово, а сущность оного выражается в мышлении и словесных образах.
Что касается словаря В. Даля, то здесь автор дает понятию «поэзия» более широкое пояснение. Так, во-первых, поэзия в переводе с греческого означает «творчество», изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами и мерной речью. Во-вторых, называют сами сочинения, писания этого рода, сами стихи, стихотворения и науку стихотворчества.
Одним из главных моментов поэзии является субъективное и открытое выражение чувств автора по отношению к реальным или абстрактным объектам. Попервости такое выражение чувств было свойственно певцам, которые при отсутствии письменности исполняли на лире какой-нибудь протяжный, чувствительный, лирный мотив или, как это стали позднее называть «лирический мотив», а еще позднее это название - лирические песни (стихи) перешло и к поэзии.
Не была лишена Поэзия и своего собственного мифа.
И было бы странно если бы была лишена, поскольку Греческая мифология оказала огромное влияние на формирование западной культуры.
Одним из самых известных историков прошлого, веков настолько отдаленных от нас, что и глазами не разглядеть, и умом не объять, был знаменитый слагатель мифов Геродот. Но слагал он их не сам, а записывал со слов повествователя. Так рождалась его знаменитая «История».
Работал он над своей «Историей» почти всю свою жизнь, но окончить так и не успел. Но в целом Геродот прожил интересную, долгую жизнь и по большей части в столице Греции – в Афинах. Однако писал он не только о событиях, происходящих в Элладе или Персии, но что особенно интересно, что одним из первых описал жизнь скифов и некоторых других племен, обитавших на территории нашей страны, в степях между Днепром и Доном. Умер великий историк между 431- 425 годами до рождества Христова. Понимая, что не все в его трудах безупречно, Геродот писал: «Я обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан…»
Другой, еще более древний грек, автор, а также не менее известный творческий деятель и самый, пожалуй, значительный лирический поэт Эллады - Пиндар 522-518 гг. рождения до рождества Христова в своей «Двенадцатой пифийской оде» обращает внимание читателей на то, что, как это ни странно, но свое вдохновение многие поэты-романтики на протяжении долгих столетий черпали из образа, из красоты и привлекательности Медузы горгоны.
Другой не менее популярный миф, который имеет прямое отношение к поэзии, к творчеству, к стихосложению связан со знаменитым символом – крылатым конем Пегасом. Считается, что его знаменитым отцом был бог морей Посейдон, а матерью не менее знаменитая Медуза горгона. Появление Пегаса – прекрасного коня с золотыми крыльями на белый свет произошло самым необычным образом – путем иссечения. И случилось это в тот самый момент, когда великий герой древности Персей отсек своим волшебным мечом Медузе голову.
Конь оказался настолько красив, что глава Олимпа всемогущий Зевс взял его на службу для того, чтобы тот носил его громы и молнии. Однако волшебный конь не только состоял на службе у царя –царей, но и совершал многие чудеса. Так, например, стоило ему ударить копытом по земле, как на том месте, на которое пришелся удар, появлялся источник необыкновенной чистоты. Так на горе Олимп появился родник, названный Гиппокрена, что означает «источник муз». Именно к нему мысленно припадали поэты, чтобы черпать в нем вдохновение. Отсюда берет начало и метафора «черпать вдохновение из источника муз».
Так сын мрачной и кошмарной химеры горгоны стал символом вдохновения и покровителем искусств.
Отсюда из этого же источника появилась на свет красивая легенда о скульпторе – легенда о кипрском ваятеле Пигмалионе, прославляющая его необычайный, дар, другая легенда – это волшебная скрипка Страдивари – непревзойденного мастера по изготовлению смычковых инструментов или художник, поэт, мыслитель, архитектор, скульптор - подлинный «отец барокко» в архитектуре Микеланджело или наконец Шекспир – поэт, драматург, величайший англоязычный писатель, один из лучших драматургов мира.
Пегас неспроста считался любимцем Муз и покровителем поэтов. Его крылья напоминают нам о птицах, что с лёгкостью преодолевают земное притяжение. С давних времён и по сей день в творческой среде в большом ходу выражение “Оседлать Пегаса”. Оно связано с творческими людьми, сумевшими найти своё призвание. Такие люди словно бы поднимаются над обыденностью, над заурядностью, над прозой жизни, давая волю вдохновению и становясь творцами прекрасного.
На звездном небе в череде многих нашлось место и для созвездия Пегас, насчитывающего около 178 звезд, которые видимы невооруженным взглядом и размещаются в Северном полушарии, между созвездиями Андромеды, Дельфина, Лебедя, Кита и Рыб.
Самой первой известной женщиной поэтом, «десятой музой» Платона была величайшая и знаменитейшая Сафо с острова Лесбос, которая жила за 600 лет до Христа, и все ее творчество славилось на весь цивилизованный мир. Однако весь стиль ее жизни был настолько экстравагантен и главным образом потому, что она была первой женщиной, которая искала освобождения и равенства в сексуальной жизни, что за свои взгляды на жизнь Сафо была изгнана со своего родного острова.
А спустя столетия, все Церкви из-а бисексуального и гомосексуального характера ее стихов сжигали их на кострах. Однако сознательная и совершенно очевидная попытка стереть всю память о ней оказалась бы удачной, если бы не древнеримские писатели, поэты и драматурги, которые боготворили ее и донесли до потомков память о ней. Так Сократ – древнегреческий философ считал ее труды прекрасными, Страбон – античный географ и историк ссылался на нее как на «чудо в облике женщины», Плутарх – античный философ-неоплатоник заметил, что «в песнях Сафо волшебство чарует и околдовывает», Гораций – древнеримский поэт восхваляя ее, писал: «По прежнему живет то пламя, что Элийская дева передала своим струнам».
Однако с течение веком стихи Сафо были утрачены…
И казалось, что безвозвратно. Но затем в 1920 году профессора Сьюзен Адель Гринфелд - английская ученая, писательница, член Палаты Лордов и Гарольд Артур Хант – профессор классических исследований, ведя раскопки греко-египетского кладбища в Оксиринхе – города, расположенного в 160 км от Каира, обнаружили гробы из папье-маше, которое представляло собой лоскуты рукописей. Это, как оказалось, и были фрагменты стихов Сафо.
Вот как высказался об этом открытии Артур Эдвард Бейгалл – английский египтолог, стенограф, журналист и писатель: «Из пыли Египта появлялись один прекрасный фрагмент за другим…Поэзия Сафо должна занять место среди величайших достижений человечества и оценивать ее надо по ее произведениям».
Что касается многовековья и средневековья, то патриархальное общество принижало социальную роль женщин, что естественно не позволяло им само выражаться. И как бы это странно ни звучало, но христианская культура, унаследовав антиженские предрассудки античности воспринимала женщину как сосуд греха. И все потому, что именно Ева соблазнила Адама и стала причиной его изгнания из Рая.
Отсюда творчество женщин, как правило, не получало признания и порицалось, как недостойное той роли в обществе, которое им отвели мужчины.
И тем не менее вначале ХIХ в русской литературе насчитывалось около тридцати женских имен. Одной из самых ярких писательниц, о которой сегодня мы ничего не знаем, была ученица В.А. Жуковского, корреспондентка Оноре де Бальзака, одна из первых женщин-критиков, талантливая переводчица французской романтической литературы Александра Васильевна Зражевская (1805-1869 гг.).
Другая не менее, а может быть и более выдающаяся женщина, которая с одинаковым талантом владела шпагой и пером, была Надежда Андреевна Дурова (1783-1866 гг.) – русская кавалеристка, офицер Русской императорской армии, участница Отечественной войны 1812 года, поддерживающая через своего брата знакомство с А.С.Пушкиным.
В литературе и средствах массовой информации ее часто называют первой русской женщиной – офицером. Но это не соответствует истине. Известно, что Надежда Дурова участвовала в битвах при Гуттштадте, Гельсберге, Фридланде, проявляя удаль, смелость и храбрость. Ее боевой конь Алкид, с которым она проделала длинный боевой путь, не единожды выказывал ей преданность и спасал ее жизнь.
Литературные сочинения Надежды Дуровой такие как «Записки кавалерист девицы», «Русская амазонка» и другие издавались и переиздавались в типографии Николая Степанова. Одной из главных тем ее творчества была тема раскрепощения женщин, преодоления барьера между общественным статусом женщины и мужчины.
Сегодня мужчины и женщины имеют уникальную возможность трудиться на поле творчества с одинаковым рвением, смелостью и талантом. Так в сборнике «200 поэтов 2020» число участников среди мужского и женского состава приблизительно равное, да и возможности «оседлать Пегаса» или «зачерпнуть вдохновение из источника муз» у всех участников равны… Но интересы и вкусы, о которых не спорят, разные.
Приведу несколько примеров.
Дмитрий Богданов стр. 53 том 1.
Удивительная легкость стихов.
Кажется, что автор даже не напрягается, а просто по настроению берет в руки чистый лист бумаги, ручку или карандаш и пишет, и пишет первое, что пришло в голову. Но это не так. Стихи отработаны, хотя и не до совершенства. Так в стихотворении «Дождь» первые пять строк не договорены: не хватает глагола для существительного «народ» в первой строке и существительного для прилагательного «серым» в третьей. В целом, конечно, можно было бы принять стих и в таком виде, но далее все куплеты идут в правильном выражении и всем членам предложений хватает и своих глаголов, и своих прилагательных…
Всего хватает.
Дождь
Народ по паркам и по скверам-
Приметы летней суеты.
Но вдруг накрыло город серым,
И дождь почуяв, все примером
Под крыши спрятались коты.
Что им, котам, - ничем не хуже
Сидеть сухими да в тепле.
А я и так уже простужен,
Промокший чапаю по лужам,
Широким, как Па-де-Кале.
В русле текущей темы и политической обстановке хочется остановиться на стихотворении «Ночные Феи». Читаешь его, будто летишь глазами по листу бумаги… Будто видишь этих девчонок молодыми и красивыми... Но главное смелыми и отважными … Кажется, автор не прилагает никаких усилий… Захотел и написал…
Ночные феи
В лохмотьях плоскости биплана,
Посадку выдержав едва,
В кабине девушка Татьяна,
Которой только двадцать два.
И будет впору удивляться,
Другой и этого не дашь,
Мария – штурман в девятнадцать
И это лучший экипаж.
То не фантазии, не сказки,
Когда бы было мне дано,
Я взял бы кисти, взял бы краски,
Взял для портретов полотно.
Я рисовал бы эти лица,
Всех, вылетавших сотни раз
Ночными ведьмами для фрицев,
Ночными феями для нас.
Василий Овсепьян стр.225 том1
Тематика стихов Василия Овсепьяна патриотическая – Севастополь, Крым, Родина, Россия и это говорит об актуальности тем. Темы, которая находиться на повестке дня. Однако выражена она не сухим языком публицистики или еще более сухим газетным текстом, а лирическим, когда с перестуком колес сливаются звуки песни, гармошки или звуки музыкальных лир. Прочтите сами:
***
Эти фильмы из прошлого
С перестуком колес
И с любовью без пошлости-
Навсегда и всерьез.
………….
Эти фильмы из пороха
И безумных атак,
Где судьбу делят поровну,
Как делили табак.
……………
Эти фильмы – прозрения
Как по коже мороз.
Против лжи и забвения
С перестуком колес….
Или простое, легкое и задиристое стихотворение, написанное для сына Родиона, которое приводится мной не полностью. Однако для тех кто имеет музыкальный слух не составит особого труда уловить в ритме стиха знакомые музыкальные нотки Газмановского шлягера «Есаул». Шлягера, который, собственно, и подталкивает читателя и подпеть, и пуститься в пляс, и «оседлать Пегаса». И только по этой причине стихотворение не читается, а поется задорно, весело и легко.
Миндаль
В Севастополе сегодня тепло.
На Приморском расцветает миндаль.
И душе моей уютно, светло,
И прекрасна бирюзовая даль.
Почему в февраль явилась весна?
Вроде это ей никак не дано.
И вальсирует чуть слышно волна
И в «Ракушке» нынче кажут кино.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Любовь Зимина стр.119 том 1
Приведу одно стихотворение этого автора – самое удачное, легкое и, на удивление, двусмысленное. С одной стороны, оно как бы задевает религиозную тематику, но с другой, лишено той принципиальной серьезности, которая по традиции этой тематике должна соответствовать.
После Троицы у околицы
Легкой трелью звенит свирель,
После троицы все устроится,
После Троицы – Духов день!
За окном моим на закате дня
Не устанет дождь моросить,
После Троицы не забудь меня
На свидание пригласить.
Ведь грустит этот дождь не просто так,
Плачет иволга непроста,
Пожалеем всех ради Господа,
И простим всех ради Христа..
Галина Кузнецова стр. 83 том 2
Предлагаю вниманию читателей сразу несколько четверостиший из разных стихотворений. Все они посвящены одной теме – теме природы, ее осеннему преображению, красоте, покою и беззащитности перед грядущими морозами.
Июль
Июль истомой напоен
Тучей ароматной сладкой,
Как тает в пальцах шоколадка
Или душа, когда влюблен.
Май
Май пришел ко мне непрошенный,
Без прогнозов и примет.
Гастролер, весной заброшенный
Ежегодный дал концерт.
***
По мне скучает дачный лес
И дом, засыпанный снегами,
И снег, скрипящий под ногами,
И голубой облез небес.
Карельский лес
На солнце плавится сосна,
Смолой душистой истекая,
Брусника прячется играя,
Румяной щечкою со сна.
Красивые образы, вдохновленное осенними картинами настроение, сравнительные обороты причастий и прилагательных, все это наполняет строки легкостью, пожалуй, такой же как падающие, сорванные дуновением легкого ветерка осенние листья на сырую землю. Я не случайно выделила именно эти стихи. Они в отличие от полной подборки легки, воздушны светлы и лиричны.
Валентина Спешилова стр 127 том 2
Были цветы
Были цветы белоснежные, нежные,
Запахи летнего утра, хранившие…
Стали пожухлые, тусклые, грустные,
Как наши чувства когда-то остывшие.
Читаешь и где-то там в душе появляется чувство узнавания мелодии, спрятанной за словами…То ли это Вадим Козин, то ли Марк Бернес, то ли кто-то другой из прошлого не столь отдаленного, но и не столь близкого, эпохи которая уже никогда не возвратится.
Вот и четверостишие из стихотворения
На белом мраморе камина
На белом мраморе камина,
Роняя слезы сгоряча,
Уже сгорев наполовину,
Мерцала хрупкая свеча.
Грустно. Но как легко сказано о трудном, о горьком, об утраченном навсегда…
Андрей Устинов стр. 203, том 2
А счастье, в общем, не сбылось
А счастье, в общем, не сбылось.
Любовь ушла и не вернулась.
Душа от боли содрогнулась,
Не понимая, что стряслось.
Ну, не случилось, не срослось.
Не ты один такой на свете.
Ну, что ты плачешь, слезы эти
Утри, ты же мужчина, брось!
………
Тебе
Я не знал, что бывают такие как ты.
Я не верил, что счастье возможно.
Разве можно взлететь до такой высоты,
Чтоб коснуться тебя осторожно.
……………
Осень
Пора дождей, тоски пора
И вечеров, остывших, просинь.
Как безутешно плачет осень,
Моя печальная сестра.
……………
А там средь кленов и берез,
Та, без которой жизнь пустая,
Рыжеволосая, босая,
Зовет меня в раскатах гроз.
И разбивая пальцы в кровь,
Я к ней бегу, кусты ломая,
Дождись меня, я заклинаю,
Моя осенняя любовь.
Стихи о любви. Откровенные, искренние, легкие… правдивые. Только пережив все можно написать о любви с чувством, без поиска слов, образов, без арифметики стихосложения.
Шесть авторов, шесть тем, шесть примеров самовыражения, шесть попыток «оседлать Пегаса».
Удалось ли?
Судить читателям.
Свидетельство о публикации №122090604591