Царь удод - Велесов пастух
ЦАРЬ УДОД - ВЕЛЕСОВ ПАСТУХ
1
Глиняные птицы русских гончаров уносят нас далеко – во времена хеттов и минойцев (1800 год до н.э.). Но не все, а только отдельные экземпляры, которые делали мастера тридцать-сорок лет назад. Например, птица симург из села Романово Липецкой области. Голова, лапы, рисунок из прямых («шумерских») линий на крыльях далают ее близкой к тем грифонам и симургам, которые изображены на древних фресках и высечены на камнях в святилищах хеттов, ассрийцев, шумеров.
Но совершенно невероятные картины древности нам открывают фигурки из деревни Хлуднево Калужской области. Это и сказочный феникс с широко раскрытыми красными крыльями и ярким хвостом с семиричным (семь дней недели) «солнцем» - оком, и «петух», и древо жизни с птичьими крыльями вместо веток. Рассмотрим это древо. Наверху его венчают три птицы – триада языческих богов русских славян. Но если посмотреть в профиль, то средняя птица выглядит как волчья морда, что не удивительно, учитывая стиль оборотничества в этой игрушке. Под этими птицами-божествами гнездится еще одна большая птица. Ниже на ветвях-крыльях гнездятся птицы поменьше. Под ними между крыльями-ветвями – красный цветок из восьми лепестков. Это священный огонь перед входом в святилище, которое изображает это крылатое дерево. Под священным огнем изображена зеленая веточка с красными плодами. И это – растение омела, которое расселялось на деревьях в священных рощах язычников. И не только на территории Древней Пруссии и в Новгороде, но и в странах Малой Азии ( в современной Турции, к примеру).
Под веткой предполагаемой красной омелы - зеленый змеиный орнамент с вкраплением маленьких красных деталей-змеек. Что означает это дерево-птица? Об этом говорит веточка омелы под священным огнем – именно птицы распространяли это растение своими клювами, давя плоды растения, сок от которого растекался по веткам и стволу деревьев, попадал вместе с семенами под кору и затем прорастал ценной омелой, из которой получали многообразные лекарственный снадобья. Три птицы наверху, три божества, покровительствуют птицам - «сеятелям» и растению. И охраняют священные рощи. Не исключено, что в Древней Пруссии христианский проповедник Адальберт погиб из-за того, что вторгся в священную рощу пруссов и узнал их тайны.
2
Еще одно изображение – непонятное существо несет на себе птиц – удодов, а под ними – голову теленка. На спине у этого существа два оранжево-синих солнца, спереди, под головой теленка, красно-сине-зеленое солнце-око, а под ним традиционный змеиный орнамент красного цвета. По голове этого существа не стоит разгадывать, кто это. Потому что это – «наголовник» жрецов для праздников и жертвоприношений. Спереди существо напоминает собаку и волка, а в профиль – трубкозуба и осла, любимых животных древнеегипетского бога Сета. Здесь представлена не только его маска, но и сине-оранжевый цвет смерти. У него есть искусственная борода, она разделена пополам двумя цветами – желтым и красным. У маски красные глаза и красные губы. У удодов и теленка красно-синяя раскраска. Очень интересно вылеплены удоды – у них длинные хвосты, высокие распущенные хохолки, но вместо длинных клювов – рыбьи рты. Эти птицы в объятиях чудовища напоминают царя Удода из комедии «Птицы» греческого писателя Аристофана ( 5 – 4 век до н.э.), который правил утопическим счастливым государством между небом и землей Тучекукуевском.
Но кого же изображает это существо, несущее удодов и теленка? Возможно, древнеславянского «скотьего» бога Велеса? Удоды часто перелетали вслед за стадами коров, обирая с них насекомых, в ту давнюю старину их даже называли пастухами. Значит, они служили Велесу. Поэтому глиняная фигурка из Хлуднево, возможно, изображает Велеса, который несет своих «пастухов» и «стадо» в виде головы теленка. Вспомним: высокий хохол удода в природе раскрашен в яркий оранжевый цвет бога Сета. А, может, этот идол «дает» нам целое представление? В котором он под маской чудовища, в мантии, разрисованной оранжево-синими солнцами (без глаз), несет самого себя в виде птиц, которые угоняют стадо коров к змею (Сету же), но в центре этого действия – солнце, всевидящее око вечного противника Сета – бога Гора?
По-другому птица удод называется пустошкой. Интересно, что в России еще очень много деревень под этим названием – Пустошка. Особенно, в северо-западных областях, начиная от Архангельской и заканчивая Новгородской, Смоленской, Тверской, в местах древнего обетования кривичей и русских славян.
Эта глиняная фигурка может означать процесс изгнания «Коровьей смерти» - коровьей чумы. Считалось, что появляется Коровья смерть в виде коровы или кошки, чаще всего чёрной, или собаки, иногда в облике коровьего скелета (поздний символ, возникший по образцу популярного облика человечьей смерти), или старой отвратительной женщины, имеющей руки граблями. По поверьям, она сама не приходит, а заносится или завозится приезжим, прохожим человеком или ведьмой. С Коровьей смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путём закапывания живьём), зажиганием «живого огня», то есть добытого трением, перегоном скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканьём «обыденного» — вытканного за один день холста. Для совершения обряда опахивания собирались ночью скрытно все женщины в одних рубахах, с распущенными волосами, брали в руки кто дубины или косы, на вдову надевали хомут без шлеи, запрягали её в соху и гурьбой обходили деревню. При опахивании иногда поют, призывая Коровью смерть выйти из села, так как в селе ходит святой Власий (Велес) — «скотий бог». Пропаханную борозду засевали песком. Хлудневский ряженый идол с «пастухами» - удодами и головой теленка очень похож на Велеса, «который ходит в селе» во время коровьего мора.
3
Кажется, очень ограниченная по смысловому и художественному отображению глиняная фигурка хлудневского петуха на дереве или на столбе. Выделяется только огромный одноцветный зеленый хвост. Но это тоже «наголовник» с маской петуха, у которого вместо клюва вытянутое «лицо» и рыбьи губы. Интересно, что красные петушиные «бакенбарды» и длинная красная борода вылеплены и нарисованы под «наголовником». На столбе нет ничего кроме редких красных и зеленых точек. Эта фигурка очень похожа на столбы у жертвенного алтаря на фреске в Крите. На них на двусторонних топорах восседают птицы с длинными хвостами.
Но у маски этого задорного, скажем даже, воинственного, петуха есть необыкновенный и очень странный секрет: Там, где нарисована ярко красная петушиная бородка практически незаметна крошечная тонкая прорезь длиной не более сантиметра. А если посмотреть на эту прорезь через увеличительное стекло, то увидишь вход в женскую ярко - красную вагину, исполненную почти с анатомической точностью. Как говорят про мастеров : «ювелирная работа»!
Но зачем это сделано? Может быть, для того, чтобы на мужском (петушином) жертвенном идоле указать «женское начало»? У тех же минойцев был матриархат, мужчины не были там агрессивны и во всем уступали женщинам. В том числе, именно они служили в храмах.
В праславянском периоде, как отмечают ученые, были многочисленные празднества, в частности, карнавального типа, связанные с определёнными сезонами и поминанием мёртвых. Совпадение ряда характерных деталей (участие ряженых, фарсовые похороны) даёт возможность возвести эти славянские празднества к календарным обрядам ряженья и т. п., реконструируемым для общеиндоевропейского периода. Уже раннесредневековые латинские источники описывают фарсовые обряды (в том числе и поминальные) как у западных славян, так и у южных. В XIII веке Димитрий Болгарский описывал русалии и устраиваемые по их случаю театрализованные действа и танцы, характеризуемые как непристойные. В народной культуре эти обряды сохранились до XIX—XX веков во всех славянских традициях: у восточных славян (смеховые похороны мифологических существ типа Костромы, Масленицы, Ярилы, Мары и др. В сезонных обрядах участвуют и зооморфные символы типа вышеописанного жертвенного «неприличного» петуха.
Эта глиняная фигурка петуха среди хлудневских идолов – четвертая с признаками «естественного» исполнения, из тех, что нельзя показывать детям до восемнадцати лет. Интересно, что тема этого «неприличного» петуха совпадает с темой комедии «Птицы» Аристофана: весь ее текст был написан матом. Однако в таком, подлинном, виде, ее за две с половиной тысячи лет не осмелился перевести ни один автор.
Зачем и для кого хранили у себя хлудневские мастера эти своеобразные глиняные изделия? И, главное, сколько времени они их хранили для языческих обрядов, передавая из рода в род? Вот что самое интересное.
Свидетельство о публикации №122090406134
=^+^=
Некими, сего дня сгоряча, и от излишнего красномыслия, видимо:)
"Как напоминают немецкие журналисты, удод – символ Израиля с 2008 года.
Тогда всенародным голосованием израильтяне выбрали птицу, которая будет символизировать еврейское государство.
Им стал именно удод ("духифат" на иврите).
Это перелетная птица, которая зимует в Африке, перелетая в жаркие страны через израильскую территорию.
Многие удоды не долетают до Африки, оставаясь на зимовье в средиземноморских странах, в том числе в Израиле."
+)
Ну теперь-то Алексей, тебе всё понятно ?
Какой Царь "Эрец-а-Кодеш ле мадинат Исраэль" ( Земля особая, государства Израиль, на иврите :) пасёт и "духифатит" ?
Скотий бог это, - Велес, которого Власием переименовали.)
А с моей к/точки зрения, - это всё тот же, недавно "отменённый" в западных Европах Плутос-Плутон, он же и персидский Зем-Зэм, хозяин и управитель Скорпионов земных...+)
05.03.2023 10:01
Эдсгер Кнут 05.03.2023 13:03 Заявить о нарушении