Педагогическая поэма

Каким быть должен педагог?
Ища ответ, я сбилась с ног.
Никто не может подсказать,
А значит нужно размышлять!

Начну конечно я с времён,
Когда сей термин был рождён.
Он означал ни что иное,
Как, «раб» - словечко не простое.

Афины слово предложив
И обязательства вручив,
Раба послали услужить
И чадо в школу проводить.

От унижений он хранил
И по возможности учил.
Но вдруг с ребёнком что случится,
В ад жизнь раба тут превратится.

Все объяснения бессильны
Ведь правят в Греции те силы,
Что звоном в кошельке монет
Фемиде перекроют свет.

Но та эпоха уж прошла,
Каков же дальше путь раба?
О, счастье! Рабство отменили!
И педагога в церковь поместили.

Веков середних час настал
И всяк монах учитель стал.
Тот педагог обязан был
Словно архангел Михаил,

Иметь талант и скромным быть,
Смиренным знаниям учить.
Превыше всех был педагог,
К нему бежали со всех ног.

Слова монаха – есть закон!
Ведь к Богу был он приближён.
Богатый, бедный – чтили все
Ученье излучало свет.

А что же было на Руси
В средневековые деньки?
Наш князь Владимир повелел
И педагог тут встал у дел.

Построил князь немало школ,
Детишек «лучших» он привёл.
Учитель звался тут иначе
Он мастер грамоты, тем паче

Владимир-солнце указал,
Чтоб мастеров люд уважал
И почитал учителей
В одном ряду с семьёй своей!

По ленте времени идя
Сей акт сокрыть никак нельзя,
Что Пётр I – реформист
И знаний нужных глобалист,

Распорядился сделать так:
Убрать весь спутанный бардак
И три ступени заложить,
Чтоб школам светским путь открыть.

Но право педагогом быть
Не так легко и заслужить!
Нужно сперва и самому
До знаний протоптать тропу.

Снимая все ограниченья
И допуская до ученья
Не только мужественный пол
Но и девиц. что в юбках в пол,

Свою реформу завершив
И семинарию открыв,
Пустил учиться педагогов
Не всех попало, лишь от Бога.

Чтоб те взрастили всем на зависть
И прививая знаний сладость,
Страны достойных сыновей
И кротких нравом дочерей.

Петра эпоха позади,
Но что же ждёт нас впереди?
Грядёт эпоха Просвещенья
И чтоб развеять все сомненья

Екатерина (II) сев на трон
Вменила преподать закон.
Чтоб новых граждан воспитать,
Учитель должен рассказать

Как людям надо различать
Чины, права, кто, что обязан
И быть за что может наказан.
Стал педагог всех обучать.

Теперь учитель стал закон!
И щедрым жалованьем награждён.
Но тут нежданный поворот
Царь Александр (I) у ворот.

Он Министерство создаёт
К образованью путь ведёт.
Он придаёт системности черты,
В которых видим мы следы

Меж уровней чуть видной полосой
Преемственность, дорого не простой
Идёт, пока что, не спеша!
Жизнь педагога не легка:

Ответственность и новизна…
Но всё ж хватает мастерства.
Вот педагог готовит кадры
И заполняет ими штаты.

Ответ держать перед царём,
А ученик тут не при чём.
Приходит снова Александр,
Не путайте, уже второй.

Долой всё крепостное право!
Поразмышлял наш царь тут здраво:
Нам нужен грамотный народ!
Отправил педагогов взвод

Нести в селенья знаний свет,
Наука начала рассвет!
Он много типов школ открыл,
Мужей учёных удивил.

Мы переходим к Николаю (I)
Он увеличивал контроль
Возвысив педагога роль.
Учитель знания несёт

В деревни, где простой народ.
Стабильны были времена.
Мы переходим в те года,
Где стали равными права.

Сословным школам скажем – Нет!
А педагог, в приоритет,
Обязан взять партийный свет,
Идеи должен он нести,

Социализм превознести,
Чтоб труд усерден был людской,
Тогда в страну придёт покой.
А Луначарский предложил

Марксистско-ленинистский стиль.
Компартия теперь главой
Встаёт пред нами как заря
Советов, Родины, труда.

Учитель должен поучать
И дать возможность детям стать
Советским честным гражданином,
А не каким-то господином.

И коммунизм в руках держать,
Как факел всем передавать!
И вот я подхожу к годам
Что очень близкие всем нам.

Как очевидец расскажу
И мысленно Вам покажу.
Реформ и в наши дни хватило,
ЕГЭ, к примеру, заявило,

Что компетентно подтвердит
Где прав-не прав был ученик.
Как много было разработок
И всяких разных доработок,

А инноваций сколько было!
Ни что из них не позабыто.
И в наши дни теперь, друзья,
Для педагога лишь судья –

Его открытая душа,
Что добродетелей полна.
Он вправе вольно выбирать,
Что хочется ещё познать

И к лестнице для достижений
Так много есть приспособлений:
То ГМО иль семинар,
А может книга – знаний дар.

Ну и конечно «Интернет».
Каких в нём знаний только нет!
Я ленту времени сверну
И про героя расскажу.

Мне промолчать никак нельзя,
Когда к нам в дом пришла война.
Хочу я с Вами поделиться,
Как не прогнулся под фашиста,

Что речи сладкие вещал,
Детей невинных убивал.
Тот педагог силён был духом,
Ему земля пусть будет пухом.

Взяв в руки бедное дитя,
Корчак проследовал туда,
Откуда больше нет возврата,
Хоть жизнь обещана была

Детей не предал, и тогда
На век закрыл свои глаза.
Не в силах сдерживать слезу
Я Вас к итогу подведу.

Проделав долгий такой путь
Не смеет в сторону свернуть
Тот человек, что ходит гордо
И может вызвать шквал восторга,

И взглядом класс утихомирить,
Границы знания расширить.
Кто смелостью нас наделяет,
На истин путь нас направляет.

В его устах отгадки мира,
В глазах бессмертный огонёк.
Он мастер слова, он знаток.
Он мудр, добр, не жесток,

Он друг, товарищ. Вот итог!
Таков быть должен педагог!


Рецензии