Читая прот. Александра Шмемана
"Прежде всего разрешите мне сказать вам, что ранняя Церковь полностью пренебрегала нашим нынешним различением между молитвой, обращенной к усопшим, и молитвой за усопших. Сегодня мы обращаемся с молитвами к святым, но мы молимся за «обычных» усопших. Это даже стало главным, торжественным моментом канонизации – последняя панихида, первый молебен. Первый христианин просто не понял бы, что происходит: разве он не был святым до того, разве мы его «повысили в чине»? В ранней Церкви ходатайство было взаимным – мы, живые, ходатайствуем за усопших, а они ходатайствуют за нас. Ora pro nobis (молись за нас) – почти повсеместная надпись на ранних христианских могилах, и не только на могилах мучеников (то есть «святых» в современном понимании слова). Именно эта взаимность заступничества проливает свет на свой первый и основной смысл, а именно на общение в любви во Христе. Уверен, вы все согласитесь, что самое первое, самое простое и самое прямое выражение (а отсюда и определение) любви – это желание быть вместе. Даже для самой простой человеческой любви расставание даже на два дня может быть невыносимым, ибо, как написал французский поэт: «Одно лишь существо ушло – и, неподвижен / В бездушной красоте, мир опустел навек!» (Из стихотворения А. Ламартина «Одиночество» (перевод Б. Лившица)). Таким образом, наша молитва друг за друга и особенно за тех, кто, по видимости, отделен от нас смертью, – это прежде всего «любовь», любовь человеческая, но и божественная, та любовь, которую Бог излил в наши сердца, любовь Христова, которой мы молимся не только за себя, но и, несмотря на свою грусть, за всех тех, кого любит Бог и кого делает объектами нашей любви. И если усопшие пребывают во Христе, если они любят Его, то они любят и нас, они с нами, они молятся за нас.
Эта любовь во Христе, превосходящая «смерть как разлучение», есть также содержание, смысл специальных «дней поминовения», тех суббот всеобщего поминовения усопших, которые Церковь установила для этого перед Великим Постом и во время него, перед Пятидесятницей, в мясопустную субботу и т. д. Но почему именно эти дни? Потому что Великий Пост – это время нашего паломничества к Пасхе, самое существенное время восстановления в нас целостности, попытки преодолеть раздробленность, внесенную в нас грехом. Это великопостное усилие, будучи в первую очередь усилием любви, требует как своего предусловия восстановления того единства в любви, которому мы постоянно изменяем. Великий Пост – это восстановление единства с усопшими через молитву, с живыми – через прощение, со всем миром – через пощение. Что же касается Пятидесятницы, «дня рождения Церкви», то поминовение усопших – это именно актуализация нами, в нас и в Церкви того единства в любви, которое делает Церковь Церковью.
В этом ходатайстве и поминовении мы также молим Бога, чтобы Он простил грехи «вольные и невольные», совершенные усопшими. Мы молимся, цитируя литургическую формулу, «о памяти и оставлении грехов». ".....
Мои заметки:
/И если усопшие пребывают во Христе, если они любят Его, то они любят и нас, они с нами, они молятся за нас/(с)
Интересно, что первые христиане не делили усопших на святых и грешников. Для них все были живы во Христе.
И если подумать что такое "пребывают во Христе", то можно сказать, что пребывают в любви. Но если даже они не достигли высокой планки святости жизни во Христе, ведь они же были христианами, крестились и крестили своих детей. И это всё таки вера во Христа и доверие Ему.
Иначе кто бы крестился?
И если какие то люди ( родственники) помнят их, значит была и есть между ними любовь. А раз есть любовь, то это главное условие пребывания Христа посреди.
И можно перефразировать заметку:--
Если они( усопшие) любят нас, а мы их, то они пребывают во Христе. Ведь поистине даже любовь человеческая есть искра начальная любви Божией.
Как сказал апостол:
Первое послание Иоанна 4:20
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И можно сделать вывод, что огромное количество усопших, которые не канонизированы и они молятся за нас, то есть живы во Христе. И это опять разделение чисто человеческое, потому что нет разделения у Бога на живых и мёртвых, на неканонизированных и канонизированных церковью. Ведь потому что "все согрешили", Один свят Иисус Христос.
И только Один Бог знает "своих".
Ведь именно Господь оставляет грехи и знает сердца.
А человеческая церковь, земная, она хоть и имеет своей Главой Христа, но грешит и уклоняется, и ошибается... потому и допускает "схождение христианских истин с ума" ( выражение Ал. Шмемана)
Свидетельство о публикации №122090202739