Homo Deus, кайрос и гений Тютчева
Якобы Конфуций
Мы живём на стыке общественно-политических формаций, по чьему-то меткому выражению, сидя на заборе времён. Капитализм медленно, но верно ползёт на слом. Его огромная инерционная сила уже начинает подпирать наш постмодернистский плетень сзади. Сейчас мы даже не можем предположить, что будет, когда нам придётся с него спрыгивать. Какое будущее нам уготовано? Какую биомассу варит в своей секретной лаборатории злобный Туранчокс, похожий на уменьшенную копию творчески плодовитого детского композитора Шаинского? На каком языке будет произнесена фраза «иди на «Астру»?».
Наше поколение уже спрыгивало с чуть менее высокого заборчика в 1991 году. Нам в то время было по семнадцать, а за прошедшие тридцать с небольшим хвостиком лет метла судьбы без разбору разметала тогдашних выпускников по осколкам некогда Великой Империи. Только тогда мы были полными оптимизма юнцами, что очень помогало искать место сначала под солнцем, а затем уже – и под индивидуальными шезлонгами. А сейчас в разговоре с одноклассниками приходится соблюдать аккуратный политес, ведь у каждого из нас теперь, как оказалось, может быть и своя правда. (Хотя, честно говоря, нынче актуален слоган «Какова пропаганда – такова и правда!»). А общение, направленное на поиск истины, всецело держится на завоёванном сорок лет назад взаимном доверии, когда у третьеклассников правда была одна – простая и понятная, как торжественное обещание при приёме в пионеры.
Итак, куда же зовёт нас своей дудочкой нынешний Гамельнский крысолов, пытаясь замедлить уже прошедшее точку невозврата незамедляемое? Внешне всё выглядит очень благочестиво и пристойно. Искусственный интеллект, цифровизация, генная инженерия и нанобиотехнологии якобы позволят в скором будущем создать новый вид человека – Homo Deus. По мнению автора одноимённой книги Юваля Н. Харари, огласившего свой манифест Будущего, данный прототип будет обладать тремя качествами на букву «Б»: Бессмертием, Божественностью и Блаженством. Терминология используется вполне себе Библейская, но лукавство, как водится, кроется в деталях.
Блаженство обозначает состояние абсолютного счастья. Стопроцентный телесный комфорт, наверное, достижим уже и сейчас. Чтобы данное утверждение перепроверить, нужно там – в модерновой стране Нехочухии – побывать, но, как говорится, «не плавали – не знаем». Для страждущих достижения душевной гармонии будет изобретён какой-нибудь композитный драг-мета-тета-хилинг. Бессмертие будет обеспечиваться постепенным капитальным ремонтом человеческого организма с заменой отслуживших своё органов на искусственные или гибридные дубликаты – главное, сохранить изощрённый интеллект. Ведь власть киборгов, живущих в неком подобии райских кущ на грешной земле, будет предрасполагать к принятию «богоподобных» вердиктов. А это, в первую очередь, решения о том, кому и как жить за пределами элитных рекреационных ареалов. Самое интересное, как автор, лишь слегка намекая на эксклюзивность вышеупомянутых атрибутов могущества, описывает будущие отношения «божественных сверх-людей» и «недо-хомо-сапиенсов»: они, по его мнению, будут напоминать отношение сегодняшних людей к своим домашним животным. Поэтому продуктом расчеловечивания может стать ещё одно слово на букву «Б», вынесенное однако автором за скобки: «Быдло» – вполне себе польское слово для обозначения объекта оскотинивания. (Автор явно не читал Олжаса Сулейменова, который рекомендовал "возвысить степь, не унижая горы".)
Механизм подобной глобальной дегуманизации может быть весьма простым: повсеместно снижая уровень образования, основанного на восприятии и осмыслении бумажных текстов, и повышая степень управляемости через электронные гаджеты, можно для начала попытаться полностью оболванить и переформатировать доверчивые детские умы. А если ещё потом всем подросткам раздать очки виртуальной реальности и активно возвеличивать суррогат иллюзии вместо натуральных и реальных ощущений, то через пару десятков лет и станет вполне возможным получить на выходе напрочь оцифрованного манкурта – послушного и способного, в обмен на погружение в виртуальный мир и немножко секса, выполнять лишь незамысловатую работу.
Для острастки особо ретивых интеллектуальных оппозиционеров может пригодиться квинтэссенциальная методология, описанная Оруэллом в книге «1984». Помните, каким дьявольским способом там была разрушена любовь главного героя по фамилии Уинстон, которая была единственной доминантой безрадостной и бесполезной жизни когнитивного диссидента? После разоблачения его инакомыслия перед лицом Уинстона тамошние последователи доктора Менгеле поставили трубу, через которую ему показали голодных крыс, готовых впиться в его рот и глаза. Крыс он боялся больше всего на свете, поэтому, он не смог ответить извергам по-хемингуэйевски: «Человека можно уничтожить, но нельзя победить». Уинстон закричал: «Отдайте им Джулию! Не меня, Джулию! Мне всё равно, что вы с ней сделаете. Разорвите ей лицо, обгрызите до костей. Не меня!». Похожая процедура, по-видимому, была проделана и с Джулией, потому что спустя какое-то время при встрече бывшие любовники почувствовали лишь взаимное отчуждение.
Посредством воздействия жуткого страха на заранее известные болевые точки центры любви в их головном мозге были выжжены дотла. И ключевым – для нас сегодняшних – выражением в предыдущем предложении является сочетание «заранее известные». Ведь нынешнему Большому Брату (sic! ещё два, но уже не библейских «Б»!) о греховных слабостях человека, благодаря его цифровому следу, может быть известно практически всё. Понятие "ББ", наверное, даже у Оруэлла не обозначало некоего человекоподобного Гудвина Великого и Ужасного, а просто служило лейблом как бы имевшегося тогда инфернального криптокомпьютера. Современные информационные технологии позволяют нарисовать, опираясь на наши данные, как минимум, индивидуальный психологический фоторобот. А дальнейшее развитие искусственного интеллекта позволит дошлифовать качество обработки информации по психотипу уже и до уровня портретного сходства.
И при этом всё течёт по принципу псевдочеловеколюбивых «зелёных технологий»: не нужно никого подсаживать на опий, не нужно морить людей в наркопритонах или концлагерях, «сама, Верунчик, сама» – вот принцип завлечения людей в секту тотального контроля. Мы сами, уткнув носы в экраны смартфонов, дружным коллективом идём вслед за дудочкой Гамельнского крысолова в трясину цифрового апартеида. По преданию, средневековый дератизатор сначала продемонстрировал жителям немецкого Гамельна свои возможности по управлению грызунами. Когда ему за его труды праведные не заплатили, он вслед за крысами увёл из города всех детей, а обратно уже никто не вернулся.
Неизвестно, помнят ли об этой истории в Поднебесной Империи, но чадолюбивые китайские последователи Конфуция, памятуя об опиумных войнах, попытались отгородиться от вредоносного контента новой Великой виртуальной китайской стеной и вырубили у себя ю-туб. А что делать нам – русскодумающим и готовым, в отличие от китайцев, ждущих проплывающего мимо трупа врага, в определённые моменты Истории ради защиты детей поставить на евразийский кон всё? А сейчас как раз наступил такой момент, когда жизнь, так и не дав полный ответ на два извечных русских вопроса, ребром поставила третий - "Кому верить?".
***
ЦИЦЕРОН
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Ф.И. Тютчев
И где же нам – идеалистам, воспитанным на русской классике – ещё как не в ней родимой, искать ответы на сложные вопросы миропонимания? В старом «Что? Где? Когда?» знатокам, если они не знали ответ на заданный вопрос, покойный Ворошилов рекомендовал априори отвечать: «Пушкин». Но в данном случае очень актуальный набросок русского ответа на извечные же русские вопросы великолепно сформулирован в стихотворении «Цицерон» Фёдора Ивановича Тютчева – дипломата и поэта-современника великого Александра Сергеевича. В этом монументальном и очень ёмком произведении есть многое из вышеупомянутого: обозначена смена эпох и при описании Роли Личности в Истории перечислены все три «Б» из набора Харари: Блаженство, Божественность (Богоподобие) и Бессмертие! Но Букет, собранный из этих понятий-цветов, смотрится совершенно по-иному, ведь он не обёрнут полупрозрачной упаковкой сегодняшнего двоемыслия.
На языке современных управленцев тютчевский рецепт брутального Благополучия можно было бы описать следующим образом. Человек в эпоху перемен счастлив особенным счастьем: в этот момент на короткое время-кайрос распахивается даже не окно, а лишь форточка возможностей, когда Высшие силы разговаривают с Человеком на равных, он участвует в разработке сценария происходящего и, принимая долгосрочные стратегические решения, навеки оставляет свой след в грядущей истории.
Гениальность великих русских литераторов заключается даже не в их тонкой интуиции, граничащей с предвидением.
Истинное величие наших классиков зиждется на абсолютной для всех времён и народов универсальности и поразительной многогранности их шедевральных текстов, действующих в качестве ментальной отмычки для любых сложных жизненных ситуаций.
Может быть, взгляд через призму творчества великого Тютчева поможет нам лучше осмыслить происходящие в 2022 году события?
PS. Грешен, про форточку домыслил. А ещё некоторые ответы на извечные вопросы чётко сформулированы в «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» замечательного Аркадия Петровича Гайдара…
Нур-Султан, 01.09.2022 г.
Свидетельство о публикации №122090106665