КПД в литературе
В ней я говорил сугубо об операх и с точки зрения красоты музыкальной, не рассматривая ни сюжета, ни исполнителей, ни постановки. Молчаливо предполагалось, что все перечисленные атрибуты – идеальны, хотя в реальности очень часто они играют существеннейшую роль.
Не обсуждал я также ни балетов, ни оперетт, ни инструментальных произведений.
Теперь попробую применить этот КПД-параметр к литературе.
Сразу становится очевидным вопрос: По какому параметру будет проводиться такое оценочное исследование?
Введу сразу два связанных друг с другом параметра, которые я описывал не раз в заметках о «Двухчастной литературе» (ЧТОописательная и КАКописательная).
Первый – это показатель художественности, то есть совершенство формы, в которую облачено повествование.
Второй – ценность идейная, то есть оригинальность и адекватность идей, сообщаемых в повествовании.
Строго говоря, первый параметр есть чисто литературный, принадлежащий к «изящной словесности». И, поскольку литература есть часть искусства вообще («игра в формочки»), то она, как и искусство в целом, «отвечает» на вопрос: КАК? А не ЧТО и ПОЧЕМУ?
Но, если учесть тематику искусства и литературы, то 95 процентов этого многотысячелетнего занятия людей посвящено одному вопросу: ЛЮБВИ, эвфемизму, которым деликатно заменяют чисто биологическое понятие -- инстинкт размножения.
Следовательно, нельзя отрешиться и от того, ЧТО описывается.
Конечно, всегда ЧТО-ТО описывается.
Но наивысшая степень литературы, на мой взгляд, это неординарное описание ординарности. Необыкновенно НЕЗАУРЯДНОЕ описание самой, что ни на есть ЗАУРЯДНОСТИ.
Именно в этом я вижу степень таланта автора. И тут, чуть забегая вперёд, я сразу заявлю, что обладателей ТАКОЙ степени таланта крайне мало среди тысяч «признанных писателей».
На первом месте стоят Илья Ильф и Евгений Петров. Чуть ниже – Владимир Набоков, Леонид Соловьёв и Ивлин Во. Это, по моей сугубо непрофессиональной оценке человека, который никогда на филологическом факультете не учился, ВЕРШИНА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ! Ибо у всех этих великих литературных талантов описываются, по большей части, события, достаточно заурядные!
Но КАК???!!!
Блестяще!
Я не хочу утомлять читателей длинными цитатами и предлагаю сделать следующее.
Отберите сами романы Льва Толстого, Достоевского, Тургенева, и любых других писателей, как русскоязычных, так и наиболее видных представителей мировой литературы. Откройте наугад любую главу и прочтите несколько страниц из неё. Отметьте на листке места и строки, которые вам особенно понравились ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ОПИСАНИЯ. Часто встретите описание чего-то, вроде бы, НЕзаурядного, а само-то описание НЕзаурядного, увы, весьма ЗАУРЯДНО! Посему «понравившегося» может и не быть, так что не выискивайте что-то «специально» вам «долженствующее» нравиться. Нет -- так нет.
Завершив этот процесс и этим создав фоновую «НОРМУ» мировой литературы, возьмите книги упомянутых Ильфа и Петрова, Соловьёва, Набокова и Ивлина Во. Снова, наугад откройте любую главу из их романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», любую книгу Набокова, дилогию «Повесть о Ходже Насреддине» Соловьёва и «Незабвенную» Ивлина Во (желательно, журнальный вариант в переводе Б.Носика, «Иностранная литература», №2 1969г).
И снова , отметьте на листке особенно выразительные описания. Могу с уверенностью сказать, что без труда и напряжения найдёте МНОГО таких мест. В этом сравнении мы обращаем внимания не на то, ЧТО, а лишь на КАК описано.
Вот и художественный КПД великих талантов. Причём у Ильфа и Петрова будет максимальное число отметок на листке особо выразительного описания, обычно совершенно неожиданного и в то же время, не менее АДЕКВАТНОГО. То есть необычным, часто почти фантастическим, языком описываются с поразительной точностью и соответствием реальности вполне обычные и понятные явления. Безо всякой псевдоглубокомысленности и пустопорожнего размазывания безвкусной словесной каши по тарелке читательского внимания.
Теперь часть вторая, ЧТОописательная.
Тут важны сразу оба фактора: КАК это описывается и, не менее важно (в отличие от предыдущего) ЧТО описывается.
Опять, классическим примером такого подхода к литературе является Станислав Лем.
Это, несомненно, писатель, ибо у него встречаются и нередко, очень яркие художественно описанные образы и события. Но главное у него -- это блеск ИДЕЙ. И одним из характернейших признаков высокого таланта Лема является то, что свои оригинальные мысли он подаёт, эдак, резвясь, вроде бы несерьёзно, шутя, вкладывая их в уста достаточно одиозных героев. Всегда с некой самоироничной улыбочкой.
Это совершенно не свойственно большинству «трудов» знаменитых «мыслителей» и «философов». Там всегда НЕЗРИМО наличествует назидательно поднятый палец ОРАКУЛА, вещающего нам, дуракам, «великие вселенские истины», а на самом деле ЗАУРЯДНОСТИ, подаваемые, однако ж, с воробьяниновским важным надуванием щёк и многозначительным поджиманием губ! Мол, только «МУДРЫЙ» поймёт, сколь значительна изрекаемая истина, а дано сие НЕМНОГИМ!!! И стадные дурни послушно открывают рты и начинают дежурное восторженное слюнопускание, хотя ничего, кроме банальностей в этих «мудростях» нет и никогда не было! Благоглупости, в лучшем случае.
Вроде Козьмы Пруткова:
«Мне, в размышлении глубоком,
Однажды молвил Лизимах*:
Что зрячий зрит единым оком,
Слепой не видит и в очках!»
(*Лизимах – один из генералов Александра Македонского, отличившийся своей жестокостью. Никогда, конечно же, таких «премудростей» не произносивший!)
Так вот, у Лема этого НЕТ!
Откройте его «Звёздные дневники Ийона Тихого», рецензии Лема на несуществующие научные труды и романы, его «Сумму технологии». Всюду, как бы между прочим, со всё той же самоиронической улыбочкой, выстреливаются совершенно оригинальные, неожиданные, гениальные и одновременно, вполне ЗДРАВЫЕ, адекватные трезвому мышлению идеи.
Это ещё один -- ИДЕЙНЫЙ КПД литературного произведения.
И Лем здесь тоже чемпион – 100% КПД!
Резюмируя.
Есть два литературных КПД.
Один – чисто литературный, художественный -- КАКописательный.
Второй – идейный КПД – ЧТОописательный.
Списка давать не буду.
Тут каждый из читателей может сам для себя создать такую шкалу обоих КПД.
27 VIII 2022
Свидетельство о публикации №122082800465