Елена Чалиева. Читательский обзор конк-са о дружбе
Признаюсь вам, что в этом конкурсе я не планировала писать обзор, но один из участников конкурса Александр (Омарт Криевс) написал свой читательский обзор, предупредив в предисловии, что это – ИМХО (Имею Мнение Хрен Оспоришь). Но мне этот обзор показался уж слишком ИМХО.))) И попробую по многим позициям оспорить и высказать своё мнение о конкурсных стихах.
Начну с того, что 13 произведений из 21 заявлены авторами как стихи для детей. Причём большинство из них заявлены как стихи для дошколят (7 из 13 стихов попадают в диапазон до 5 лет). Признаюсь, я не ожидала, что будет так много детского. Но обещанные за детские стихи 2 бонусных балла сыграли, видимо, свою роль. И даже те стихи, которые трудно назвать детскими, кое-кто из авторов старался переделать в детские, внося изменения в текст. А стихи не хотели и сопротивлялись насилию.))) Стремление автора к победе в конкурсе похвально, конечно. Но если это – самоцель, то сами понимаете…
В обсуждениях конкурсных стихов возник также спор о том, как надо и не надо писать стихи для детей. Предлагаю в этом вопросе не изобретать велосипед, а обратиться к опыту признанных мастеров. Я упоминала в обсуждениях книгу Чуковского «От двух до пяти». Все, кто пишет детские стихи, просто не имеют право с ней не ознакомиться (она в интернете есть в свободном доступе) и усвоить 13 заповедей Чуковского для детских поэтов. Часть этих заповедей есть на картинке к этому обзору. Подробнее здесь писать не буду, чтобы не загромождать обзор. И не будем забывать, что темой этого конкурса заявлена дружба, а не детские стихи.
Итак, сам обзор.
1.Ольга Светова «Кошка» (Д 5-7 лет)
Пруд луною осветило,
По воде легла дорожка,
И по той дорожке кошка
Пробежаться вдруг решила:
Вспыхнув жёлтою полоской,
В гладь воды вошла, как шило…
Долго хвост я ей сушила
И чесала шерсть расчёской.
Хорошее детское с/т, отвечающее многим заповедям Чуковского (хорей, образность и т.д.). Это – сюр, напомнивший мне с/т Хармса про кошку и воздушные шары на лапах. И действительно, оно и взрослому понравится. Вот только вопрос автору: кто в этом стихотворении с кем дружил? Неужели кошка с луной или шерсть с расчёской? Где раскрытие темы конкурса?
2.Омарт Криевс «С кем дружить, захочешь ты?» Вариант №2 (Д 3-7 лет)
Саше с Машей Солнце,
Мыло и Вода – верные друзья.
На столах и окнах от цветов домашних
свежий Воздух, Аромат и Красота;
без таблеток и уколов
лучший доктор – Чистота!
Ну, а если Я – грязнуля Тля:
Солнце, Мыло и Вода,
свежий Воздух, Аромат и Красота,
даже доктор Чистота,
все они враги мои тогда,
а цветы в песке и паутине,
да в пыли настенные картины,
мусор затхлый из ведра – аппетитная еда;
тараканьи там бега: мчат туда-сюда.
Из грязищи, прут микробов злобных тыщи,
скачут блохи и зубами клац, да клац,
всех готовы покусать подряд;
после них прыщами ряд.
Только доктор Чистота спасёт
вместе с Мылом и Водой,
будешь, как из мультика, Супергерой!
Посмотрись-ка в зеркало, в прихожей.
На кого сегодня, ты похожий?
В паутине с Тлёй в обнимку жить:
с пауками, комарами, мухами дружить?
Или с Мылом и Водой
руки и лицо сияют чистотой,
зазывают в аромат цветов.
С кем дружить, собрался ты?
Ну-ка, быстро, говори!
Александр, не обижайтесь, но так для детей не пишут: детям, тем более от 3-х лет, для запоминания необходимы чёткие рифмы и ритм. Где это у вас? Про повтор темы я не говорю: каждый автор имеет право написать на известную, даже заезженную тему по-своему. Но не так, как вы. Попробуйте рассказать своё с/т маленькому ребёнку трёх, даже четырёх лет, и попросите его запомнить и повторить. Если он сумеет это сделать, то запишите на видео и пришлите мне в почту – с меня тогда хорошее шампанское (вышлю вам по адресу).
3.Галина Карнаухова «Хорошо, что есть друзья» (Д 3-7 лет)
Молоко попить хотела,
Только дрогнула рука.
Кружка на пол полетела,
Нет в ней больше молока!
Чтоб от мамы не попало
И добру не пропадать-
Кис-кис-кис я покричала,
Кошек в доме целых пять!
С ними вместе я лакала
Молоко из кружки той.
Мама даже не узнала,
Что случилось тут со мной!
Сберегла её здоровье,
Очень мамочку люблю.
Обошлось всё малой кровью,
Кошек всех благодарю.
Угощу я их колбаской,
Всем за ушком почешу.
И своим вниманьем, лаской
Дружбу нашу поддержу!
Вот это – предприимчивый ребёнок, от имени которого написано с/т, ничего не скажешь! Такой в жизни не пропадёт – всегда найдёт выход из затруднительного положения.))) Но детям такое давать читать нельзя – дурной пример заразительный. В стихах для маленьких давайте обходиться без дурных примеров.
4.Тамара Буланова «Новое платье для Киски» (Д 3-5 лет)
Почему, сказала Катя,
Киска всегда в белом платье?
Надо ей наряд сменить -
К празднику красивей быть!
Заменю я Киске платье
Вот, сегодня, так и знайте!
Взяла кисточки и краски -
Началась Киски раскраска...
Киска очень любит Катю,
Думает - она в объятиях,
Так приятны Кати "ласки",
Закрывает Киска глазки.
Ох, не знают две подружки,
Что давно купать их нужно!..
В этом с/т беда с ритмом: написано 4-х стопным хореем, но есть неоднократные сбои (смещение ударения). Причём, с первых же строк – очень грубая ошибка:
ПОчемУ, сказАла КАтя,
КИска всЕгда в бЕлом плАтье?
Я написала заглавными буквами ударения, которые даёт ритм хорей, и получились «всЕгда», вместо «всегдА». И далее аналогично: «взЯла», «КискИ раскраска». Ритмический слух у начинающих авторов не всегда развит. Именно поэтому каждому автору перед подачей стихов на конкурс просто необходимо составлять ритмическую схему своего с/т. И уметь это делать! Проверять, все ли ударения, которые диктует метр (в данном случае хорей), совпадают с принятыми в языке ударениями. Без этого на конкурсы идти рано. И этому не так уж сложно научиться. Я о силлабо-тонике пишу, конечно.
5.Марина Сахарнова «Зубной врач» (Д 7-10 лет)
Нам с подружкой не до смеха,
И не хочется играть:
В школу врач зубной приехал,
Будет зубы проверять!
Чистить зубы я стараюсь
И ни капли не ленюсь,
Никогда не забываю,
Но к врачу идти боюсь.
Вон какие инструменты
Разложил он на столе:
Очень страшные моменты
Проплывают в голове...
Крепче я глаза закрою,
На врача чтоб не смотреть.
Даже если будет больно,
Постараюсь не реветь!
Врач включил светильник яркий:
"Рот пошире открывай.
Как там зубки? Все в порядке?
Так... Отлично... Закрывай!"
Врач сверкнул своей улыбкой:
"Молодец ты, так и знай!
Кушай чаще яйца, рыбку,
Творог есть не забывай."
Я от счастья улыбаюсь,
С кресла на ноги встаю:
"Да, спасибо, я стараюсь."-
Голос свой не узнаю.
В класс лечу я, как ракета,
Радость льется через край!
Вот моя подружка Света,
Я шепчу ей : "Не вздыхай!
Там совсем-совсем не страшно,
Врач веселый и не злой.
Открывай свой рот отважно.
Хочешь, я пойду с тобой?"
Детские стихи удаются автору лучше, чем для взрослых, на мой субъективный взгляд. И это не удивительно, ведь у неё две внучки, и есть на ком стихи тестировать. Но, как и во взрослых стихах, подводят рифмы – очень слабые. Причём в детских стихах грамматические, в том числе глагольные рифмы, вполне допустимы: дети ещё никаких рифм не знают, поэтому и эти рифмы для них в новинку. Но чёткость рифм – обязательное условие.
6.Евгений Аксельрод «Что снится животным?» (Д 5-9 лет)
Рыбе снится водный мир,
А вороне - свежий сыр,
Мышке - добродушный кот,
Мишке - ну, конечно, мёд!
Снится курице… павлин,
Гусю - журавлиный клин,
Кошке - африканский лев,
А свинье - уютный хлев.
Снится петуху забор,
Белке - полный шишек бор,
Дятлу - с червячками дуб,
А собаке - с костью суп,
Цапле - жирные лягушки,
Ласточке - жучки да мушки,
А щенку - смешной котёнок:
С ним они дружны с пелёнок.
Таково у всех житьё -
Снится каждому своё.
Снов не видит только крот,
Он слепым всю жизнь живёт.
Хорошо, что вы, Евгений прислушались к совету Андрея, и переделали с/т. Я, когда прочитала в первом варианте про рыбу, которой снится рыбий жир, который из рыб добывают, чуть со стула не упала: вот это с/т для детей! Теперь содержание стало гораздо лучше, хотя такие штампы для ребёнка от 5 лет, как «водный мир» - не айс, выражаясь на молодёжном сленге. К недостаткам отнесу также ничем не обоснованную смену рифмовки в четвёртом катрене и тему с/т. Оно – не о дружбе, хоть слово «дружны» и присутствует в тексте.
7.Андрей Королёв 7 «Друг»
Несётся жизнь, сметая ближний круг,
Чужими стали те, кто был дороже...
Лишь ты со мной, мой самый верный друг,
Ну, до чего же мы с тобой похожи!
Ведь можем просто долго говорить,
И сполоснуть беседой будни наши,
С природой слиться, будто воспарить,
Когда в душе - застой и плохо даже.
С улыбкой друг на друга посмотреть...
Мы крепко дружим... вот - тот самый случай:
Коль не со мной, ему не усидеть,
И мне с ним (чем с другими) - просто лучше.
Наш мир устал от множества князей,
Которые считают, что богаты...
Но, много ли у них ТАКИХ друзей,
И, были ли у них они когда-то?
Много слов-затычек, местоимений – слабо по технике пока. Зачем опять выделено слово капслоком? Я уже автору писала - это дурной тон.
8.Таня Вершинина «Капелька тепла»
Людские души словно зачерствели.
Вы для друзей своих откройте двери…
И подарив им капельку тепла,
Узнайте, как у них сейчас дела.
За рюмкой водки или чашкой чая
Вы вспомните все то, о чем мечтали.
Как песни вместе пели у костра,
Засиживаясь часто до утра.
Ты помнишь, как под старенькую «деку»*
Устраивали нашу дискотеку?!
Вдруг кто-то вспомнит первую любовь,
Наполнив теплотою сердце вновь.
И потекут неспешно разговоры
О дружбе, спорте, череда историй
О том, какой несносной стала жизнь.
О женщинах, дарованных как приз.
Да, годы очень быстро пролетели,
Не все свершились, избранные цели.
Сжечь не смогли свои мы корабли.**
Как хорошо, что снова собрались.
Про цели, которые свершились, автору уже писали в комментариях – согласна, что слово не подходит. Над рифмами автору надо работать больше – слабые. И писала неоднократно здесь – не ставьте слово «любовь» в конец строки, так как все рифмы заезжены до предела.
9.Елена Ительсон «Шарманщик и птица»
Птица рвётся в небо, в небо –
Окольцована.
А шарманщик быль и небыль
Всё поёт, пританцовывая.
Птица помнит, что такое
Быть на воле.
А Шарманщик тоже помнит
Чувство боли.
Не всегда крутил шарманку,
Он на скрипочке играл,
Просыпаясь спозаранку,
Птице корм всегда кидал.
Чувство боли, чувство боли,
Был скрипач тогда уволен.
-Знаешь,- говорит он Птице,-
Нам, похоже, это снится.
Стихотворение хорошее, певучее. Но я согласна с Вероникой: не совсем про дружбу.
10.Луша Ступина «Подружка-Весна!» (Д 7-8 лет)
Вот и растаял последний сугроб,
вот и повесился зимний микроб -
на паутинке,
на тонкой рябинке
вот и повесился зимний микроб!
Там, где когда-то стоял снеговик,
лужа с морковкой, а попросту - пшик!
Солнце светило
и превратило
в лужу огромную, попросту - пшик!
Будьте любезны, Подружка-Весна,
место своё уступила зима!
Вот у окошка
первая мошка
Вас ожидает, Подружка-Весна!
Неплохое в целом стихотворение, но для детского с/т очень слабая рифма: «весна – зима». И детские стихи должны быть позитивными, а здесь не совсем так: ну, микроб не жалко, пусть повесился, а вот снеговик стал лужей с морковкой – трагедия для детской души. Представляю, как ребёнок, прочитав это с/т, расстроится и заплачет: «Птичку (зачёркнуто)… снеговика жалко!»)))
11.Неутомимый Читатель «Кот и кошка» (Д 3-6 лет)
Жил-были кот и кошка
На квартире у меня.
Кошка дрыхла у окошка,
Кот мышей ловил в сенях.
Кошке снилась сливок кружка
И на блюдце колбаса.
Кот мечтал поймать кукушку,
Что живёт в стенных часах.
А однажды, в час заката,
Когда солнышко шло спать,
Кошка родила котяток –
Раз, два, три, четыре, пять.
Говорит котятам кошка:
- Мяу-мяу, мур-мур-мур!
- Миу! – отвечают крошки,
То есть: всё у нас ажур.
Я котят кормлю, лелею,
Вывожу их погулять,
И в три года я умею
До пяти уже считать!
Михаил, ну что же вы так: описка в самом первом слове стихотворения? Что ещё за «Жил-были»? И считаю, что ваша переделка взрослого с/т в детское так и не удалась: такие слова, как «дрыхла», разговорный фразеологизм «всё в ажуре» - не для ребёнка, тем более от 3-х(!) лет. Да и сомневаюсь, что в 3 года ребёнок поймёт слово «родила». А уж сени с мышами в квартире – это нечто. Прошу поведать нам, где такие квартиры есть, которые с сенями.))) А заодно прошу ответить, кто с кем дружил в вашем с/т. Я так и не поняла: то ли кошка с котом, а потом в результате этой дружбы родились котята, то ли кот с кукушкой в часах.))) Забота ребёнка о котятах – всё-таки не дружба, согласитесь. Как и вычёсывание хвоста в с/т №1.
12.Трунова Вероника «Несносное счастье. По следам ёжика в тумане.» (Д 10-12 лет)
1.
Упала с неба звезда,
Захлебнулась в тумане,
Угасла.
2.
На влажную гриву насыпал рассвет
Алмазную пыль и рубинов осколки.
Грусти, медвежонок, ведь грусть — это свет,
Будет разлука недолгой.
Лошадка вернулась, а ёжик уплыл...
Зови, медвежонок, несносное счастье!
Хоть звук, заплутавший в тумане, бескрыл,
Сможет до цели домчаться.
А вниз по теченью, где берег полог,
Задумчиво машет коротенькой лапкой
Спасительной спинке твой верный дружок,
В путь собираясь обратный.
3.
Туман, что разлился парным молоком,
Солнышко выпьет, глоток за глотком,
И заново даль открывая,
Поможет друг друга друзьям отыскать
И в тёплое счастье вернёт их опять,
К мечтам и к вечернему чаю.
Образно, красиво. Для старших школьников подойдёт вполне, оно и заявлено как для детей 10-12 лет. Да и взрослому понравится.
13.Виктор Любецкий «Друзья по переписке...»
Болеть не хочется нисколько,
Но бьёт озноб.
Мои друзья: Руслан и Колька
И мистер Боб.
Они – друзья по переписке –
Вот наш секрет,
Но каждый стал родным и близким –
Простой сюжет.
Пишу, и хочется поверить,
Что так и есть,
И спиртом протираю двери –
Ведь вирус здесь.
Пусть мелок он, зато коварен,
Жесток и зол.
И я срываюсь на гитаре,
Какой осёл.
Но дружбы лик? – Её разрушить
Не в силах мрак.
И лезет доброта наружу
Всё вроде так.
Руслан и Колька мне помогут –
Они храбры.
А мистер Боб попросит Бога
Открыть миры.
Болезнь уйдёт. Она не вечна,
И с ней озноб.
Лишь время очень быстротечно.
Да, мистер Боб?
Неплохо по технике, но маловато, на мой взгляд, образности и художественности. Слово «лик» тут не к месту. Не понятно, почему заключительный вопрос задан именно мистеру Бобу. Похоже, что для рифмы, что плохо – слабый финал с/т.
14.Марина Сахарнова «Снеговик и Луна» (Д 7-11лет)
Жил на свете снеговик,
С детства к холоду привык.
Каждый день считал за год,
Снег идёт и он растет.
Во дворе стоял один
Двадцать дней, ну то есть зим
(Ну понятно, что не лет,
Ведь про лето знаний нет).
Ежедневно он взрослел,
Только с каждым днём грустнел:
Дети днём играют с ним,
По ночам всегда один.
Есть метёлка и ведро,
Только скучно все равно.
Как-то ночью было раз -
Слезы полились из глаз...
Вдруг с небес ему Луна:
"Не грусти! И я одна!
Сверху на тебя смотрю,
Вся от зависти горю!
Уж не помню сколько лет
Никого в округе нет:
Нет ракет и нет комет,
И кому дарить свой свет?
Слово некому сказать -
Все при мне ложатся спать...
Да наверх ты посмотри
И со мной поговори.
Ты хоть маленький, но все ж
Чем-то на меня похож!
Даже через облака
Вижу круглые бока!"
Очень рад был снеговик
Видеть серебристый лик!
Стали с той поры дружить,
Ночь в беседах проводить.
И светлей, и веселей
Стали ночи для друзей.
Снеговик решил начать
Возраст "лунами" считать.
Хорошее стихотворение: интересно придумано про дружбу луны и снеговика, и даже рифмы здесь лучше, чем в первом с/т этого автора. Я бы только посоветовала его сократить – затянуто слишком, тем более для детей.
15.Светлана Мирошина «Крот и Солнышко» (Д 5-7 лет)
Загрустил Малютка Крот,
Что без солнышка живет:
«В темноте мне очень грустно,
Даже шёрстка не растёт».
Говорит ему сосед:
«Под землёю солнца нет,
Мы – кроты, а не цветочки,
Нам не нужен яркий свет».
Мёрзнут лапки у крота,
Надоела темнота!
Взял, - и выбрался наружу
Без особого труда!
Хорошо на свете жить!
Под землёю не тужить!
И не надо быть цветочком,
Чтобы с солнышком дружить!
Стихотворение Светланы мне очень понравилось. И образно, и про дружбу крота и солнышка – прекрасная идея. Подойдёт детям, вызовет эмоции: сначала жалость к кроту, который живёт без солнышка, потом его решимость преодолеть темноту и выбраться наружу. Ну, и хэппи энд, конечно, порадует детишек.
16.Екатерина Чаусова «Осень - в подружки!» (Д 3-9 лет)
Тихо-тихо ходит осень,
Тихо-тихо – очень-очень,
Тихо, скромно осень входит, прикрывается зонтом…
Только мы такие люди,
Сильно осень мы не любим,
Сильно до невыносимо – и за это, и за то!
Тихо-тихо осень ходит,
К людям осень очень хочет,
Недоверчивы мы, впрочем, и во всем подвоха ждём,
Лучше было бы – напротив –
Дружной стайкой в хороводе!
Знаешь, осень – на работе даже ночью, под дождём!
Осень в жёлтом вся – по моде,
Жёлтый очень ей подходит!
В непогоду, слякоть бродит – ей и лужи – нипочём...
Тучей вдруг затянет небо,
И в саду намочит мебель –
Нам придется нашу мебель накрывать большим плащом!
Вещи, что лежат в комоде,
С каждым днём нужнее, вроде…
Шквальный ветер крышу сносит и грядёт опять потоп...
Чтоб жилось повеселее,
Мы оденемся теплее,
За грибами вместе сходим и отпразднуем потом!
Если вдруг промочишь ноги,
Разболеешься в итоге,
Осень скажет очень строго – надо ехать за врачом!
Постучит в окошко осень –
Она многого не просит,
Но необходимо осень принимать уже в расчет…
Горло содой пополощем –
А морской водою – проще!
Быть здоровым легче, вобщем – отболеем – заживём!
Постучит скромняга-осень,
Тихо-тихо – скоро очень,
Ждём в гостях подругу-осень, – обеспечим ей приём!
Хорошо написано, песенно. Что не удивительно, раз это песенка. Мне нравится.
17.Виктор Любецкий «Другу...»
«Если ты, как затравленный зверь,
Лижешь раны в холодном снегу»
И не можешь уйти от потерь,
А ловушки на каждом шагу, -
Прокричи! Я услышу тебя.
Прошуршат мне деревья в лесу.
Я приду, все невзгоды дробя,
И от бед непременно спасу.
Если враг в вероломстве своём
Нападёт на твой дом, на семью...
Не тревожься, мы будем вдвоём,
Пронесём с честью участь свою.
Ну, а если готовит судьба
Встречу с пулей, одной на двоих, -
Я приму. Знай, тебе я не лгал,
Обещав подарить жизни миг...
Пусть Всевышний осудит меня
За никчемную, глупую жизнь...
Вспыхну я в жарких лапах огня,
Но услышу: «Дружище, держись!»
И зальют одинокий костер,
И отпустят, сказав: «Не греши».
Потому, что ты руки простёр,
Подарив мне частицу души...
Это с/т комментировать не буду: я сама его номинировала в лонг, а это значит, что не вижу в нём каких-то существенных недостатков. Будь иначе, не стала бы номинировать.
18.Людмила Сильдам «Когда-то я была девчонкой»
Когда-то я была девчонкой,
Как все ходила в детский сад.
Жила с мечтой о собачонке
И чтоб купили самокат.
Зимой с подружками на лыжах,
А летом двор и бадминтон.
А новый фильм с героем вышел,
Бежим, кто был в него влюблён!
Мы в "казаков" тогда играли
В своих дворах до темноты,
Лишь об одном переживали,
Чтоб дождик не смывал следы.
Так жили радостью беспечной,
А дождь ли зной, не всё ль равно,
Мы мчались с визгами на речку...
И кажется не так давно.
Пора каникул. Возле дома,
Садились на скамейках, вкруг,
Болтали о друзьях, знакомых,
О школе, есть ли лучший друг.
Сверчки, жучки, и просто мошки,
Жужжали рядом в темноте,
Но загорался свет в окошке
И мамин голос в тишине...
Какое счастье -детство, дружба,
Багаж надёжен, да не прост,
Вам память выберет, что нужно,
Построив в прошлое свой мост.
Есть недостаток запятых.
«Бежим, кто был в него влюблён!» - всё в прошлом времени, откуда настоящее взялось?
«Но загорался свет в окошке
И мамин голос в тишине...» - получается, что голос тоже загорался.
Достоверный рассказ о детстве, и дружба в нём есть. А отсутствует пустяк – поэзия.))) Где образность, поэтический язык? Всё очень обыденно.
19.Татьяна Комарницкая «О дружбе»
«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья»
(Пр.17:17)
Несчастен неимеющий друзей.
Друзья - благословение от Бога.
Трудна без друга гладкая дорога,
Тернистый путь с друзьями веселей.
Друг тот, кто любит в счастье и нужде,
Кто для тебя открыт и не лукавит.
И если ты ошибся, друг поправит,
Протянет руку, если ты в беде.
Ни деньги, ни машины, ни дома,
А верный друг – вот лучшее богатство.
Теплее с другом лютая зима.
Всех крепче дружбой связанное братство.
Мы выбираем, что для нас ценней:
Иметь друзей иль не иметь друзей.
Соглашусь с тем, что прозвучало в обсуждении: много общих слов, констатация известных истин, поэтому малоинтересно, банально.
20.Вита Осенняя «Отзовитесь, романтики…»
"А иначе зачем на земле этой вечной живу?"
"Виноградная косточка"
(или "Грузинская песня")
Музыка и слова Булата Окуджавы
Нынче жизнь не приветлива, бьёт кулаками наотмашь
стариков и детей, от невзгод никого не щадя,
доброта и тепло – раритет, устаревшая роскошь,
молодые на верность в любви, как на глупость глядят.
Отзовитесь, романтики прошлого бурного века!
Приглашаю на песни с гитарой к лесному костру,
лес – чистилище душ, наш кудесник природный и лекарь,
помечтаем в туманной ночи... и к реке – поутру'.
Окунёмся душой в родниковые чистые воды,
бросив сердцем друг другу от горя спасательный круг,
посмеёмся над шалостью, вспомнив про школьные годы,
благо – в мудрой душе огонёк молодой не потух.
Напоем Окуджавы и Визбора притчи-мотивы,
виноградную косточку спрячем в родимой земле,
чтобы лет через двадцать разросся потомкам на диво
куст романтики предков, поющих в наивной стране.
Я наполню стакан родниковой святою водою
и друзей окроплю, чтобы были всегда на плаву.
Объяснюсь им в любви, честно душу пред ними открою...
"А иначе зачем на земле этой вечной живу?"
А вот в этом с/т об ушедшей юности с поэзией всё в порядке, хорошее. Про мелкий недостаток Екатерина автору написала, повторяться не буду. Но это – помарка, не более того.
21.Екатерина Рыскова «Подруга детства» (Д 10-12 лет)
Сестра есть у меня и мама с папой
И в школе – всех друзей не перечесть,
Есть самый верный – «Мишка» косолапый,
Любимая подружка тоже есть.
Весёлая, спортивная такая!
Когда идём мы с ней куда-нибудь,
Признаюсь честно: я не успеваю –
Мне хочется присесть и отдохнуть…
У всех витрин она (и что за радость?)
Глядит на отражение своё...
Прощаю, как девчонке, эту слабость
И, словно верный рыцарь, жду её.
Пальто всегда подам... Я честь имею -
Воспитываю дже'нтльме'на в себе;
Коль надо - защитить её сумею:
Меня отметил тренер по борьбе.
Мы очень любим с ней гулять по парку,
Бродить в уединённых уголках
И прыгать там вдвоём через скакалку,
Ходить среди деревьев на руках.
Не скрою, я горжусь своей подружкой –
Её так любит вся моя семья!
Не будет никогда она старушкой…
Подружка эта – бабушка моя!
Стихотворение неплохое. Понравилась неожиданность концовки, хотя кому-то, кто имеет внуков, она неожиданной не покажется. Не понравилась строка: «Воспитываю дже'нтльме'на в себе» - сбой ритма (смещение ударения). Выражение «честь имею» здесь выглядит нелепо. Почему Мишка здесь в кавычках, не поняла.
Вот и весь обзор. Надеюсь, что все примут критику без обид. Тем, кто склонен обижаться, советую в дальнейшем при подаче заявки на конкурс использовать ремарку "Без обсуждения". А вот спорить и отстаивать своё мнение не только можно, но и нужно, в рецензиях.
А пока - пока!
Свидетельство о публикации №122082804594
--
Я – обижаться?! – Никогда.
Если бы боялся подставиться под оплеухи, то не писал имхо – читательский обзор.
Конечно, правильно написали, что строка длинная, так, то для конкурса, где строк до 40,а в первом варианте иной расклад.
--
Записывать на видео и высылать на почту не буду, т.к. шампанского не получу, в Латвию не то, что посылки, но и денежные переводы нельзя, а если получишь сразу шпион... и в тюрьму. Вроде шутка, а горькая, т.к. правда.
--
Мне предлагали «О Ване, его папе и маме» чуток подработать и к нему нарисуют картинки и этот стишок до кучи, иль, что ещё иль у кого, а тут война и не до детских стишков, раскрасок (там текст порежут на кусочки, что-то от комиксов и никакая рифма не нужна, а гладкость текста/ритм желателен, то 21 век, а не начало 20-го) и прочее детское нынче не у дел.
--
Дай Бог, чтоб всё стихло и не вылилось через края, вот тогда и чего-нибудь пришлю. А сейчас, ругайте, всё и от всех приму, виртуально, сидя перед нотиком.
--
С улыбкой уважения, Александр.
Омарт Криевс 29.08.2022 21:42 Заявить о нарушении
Да я вас не ругала. Просто хотела сказать, что ваше с/т маленькому ребёнку выучить наизусть невозможно, разве только вундеркинду по силам. Если целиком. А если порезать на кусочки, то тогда возможно. Мы тоже все молимся, чтобы всё стихло и жизнь наладилась. Думаю, что так скоро и будет.
Чалиева Елена 29.08.2022 22:15 Заявить о нарушении
Людмила Сильдам 29.08.2022 23:05 Заявить о нарушении
--
Нужно помнить, что ребёнку (дошкольнику: от яслей и до школы) читают взрослые иль читает ребёнок, а взрослые комментируют.
Ребёнок узнаёт нечто новое и ему всегда текст объясняют. Детские тексты НУЖНО ОБЪЯСНЯТЬ (почему капслогом, так это ключевое отличие детских текстов от взрослых), т.к. познание мира ребёнком в соотношении с мамой, папой, бабушкой, дедушкой очень близки нулю, это взрослые должны всегда помнить. Что для взрослого самоочевидно, то для ребёнка на уровне Нобелевской премии, конечно, утрирую, но в младшем дошкольном возрасте ребёнок постоянно совершает глобальные открытия и конечно, НЕ самостоятельно, а с помощью взрослых. Это очевидно, без моих умностей в примерах.
--
Тля очень маленькое насекомое и сопутствует, иль вместе с тлёй подразумеваем паутину, и в детском воображении складывается злой образ моли, т.к. в жизни о ней чаще вспоминают и всячески ругают. В стихотворении Тля (имя) с прописной буквы, т.к. это первоначальный штрих к образу плохого. Имя собственное Тля в компании тараканов, мух, паутины, микробов, это целый хоровод плохишей.
--
Если на даче иль где, ребёнок услышит о вредителях, то тля для него собирательный образ всего, что с паутиной и грязью.
--
Процесс детского воображения формируется не враз, а с приобретением новых знаний, как и от арифметики до теории вероятности, так и в жизни от общего и самого простого до конкретного(целое) и частностей.
--
Нет самой тли, а есть образ обобщающий насекомых и паутину, для ребёнка любой паук и муха в паутине, это без разницы, оба плохиши, т.к. мух убивают, а паутину мокрой тряпкой убирают, т.е. вода для ребёнка, это защитница чистоты и т.д.
--
Мышление ребёнка и взрослого, это разные миры. Ученик и мастер в любом ремесле, это профессиональное различие, так и мышление: взрослый из частностей складывает образ, а ребёнок не видит частностей, а видит сразу целое, т.е. какая-то грань целого и всё. А что фантасмагория рулит опять к Чуковскому, хотя нынче, многие «светила детского творчества/воспитания» за фантазии и поругивают. Я в детской педагогике, только по случаю, верней, в меру необходимости.
А вот навскидку строчки из «Айболита» и гляньте реальность за окном, а Вы, мол, Тля(букашка-паукашка) не рулит.))
--
…Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой…
…И сказал Айболит: Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки…
…У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!..
Детский стих не показывает правду, а указывает что хорошо и что плохо, что добро побеждает зло, в детских стихах полно фантасмагории, верней, фантасмагория добра и есть детские тексты.
--
С теплом улыбки уважения, Александр.
Омарт Криевс 30.08.2022 01:00 Заявить о нарушении
Людмила Сильдам 30.08.2022 04:05 Заявить о нарушении
--
Я и Вы говорим на разных русских языках. Почему? Так образное мышление выстраивает общие понятия и мыслит в категориях, т.е. выстраивает ценности (добра, зла, хорошего, плохого и т.д.), а есть сугубо бытовое мышление, где образность не нужна для покупки колбасы в магазине, а нужна арифметика: сколько заплатить и сколько денег останется. Без арифметики и бытового мышления не прожить, а образное мышление у многих проявляется в момент творчества и отдыхает в быту, одни используют образное/художественное мышление чаще, другие реже, но очень малая толика людей не могут от него отвязаться и живут с ним постоянно, что тоже «не есть хорошо».
--
Дератизация, это уничтожение грызунов, т.е. мышей и крыс в жилых и производственных помещениях. Почему? Так грызуны разносчики очень опасных для жизни человека инфекций и наличие грызунов на прод. складах и цехах изготавливающих продукты питания, грубейшее нарушение санитарных норм производства. А в детских текстах мышка просто милашка, а крысы частенько злючки и плошарики. Я уже написал, что детский текст в основном, это фантасмагория добра и урок правильного/хорошего поведения. Бытовое мышление всегда в частностях, т.е. в бытовых примерах, на основе житейского опыта, а искусство сродни науке, когда от частного к общему и от общего к частному, а различие кардинальное: искусство, это многообразность, возможность различных толкования и чем больше, тем значимей для потребителя(именно потребителя культуры) произведение, а наука, это концентрация единого смысла и любые различные толкования, это недостаток научного определения, категории.
--
Смею Вас заверить, что со смысловой нагрузкой и выбор имён лит. героев, в стишке всё в порядке, можно обсуждать недостатки технического исполнения, но воспитательная и познавательная составляющая стиха в норме, т.к. зачастую не зависит от бытового мнения, даже от популярных личностей в интернете, ведь кроме субъективного нравится иль не торкнуло, есть объективные критерии. Кстати и любой эталон, абсолют правильности, имеет временные рамки, то, что являлось святым в 18-19-20-м веке, сегодня может быть воспринято, как чудачество и т.д.
--
Спасибо, за беседу. Думаю, всегда стоит вовремя поставить точку, чтоб не начинать диалог по кругу.
--
С теплом улыбки уважения и благодарностью за неравнодушное мнение, Александр.
--
Извините за не редактированный текст, т.к. писался в одну строку.
Омарт Криевс 30.08.2022 13:04 Заявить о нарушении