Стихополотно. Пьерро
Родился в 1889 году в Киеве, с детства познал слезы сиротства ( мать потерял в трехлетнем возрасте, отца в пять лет), воспитывался у родственников, уже тогда волшебный мир искусства притягивал его. Кем только не работал Вертинский: грузил арбузы на Днепре, был корректором в типографии, даже бухгалтером в гостинице. И всегда писал стихи. Футуристы были его друзьями, затем увлек мир кино, и он начинает карьеру киноартиста, имеет успех. В 1915 году идет на службу в Театр миниатюр в Петрограде, где требовалось не только хорошо петь, но и владеть мимикой, танцевать.
В жизни и творчестве Вертинского много неординарного. Неординарной стала и первая актерская маска – белый Пьеро. Пьеро - лирический буффон, комедия дель арте. Вертинский не имел никакого отношения к итальянскому театру, он не нуждается в Арлекине или Коломбине. Он - русский Пьеро, его так называют до сих пор. Сначала был белый Пьеро, когда в 1917 году зазвучала гражданская тема, маска белого Пьеро оказалась обреченной. Белое кружево сменяется черным, артист отказывается и от белого грима. Вскоре Вертинский отказывается от театральной маски и выступает в черном фраке и белой крахмальной сорочке. Всегда работал в одиночку, никто не помогал ему разогревать публику, зал взрывался аплодисментами и приветственными криками, увидев Вертинского.
Более двадцати лет Вертинский провел в эмиграции, в 1943 году ему было разрешено вернуться домой. Удивительно, не было рецензий в прессе, трансляций по радио, массовых тиражей его грамзаписей, а популярность в Советском Союзе росла, среди поклонников был сам Сталин. Были и доносы: непорядок с репертуаром, нет советских песен. Ответ вождя был таков: «Зачем создавать артисту новый репертуар? А кому не нравится, тот пусть не слушает». Удивительно, обаяние личности Александра Вертинского и его искусства живо до сих пор: заставляет вернуть страшные картины прошлого и все таки видеть в мире тайные знаки любви.
Страница на стихи.ру, посвящённая Вертинскому http://stihi.ru/avtor/anvertinskij
Желтый ангел
В вечерних ресторанах,
В парижских балаганах,
В дешевом электрическом раю,
Всю ночь ломаю руки
От ярости и муки
И людям что-то жалобно пою.
Звенят, гудят джаз-банды,
И злые обезьяны
Мне скалят искалеченные рты.
А я, кривой и пьяный,
Зову их в океаны
И сыплю им в шампанское цветы.
А когда наступит утро, я бреду бульваром сонным,
Где в испуге даже дети убегают от меня.
Я усталый, старый клоун, я машу мечом картонным,
И в лучах моей короны умирает светоч дня.
Звенят, гудят джаз-банды,
Танцуют обезьяны
И бешено встречают Рождество.
А я, кривой и пьяный,
Заснул у фортепьяно
Под этот дикий гул и торжество.
На башне бьют куранты,
Уходят музыканты,
И елка догорела до конца.
Лакеи тушат свечи,
Давно замолкли речи,
И я уж не могу поднять лица.
И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый Ангел
И сказал: «Маэстро бедный, Вы устали, Вы больны.
Говорят, что Вы в притонах по ночам поете танго.
Даже в нашем добром небе были все удивлены».
И, закрыв лицо руками, я внимал жестокой речи,
Утирая фраком слезы, слезы боли и стыда.
А высоко в синем небе догорали божьи свечи
И печальный желтый Ангел тихо таял без следа.
Александр Вертинский
Жёлтый ангел
Филимонов Сергей Владимирович
Я крутил пластинку с Ободзинским,
Может оттого в ночной тиши
Залетел в окно Пьеро-Вертинский,
Выкурив небесной анаши.
Ни одной секунды не теряя,
В лоб ему прочёл свои стихи
От начала списка и до края,
И ещё там всякой шелухи.
Слушал молча, не перебивая.
Был Маэстро вежлив и учтив.
Вдруг спросил:"Вы что-то мне сказали?"
И растаял без следа в ночи.
Берегите от поэтов уши...
Он хотел покою, он устал.
Он хотел лишь музыки послушать...
Больше Ангел здесь не пролетал.
© Филимонов Сергей Владимирович, 2022
Первоисточник http://stihi.ru/2022/08/07/2810
Пьерро в творчестве http://stihi.ru/2021/12/29/4988
Свидетельство о публикации №122082804470