Эссе Портреты из прошлого. Часть 9

ПОРТРЕТЫ ИЗ ПРОШЛОГО.

ВАЛЬДЕНСЫ. ОТ ЕРЕСИ К ПРОТЕСТАНТИЗМУ.

Шёл 1545 год. В живописных предгорьях Люберона в Провансе, на юге Франции, собрались войска. Им предстояло выполнить страшную миссию, вдохновлённую религиозным фанатизмом. Кровопролитие, которое последовало вскоре, продолжалось неделю.

БЫЛИ разрушены целые деревни, а их жители брошены в тюрьмы или убиты. Зверства и жестокости, совершённые солдатами в то время, заставили Европу содрогнуться. Около 2 700 мужчин были убиты, 600 — сосланы на галеры, женщины и дети подверглись невыразимым страданиям. Военачальник, руководивший этой страшной расправой, удостоился похвалы от короля Франции и папы римского.

В Германии уже бушевала Реформация, когда король Франции католик Франциск I, обеспокоенный распространением протестантизма, стал осведомляться о еретиках, живших в его владениях. К своему удивлению, вместо отдельных еретиков власти Прованса обнаружили целые деревни, населённые инакомыслящими. Был издан указ об истреблении ереси, который в результате и привёл к кровавым событиям 1545 года.

Кто же были эти еретики? И чем была вызвала такая религиозная нетерпимость?

ОТ РОСКОШИ К НИЩЕТЕ.

Жертвы расправы принадлежали к религиозному течению, возникшему в XII столетии и распространившемуся в самых разных районах Европы. Возникновение этого течения и его борьба за выживание, длившаяся несколько столетий, отличает его от всех других диссидентских религиозных течений. Большинство историков согласны в том, что это движение возникло в 1170 году. Пьер Вальдо, богатый торговец из французского города Лиона, начал серьёзно интересоваться тем, как угодить Богу. На него произвёл впечатление призыв Иисуса, обращённый к одному богатому человеку, продать своё имущество и отдать бедным. Вальдо отказался от своего богатства и начал проповедовать Евангелие, позаботившись предварительно о материальном обеспечении своей семьи (Матфея 19:16—22). Последователи, которые у него появились, получили название вальденсы.

Пьера Вальдо называют также Вальдес, Вальд и Вальдус. От его имени и происходит слово «вальденсы». Вальденсы были известны и под названием «Лионские бедняки».
Уже в 1199 году епископ города Мец, расположенного на северо-востоке Франции, пожаловался папе Иннокентию III, что некоторые читают и обсуждают Библию, изданную на их родном языке. Вероятнее всего, речь шла о вальденсах.

Нищета, проповедь и Библия — это было главным в жизни Вальдо. Протест против роскошной жизни церковников был уже не нов. Среди самого духовенства были люди, которые открыто осуждали развращённость и злоупотребления, распространившиеся в церкви. Но Вальдо, как и большинство его приверженцев, был мирянином. Этим, безусловно, объясняется его убеждение, что у людей должна быть Библия на понятном для них языке.

Поскольку Библия на латинском языке была доступна только духовенству, Вальдо организовал перевод Евангелий и других библейских книг на провансальский диалект — язык простых людей, живших в Центральной и Восточной Франции. Следуя повелению Иисуса Христа проповедовать, «Лионские бедняки» всем и всюду провозглашали свою весть (Матфея 28:19, 20). Историк Габриэль Одисио говорит, что именно твёрдая позиция вальденсов в отношении всенародной проповеди стала решающим фактором, определившим отношение к ним церкви.

ОТ КАТОЛИЦИЗМА К ЕРЕСИ.

В те времена проповедовать могло только духовенство; более того, церковь взяла на себя полномочия наделять правом проповедовать. В глазах священнослужителей вальденсы были невежественными и неграмотными людьми, но, несмотря на это, в 1179 году Вальдо обратился к папе Александру III за официальным разрешением на проповедь. Разрешение было дано, однако было поставлено условие получить одобрение местных священников.

Историк Малькольм Ламберт замечает, что «это было равносильно отказу». Естественно, что архиепископ Лионский Жан Бельмен формально запретил проповедь мирян. Вальдо процитировал ему слова из Деяний 5:29: «Мы должны подчиняться Богу как правителю, а не людям». В 1184 году за отказ подчиниться запрету Вальдо был отлучён от церкви.

Несмотря на то что вальденсы изгонялись из Лиона и даже из всей лионской епархии, указ о запрете претворялся в жизнь не так уж строго. Простой народ восхищался их искренностью и образом жизни, и даже епископы не отказывались поговорить с ними.

Как отмечает историк Юэн Камерон, проповедники вальденсов не пытались «противопоставить себя Римской католической церкви» — они просто «хотели проповедовать и учить». Некоторые историки говорят, что изданные один за другим указы, всё больше и больше ограничивавшие вальденсов, фактически «сделали» их еретиками. Апогеем этого осуждения стал IV Латеранский собор 1215 года, который предал их анафеме. Как это повлияло на их проповедь?

ПОДПОЛЬЕ.

В 1217 году Вальдо умер, а его последователи, спасаясь от преследования, ушли во французские долины Альп, в Германию, на север Италии и в Центральную и Восточную Европу. Они были вынуждены селиться в деревнях, что значительно ограничило их проповедническую деятельность.

В 1229 году завершился крестовый поход Католической церкви по югу Франции против катаров, или альбигойцев. Следующей мишенью стали вальденсы. Вскоре инквизиция с крайней жестокостью набросится на всех, кто не согласен с церковью. Страх заставил вальденсов уйти в подполье. К 1230 году они уже не проповедовали всенародно. Вот что говорит историк Одисио: «Вместо того чтобы идти искать овец... они сосредоточили свои силы на заботе об уже обращённых и старались поддерживать их веру перед лицом трудностей и преследований». Он добавляет, что «проповедь не утратила своей важности, но приобрела совершенно новую форму».

ИХ УЧЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ.

Вместо того чтобы в проповеди участвовали все последователи учения, как мужчины, так и женщины, к XIV веку среди вальденсов обозначилось разделение на проповедников и верующих. Роль пастырей отводилась исключительно хорошо обученным мужчинам. Эти странствовавшие служители назывались барбы (что значит «дяди»).

Барбы посещали семьи Вальденсов. Они не стремились распространять свою веру, а скорее сосредоточились на том, чтобы воспрепятствовать исчезновению вальденсианства. Все барбы умели читать и писать, а шестилетняя подготовка, которую они получали, была сосредоточена на Библии. Они пользовались Библией на языке простых людей, благодаря чему им было несложно объяснять её своей пастве. Даже противники признавали, что в жизни вальденсов и их детей Библия играет важную роль и что они могут цитировать наизусть большие отрывки из Священного Писания.

Первоначально вальденсы осуждали ложь, отвергали веру в чистилище, службы за умерших, отпущение грехов папой и индульгенции, культ Марии и «святых», а также другие взгляды и верования. Ежегодно они отмечали Вечерю Господню. Как говорит Ламберт, их вера «была, по существу, верой мирян».

«ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ».

Члены общин вальденсов были очень тесно связаны между собой. Браки заключались внутри течения, и за столетия появились даже характерные для вальденсов фамилии. Однако для того, чтобы выжить, вальденсы старались скрывать свои взгляды. Неизвестность, окутывавшая их религиозные убеждения и верования, дала возможность противникам обвинять их в самых возмутительных действиях, например в поклонении Дьяволу.

Чтобы как-то снять с себя подобные обвинения, вальденсы, среди прочего, стали поступаться своими убеждениями и стараться, по словам историка Камерона, «более или менее выглядеть» как католики. Многие из них стали ходить на исповедь, посещать мессы, использовать святую воду и даже совершать паломничества. Как отмечает Ламберт, «они делали многое из того, что делали их соседи-католики».

Одисио же прямо говорит, что через некоторое время вальденсы уже «жили двойной жизнью». Он объясняет: «Чтобы гарантировать себе относительно спокойную жизнь, они делали то, что делают все католики, и в то же самое время в своей среде они соблюдали определённые ритуалы и следовали определённым традициям, благодаря чему их течение продолжало существовать».

ОТ ЕРЕСИ К ПРОТЕСТАНТИЗМУ.

В XVI веке религиозная сцена Европы была радикально изменена протестантизмом. Жертвы религиозной нетерпимости должны были либо добиваться официального признания в своей стране, либо бежать заграницу в поисках более благоприятных условий. Понятие о ереси уже не играло такой большой роли, поскольку слишком многие подвергали официальную религию критике.

Уже в 1523 году известный реформатор Мартин Лютер говорит о вальденсах. В 1526 году один из вальденсийских барбов приносит в Альпы весть о событиях в религиозной жизни Европы. За этим следует период обмена мыслями между протестантами и вальденсами. Протестанты призвали вальденсов поддержать перевод Библии с одного из языков оригинала на французский. Этот перевод увидел свет в 1535 году и позднее стал известен как перевод Оливетана.

Большинство вальденсов, однако, не знали французского. Преследование со стороны Католической церкви продолжалось, и многие вальденсы стали перебираться в Прованс, более безопасную местность на юге Франции, где селились и протестантские иммигранты. Именно на этих иммигрантов очень скоро переключили своё внимание власти. Несмотря на многочисленные положительные отзывы о жизни и нравственности вальденсов, их нередко обвиняли в неверности родине и подрыве порядка.

Вскоре был издан Мериндольский эдикт, послуживший толчком к страшному кровопролитию, о котором говорилось в начале. Отношения между католиками и вальденсами становились всё хуже. Защищаясь во время организованного на них нападения, они даже прибегли к оружию. В результате этого конфликта они были причислены к протестантам. Таким образом вальденсы слились с основным протестантским течением.

Шли века, и церкви вальденсов стали появляться в таких далеких от Франции странах, как Уругвай и Соединенные Штаты. Однако большинство историков согласны с Одисио, по мнению которого «вальденсианство прекратило своё существование во времена реформации», когда оно было «поглощено» протестантизмом. Надо признать всё же, что свое первоначальное рвение вальденсы утратили столетиями раньше, когда они из страха перестали проповедовать и обучать Библии.


Рецензии