Мертвы Элул и Ав - Met Av umet Elul
Стихи: Натан Ионатан (1923 — 2004), музыка: Цвика Пик (1949 - 14/08/20220) - на фото.
Песню в оригинале можно прослушать здесь (в исполнении Цвики Пика).
https://www.youtube.com/watch?v=5awDmcvWCd8
Песня эта очень популярна. Но текст её сложен и требует знакомства с рядом ивритских и библейских понятий и образов (в сносках).
«Мертвы Элул* и Ав*, и нет тепла,
Умрёт Тишрей* там с ними, как всегда»**,
Лишь тлеют ещё угли от костра
Любви, что летом тем оборвана была.
К пещере, где лежит сам Царь Давид,
Ты холод её бёдер прикрепи
К теплу камней могилы, где он спит,
К теплу камней могилы, где он спит
«Мертвы Элул* и Ав*, и нет тепла,
Умрёт Тишрей* там с ними, как всегда»,
Лишь тлеют ещё угли от костра
Любви, что летом тем оборвана была.
И мальчик тот бредёт, как брёл СаУл,
Следы ему оставил Ав, Элул,
И ясность он искал, и в мраке он тонул,
И ясность он искал, и в мраке он тонул
Иди на Запад, мальчик, может, там,
Меж летом и зимой, по суше, по морям,
Сверкнёт твой свет в ответ его грехам,
Сверкнёт твой свет в ответ его грехам
«Мертвы Элул и Ав, и нет тепла,
Умрёт Тишрей там с ними, как всегда»,
Лишь тлеют ещё угли от костра
Любви, что летом тем оборвана была.
Грехи мужчин и женщин, змИя, - знаю я,
Давида грех, овечка, УриЯ***
И Йонатан, медовые леса,****
И Йонатан, медовые леса
Мертвы Элул и Ав, но лето есть,
И твой рассказ, дитя, начнётся здесь,
Со змИем, женщиной и мёдом, - всем, что есть,
Со змИем, женщиной и мёдом, - всем, что есть
«Мертвы Элул и Ав, и нет тепла,
Умрёт Тишрей там с ними, как всегда»,
Лишь тлеют ещё угли от костра
Любви, что летом тем оборвана была.
………………………………
*- Ав, Элул, Тишрей - названия месяцев, предшествующих холодным временам года в еврейском календаре (солнечно-лунном). Они не всегда близки к месяцам в Юлианском календаре (солнечном)
** Первые две строчки взяты из стихотворения средневекового еврейского поэта, Самуэля А-Нагида - Князя Самуэля, (993г. - 1056г.), жившего в Испании. Может, из-за некаей общности их судеб: сыновья обоих поэтов были убиты.
*** «Давида грех, овечка та, и УриЯ» - Смертный грех царя Давида, описанный в Библии. Желая жениться на Бат-Шеве, жене Урии, своего преданного военноначалька, Давид отправляет Урию на самый опасный участок боя с расчётом, что там он будет убит, что и произошло. Пророк Натан, обвинивший Давида в этом грехе, рассказал ему притчу: к богачу, владеющему огромными стадами, пришёл бедняк, у которого только одна овечка, и богач угостил его обедом, приготовленным из единственной овечки бедняка. Давид сказал, что такой человек заслуживает смерти. Тогда Пророк Натан напрямую обвинил Давида в этом страшном грехе.
**** «Медовые леса» - грех Царя Саула, который, преследуя филистимлян, запретил уставшим воинам терять время на еду, хотя в лесу было много «медовых деревьев». Воины послушались, но Ионатан, сын Саула, не слышавший этого заклятия, поел с «медового дерева». Узнав об этом, Саул присудил сына к смерти. Но воины защитили Йонатана, не дав свершиться преступлению.
………………………………
Оригинальный текст:
http://www.hebrewsongs.com/?song=neesaftishrei
MET AV UMET ELUL, NE'ESAF TISHRE
Met Av umet Elul umet chumam ;
gam ne'esaf Tishrei umet imam
;rak nish'arah gachelet amumah ;
shel ahavat hakayitz hag'dumah.
;;El me'arat David hashunamit ;
tatz'mid et yeracheiha hakarot ;
el chom ha'avanim she'al kiv'ro. ;;
Met Av umet Elul... ;;
Veyeled zar holech vetar k'mo Shaul ;
et ikvotav shel Av veshel Elul ;
uve'amum hu mechapes et hatzalul. ;;
Lech yeled lech, ulai besof hama'arav ;
bein yam veyabashah, bein Av lis'tav
;ye'or shelcha ya'ir bein chatav. ;;
Met Av umet Elul... ;;
Chata'ei ha'ish veha'ishah vehanachash ;
chatat David be'Uriya, kivsat harash ;
veYonatan veya'arat had'vash. ;;
Met Av umet Elul, hakayitz shav ;
sipur shelcha yaldi, mat'chil achshav ;
im kol had'vash vehanachash veha'ishah. ;
Met Av umet Elul...
Свидетельство о публикации №122082803210