КПД художественных произведений
Лампочка накаливания, например, имеет очень низкий КПД, то есть то количество электрической эенергии, которое перешло в видимое светоизлучение, там всего 3%. То есть в свет перешло лишь три процента изо всей поданной на лампочку энергии электрического тока. Остальные 97% – ушли на тепло, разогрев волоска, окружающего пространства и инфракрасное излучение.
КПД хлорофилла листьев такой же. Всего три процента падающей на лист световой энергии превращаются в энергию химических преобразований. Остальное на отражение, нагрев и испарение влаги из листьев.
И по следам этих реминесценций задумался я над КПД художественных произведений. Можно ли вообще говорить о понятии сугубо физическом в его приложении к искусству?
Попробую.
Начну с самого лёгкого для меня, с музыки.
Точнее, с опер.
Тут мне было легко ввести этот критерий.
Для простоты: Какое по времени в процентном выражении занимает красивая и запоминающаяся музыка?
Возьмём какую-нибудь оперу. Полное время её исполнения, без антрактов, допустим, от увертюры до конца последнего акта два часа. Из него красивых и запоминающихся арий было две и каждая по десять минут. Остальное – балеты, вводная оркестровая музыка, увертюра, речетатив и прочее. Итак, с точки зрения красивых арий 20 минут из ста двадцати, одна шестая, примерно 17%. Это «ариозный КПД» данной оперы.
Бывает и нередко, что хоры, балеты и вообще «междуарийная» музыка тоже очень хороши и талантливы, нередко, лучше арий, тогда общий музыкальный КПД оперы будет, конечно, выше.
Чтобы не быть излишне абстрактным и голословным, перейду к конкретным операм и начну с эталонов высшего класса:
Опер с музыкальным КПД 100% или близким к ним.
Разве есть ТАКИЕ, удивятся некоторые читатели. По моему сугубо субъективному и столь же непрофессиональному мнению человека, знакомого с некоторым количеством опер, да, есть!
К ним причисляю:
Три оперы Верди – «Травиата», «Риголетто» и частично «Аида».
Первые две имеют КПД 100% и «Аида» на 70%.(Последняя треть «Аиды», несравнимо с первыми двумя, бедна до убогости. Вдохновение у Верди кончилось на второй трети. А сдавать оперу в срок – обязан – она была заказана ему к торжествам по поводу открытия Суэцкого канала.)
Чайковский – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» – 100% КПД. Это означает, что в операх нет скучных мест, постоянно сменяя друг друга идут красивые и запоминающиеся мелодии.
Гуно «Фауст» – 70%
Бизе «Кармен» – 100%
Верди «Трубадур» – 30% (Марш стражи, хор цыган, ария Леоноры в «дуэте» с Манрико).
Бородин «Князь Игорь» – 30% (собственно все по-настоящему красивые арии Игоря и хана Кончака, плюс хор и половецкие пляски, всё это лишь в одном акте плена князя Игоря. Ещё ария его брата «Как бы мне в Путивле править», но это явно слабее, чем вышеупомянутое , ладно, добавим ещё 5 %. И всё. Остальное — ничего запоминающегося.
Доницетти «Лючия де Ламмермур» 15% – необыкновенно красивый секстет «Chi mi frena in tal momento» длится всего четыре минуты ШЕДЕВР!!! Плюс ария из сцены сумасшествия Лючии и всё.
Доницетти, «Любовный напиток» – одна ария 5%
А есть немало опер со всего одной красивой арией или вообще, чем-нибудь по-настоящему талантливым.
Даргомыжский «Русалка» – арии Мельника «Вот, то-то, все вы девки молодые» и Князя «Невольно к этим грустным берегам», которая, кстати, подозрительна похожа на арию Фауста из оперы Гуно «Привет тебе, приют священный».
Россини «Севильский цирульник» – три арии: Розииы, Фигаро и Дона Базилио. Дуэт Фигаро и Розины, и увертюра, в которой нет ни одного мотива из самой оперы. Россини схалтурил и взял для увертюры мелодию никак к данной опере не относящуюся. 30% КПД
Верди «Набуко» -- хор рабов иудеев. 5% Лучший по красоте хор (по моему разумению).
Направник «Дубровский» – одна ария Дубровскиго «Итак, всё кончено, судьбой неумолимой...» 5%
Римский Корсаков «Царская невеста» – Ария Григория Грязного « С ума нейдёт красавица», ария Марфы, уже сошедшей с ума, «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдём», ария Любаши «Вот, до чего я дожила...», очень красивая увертюра (вообще, на мой взгляд – лучшая опера Римского Корсакова). 45% КПД
Глинка «Руслан и Людмила» -- Три арии: Людмилы «Родитель дорогой», Руслана «О, поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями» и Фарлафа «О, радость, я знал, я чувствовал заранее», Марш Черномора, увертюра, 35% КПД
Флотов «Марта» – одна ария «Марта, Марта ты пропала» (явное мелодическое подражание итальянским операм) 5%
Г.Рубинштейн «Демон» – ария Демона, которую исполнял отец Фёдор «Лишённым приятности голосом», когда пожарники снимали его со скалы «Не плачь, дитя, не плачь напрасно, твоя слеза на труп безгласный» и хор грузин «Ноченька» 10%
Масне «Страдания юного Вертера» – одна ария Вертера «О, не буди меня, зефир младой весны...», 5%
Делиб «Лакме» – одна ария «с колокольчиками» Лакме «Куда спешит младая дочь пария одна» 5 %
Беллини «Норма» – одна ария Нормы. 5%
Пучини «ФлорияТоска» – две арии Каварадосси. 10%
Пучини «Мадам Баттерфлай» – одна ария Чио-Чио-Сан. 5%
Пучини «Богема» – ария Рудольфа, ария Мими 10%
Чайковский «Иоланта» – дуэт Иоланты и Водемона «Рыцарь, мне не нужен свет» и Роберта «О, кто же сравнится с Матильдой моей» 10%
Чайковский «Орлеанская дева» – ария Жанны (Иоанны) «Прощайте, вы, поля, леса родные»5%
Бизе «Пертская красавица» – одна ария героя «На призыв мой, тайный и страстный» 5%
Бизе «Искатели жемчуга» одна ария «В сияньи ночи лунной, её я увидал» 5%
Мейербер «Гугеноты» – ария пажа «Привет мой вам, сииьоры» 5%
Оффенбах «Прекрасная Елена» – хор королей 5%
Григ «Пер Гюнт» (Музыка к театральной постановке пьесы Ибсена) – ария Солвейг, в пещере Горного Короля, танец Анитры, Рассвет 50%
Глинка «Иван Сусанин или Жизнь за царя» – ария Сусанина «Чуют правду, ты, заря.» и хор на балу «Добычу нам даёт война» 10%
Римский Корсаков «Садко» -- арии варяжского, венецианского и индийского гостей 15 %
Римский Корсаков «Сказка о царе Салтане – полёт шмеля, ария царевныЛебедя «Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель» 10%
Рахманинов «Алеко» – ария Алеко «Весь табор спит, луна над ним» 5%
Гуно «Ромео и Джульетта» – ария Джульеты 5%
Сен-Санс «Самсон и Далила» – двe арии Далилы «Как колос на полях, наклоняясь дрожит под дыханием зефира», «Самсона в эту ночь ожидаю, его я должна заманить» 10%
Галеви «Еврейка или дочь кардинала» – Ария её отца «Рахиль, ты мне дана» 5%
Бетховен «Фиделио или Леонора» – увертюра 5%
Верди «Дон Карлос» – ария короля Филиппа 5%
Моцарт «Свадьба Фигаро» – ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый, Адонис, женской лаской прельщённый» и ария пажа Керубино 10%
Моцарт «Дон Жуан» – ария Лепорелло, ария Дона Жуана 10%
Моцарт «Волшебная флейта» – ария Царицы ночи 5%
Глюк «Орфей в аду» – одна мелодия витающих там душ 5%
Вагнер «Тангейзер» – хор странствующих пилигримов 5%
Вагнер «Валькирия» – полёт валькирий 5%
Беллини «Сомнамбула» – дуэт 5%
Леонковало «Паяцы» – ария Канио «Пора выступать» 5%
Мусоргский «Борис Годунов» – ария Бориса «Достиг я высшей власти» 5%
Мусоргский «Хованщина» – «Рассвет на Москве-реке, Утро стрелецкой казни» и ария Марфы «Исходила младёшенька, все луга и болота» 15%
Римский Корсаков «Золотой петушок» – Ария шамаханской царицы 5%
Оффенбах «Сказки Гофмана» – баркаролла 5%
Верстовский «Аскольдова могила» – хор 5%
Серов «Вражья сила» – ария «Где мне силу взять» 5%
Приведены только оперы, о балетах не говорю, хотя и здесь на первом месте со 100% КПД – «Лебединое озеро».
Понятно, что НЕ будучи специалистом – музыковедом, я не перечислил и десятой доли известных и популярных опер. Так что -- карты в руки знающим лучше меня!
Здесь речь идёт о КПД музыкальных произведений, как наиболее лёгком для меня.
С литературой будет сложней, но, возможно, попробую.
За живопись, скульптуру и архитектуру браться вообще не могу потому что САМ НЕ ЗНАЮ, что такое КПД картины или скульптуры или архитектурного ансамбля.
Критикам буду признателен за «исправление моих ошибок»!
26 VIII 2022
P.S. Этот список показывает воочию, до чего РЕДКО приходит БОЖЕСТВЕННОЕ ВДОХНОВЕНИЕ даже к людям талантливым!!!
P.P.S. Я приношу свои извинения читателям за несколько грубых ошибок, мной допущенных в этой заметке. Увлёкся перечислением и пару раз перепутал авторство опер или арий!
Сработало «Художественное Соотношение Неопределённостей», мною некогда сформулированное, и сыгравшее уже со мной злую шутку:
Чем вдохновеннее автор создаёт что-то, тем сильней у него отшибает память и здравый смысл! Увы, я тоже – только человек, склонный к ошибкам!
Исправил то, что обнаружил.
Свидетельство о публикации №122082607211