Вера
1Ин.5;1-3: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки».
Для того, чтобы родиться свыше от Бога, одно только нужно – уверовать. Верующие суть рожденные от Бога. Они столь тесно и нравственно связаны между собою, что любовь к Богу, влечёт их любить друг друга. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, т. е., любить и Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него» (Феофил.). Любовь не должна быть с кулаками, она должна быть деятельной. Любовь к Богу выражается в том, что мы соблюдаем Его заповеди. Иисус Христос назвал иго Своих заповедей благим, и бремя их легким (Мф 11;30). Божии заповеди не тяжки, потому что их мотив – любовь, потому что их исполнению содействует благодать по вере в силу Христовой Крови.
(ст.4,5): «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?».
Исполнение Божиих заповедей встречает для себя препятствия в виде противодействия боговраждебных начал – мира, плоти и сатаны (см. 2: 15,16 ). Но христианин силою благодати, подаваемой через веру в Бога и Господа Иисуса Христа, твердо противостоит соблазнам и искушениям и побеждает боговраждебный мир. Наша победа состоит в вере и совершается через веру. Так как вера побеждает не одна, а вместе с имеющим её, то (5;5) побеждает тот, кто верует. Иисус победил мир (Ин.16;33). Эта победа – неиссякаемый источник из которого всякий христианин, по вере во Христа, черпает благодатные силы для своей личной победы над миром.
(ст.6): «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина».
Речь идёт о свидетельствах воды крещения и крови крестной смерти. Первое – это Иоанново свидетельство, когда вода крещения, Святой Дух Божий и Небесный Отец засвидетельствовали о Христе.
(ст.8): «Три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном».
Сии три свидетельствуют на земле о том, что Иисус есть Христос. Земля, в которую Бог вдохнул дыхание жизни – это живая человеческая душа (Быт.2;7). У человека есть дух, душа и тело. Евр.4;12: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Вода здесь очищающая вода (Ин.13;10) слова, проповеданного нам (Ин.15;3). Проповеданное нам слово состоит в том, что так надлежало исполниться всему, написанному об Иисусе Христе в законе Моисеевом, и в пророках и псалмах, и пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день (Лк.24;44-46). Кровь – это плоть и кровь объективной реальности (Мтф.16;17). Наш дух, слово, проповеданное нам, и плоть и кровь объективной реальности свидетельствуют нашим душам о том, что Иисус есть Христос. Это свидетельство есть разумный, логически последовательный вывод (доказательство) реальности Бога и истины Его слова. Подробней о доказательстве реальности Бога и истины Его слова говорится ниже.
(ст.7): «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино».
Если земля – это наша душа, то небо – это наш дух. Наш дух есть всё, в нашем сердце, рождённое от Святого Духа, когда мы рождаемся свыше от воды и Духа (Ин.3;6,3,5). Здесь вода также означает проповеданное нам слово благовествования (1Кор.4;15). В нашем духе нам о том, что Иисус есть Христос, свидетельствуют Отец и Сын (Ин.14;20) излившиеся в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5;5), и Сии три суть едино.
Свидетельство на земле (в душе, в разуме) есть свидетельство человеческое. Свидетельство на небе – Божие свидетельство.
(ст.9): «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем».
Не смотря на то, что 7-й стих 5-й главы Первого соборного послания святого Апостола Иоанна Богослова известен нам только из позднейших списков латинского перевода Вульгаты его слова приняты Восточною и Западною церковью как подлинные в силу того, что они, будучи исключёнными из текста, с безусловной несомненностью воспринимаются как недостающие и что внесение этих слов в текст нисколько не затрудняет чтение и связь как с предыдущим, так и с последующим текстом согласуется и равно вполне гармонирует с особенностями богословия Ап. Иоанна.
(ст.10-13): «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».
Для верующего живущего во Христе истинность его веры выше всяких сомнений, поскольку вера есть постоянный факт его сознания (ср. Ин 7;16; Рим8;16;1 Ин1;10). Наоборот, кто не верует в свидетельство Божие, тот считает его ложным, следовательно, Самого Бога представляет лживым (ст.10). «неверующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя сыноположения, а чрез это жизни вечной» (блаж. Феофил.). Между тем истинная вера носит в себе несомненный залог вечной жизни (ст. 11–12, ср.1;4).
В ст. 13 «выводится как бы заключение. Я, говорит, написал это вам, как наследникам вечной жизни. Ибо для тех, которые не живут надеждой жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиньями непохвально» (Мф 7;6) (Феофил.). И дальнейшие стихи, 14–21, составляя органическую, неотъемлемую часть послания, имеют характер заключения, в котором повторяются главнейшие мысли послания, с прибавлением, впрочем, одной новой мысли о ходатайственной молитве за согрешающих братьев (ст.15–16).
(ст.14,15): «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него».
Свидетельство о публикации №122082604115