Путешествие на Юг
1. Дорога.
Честно скажу, мы со Снежаной сомневались, ехать ли в такое путешествие, или отдыхать дома на даче. Но всё решил случай. Я где-то в интернете набрёл на притчу, о том, что семейная пара откладывала все самые интересные события, которые могли произойти в их жизни, в долгий ящик, на завтра, на послезавтра, на через месяц, на через год и вдруг случилась беда, которая вообще перечеркнула их планы на будущее, и они так и не осуществили свои отложенные мечты. Исходя из этого, мы и решили, что или сейчас, или возможно уже никогда.
Имея на руках все необходимые документы, поменяв евро на рубли (честно говоря, очень неудобно, когда у тебя не работают банковские карты в стране, которую ты выбрал для путешествия, но политикам конечно на это плевать,) мы пересекли границу в районе на МАПП Лухамаа-Шумилкино и покатили в сторону трассы М-9.
Трасса М-9 Рига- Москва, очень спокойна, слабо загружена транспортом, подходит для любителей езды по правилам, на ней нет скоростных участков и особых достопримечательностей, крупных населённых пунктов и кроме лесных массивов, тянущихся почти до Москвы, увидеть ничего не придётся. Первый значимый памятник, это мемориал павшим воинам под Ржевом, он действительно впечатляет. Из-за леса, на Востоке, показывается голова солдата и постепенно приближаясь, вырастает в огромного чёрного воина, который словно вышел из самой земли, его не захоронили и он не ушёл в иной мир, этот солдат напоминает о тысячах таких же, как он, не преданных земле. Слегка жутковатый образ, но очень понятный.
Мест для заправки транспорта, общественных туалетов, пунктов питания, честно говоря, могло быть и больше, но видимо в силу малой загруженности, этому не придают значения.
Миновав Волоколамск, мы свернули на большой обход Москвы по А- 108 и доехав до Клина поспешили в Дмитровский район, где недалеко от городка Рогачёво, в дачном посёлке нас ждал первый ночлег у моей тёти. Вечер в кругу родных у камина, за вкусным ужином, который приготовил двоюродный брат Ярослав, был тёплым и добрым, после насыщения мясными блюдами, запитыми неплохим пивом, нас быстро сморил сон давший долгожданное отдохновение. Утром проснулись не слишком рано, часов в 7, позавтракали, ещё немного поболтали с тётушкой и отправились дальше на Юг. Выехав на трассу М-11, очень быстро домчались до МКАД Москвы, а т.к. был субботний день и кольцевая оказалась вполне свободна, много времени на объезд Москвы у нас не ушло. Прибыв на трассу М-4 Дон, мы помчались в сторону Воронежа, это первый большой город на нашем пути ведущем на Северный Кавказ, где в курортном городке Ессентуки нас ждали Снежкин брат Юра, с женой Олей, они приехали на пару дней раньше и сняли прекрасные апартаменты, для совместного отдыха.
Сейчас, я позволю себе сделать маленькое отступление от самого процесса движения и перейду к пейзажам за окнами автомобиля. Если проезжая по трассе М-9, нашим спутником был постоянный лесной массив на протяжении 700 километров, разбавленный редкими пашнями, деревеньками и равниной местностью, то за Москвой начинается среднерусская возвышенность, протянувшаяся на 1000 км на Юг и на 500 км с Запада на Восток. Это огромные мало лесистые просторы, в основном занятые пахотными землями, дорога поднимается на большущий холм и ныряет в низ спеша к следующему холму, а подъемы и спуски тянутся на многие сотни километров. На сколько хватает глаз, до самого горизонта тянутся поля спелой пшеницы, подсолнечника, кукурузы. Начало августа, где-то уже вовсю работают комбайны, где-то уже пашут под озимые освободившиеся гектары. А ведь этих гектаров десятки миллионов. Невольно подумалось: «Санкции? Нет, не слыхали.» Красота сельского ландшафта неописуема, простор, солнце, скорость, расстояния, просто гигантизм какой-то. Мы не первый раз ехали по этой трассе, но впечатления от этого совсем не ослабевают. И поля эти тянутся до самых Кавказских гор, через Воронеж, Ростов-на-Дону, Ставрополье, Кубань, а ведь это только центральная часть пахотных земель России. Моё мнение может не совпасть с вашим, но прежде, чем принимать санкции, политики коллективного запада, хотя бы раз должны были проехать по России на автомашине, самолёт не даёт тех впечатлений, которые могли бы повлиять на принимаемые решения в ущерб своим экономикам.
Трасса М-4, во всех отношениях хороша и в плане сервиса, и в плане качества покрытия, работы на ней не прекращаются, ее подновляют, ремонтируют мосты, загружена она постоянно, причём летом в обе стороны. В связи с известными событиями, самолёты в южные края, сейчас не летают и основную нагрузку, помимо ж/д транспорта, взяла на себя автомобильная дорожная сеть. Особенно красива дорога в ночные часы, это просто река огней, навстречу тебе течёт белый поток, а вдаль от тебя в направлении движения, всё красно. И всё это на скоростях до 130 км/ч, но некоторым не хватает и этого, часто меня обходили, как стоячего, и я думал, а не стоим ли мы. Сотни тысяч машин в сутки, сколько людей и представить не могу, устремляются летом на юг и обратно. Какое количество туристов теряет ежедневно объединённая Европа, лишая себя заработка, это просто бешенные деньги. Но, как говорится, хозяин-барин. Несмотря на огромный поток машин, аварий было немного, но каждая авария, это пробка, т.к. две полосы в одном направлении сужаются до одной и вся автомобильная река вынуждена просачиваться в узкое бутылочное горло, так же с ремонтами мостов, но это дело житейское, без новых мостов, встанет вся трасса. Было жаль людей чей автомобиль увозили на эвакуаторе, их отдых закончился, не успев и начаться.
Когда, нам хотелось немного размяться, заправить машину, перекусить, или сходить в туалет, мы останавливались на крупных сетевых заправках, предпочитая ЛУКОЙЛ или Газпромнефть, на этих заправках не было проблем залить топливо до полного бака. На Роснефти, требовали, чтобы им назвали точную сумму денег, или точное количество литров, которые требовалось залить в бак, это бесило многих водителей, ну не знает человек сколько ему точно требуется бензина для полного счастья, а полный бак всегда лучше, чем неизвестность. На трассе в плотном потоке требуется большая координация внимания и к вечеру подступает усталость. Ехать ночью, если есть возможность выспаться, честно говоря, не стоит. Мы стали искать ночлег заранее, но не тут-то было, все мотели, отели и придорожные гостиницы были забронированы заранее. Тогда мы выбрали большой комплекс, не доезжая до Ростова-не-Дону, где были гостиница, столовая, магазины, заправки и много стояночных мест. Припарковались, разложили заднее сидение, в этом преимущество универсала над седаном и перекусив в кафе, легли спать. Мужчина, чей авто был припаркован рядом с нашим, сказал, что много лет ездит с семьёй на юг по этой дороге и не помнит, чтобы в гостиницах не было мест, он решил спать в машине после десятой гостиницы, в которой ему отказали в ночлеге, нам хватило двух чтобы понять, что мы справимся своими силами.
Как хорошо, что общепит и туалеты в таких местах работают круглосуточно, поднявшись часов в 5 утра, мы неспеша привели себя в порядок, умылись, позавтракали в кафе овсянкой, булочками, чаем-кофе, и бодренькими по холодку продолжили свой путь. Трасса минует все города, разве что слегка по краю их касаясь, труднее всего было пересекать большущий Ростов-на-Дону т.к. там проводится ремонт мостов через Дон и мы слегка замедлили своё движение, но в общей сложности на время в пути, это сказывается не особо т.к. на других участках можно слегка превысить среднюю скорость. Хуже постоянная смена платных участков с бесплатными, остановки для оплаты и очереди к кассам, не у всех, в том числе у нас, есть транспондеры для проезда без остановки, но и не все часто ездят по этому маршруту.
После Ростова- на- Дону, мы почувствовали, что уже на Юге, по краям трассы потянулись бахчевые культуры, небольшие ярмарки и развалы, с арбузами, дынями, персиками, сливами, помидорами, орехами, различными сладостями и неизвестной южной экзотикой.
Ставрополье встретило нас жарой, но кондиционер с ней справлялся хорошо. А на горизонте уже показались предгорья Кавказа.
От Ростова-на-Дону до Ессентуков немногим менее 600 км и первыми вам дают знать, что вы почти у цели, пятиглавые горы Бештау (Большой Тау - 1401 м., Малый Тау 1253 м., Козьи Скалы - 1167 м., Два Брата (Лисий Нос) - 1124 м., Лохматая - 1077 м. ) которые и дали название Пятигорску.
То, что мы едем в регион Кавказских минеральных вод, мы конечно знали, основные курортные города этого региона Пятигорск, Железноводск, Минеральные воды, Ессентуки, Кисловодск и несколько менее известных станиц и городков, но одно дело смотреть фото и читать о них в интернете, и совсем другое видеть воочию. Кроме того, с этими местами связана судьба многих великих людей России, Ермолова, Барятинского, Граббе… Лермонтова. Подъезжая к Ессентукам, мы вспоминали наизусть отрывки из его поэм и стихов, у меня получалось хуже, у Снежаны, разумеется лучше, она же учительница русского языка и литературы, но в целом я понял, что то, что в меня вложили в школе ещё не до конца забыто.
2. Ессентуки.
Сверившись в нашим Yandeх навигатором, мы благополучно доехали до места, где нас по звонку уже встречал Юра. Поднявшись на 4 этаж новой девятиэтажки, мы сердечно встретились с Юриной женой и нашей хорошей подругой Ольгой, распаковали чемоданы, приняли душ и слегка перекусили. Надо сказать, что Юра и Оля, придерживаются по возможности здорового образа жизни, впрочем, как и мы, но мы можем делать себе значительные послабления в режиме питания и отдыха. Так вот, Юра с женой приехали в Ессентуки, специально, чтобы пройти курс приёма минеральной воды и делали они это не первый раз. Поэтому нас сразу предупредили, что до 19 часов пока не закрыли минеральные источники в центральном парке Ессентуков, надо поторопиться, испить водицу и оздоровить свой организм, а затем погулять как минимум пол часа, лишь после этого можно поужинать, разумеется, без фанатизма. Переодевшись, мы вчетвером отправились в парк. Дом в котором наша компания остановилась, находится на ул. Советская 11, это буквально в двух шагах от центральной площади города, в фонтанах которой весь день плещется детвора, а за площадью начинается лестница ведущая в тенистый и прохладный парк. Полюбовавшись красотами, испив «Ессентуки №4», этот напиток менее солёный, чем № 17, сделав несколько фото на память, послушав уличных музыкантов, полюбовавшись на павильоны с различными видами минеральной оды « Ессентуки», мы наконец-то завершили этот день и поужинав крепко уснули.
Как я уже говорил, Юра предпочитает здоровый образ жизни и поэтому привёз с собой пару горных велосипедов, конечно на утро наши жёны предпочли подольше поспать, а мы с ним отправились погонять на великах по утреннему курортному парку, в котором уже появились отдельные любители бега, физической культуры и ходьбы с палками. Размявшись, проехав несколько километров под нагрузкой на подъёмах, мы отправились принимать утренние «Ессентуки», к этому времени к питейному павильону пришли Снежана с Ольгой и ждали нашего прибытия. Наглотавшись здоровья, по традиции полчаса нагуливали аппетит и дальше весь день знакомились с городом в пешем строю. Надо сказать, что в Ессентуках курортная зона ограничена центром города и большим курортным парком, в котором ведутся реставрационные работы и верхняя часть парка, уже весьма респектабельно выглядит. В РФ вообще вовсю идёт строительство и за время вынужденного простоя в период так называемой пандемии, много курортных мест обрело свой замечательный вид, а много было построено с самого нуля. В курортном городе перекусить летом не составляет никакого труда, кафе, столовые, рестораны, на любой вкус и кошелёк, магазинчики, пекарни, хычины, чебуреки…. А вечером мы пили местное вино, слегка нарушив ЗОЖ. Следующим утром нас ждало автопутешествие в «Долину Нарзанов» и к подножью Эльбруса, по горам на высоте 2500 –2700 метров.
3. Долина Нарзанов.
Утро следующего дня настало очень быстро, несмотря на дальнюю поездку, которую мы вчера запланировали, изменять традиции не стали. Я и Юра поехали на велопрогулку, на которой, я слегка увлёкшись, шлёпнулся и ободрал кожу на коленке и тыльной стороне ладони, что разумеется не помешало нам продолжить вело-разминку, а наши жёны через некоторое время подошли к источнику минеральной воды в парке и там встретили нас, на том же месте, в тот же час. Я омыл раны тёплой минералкой и почувствовал себя совсем хорошо, даже не знал, что эта водица заживляюще действует на ссадины. Испив природного лекарства от всех болезней ЖКТ, мы вернулись домой, перекусили, взяли чай бутерброды и прочую снедь, погрузились в нашу машину и отправились в сторону Эльбруса. По карте наш путь в Долину Нарзанов и далее к подножью сверкающего снегами Эльбруса , в долину Джилы-Су, должен был длиться 2 ч. 17 мин. и 106 км, но мы ехали на весь день, и даже больше. Кроме того, дорога в горах и дорога на равнине, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Миновав Кисловодск и двигаясь на Юг, мы всё выше поднимались в горы, по одинокой извилистой дороге. По краям стояли поросшие разнотравьем горы с плоскими вершинами на которых паслись коровы, лошади и овцы. Воздух был чист и прозрачен, но вдруг, глянув на приборную панель, я заметил, что топливо в баке катастрофически убывает. Надо сказать, что до этого дня, у меня совершенно не было опыта вождения авто на высотах свыше 1000 метров над уровнем моря, и многое в этом деле было впервой, и казалось необычным. Я-то знал, что заправил бак под завязку. Может где-то на камень налетел, пробил бак или топливный шланг, хотя каким образом, везде стоит защита, да и почувствовали бы. Озвучил свою тревогу спутникам, на что Юра, сидевший рядом в качестве штурмана, сказал, что чем выше мы будем забираться в горы, тем будет разреженней воздух и ниже давление, на самом деле топлива столько, сколько ты и заливал. Но на всякий случай, я остановился и заглянул под машину. Не лилось, не капало и даже не было мокрым. Подниматься по серпантинам было не трудно, просто надо было выбирать нужную пониженную передачу и вовремя менять «галсы». Первую остановку мы сделали у смотровой площадки на высоте около 2100 напротив Кисловодской высокогорной научной станции, на плато из альпийского разнотравья. Температура воздуха упала до плюс 17 градусов и дул сильный свежий ветер, пришлось одеть кофты и ветровки. До обрыва, с которого открывался потрясающий вид на горы, долины и красавец Эльбрус, мы прошли пешком, около 500 метров, ну не джип же у нас, а дорога была прямо скажем, ухабистая. Дойдя, до обрыва, на котором находится смотровая площадка, мы буквально остолбенели, ради этого вида вообще стоило проехать 2500 км от Эстонии, до Кабардино-Балкарии, хотелось смотреть, хотелось взлететь, хотелось жить. Нам повезло с погодой, небо было насыщено- голубого цвета, белые облака парили, как ватные шары, прямо над головой, где-то далеко внизу бежал тонкой белой ниткой горный поток, на соседнем склоне паслось стадо красивых коней тёмной масти. А на соседней вершите, застыла высокогорная научная станция, обсерватория и вспомогательные помещения. Уходить с этого места просто не хотелось. Но Юра сказал, что сегодня красоты будет много, надо ехать дальше. Конечно, мы пофотографировались, поснимали пейзажи, себя любимых и поехали дальше. Мы с Юрой говорили о дороге, о машинах, о манере езды в горах, в том числе, о внимательности и осторожности, Оля со Снежаной на заднем сидении, о своём, о женском, периодически восторгаясь пейзажем и пугаясь горной дороги.
Следующей остановкой нашего путешествия была « ДОЛИНА НАРЗАНОВ» Экологический парк, в долине реки Хасаут.
Я уже говорил, что в гору ехать нетрудно, но как ехать с горы, когда машина бешено набирает ход, тормоза начинают пригорать, а торможение двигателем придаёт мотору грозный рык? Вроде и машину жалко, и тормозить надо, кое как спустились в долину и на парковке, где местные жители торгуют продуктами собственного производства, заметили слабый дымок от передних колёс и характерный запах палёных колодок, это придало сил и желания в дальнейшем больше тормозить двигателем. Старушка, торговавшая домашним сыром, увидев моё расстроенное лицо, сказала, что-то вроде, не расстраивайся сынок, перед вами в долину спустилась машина, так она вся была в дыму. Это меня успокоило. Нас встретил целый комплекс строений и стендов с картами долины и домик на входе, где сидел мужчина почтенного возраста и продавал билеты. Вход для взрослого составил 100 руб. В долине, чуть выше русла реки, у подножья противоположного склона, находились источники минеральной воды НАРЗАН, так же с разными цифрами, т.е. различной минерализации, на площадке над рекой Хасаут, оказалось три бассейна с минералкой, т.е. можно было полностью искупаться в целебных водах, но мы не взяли с собой купальные костюмы, ограничившись омовением ног в реке, которая, как я понимаю, благодаря источникам впадающим в неё, тоже была слабоминерализованная. Немного выше по течению, находился комплекс ресторанов, туалетов, торговых точек, башен и домиков для желающих пожить в долине. Юра сказал, что до пандемии, ничего подобного здесь не было, всё построили пока не было наплыва туристов и было свободное время, и видимо деньги. Молодцы Кабардино-Балкарцы, создали себе некоторое количество рабочих мест. Ну а мы вчетвером отправились вдоль извилистого русла реки, по походной тропе длиной около 3х км, в пешее путешествие, между гор покрытых лесами и лугами. Наша тропа несколько раз пересекала реку, в местах пересечения были перекинуты добротные мосты, в прозрачных водах реки мы часто замечали ручьевую форель, но охотиться и ловить рыбу в долине было запрещено, а мы люди законопослушные. За полтора часа мы прошли весь маршрут и в конце пути я всё-таки не смог удержаться, и плюхнулся в горный поток, слегка освежив разгорячённое тело, однако мои спутники не решились последовать этому положительному примеру. Вернувшись по тропе назад в центр долины, мы перекусили, чем, как говорится: «Бог послал,» даже покормили местных псов, пасущихся возле туристических авто, и поехали дальше на встречу Эльбрусу. С каждым километром дороги мы забирались всё выше и выше, и самой наивысшей точкой, на которой оказался наш автомобиль, была отметка 2710, это скажу я вам приличная высота. И кто бы мог подумать, мы увидели одинокую полицейскую машину и пожилой инспектор, что-то втолковывал, такому же пожилому водителю жигулей, не знаю, как они там оба оказались, судьба наверное. Вдоль всей дороги ведущей по плоскогорьям в долину Джилы-су, нет ни одного строения, деревни, или жилого дома, только парочка вагончиков, где ночуют пастухи и несколько загонов для скота. Построить дорогу высоко в горах, это титанический труд и всё для того, чтобы люди могли доехать до сахарных вершин Эльбруса. Чем дальше мы ехали, тем круче становились подъёмы и спуски, тем больше было у нас восторга и некоторой боязни, и конечно больше адреналина, мы даже начинали нервно смеяться. Я четко понимал, может потому, что ехал по горам первый раз, что такая езда мне не особо нравится. Долго ли коротко, длилось наше горное ралли, но вот мы стали спускаться в долину реки Малка, которая течёт между двух хребтов, сначала долго спускались с одного, потом пересекли реку по мосту и стали подниматься на противоположных кряж, и тут стало совсем жутко, на дороге , валялись, перекрывая целую полосу огромные камни, сорвавшиеся в вершины, они были размером с нашу машину, и сразу представилось, что вдруг можно оказаться под такой глыбой… но слава Богу это место мы проскочили без происшествий. Уже вечерело, пели кузнечики и цикады, суслики выглядывали из травы и вертели головами, когда мы приехали в долину к подножию Эльбруса, по дороге бродили овцы, пастух их перегонял на другое пастбище, поодаль в долине стояли палатки, вагончики, джипы, сушилось бельё не верёвках, готовилась пища, звучала музыка, это были лагеря самых отъявленных романтиков, они ждали возможности взойти на Эльбрус пешком. Но к нашему сожалению, пока мы мчались по горам на встречу с гигантом, его закрыли тучи и он показал нам, только маленький кусочек своего заснеженного склона. Знать не в этот раз. Конечно, можно любоваться горами и на открытках, но так хотелось полюбоваться Эльбрусом с такого близкого расстояния воочию. Время близилось к закату, было начало шестого вечера, а ехать по горным дорогам в темноте, не очень-то хотелось. Я честно признался, что горная езда, это не моё и попросил Юру меня заменить за рулём. И вот мы увидели езду асса, как в фильме «Спортлото 82», когда мотоциклист ехал на свадьбу на турбазу « Орлиное гнездо». Юра мастерски терзал мою машину, но я помалкивал, понимая, что он прав и машина выдерживает эти нагрузки, может даже и надо ей прочихаться на высоких оборотах. Несколько раз оставливались, для фото, а потом поменялись ролями и я попробовал манеру Юриной езды, в целом получилось достойно. Спустившись на равнину, заехали в Кисловодске в магазин, взяли пива и к пиву, и не обращая внимания на наш ЗОЖ, решили отметить моё боевое крещение горами. Приехав в Ессентуки около 21, славно посидели и быстро заснули.
Надо сказать, что несмотря на жаркий климат, близость гор и расположение на высоте 900 м над у.м. делает погоду в регионе Кавказских минеральных вод вполне комфортной, ветерок хорошо разбавляет жаркое солнце.
4. Железноводск.
Ну уж коли мы не увидели своими глазами, с близкого расстояния Эльбрус, то в горы мы всё равно прорвёмся. Мы заказали экскурсию на Домбай, это немного западнее Эльбруса по центральному Кавказскому хребту. Через день нас снова ждали горы. А чтобы не терять время, на следующий день мы махнули в Железноводск.
Железноводск, это совсем другая история, если в Ессентуках большая часть города занята жилыми и промышленными районами, не относящимися к курортной зоне, то Железноводск, это санатории, дома отдыха, детские и прочие лагеря и профилактории, больницы, и базы отдыха. Центром всей этой индустрии оздоровления организма является гора Железная, на которой и вокруг которой кипит курортная жизнь. Красота, фонтаны, скульптуры, лестницы, каскады, водопады, и конечно же павильоны с минеральной водой различной силы воздействия на организм. Гуляй, дыши воздухом, пей минералку, ходи на процедуры, дискотеки, концерты и т.д. Но мы были ограничены во времени и просто гуляли по паркам, ели мороженое, пили минералку, читали стихи Лермонтова, и даже фотографировались с ним, точнее с его каменным изваянием. Перекусили в кафе, коих здесь так же много. За разговорами, прогулками и любованием на местные красоты день прошёл незаметно, и мы снова в дороге, нас ждут ставшие родными Ессентуки. Подготовившись к завтрашнему дню, собрав в рюкзак тёплые вещи, мы быстро оказались в объятиях Морфея. Честно говоря, на таком отдыхе, я пока что, ни минуты не отдыхал, всё на ногах, всё бегом, но надо было успеть объять необъятное.
5. Домбай.
Утром около 7 часов мы отправились на площадь возле Ж/Д вокзала, где нас должен был подобрать экскурсионный автобус идущий на Домбай. Дама, организующая нашу экскурсию, по телефону сообщила, что в автобусе имеются все удобства, но честно говоря, она слегка слукавила. Начнём с того, что автобус опоздал минут на 30, к этому времени Юра с Олей на велосипедах отправились на утренний моцион и удивились застав нас на краю площади у входа в парк. Вместе с нами дождавшись автобуса, они продолжили прогулку. Почему они не поехали на Домбай? Да просто они там уже бывали и решили немного отдохнуть, снова окунувшись в спокойный санаторно-курортный ритм жизни. Ну а мы, войдя в автобус сразу окунулись в душный спёртый воздух, поняв, что удобства, это только рекламный ход. Даже места у нас со Снежаной оказались не вместе, т.к. мы последние пассажиры, которым достается, то что остаётся.
И так тронулись мы в путь. Надо сказать, что наша экскурсовод, честно отрабатывала свой гонорар, всю дорогу до Домбая, а это около 3 часов, она рассказывала историю здешних мест, открытий, географии, геологии, войн за Кавказ в 19 веке, о героях и предателях, о турецких и горских набегах, о судьбах известных и неизвестных нам людей, чем очень неплохо скоротала дорогу. И вот мы покинули равнинную часть въехав в Карачаево-Черкессию из Ставропольского края, и по долине реки Кубань, а после по самому полноводному притоку этой реки, Тиберде, направились в горы. Нет здесь не было серпантинов, пропастей, крутых подъёмов и страшных спусков, просто дорога по долине реки неуклонно уходила всё выше и выше. И вот мы уже в ущельях, которые прорезали речные потоки много миллионов лет назад, горы вокруг становились всё выше, а долины всё уже. Мы миновали Черкесск, Карачаевск, Тиберду. Здесь горы были покрыты густыми лесами, сначала лиственными, потом хвойными в основном ель и пихта. В этих местах хвойные породы так же очень сильно пострадали от короеда, гигантские деревья стояли высушенными, обглоданными и мёртвыми, порой захламляя собой большие участки склонов.
Домбай встретил нас острыми пиками, каменными осыпями, вертикальными скальными стенами и снежными участками, которые видимо так и не успеют растаять за лето. Зеленью лесов, голубизной неба, торговыми павильонами, туристами и суетой. Всем хотелось поскорей в горы. Мы со Снежаной намазали открытые части тела противозагарными средствами, получили от экскурсовода билеты на три подъёмника, всё выше и выше, и выше, и помчались набираться впечатлений. Американцы бы сказали, ВАУ, царь Иоан Васильевич Грозный, наверное, сказал бы, ЛЕПОТА, а мы сидели в вагончике канатной дороги с открытыми ртами и не могли вымолвить ни слова. Красиво, это мало, великолепно, это уже ближе к истине, мы понимали, что это хочется видеть ежедневно и много, много лет, а у нас на всё, про всё, один день. Это очарование природой не объяснить словами, каждый, хоть раз в жизни должен это узреть воочию. Приехав на первый уровень, высота 2200 мы почувствовали прохладу, а ведь у подножья в долине, было под 30, одевшись и сфотографировавшись на фоне гор, мы продолжили путь наверх. Закрытый вагон фуникулёра сменился открытой люлькой для доставки наверх горнолыжников, лес закончился, под нами было альпийское разнотравье, мы проплывали в воздухе над пастбищами, словно птицы, а вокруг были горы, горы, горы, водопады, снежники, всё дальше уплывал вниз курортный посёлок Домбай, и дома превращались в маленькие точки. Мы были на высоте 3000 метров, здесь заметно похолодало, каменные осыпи давно сменили альпийские луга и кое где лежал снег. Было слегка жутковато, и одновременно восторженно, Большой Кавказ лежал под нами и над нами, за хребтом на Западе в 61 километре от нас, находилось теплое и лазурное Чёрное море в Абхазии. Вроде близко, но так далеко. На этом уровне мы слегка задержались. Надо было освоиться, резкие движения стали слегка кружить голову, видимо с кислородом на этой высоте уже не так хорошо. Но и здесь кипела жизнь, на этой высоте находились несколько мест общественного питания, торговцы спиртным разных сортов, вина, чача, глинтвейн. Конечно, изделия из шерсти местных овец. Торговки были одеты по-зимнему и у многих, от солнца лица были укутаны по самые глаза, либо в горнолыжных масках. Предприимчивые люди предлагали шашлык и тем, кто его купит, катание на качелях, над бездной, бесплатно, без шашлыка, за 100 руб, что тоже весьма недорого.
Погуляв на этом уровне, зашли на снежный язык, который спускался метров на сорок, и сверху был слегка грязноват, вообразив себя на леднике, сделали фото и видео, потом сели в ещё менее комфортабельную люльку, которая понесла нас на самую вершину. Подъём оказался самым долгим и медленным, ветер дул в шею, приходилось держать воротник куртки в поднятом состоянии и прикрывать лицо. Мы были почти на самом небе, 3270 над уровнем моря, многие горы, казавшиеся нам из долины великанами, были теперь под нами. Да, это конечно не Эльбрус, но и на Эльбрус не все поднимаются выше 3000 метров, значит его мы будем покорять в следующий раз. Мы были почти счастливы. Так бывает, да счастье бывает разным и наше счастье было с нами всё время пока мы путешествовали по России, там есть на что взглянуть, жаль что моя родная Эстония лишает себя этого счастья, считая, что красоты есть только у неё, увы, красоты везде разные и везде неповторимые. Когда коммунист Ансип сказал, что транзит нам не нужен, то было заявлено, что Эстония проживёт туризмом, но туризм прикрыли…Так думал я, смотря на мир с высоты, куда уже не долетают птицы.
Обратный путь был не менее интересным, потому, что теперь, мы смотрели в другую сторону по ходу движения. Перекусили на втором уровне и спустились на первый, где на базарчике я купил себе футболку с надписью ДОМБАЙ, ну а Снежане уже позднее мы хорошо подновили гардероб в Керчи, но майки с Домбая у ней нет. Поздно вечером автобус привёз нас на вокзальную площадь Ессентуков, мы с удовольствием покинули его душное чрево и назад мы конечно ехали вместе, поменявшись с одиноким молодым человеком. Пройдя с километр по вечернему городу, мы добрались до дома на ул. Советской, такое забытое название. Юра и Оля встретили нас прекрасным ужином и вином, от впечатлений наши рты не закрывались, но они всё это уже пережили и кивали нам слегка покровительственно улыбаясь, мол, мы то знали, что вас ждёт. А нас ждал последний день в Ессентуках и послезавтра дальняя дорога в 620 км на Таманский полуостров, в станицу Старотитаровскую, где живёт наша подруга Лена П.
Честно говоря, последний день в Ессентуках, не слишком интересен, слегка грустен и заполнен житейскими заботами. Утро, как обычно началось с велосипедного пробега по дорожкам курортного парка, потом принятие минеральной воды внутрь, завтрак и походы по магазинам, покупка подарков, сувениров, кафешки, перекусы на ногах. Опять магазинчики, Оле и Снежане было всё это интересно, а мы с Юрой откровенно скучали, пока не набрели на пивной магазинчик, совмещённый с закусочной, и пока наши дамы, примеряли свои платья и прочую красоту, мы слегка расслабились, но в пределах соблюдения ЗОЖ. Если откровенно, то этот день прошёл немного бестолково, всех угнетало состояние скорого расставания. Вечер в кругу близких и родных, с мечтами встретится снова и попутешествовать в этой же компании в следующем году, как-то не дал нам расслабиться, все понимали, что зима будет трудной, особенно в нашей заграничной Эстонии.
6. Тамань
И вот новый, летний день. Машина, как добрый конь стоит во дворе в ожидании хозяина и бьёт копытом т.е. заправлена, прогрета и ждёт старта. Мы прощаемся с Юрой и Олей и отправляемся в путь. Едем дорогами Ставрополья и Кубани, не автострадами и трассами, а от станицы, к станице, от города, к городу, со средней скоростью 70 км/ч, по таким дорогам ползут чадя чёрным дымом большегрузные, старые «Камазы,» с большими прицепами, перевозящие зерно и прочую сельхозпродукцию. Ехать скучно, пейзаж за окнами сугубо сельский, но радует, что эту страну голодом не заморят никогда. До Краснодара, так и плетёмся. Ну а после выходим на трассу ведущую в Крым, машина бежит всё резвее, душа поёт, по краям дороги, через 5-10 км друг от друга возникают ярмарки с плодами Кубанской земли. Арбузы, дыни, тыквы, лук в плетёнках, орехи в сетках, фрукты-овощи, красота. И вдруг поток замедляет ход, впереди очередная пробка, то ли сужение дороги, до одной полосы, то ли, авария, то ли ремонт моста, сколько уже было этих пробок минут по сорок, за эту поездку. Большие расстояния в летний период, чреваты такими задержками, лето пора ремонтов. От скуки нас со Снежаной спасали кроссворды, мы блистали друг перед другом эрудицией, тем более что задания были лёгкими. Миновали мост, через Кубань на южном объезде Славянска-на Кубани и вкатились на Таманский полуостров. И опять поля, поля, поля, каналы, речушки, ерики. Проехав Темрюк, были уже почти дома. Позвонили Лене и сказали, что через сорок минут мы прибываем в станицу Старотитаровскою, в Пионерский переулок, к дому номер 20, а она нас уже заждалась. Ах как Лена П. умеет готовить, так не всякий шеф-повар умеет, короче в духовке томилась, ожидая нас, утка с яблоками, на столе уже стояла бутыль виноградного вина из запасов её старшей сестры, ну и разумеется персики, сливы, виноград, ежевика, малина, из своего сада. МЫ ЗНАЛИ, что в этом доме ЗОЖ не приветствуется и наш спартанский образ жизни, остался позади. Кстати, Лена П. была не одна, у неё в доме гостила наша добрая знакомая и сердечная подруга Лены, с таким же редким именем, т.е. нас встречали две Елены. Рассказав друг-другу за едой последние новости, погрустили о событиях в Нарве, о сносе памятников освободителям, о демонтаже танка Т-34, решили, что довольно о грустном и поехали на море, в станицу Сенную, окунуться в солёные воды Чёрного моря. И так каждый день. Утром море, днём сиеста, чревоугодие, фрукты, вино. Вечером море и ужин на террасе. Жаркие ночи в полузабытьи, холодный душ пару раз за ночь и прохлада, под самое утро, когда ночной воздух остывал градусов до 24, а утреннее солнце, ещё не начало его нагревать до 30. На следующий вечер мы вчетвером, поехали в Тамань, где за годы пандемии построили прекрасный пляж, площадку для ночных дискотек на берегу залива, много различных отельчиков и мест, где можно покушать и соответственно отведать продукцию местных виноделов, море огней, музыки и веселья. Конечно, не обошлось без ночного купания. Плывёшь, темнота, за спиной огни, берег, впереди вдалеке, огни…Керчь, Крым, с левой стороны, огни Крымский мост и вдруг как дашь ногой в какой -то резиновый мяч, а в ответ тебя словно крапивой стеганут, и ты поймёшь, что нарвался на большую медузу Корнерот, или если не стеганут, то на Аурелию, но всё равно становится неуютно, их же не видно ночью.
7. Мидии.
Третий день отдыха, принёс ощущение, что надо заняться чем-то полезным и было принято решение поехать в посёлок Приморский и там на илистом мелководье насобирать мидий, и зажарить их к вечернему вину. Сказано сделано. Прибыв на место, стали осваивать технику ловли мидий. Чтобы найти семейку мидий следует двигаться по воде выставив вперёд одну ногу и проводя ей по дну, как миноискателем пока не наткнёшься на скопление раковин. Потом шаришь по дну руками, и если повезёт, то добыча твоя. Мелких отпускаем, крупных в сетку и так пока не скажешь, что нам хватит. Вода тёплая, мелководье на несколько сотен метров, ходишь себе по колено и собираешь белковую пищу. Снежана и Лена, которая вторая, делают то же самое, рядом мальчишки лет 8-10 в очках для плаванья, увидели, чем мы занимаемся и ну давай ползать животами по дну, то один, то другой приносят свою добычу, мы благодарим за помощь. А что, в недалёкие времена, мидии и устрицы, были обычной едой на столах крестьян, живущих в деревеньках на морском побережье Франции, Испании, Англии и т.д. а сейчас стали деликатесом. Ну вот и хватит нам, наверное, на четверых. Едем домой. У Лены П, хозяйки дома в саду печь-коптилка, в ней и разводим костерок, ставим на него железный противень и пока он раскаляется моем мидии. На улице жарко, у костра совсем тяжко, но по-другому не получится. Выкладываем свою добычу на раскалённый металл, и вот уже выделяется вода, закипает и одна да другой мидии раскрывают свои створки. Перевернул, поворошил, парочку не раскрывшихся забраковал и выложив на блюдо отнёс на террасу. Всё готово к гурманству.
Берёшь мидию раскрываешь створки, поддеваешь вилочкой небольшой комочек чистого протеина, сбрызгиваешь его лимонным соком, выжимая несколько капель из отрезанной дольки и отправляешь в рот, м-м-м-м-м, и слегка пожевав запиваешь вином, которое искрится в бокале. Не ругайте меня, я знаю, что вино должно было быть сухим и белым, но на тот момент оно просто случайно закончилось, а магазины уже были закрыты, так что пришлось запивать мидии красным полусладким, но всё равно было приятно. В общем с ЗОЖ в доме у Лены П. было окончательно покончено. Каждый спал сколько хотел, ел, сколько хотел, пил, тоже сколько хотел, но помощников в этом у меня не было, а одному даже виноградные вина из Фанагорийских подвалов, в горло не лились. Тем более, что мы всё время были в разъездах.
Мидии, это был только пролог к ужину, который я описывать не буду, чтобы не повышать у вас количество желудочного сока, просто всё было вкусно. За ужином мы решили, что нам остро необходимо своими глазами увидеть «седьмое чудо света,» а именно самый крутой инженерно-технический проект России - Крымский мост, который находится от места нашего обитания в 50 км, ну и заодно пересечь его, и оказаться в Крыму.
8. Мост, Крым, Керчь, Аджимушкай, Феодосия.
Утро настало, солнышко встало, или наоборот. Мы никуда не спешили, плотно позавтракали, посетовали на жару, запаслись питьевой водой и поехали по трассе «Таврида» строго на Запад. Трасса, соединяющая Краснодарский край и Крым, пока в стадии активного строительства, кое-где ещё не готова вторая двухполосная сторона дороги, но в целом с развязками, мостами, заправочными станциями и местами для отдыха, она будет очень современна и комфортабельна. Вдоль этой трассы, построена современная, полностью электрифицированная железная дорога, ведущая в порты Тамань, Кавказ, и соответственно через мост в Крым. А в Крыму автострада и ж/д магистраль продолжаются до самого Симферополя и идёт к Севастополю расходясь ветками по полуострову. Подъезжая к мосту и, видим, что пейзаж постепенно меняется на техногенный, словно белые зефирины, вырастают нефтеналивные танки, где-то у линии воды поднимают свои гигантские «клювы» портовые краны. Дорогу с обоих сторон загораживают противошумовые щиты, появляются знаки, предупреждающие о сужении дороги и выборочной проверке транспорта, скорость потока падает до 30 километров в час. Мы минуем пост ДПС, на нас и наши эстонские номера, как всегда никто не обращает внимания. ( за время поездки по РФ, нас ни разу не остановили, да собственно и не за что, в отличии от некоторых россиян, мы не обгоняли пробки по обочине, не превышали скорость выше дозволенного и в целом соблюдали ПДД) Мы въезжаем на мост, точнее пока едем по косе, ведущей к проливу между материком и о. Тузла, по которому идёт трасса. Что вам сказать. Проект грандиозный, воплощение великолепное, проезжая по мосту чувствуешь гордость за работу архитекторов, инженеров, гидростроителей, мостостроителей и всей огромной команды создателей этого чуда. К сожалению, в нашей стране, юристов и экономистов, умеют только хаять чужие достижения, давно забыв, как это делается, когда своими рукам и непременно чудо-чудное, диво-дивное. Когда мы проезжали под арочными сводами основного мостового сооружения, которое было перекинуто над судоходным каналом соединяющим Чёрное и Азовское моря, просто захватывало дух, от размеров и перспективы. На горизонте показалась Керчь.
Съехав с трассы «Таврида», направились в город Герой Керчь. Что сказать, про этот город, если я в нём был впервые в жизни, как, впрочем, и в Крыму… Керчь выглядела обветшалой, немолодой, уставшей, слегка помятой, без широких проспектов, огромных площадей, довольно провинциальной. НО ОЧЕНЬ зелёной, тенистой, парковой, морской, с большим количеством, магазинчиков, базарчиков, конторочек, массой объявлений, о купле-продаже, и везде пахло морем. Снежана и Лена П. отправились по этим самым магазинчикам искать в чём же пойдёт наша учительница в школу первого сентября, а мы с Леной И, нашей доброй подругой, остались их ждать в тени деревьев, на людной улочке ведущей к центральному рынку. Честное слово, это утомительное занятие для мужчины, ждать, когда же женщины купят себе необходимые в гардеробе вещи, но нам повезло, уже третий магазин, точнее магазинчик женской одежды, оказался тем самым, где нашлись и модели, и размеры, и приемлемые цены. Я был несказанно рад, когда меня позвали с улицы в помещение с кондиционером, чтобы взглянуть, как сидит работа турецкого модельера на теле моей супруги. В целом я одобрил всё. На всякий случай, правда слабо надеясь на положительный результат, мы и здесь проверили работу наших банковских карт, ведь некоторые утверждают, что Крым не Россия, так вот, они глубоко ошибаются т.к. наши карты там тоже не работают. Расплатившись наличными и пересчитав затраты в евро, мы поняли, что одеваться в Керчи, нам вполне по карману. Время близилось к обеду, мы решили, что несмотря на жару, аппетит мы уже нагуляли и поехали на набережную, где на пирсе прямо над волнами находится уютное кафе, там и остановились. Я заказал куриные крылышки, наши Леночки шашлык и ребрышки, а Снежана решила попробовать местную экзотическую рыбку под названием Барабулька, воспетую во многих произведениях. Про наши блюда писать-то и нечего, и мясо и рёбрышки, и курица, и соусы к ним, были реально вкусны, а рыбка была размером с нашу салаку и видимо тоже хорошего гастрономического качества, т.к. от неё не оставалось даже костей, только головы. Честно, я даже пожалел, что не заказал себе это блюдо.
В кафе на пирсе было не жарко, лёгкий бриз раздувал занавески, брызги от волн бившихся о бетонные опоры, иногда долетали и до нас. Наступила полная расслабленность и умиротворение, однако время терять было нельзя, надо успеть посмотреть в Крыму, что-то, серьёзное, и вот мы решили поехать в Аджимушкайские каменоломни, которые находятся на северной окраине города. Немного поплутав по улицам, а наш интернет от фирмы Мегафон, в Крыму отказался работать, так же, как и телефонная связь, мы увидели указатель и дальше ехали по знакам. Въехав в Аджимушкай, сразу де увидели большущий мемориал, возведённый прямо в степи над входом в подземные каменоломни, на улице стояла сильная жара, 36 градусов и мне сразу вспомнился фильм, « Сошедшие с небес.» Если вы ещё не видели эту картину, посмотрите, а если видели вспомните, какой ценой была выиграна Великая Отечественная война. Обе Лены, уже были в музее под землёй, и сказали, что им тяжело видеть эти картины снова, т.к. впечатления ещё слишком реальны. Мы со Снежаной купили билеты и отправились с группой экскурсантов, под землю. Если температура на поверхности была 36 градусов тепла, то под землёй, всего 9-11, а в самом холодном месте, только + 6. Поэтому Снежана взяла из машины плед, а я благоразумно одел пиджак. Когда советские войска отступали из Крыма, некоторая их часть оказалась окружена на Керченском полуострове, их было, около 13000, командованием было принято решение, на время уйти в каменоломни Аджимушкая. Сначала у них была провизия, топливо, боеприпасы, но прорвать окружение ни с внешней, ни с внутренней стороны, не удалось и началась оборона, длившаяся 170 дней и ночей. Но в каменоломнях, это были только тёмные ночи. Их травили газом, взрывали своды, заваливали камнями входы, заливали бетоном, но гарнизон сражался, голодал, умирал от жажды. Когда поисковики раскапывали завалы, то находили много трупов гражданских в том числе и детей, на этом месте теперь лежат детские игрушки. Зрелище не для слабонервных. В живых осталось 48 человек из 13000, их взяли фашисты полностью истощёнными, некоторых даже подлечили и отправили в концентрационные лагеря, выжившие в них, и рассказали после войны о беспримерном подвиге советских людей в этом аду. Пишу, а перед глазами проходят бесконечные залы, и переходы каменоломен с закопчёнными стенами и потолками, с колодцем глубиной 15 метров, так и не приведшем к воде… Сразу же у меня родился экспромт, который я приведу здесь и сейчас. Экскурсовод рассказывал историю подвига, а мне казалось, что из темноты на нас смотрят измождённые, израненные бойцы и даже не знают, что война давно закончена, а их победу пытаются отнять у их внуков, круша и громя память о павших и живых.
Тем, кто не сдался.
Я был вчера в Аджимушкае,
Где смерть и слезы до сих пор,
По капле жизнь в меня вливают,
Не сдавшихся, наперекор.
Тех, кто презрел, существованье,
В ярме раба при свете дня,
Не видя солнца, оставаясь
Святыми, мир собой храня.
В холодной мгле, убиты газом,
В завалах каменных теснин,
Они коричневой проказе,
Смерть предпочли... Все, как один.
Мы вышли из подземелья, молчаливые и серьёзные. Говорить не хотелось, на жарком Крымском солнце нам было зябко, словно мы ещё там, под толщей камня и земли. Экскурсия в каменоломни длилась около часа, а мне показалось, что мы там находились пол дня, такая вот история.
Дойдя до стоянки, где была в тенёчке припаркована наша машина, поделились впечатлениями с Ленами и поехали по трассе Таврида, до ближайшего крупного приморского города, которым оказалась Феодосия.
Про дорогу я уже все рассказал, трасса замечательная. На подъезде к Феодосии, мы свернули налево к морю и поехали вдоль побережья, мимо пляжей, домов отдыха, ресторанов и кафе, кругом гремела музыка, машины чуть не громоздились одна на другой на парковках и вдоль дорог, иногда с правой стороны нам попадались кристально белые соляные озёра в которых соль была, как снег и следы на поверхности, словно тропинки проложенные по первой белой пороше. Экзотика, однако. Так километр, за километром, вдоль приморской зоны отдыха и развлечений, мы въехали в Феодосию. Снова ориентировались по знакам, которые в конце концов довели нас до старого города, проезд в который был перекрыт шлагбаумом. С трудом припарковали машину и пошли гулять пешком. Феодосия, как и любой приморский город, имеет свой морской променад, рестораны, музыка, морские прогулки на небольших судёнышках, удивило наличие железной дороги, буквально в 100 метрах от берега моря, и по ней ходят поезда и периодически раздаются гудки тепловоза, который предупреждает об опасности, но людской поток отдыхающих игнорирует эти сигналы до последнего момента. Мы погуляли по набережной, вечерело, наше желание попасть в музей Айвазовского, осталось несбыточным, он оказался на ремонте и всё здание в строительных лесах. Но на одной из площадей, нас ждал сюрприз, фонтан, копия фонтана с площади в Тарту, где под зонтом целуются он и слава Богу она. Снежана узрела магазинчик, торгующий изделиями из льна, произведёнными, аж в Иваново, и ей досталось красивое длинное до пят платье. После мы пообедали в столовой, или кафе, самообслуживания примерно как LIDO, сам прошёл с подносом мимо лотков с готовыми блюдами, сам взял чего и сколько хочешь и на кассу. День клонился к вечеру и побродив ещё немного по городу, мы поехали обратно на Таманский полуостров в станицу Старотитаровскую, где к слову сказать, Лену П. заждались две собаки и кот.
Ночная трасса Таврида, не менее впечатляет, чем езда по ней днём, но самый яркий эпизод, это пересечение Крымского моста, подсвеченного со всех сторон прожекторами и иллюминацией в цвета Российского флага, я думаю эту картину отлично видно из космоса.
Усталые и довольные поздно вечером мы добрались до дома, а завтра нас ждало яркое впечатление, от посещения Черноморского пляжа в 50 км от места, где мы жили и совсем рядышком с курортной Анапой, в станице Благовещенской.
9. Благовещенская.
Лена П. встаёт рано, готовит нам завтрак и смотрит, как мы с удовольствием едим, иногда это овсянка, иногда жареное яйцо с беконом, иногда совсем не утренние блюда, состоящие из мяса и овощей, но это всегда замечательно вкусно. Позавтракав, мы на этот раз вдвоём со Снежаной отправились в станицу Благовещенскую на реальное Черное море. Да, пляжи в Сенной и Тамани, конечно Черноморские, но здешнее море это огромные мелководные заливы и вода в них прозрачная, и чистая, но не ярко-голубого цвета, а примерно, как у нас в Финском заливе, или на Чудском озере. А вот в Благовещенской, Анапе, и далее по побережью, вода настоящая, морская, как на всех фотографиях, со всех морских курортов, яркая и небесно-голубая с легким зеленоватым отливом.
Когда-то лет десять назад, Снежана была в этой станице, и каково же было ей удивление, от того, сколько за эти годы здесь успели построить. Огромные отели у самого края пляжей, парковка, для тех, кто не хочет терять время в поисках свободного колчка земли, мы заплатили 300 руб. и доехали практически самого пляжа. Ну про рестораны, кафе, аренду инвентаря, и писать не стоит. Песчаные пляжи огромного размера, людей очень много, и всем хватает места. Спасатели работают, объявления и предупреждения звучат из громкоговорителей. Море нас дождалось. Услышав предупреждение, что на пляже могут орудовать карманники, и вещи не стоит оставлять без присмотра, плавать мы ходили по очереди. Накупавшись и подставив солнцу свои тела, мы наслаждались жизнью. Ветер стал усиливаться, прибой начал сбивать зазевавшихся любителей водных процедур с ног и протаскивать под следующую волну, и об этом сразу сообщили по громкой связи, не все имели опыт входи и выхода в морскую воду. Мы имели уроки Пулы, Кобулети и Батуми, мы знали хорошо, что может случиться с человеком потерявшим ориентацию в родном потоке. Через час спасатели сообщили, что пляжи Анапы уже закрылись и скоро, возможно, из-за сильного волнения, закроются и здесь. Искупнувшись ещё по разу, мы собрали свои пожитки и отправились в обратный путь. Арбузно-дынные базары по краям трассы, нас заманивали к себе и возле одного, мы тормознули и прикупили к ужину зелёно-полосатого красавца, килограммов на 10 и дыньку, ему в подружки. Вернувшись, славно пообедали и т.к. ЗОЖ, мы больше не соблюдали решили, что сиеста, нам не повредит.
Да, чуть не забыл, когда мы въезжали в Россию, нас предупредили, что следует обязательно зарегистрировать наше пребывание в стране т.к. без регистрации тут можно находиться 7 рабочих дней не считая выходных, но т.к. мы приехали в субботу, то время у нас было, и так как, в станице Старотитаровской, нет отделения ФМС, то нас зарегистрировали совершенно бесплатно в местном поселковом совете, поставив печать самоуправления на наши регистрационные бумаги, сразу поставили и число въезда и соответственно выезда, чтобы мы лишний раз не отвлекали их от работы.
Машинка моя совсем запылилась, и я решил ее помыть. Надо сказать, что счетчика ни на воду, ни на газ, Лена П. себе не ставила, потому что по среднему выходит значительно дешевле и дом отапливать, и огород поливать. Загнав машину под тень виноградника, оплетающего двор, зелёным шатром, я благополучно превратился в автомойщика и устроил себе продолжение купания.
Время на отдыхе бежит быстро, завтра последний день и мы сговорились поехать в станицу Сенную в ресторан CABERNET, который располагается в одном комплексе, с магазином Фанагория, торгующим винами и коньяками одноимённого завода.
Следующий день пролетел быстро, мы были в трудах и заботах, стирали, сушили, гладили, собирали чемоданы, Лена И. тоже завтра собиралась уезжать домой в Нарву, по той же дороге, но позже нас по времени, т.к. мы ранние пташки, она так же была в хлопотах. Оказалось, что Лена И. немного не успевает и у нее ещё столько всего не готово, т.к. и собирать ей намного больше, она живёт у подруги уже 2 месяца. То в ресторан мы отправились втроём.
Приехали в Сенную, вечер, жара, ни дуновения. В ресторане сначала сели на открытой террасе, но я понял, что не выдержу и мы пересели в зал с кондиционером. В двух словах, чтобы не сочли за рекламу… Прекрасное обслуживание, вкусные блюда, доброе общение и просто красивый вечер, завершившийся прогулкой по приморскому скверу. Чёрное, южное небо, вода цвета чёрного антрацита, на которой горят, отражаясь огни прибрежных строений, и тишина слегка разбавленная стрекотанием цикад. А теперь спать, завтра с рассветом в дорогу, прощай Тамань, прощай Кавказ, а лучше, конечно, до свидания, мы будем скучать по нашим родным и близким людям, и по замечательной красоте здешней природы.
Эпилог.
Путь домой всегда почему-то кажется короче, хотя расстояние совсем не сократилось. Трасса М-4, живёт своей жизнью, река на Юг, река на Север, вот уже и Воронеж, ночуем на большой площадке, с заправкой, столовой, туалетами, и магазинами, утром завтракаем горячей сладкой овсянкой, ещё тёплыми сочниками с вкусным творогом, покупаем с собой пирожков в дорогу… и вот уже Москва, 15 часов, МКАД движется с переменным успехом. То быстрее, то медленнее, умиляют гонщики проскакивающие по диагонали через все 10 полос и их не впечатляют, встречающиеся время от времени аварии, которые и тормозят движение, сужая полосы порой до минимума. Москва позади, и мы опять в Дмитровском районе на даче у тети, 20 августа, моему дяде Кириллу сегодня могло бы исполниться 56 лет, но он ушёл на небеса в прошлом году. В каминном зале мои двоюродные брат и сестра и их половинки, тетя и мы со Снежаной, ярко горит огонь, мы кушаем, немного выпиваем и вспоминаем Кирилла. В какой-то момент я понимаю, что усталость от дороги накатывается с силой, бороться с которой я уже не могу. Я прошу прощения у родни и иду спать. Ночью сквозь сон слышу голоса, значит закончили, приоткрываю глаза, смотрю на часы, время 2 часа ночи, завтра опять в дорогу.
Утро. Всё, как всегда, позавтракали простились с тетей, остальных будить не стали и опять в дорогу, мне уже стало казаться, что я давно живу в машине, но это видимо из-за больших расстояний, непривычных для нас, жителей маленькой, но гордой страны. Домчавшись за 5 часов, почти до Питера, по М-11, свернули на Гатчину, а там уже рукой подать. Кингисепп, Ивангород, граница и мы дома.
P.S. проезд по платным дорогам 170 евро в оба конца, потому, что обе поездки и на Юг и на Север, совершались в выходные, пятница тоже там выходной.
Свидетельство о публикации №122082405829