Визит в село Солнечногорское

Вот уже 29 лет я живу в Крыму, г Ялта. Город Ялта давно заявил себя курортной столицей Крыма. Это действительно так. Со всех стран туристы мечтают посетить этот неповторимый уголок полуострова. Но мало кто знает о существовании не менее привлекательного для отдыха места — села Солнечногорского, Алуштинского района.
По приглашению семьи Усеиновых мне с Татьяной Жихаревой посчастливилось посетить этот райский уголок и побывать в гостях у гостеприимных хозяев.
День был солнечный, не жаркий. Из Ялты мы выехали на автомобиле, за рулем которого был друг семьи Усеиновых и наш друг Сергей Николаевич Санников.  По пути следования он знакомил нас с достопримечательностями Южного берега. 
Когда от Алушты мы свернули на дорогу, что вела в Солнечногорское, перед нами открылся чудесный вид на горы  и море. По сторонам дороги горделиво возвышались стройные кипарисы,  а слева вдали в сизой дымке виднелась
величественная гора Демерджи. Справа от нас сквозь зелень просматривалась сияющая бирюза моря.
  Сергей Николаевич рассказывал нам о водопаде Джур-Джур и  других достопримечательностях , окружающих Солнечногорское:
 
- Джур-Джур- это самый полноводный водопад Крыма, не пересыхающий даже в самую засушливую погоду. Горные водопады всегда живописны, но расположенный в ущелье Хапхал водопад Джур-Джур, без сомнения, относится к одним из самых красивых. И сам водопад, и окружающая его буйная лесная растительность создают дивное ощущение спокойствия, нетронутости и вместе с тем величия.
Не менее хороши и окрестности водопада – совсем рядом располагаются и гора Южная Демерджи со своей знаменитой Долиной Привидений. Водопад Джур-Джур – одна из жемчужин Крыма, расположенная, к тому же, в местах, которые своими красотами не уступают самому водопаду. Посещение этого природного памятника запомнится надолго всякому, кто ценит волшебную атмосферу дикой природы.
Мы слушали его с замиранием сердца. Было желание немедленно отправиться к этим достопримечательностям. Но Сергей Николаевич предупредил:
- К сожалению, Вера Павловна,  туда с Вашими проблемными суставами - не добраться. Даже здоровому человеку тяжело подниматься к водопаду.
Конечно, это меня огорчило, но, когда мы приехали в село Солнечногорское, Сергей Николаевич предложил:
- Прежде, чем мы поедем к Усеиновым, я вам покажу Храм-маяк святого Николая Чудотворца. Это здесь рядом с Солнечногорским.
Мы очень обрадовались, что появилась такая возможность ознакомиться с этой достопримечательностью.

Храм-маяк святого Николая Чудотворца – это великолепное культовое сооружение, которое находится на обрыве в селе Малореченское, недалеко от Алушты. Оно было посвящено всем путешественникам, которые утонули и погибли в море. Высота двухпрестольного сооружения, включая верхний и нижний этажи, достигает порядка 60 метров. Вместо купола храм увенчан золотым крестом, под которым расположен шар – символ Земли. Именно в нем установили маяк для морских кораблей. В декоративном обрамлении сооружения использовалась великолепная морская композиция. Храм начали возводить осенью 2004 года, первый камень был заложен в день празднования Покрова Божией Матери. А уже в июне 2006 года Галицким архиепископом Августином был освящен чудотворный крест, венчающий красивейший крымский храм-маяк.
Мы побывали и внутри храма, поставив свечи за упокой и за здравие родственников и близких, попросив прощения у Господа за содеянные грехи вольно и невольно.
После посещения храма мы отправились в гостеприимный дом Усеиновых. Встретили нас с искренним радушием, словно мы были их родственники, невзирая на то, что мы встретились впервые. Семья строго придерживалась мусульманской веры. Сын хозяина Аким каждый день совершал намаз в определённое время. В семье не принимали алкоголь. В доме был идеальный порядок, чистота и уют, невзирая на то, что хозяин недавно овдовел.
Когда Усейн рассказывал про женщин-мусульманок, которые не выставляют напоказ оголённую шею с украшениями из золота, не цепляют на руки браслеты и кольца, а ходят в одежде, которая закрывает шею и оголённые руки, мне стало стыдно в этот момент. Мне 80 лет, а я нацепила на себя украшения, словно на новогоднюю ёлку.  (В молодости я была лишена возможности иметь золотые украшения, а с возрастом я получила их в подарок от мужа и детей,  и никогда их не снимаю).
Здесь я впервые отведала татарское блюдо — шурпу с лепешками, которые приготовил с любовью сам хозяин Усейн Усеинов . 
(В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года, 18 мая крымские татары были депортированы в Среднюю Азии: на 15 мая 1944 года подлежало выселению 148 семей крымских татар: всего 602 жителя, из них мужчин — 55, женщин 307, детей — 240 человек 18 мая 1944 года было выселено 149 семей татар, всего 648 человек.  Среди депортированных была и семья Усеиновых. В Средней Азии в 1955 году  появился на свет Усейн Усеинов и только в 1991 году, когда правительство Украины пригласили семьи татар, депортированных в 1944 году, возвратиться на историческую родину, и Усеиновы возвратились в Солнечногорское).
За чаепитием (до сих пор чувствую этот чудесный, незабываемый вкус чая) хозяин с любовью и глубоким знанием рассказал нам о происхождении своего села.
Всё запомнить я не смогла, но нашла описание происхождения Солнечногорского в интернете, чтобы многие читатели смогли ознакомиться с его историей.
Село Солнечногорское ,Алуштинского района, Крым
На 2018 год в Солнечногорском числится 15 улиц, 1 переулок и объект Судакское шоссе 15 километр; на 2009 год, по данным сельсовета, село занимало площадь 836,4 гектара на которой проживало 946 человек. В селе действуют сельский клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт], церковь Георгия Победоносца, мечеть Куру-Озен джамиси[28]. Солнечногорское связано автобусным сообщением с Алуштой и соседними населёнными пунктами.
География
Солнечногорское расположено на юго-восточном побережье Крыма, на берегу Чёрного моря, в устье реки Улу-Узень Восточный (второе название Мегапотамо)[30], высота центра села над уровнем моря 34 м[31]. Расстояние до Алушты около 23 километров (по шоссе)[32]; расстояние до Симферополя 61 км[33], где расположена ближайшая железнодорожная станция. Соседние населённые пункты: практически примыкающее с северо-востока село Малореченское и расположенное в 7 км вверх по долине р. Улу-Узень село Генеральское. Транспортное сообщение осуществляется по региональной автодороге 35К-005Алушта — Судак (по украинской классификации — P-29.
История
Есть версия, что греческое поселение Ксеро-Потамо было основано в IX—X веках[36], но достоверных следов городища, за исключением разовых археологических находок, пока не выявлено. По отсутствию названия Ксеро-Потамо в казначейских списках Кафы (cartolfri della Masseria), которые относятся примерно к 1360 году и хранятся в Генуе, известный историк Бертье-Делагард сделал вывод, что село возникло позже означенного времени, но, по выводам современных историков, Sancti Johannis генуэзцев соответствует современному Солнечногорскому. После завоевания генуэзских владений османами в 1475 году местность перешла под власть Османской империи и административно была включена в состав Судакский кадылык санджака Кефе (до 1558 года, в 1558—1774 годах — эялета. Уже в материалах первой переписи населения Кефинского санджака 1520 года в Куру-Озен (Quri ;zen) числилось 83 «немусульманских» семьи (то есть христиан), из которых 7 семей потеряли мужчину-кормильца, и 1 мусульманская семья; по второй переписи 1542 года в Куру-Озене христиан — 96 полных семей, 10 «овдовевших», 25 взрослых мужчин холостяков и та же 1 мусульманская семья; по сведениям за тот год виноградарство давало 27 % налоговых поступлений от селения. По налоговым ведомостям 1634 года в селении числилось 97 дворов немусульман, из которых недавно прибывших в Ортаозен 5: из Улу-Узеня — 3, из Ускута и Йалты — по 1 двору. Выселились жители 24 дворов: в Сартану и Тувак — по 6, в Йени-Сала — 4, Демирджи — 3, Кара-Коба и Кучук-Узень — по 2 и в Улу-Узень — 1 двор[43]. В XVII веке на южном побережье Крыма начинает распространяться ислам[44] и происходит миграция христиан в села компактного проживания крымских греков или в земли Крымского ханства. В Джизйе дефтера Лива-и Кефе (Османских налоговых ведомостях) 1652 года перечислены 28 имён и фамилий проживавших в селении Куру Озен налогоплательщиков-христиан[45] (налог джизйе платили 27 семей). Документальное упоминание селения встречается в «Османском реестре земельных владений Южного Крыма 1680-х годов», согласно которомуОртаозен входил в Судакский кадылык эялета Кефе. Всего упомянуто 56 землевладельцев, из которых 37 иноверцев, владевших 1765,5 дёнюмами земли. После обретения ханством независимости по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года «повелительным актом» Шагин-Гирея 1775 года селение было включено в Крымское ханство, в состав Кефинского каймаканства Судакского кадылыка[43], что зафиксировано и в Камеральном Описании Крыма… 1784 года. В эти годы состоялось выселение в Приазовье крымских христиан — греков и армян. По ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах А. В. Суворова от 18 сентября 1778 года из Куроузень было выведено 103 грека — 56 мужчин и 47 женщин, а, по ведомости митрополита Игнатия из Курузени выведено 25 семей. По ведомости генерал-поручика О. А. Игельстрома от 14 декабря 1783 года, до вывода христиан в селении было 25 дворов и церковь Св. Георгия[43]. В ведомости «при бывшем Шагин Герее хане сочиненная на татарском языке о вышедших християн из разных деревень и об оставшихся их имениях в точном ведении его Шагин Герея» и переведённой 1785 году, содержится список 28 жителей-домовладельцев деревни Куру Озен, с подробным перечнем имущества и земельных владений. У Кимал оглу Юри числилось 2 дома, 3 дома проданы, почти у всех были кладовые и «магазейны» (от крымскотат.магъаз — подвал), у Деирменжи Парачува во владении была «мелница 1 об одном колесе ветхая». Из земельных владений у всех перечислены льняные поля, пашни (засевы) и луга (сенокосы), у многих сады. Также содержится приписка, что «Сверх показанных садов 7 ореховых дерев и 8 овесовых дерев»[50]. На новом месте выходцы из села, вместе с бывшими жителями Алушты, Улу-Узени, Кучук-Узени и Демерджи основали село Константинополь.
После присоединения Крыма к России (8) 19 апреля 1783 года, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Симферопольскому уезду. С началом Русско-турецкой войной 1787—1791 годов, в феврале 1788 года производилось выселение крымских татар из прибрежных селений во внутренние районы полуострова, в том числе и из Куру-узени. В конце войны, 14 августа 1791 года всем было разрешено вернуться на место прежнего жительства. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уездНовороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии[56], Куру-Узень был включён в состав Аргинской волости Симферопольского уезда.
По Ведомости о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Симферопольском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Куру-узень числилось 15 дворов и 67 жителей, исключительно крымских татар[11]. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года деревня Куру озень обозначена с 8 дворами[57]. После реформы волостного деления 1829 года Куру Узень, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года» передали из Аргинской волости в состав Алуштинской.
Именным указом Николая I от 23 марта(по старому стилю) 1838 года, 15 апреля был образован новый Ялтинский уезд[59] и южнобережную часть Алуштинской волости передали в его состав (Алуштинская волость Ялтинского уезда). На карте 1836 года в деревне 24 двора, как и на карте 1842 года.
В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревня осталась в составе Алуштинской волости. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Куру-Узень — казённая татарская деревня, с 17 дворами, 106 жителями и мечетью при речке Улу-Узени, на берегу моря. На трёхверстовой карте Шуберта 1865—1876 года в деревне Куру-Узень обозначено 43 двора.


Осенью 1896 года в Куру-Узени два месяца, в кофейне Факидова (здание сохранилось до наших дней), жил украинский писатель Михаил Михайлович Коцюбинский, который в ту пору работал алуштинским землемером и участвовал в экспедиции по борьбе с филлоксерой. На 1886 год в деревне, согласно справочнику «Волости и важн;йшія селенія Европейской Россіи», проживало 228 человек в 40 домохозяйствах, действовали мечеть, часовня и кирпичный завод. По «Памятной книге Таврической губернии 1889 года», по результатам Х ревизии 1887 года, в деревне Куру-Узень числилось 68 дворов и 332 жителя. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в Куру-Узени, входившем в Кучук-Узеньское сельское общество, числилось 270 жителей в 49 домохозяйствах, на верстовой карте 1893 года в деревне Куру-Узень обозначено 29 дворов с татарским населением.
После земской реформы 1890-х годов, которая в Ялтинском уезде прошла после 1892 года деревню передали в состав новой Кучук-Узеньской волости Ялтинского уезда. Перепись 1897 года зафиксировала в деревне Куру-Узень 532 жителей, исключительно мусульман (крымские татары). По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне Куру-Узень, входившей в Кучук-Узеньское сельское общество, числилось 372 жителя в 81 домохозяйстве. На 1914 год в селении действовали почтово-телеграфное отделение, земская больница. По Статистическому справочнику Таврической выпуск восьмой Ялтинский уезд, 1915 год, в селе Куру-Узень Кучук-Узеньской волости Ялтинского уезда, числилось 178 дворов с татарским населением в количестве 492 человек приписных жителей и 40 — «посторонних».
После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село подчинили Ялтинскому району Ялтинского уезда. В 1922 году уезды получили название округов, из Ялтинского был выделен Алуштинский район, а, декретом ВЦИК от 4 сентября 1924 года Алуштинский район был упразднён, и село вновь присоединили к Ялтинскому. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Куру-Узень, центре Куру-Узеньского сельсовета Ялтинского района, числился 141 двор, все крестьянские, население составляло 630 человек, из них 615 крымских татар, 13 русских, 1 грек, 1 армянин, действовала татарская школа. На 1928 год, согласно Атласу СССР 1928 года, село входило в Карасубазарский район, по путеводителю 1929 года деревня Куру-Узень, с 630 жителями, с большими садами и виноградниками. Постановлением ВЦИК от 30 октября 1930 года был образован Алуштинский татарский национальный район (по другим данным — в 1937 году), село включили в его состав. По данным всесоюзной переписи населения 1939 года в селе проживало 667 человек.
В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года, 18 мая крымские татары были депортированы в Среднюю Азию: на 15 мая 1944 года подлежало выселению 148 семей крымских татар: всего 602 жителя, из них мужчин — 55, женщин 307, детей — 240 человек 18 мая 1944 года было выселено 149 семей татар, всего 648 человек, принято на учёт 150 домов спецпереселенцев. 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре 1944 года в район приехали первые новоселы (2469 семей) из Ставропольского и Краснодарского краёв, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Куру-Узень был переименован в Солнечногорское и Куру-Узеньский сельсовет — в Солнечногорский[78]. С 25 июня 1946 года Солнечногорское в составе Крымской области РСФСР. В 1950 году местный колхоз объединён с колхозом им. Ленина соседнего Малоречья (вероятно, тогда же был упразднён сельсовет). 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. Время упразднения сельсовета пока не установлено: на 15 июня 1960 года село уже в составе Малореченского. 1 января 1965 года указом Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР — по Крымской области», Алуштинский район был преобразован в Алуштинский горсовет и село Солнечногорское включили в его состав. По данным переписи 1989 года в селе проживало 944 человека. С 12 февраля 1991 года село в восстановленной Крымской АССР, 26 февраля 1992 года переименованной в Автономную Республику Крым[86]. С 21 марта 2014 года — в составе Республики Крым России, с 5 июня 2014 года — в Городском округе Алушта.


Рецензии
Спасибо Верочка за содержательный труд. Солнечногорское прекрасное место для отдыха автотуристов, т.к. на берегу достаточно места для того, чтобы раскинуть лагерь на сером песочке... Вдохновения!

Татьяна Турбина   24.08.2022 11:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня!
Мыочнь были рады там побывать.
Обнимаю, вера

Вера Кириченко   24.08.2022 16:37   Заявить о нарушении