Александр Твардовский и Владимир Высоцкий

                                                                        «И такой, казалось бы, далекий от Твардовского Высоцкий, конечно
                                                                        же, явление народное в нашей художественной культуре».                                                                                                                                                                                 (А. Абрамов)                                      

    Что могло объединять и объединяло Владимира Высоцкого с Александром Твардовским? Прежде всего – поэзия: оба были превосходными сочинителями, особенно преуспев в военной лирике.
    Рудольф Израилевич Фукс (г. Санкт-Петербург), «арваньтюрист», коллекционер, поэт, автор-исполнитель, продюсер, человек, открывший слушателям имя и талант Аркадия Северного, написал верно: «Владимир Высоцкий никто другой, как поэт и поэт, безусловно, с Большой Буквы, стоящий в одном ряду с такими уже давно бесспорными поэтами как Владимир Маяковский, Александр Твардовский и др.» (Р. Фукс, «Спор о Высоцком», «…Он преисполнен был великим талантом простые песенки в шедевры превращать…» (Отклик на статью музыкального критика Юрия Колкера (г. Лондон, Великобритания) «Другая сторона всенародной любви…»), «Новое русское слово» (Нью-Йорк, США), 25 августа 2000 г.)
    Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) – советский поэт и прозаик, журналист (специальный корреспондент). У нас его знают как автора стихов лирических, военной тематики и поэм, самая известная из которых – «Василий Теркин».
    На Западе Твардовский известен прежде всего как главный редактор журнала «Новый мир» (1950–54 и 1958–70), в котором впервые в СССР были опубликованы этапные произведения Ильи Эренбурга (его «Оттепель» дала название целому периоду истории страны), Василия Шукшина, Анны Ахматовой, но прежде всего – «Один день Ивана Денисовича», дебют Солженицына, его «лагерная проза». Разрешение на публикацию рассказа Александра Исаевича редактор получил в 1961 году лично от тогдашнего генсека партии Никиты Хрущева. Александр Трифонович, по меткому выражению поэта и писателя Дмитрия Быкова, «открыл Солженицына» читателю.
    Молодой и любознательный, начинающий поэт Володя Высоцкий, естественно, не мог не знать о нашумевшей публикации, тем более – пропустить ее или обойти стороной.
    Так и есть!
    О второй жене поэта актрисе Людмиле Абрамовой: «…Она много ему (В. Высоцкому. – А. С.) читала вслух – Солженицына, Лема, братьев Стругацких», – сообщает интернет-сайт журнала «Театрал» teatral-online.ru (27 декабря 2017 г., Е. Тришина, «Владимир Высоцкий и Людмила Абрамова. "Поверь, мы будем долго говорить!"»).
    По всей видимости, тогда, в начале 1960-х, все обошлось рассказом об одном дне, проведенном в лагере заключенным Иваном Денисовичем Шуховым (впервые опубликован в журнале «Новый мир», № 11, ноябрь 1962 г.).
    На сохранившейся фонограмме записи приватного концерта Владимира Высоцкого, состоявшегося 21 сентября 1971 года в Киеве (Украина) на Домостроительном комбинате № 3 на банкете в кабинете у Григория Семеновича Асташкевича (банкет был устроен после концерта барда в ДСК), находим следующий рассказ Владимира Семеновича.
    «Высоцкий: <Неразборчиво> рассказал, как Никита Сергеевич пришел, знаешь <неразборчиво>. Когда Солженицын <неразборчиво>, вопросы были. Вопросы были… «Просто, – говорит, – взял я <неразборчиво> и начал читать «Ивана Денисыча»…» Потом почмуе-то встал, прочит… одел костюм свой лучший, ботинки <неразборчиво> парадные, сел за стол, за письменный и прочитал до конца <неразборчиво>, с удовольствием. Ну, <неразборчиво> как только начали работать в Совнаркоме, значит, <неразборчиво> он туда побежал, вошел <неразборчиво> и сказал: «Прочтите!» Тот прочитал, созвал Политбюро, приказал распечатать всем по экземпляру и через день <неразборчиво> вошел и говорит: «Ну как?» Все <неразборчиво> молчат. Он говорит: «Ну, ладно, молчание – знак согласия». <Смех в комнате.> Я с вами вполне серьезно говорю. <Неразборчиво> из первых рук. «Я, – говорит, – так понимаю, что молчание – это знак согласия».
    Голоса: Напечатали?
    Высоцкий: А? 
    Голос: И напечатали?
    Высоцкий: И напечатали, да». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, раздел «Творчество», «Аудио и видео Высоцкого», Vitalyi, 19 марта 2013 г.)
    Действительно – напечатали. Следом, после журнальной публикации, рассказ Александра Исаевича вышел отдельным книжным изданием.
    В Каталоге книг из личной библиотеки Владимира Семеновича под номером 313 значится издание: Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича: Повесть. – М.: Сов. писатель, 1963. – 144 с. (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий на разных языках» wysotsky.com, «Личная библиотека В. Высоцкого on-line».)
    Кстати, в этом же Каталоге указано, что в той же библиотеке под №№ 325–329 значится: Твардовский А. Т. Собрание сочинений: В 5 тт. – М.: Худ. Лит., 1966-71.
    Театр на Таганке открылся в 1964 году и под руководством Юрия Любимова быстро стал местом притяжения для советских интеллигентов и самым узнаваемым отечественным театром за рубежом. «С момента рождения театр Любимова стал, по словам Н. Эйдельмана, «островом свободы в несвободной стране». Членами Художественного совета театра были выдающиеся ученые П. Капица и Н. Флеров; известные писатели и поэты, такие как А. Твардовский, Н. Эрдман, Ю. Трифонов, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ф. Искандер, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава; театральные критики Б. Зингерман, К. Рудницкий и А. Аникст; композиторы А. Шнитке и Э. Денисов; кинорежиссеры С. Параджанов и Э. Климов». (Интернет-сайт «Лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра ХХ – ХХI вв.» hum.hse.ru, «Юрий Векслер беседует с Юрием Любимовым: "Бриколаж, или «Серебряный век» Юрия Любимова. Германия, 2003 г."»)
    К 20-летию Победы в Великой Отечественной войне режиссер Юрий Любимов ставит в Театре на Таганке поэтический спектакль «Павшие и живые» (1965), рассказывающий зрителям о судьбах поэтов и писателей на фронтах войны. В постановке звучали и стихи А. Т. Твардовского (в новелле «Землянка»). У Владимира Семеновича в спектакле – несколько ролей.
    Владимир Высоцкий упоминает фамилию Александра Трифоновича в письме, написанном 20 декабря 1965 года и отправленном из Москвы в Магадан однокласснику и приятелю юности, поэту Игорю Кохановскому: «…Был у Андрея Вознесенского, он читал новую поэму – пьесу для нашего театра, очень это хорошо, стихи великолепные, а сюжет такой: под Новый год застрял лифт, а в нем люди. Пока это все недотянуто, но интересно.
    Подарил мне книжку и написал там, что очень меня любит и что страшно ему за «мою незащищенность в этом мире». Недавно он в числе теплой компании – Слуцкий, Твардовский, Сурков, Рождественский, Ахмадулина – ну ты, наверное, знаешь, был в Париже, приехал, выступали мы с ним в университете. Рассказывал, как его там принимали, в восторге от Парижа, обзывал Эльзу Триоле старой б…ядью – она взялась его переводить и три года тянула резину. Потом пошли в ВТО, говорили тосты и пили…» (И. Кохановский, «Когда мы были молодыми», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 28, апрель 2017 г.)
    О поэте, его жизни и творчестве, у Владимира Семеновича несомненно были разговоры с приятелем юности из компании по Большому Каретному переулку Артуром Макаровым (1931–1995).
    Макаров, выпускник Литературного института имени М. Горького, ставший впоследствии писателем и киносценаристом, дебютировал в августе 1966 года, опубликовав свой рассказ «Дома» в журнале «Новые мир» у Твардовского. В октябре там же появился другой рассказ – «Накануне прощания», которым восторгался Александр Трифонович.
    И, кстати, сразу же после этих публикаций как писатель Артур Сергеевич оказался под запретом.
    Были творческие контакты с Твардовским у другого приятеля Владимира Семеновича – сценариста, драматурга и поэта Геннадия Шпаликова (1937–1974). Кинорежиссер Сергей Соловьев, водивший знакомство с Геной, вспоминал: «…Ближе к весне появился в Москве и он сам. Под мышкой – пухлая правленая машинописная рукопись. Очень толстая, как мне, во всяком случае, показалось – таких до той поры я у него не видел.
    – Роман, – пояснил Гена. – Называется «Три Марины». Героини – Марина Цветаева, Марина Освальд (Марина Прусакова, вдова Ли Харви Освальда, который был, в соответствии с четырьмя американскими правительственными расследованиями, признан убийцей в 1963 году 35-го президента США Джона Ф. Кеннеди. – А. С.) и просто обыкновенная Марина. Часть действия происходит на «том свете». Там Ахматова с мавзолея приветствует праздничную демонстрацию, представляешь? Лозунги по радио кричат: «Кто чего боится, то с тем и случится! Поэтому бояться ничего не надо!» Роман гениальный! Я писатель. У меня есть документ и роман. Я пойду к Твардовскому…
    Вернулся из «Нового мира» Гена: Твардовский роман прочитал, велел выплатить Гене аванс, чего в своем журнале, известно, он делать не любил, но сказал, что печатать это нельзя «ни под каким видом». Что было делать?» («Воспоминания о Геннадии Шпаликове. Сергей Соловьев: "Гена"», «Искусство кино», № 11, ноябрь 2007 г.)
    «Непросто сложилась судьба и повести Бориса Можаева «Живой». Опубликованная еще в 1966 году Александром Твардовским в журнале «Новый мир», она сразу же стала заметным явлением отечественной словесности. Герой произведения Федор Кузькин противостоит подлости новоявленных советских господ. Его правда на виду, она непобедима. По этой повести автор написал одноименную пьесу. Режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов 21 год безуспешно пытался поставить спектакль на открытой сцене. Запрет был снят только в самом конце восьмидесятых. Исполнитель главной роли, Народный артист России Валерий Золотухин так отозвался о произведении: "«Кузькин» – шедевр русской литературы… Редкая удача даже и для великого писателя"». (В. Хомяков, «Писать только правду», «Литературная Россия», № 3, 20 января 2018 г.)
    «Творческую судьбу Высоцкого М. Ходанов (отец, протоиерей. – А. С.) резонно рассматривает в едином контексте с такими фигурами, как Пушкин, Есенин, Маяковский, Твардовский, Шпаликов, Рубцов». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, С. Карабанов, «…Ну нате, пейте кровь мою…»)
    Но нас эти истории интересуют мало.
    Станислав Куняев, поэт, публицист, литературный критик: «Если говорить о крупнейших именах, которые жили при Высоцком, – Ахматова, Твардовский, Леонов, Солженицын, Шолохов – никто о нем ничего публично не сказал. Почему? Есенин был благословлен и завязан на ненависть и любовь крупнейших мастеров искусства. У Высоцкого этого не было. Почему? У Высоцкого была только масса почитателей. А этого мало для художника, для того, чтобы чувствовать себя бессмертным». (Ст. Куняев, «"Дитя безвременья" (Беседа о Высоцком с Владимиром Бондаренко)», «Завтра», № 15, 18 апреля 2000 г.)
    В декабре 1971 года Александр Трифонович Твардовский тихо скончался в Москве на 62-м году жизни от рака легких.
    Из беседы литературного критика Бондаренко с тем же Куняевым.
    «В. Б. Ты сам, Станислав, в жизни его (В. Высоцкого. – А. С.) хоть раз видел?
    С. К. Один раз. Это было очень интересно. Я сейчас воспринимаю эту встречу как какое-то роковое и символическое событие. Это было на похоронах Александра Твардовского. Я встал в очередь к гробу Твардовского. Она тянулась через весь Дом литераторов и на сцену в большой зал. Очередь двигалась медленно. Я оглянулся. За мной стоял небольшой щупленький молодой человек в желтой кожаной курточке. Мы посмотрели друг на друга. Этот взгляд я запомнил на всю жизнь. Потом мне сказали, что это был Высоцкий. Вот такая была встреча. Больше при жизни не видел. А потом я пошел на Таганку на его похороны. Там простился с ним». (Ст. Куняев, «"Дитя безвременья" (Беседа о Высоцком с Владимиром Бондаренко)», «Завтра», № 15, 18 апреля 2000 г.)
    Поэт Андрей Вознесенский в воспоминаниях, повествующих о постановке спектакля по его стихам «Антимиры», пишет: «Сжавши зубы, ты работала, Таганка. Капитан твой лишь два раза пропустил репетиции – один раз хоронил Твардовского, другой – мать». (Интернет-сайт «Лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра ХХ – ХХI вв.» hum.hse.ru, А. Вознесенский, «Таганка – антитюрьма».)
    Действительно, на тех декабрьских похоронах был и главный режиссер Таганки Юрий Любимов, впервые с 1964 года из-за них отменивший всякие репетиции в театре.
    «Юрий Петрович Любимов – Павлу Евдокимову, 14 июня 2009 года: "Помню, что мы с ним (с А. Солженицыным. – А. С.) и с Николаем Робертычем (Эрдманом. – А. С.) шли на поминки к вдове Твардовского… ну сразу после похорон его… Сюда, на Котельническую, где они в высотке жили… А за нами «хвост» увязался, трое таких здоровых мордоворотов. Не скрываясь, особенно. И мы уже почти к высотке подошли, а они идут за нами, громко разговаривают… Я повернулся: «Ну как же вам не стыдно, сегодня… да и в открытую…» А они так засмеялись, и как-то в сторону, но совсем не ушли. Ну, мы на поминки, они внизу остались. Вот, я помню, так было"». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, сообщество «Современники Высоцкого», «Александр Исаевич Солженицын».)
    Забавные воспоминания… Ознакомившись с ними, вопрос возникает один: как мог Любимов идти на поминки в компании с покойным Эрдманом (скончавшимся в августе 1970 года)?
    Загадка…
    Старческий маразм режиссера – не иначе.
    А «маразм крепчал»… В таких же выдумках замечены биографы советского поэта Бориса Абрамовича Слуцкого.
    Они на полном серьезе утверждают, что «в 1972 году Слуцкий даже откликнулся на предложение Эльзы Триоле и выступил вместе с Кирсановым, Твардовским, Высоцким, Ахмадулиной и др. в парижском зале "Мютюалите"». (П. Горелик, Н. Елисеев, «"По теченью и против теченья…" Борис Слуцкий: жизнь и творчество» (2005), глава пятая «Пятидесятые годы».)
    Для непосвященных: Эльза Триоле – французская писательница, переводчица, жена французского поэта и писателя Луи Арагона, младшая сестра возлюбленной Владимира Маяковского Лили Брик.
    Уверен: никому из читателей и высоцковедов неизвестны не то что подробности этого «выступления» Владимира Высоцкого, но даже упоминания о нем в литературе. Попросту потому, что его никогда не было! За границу поэт впервые попал в апреле 1973-го. Странно, что литературоведы-слуцковеды не уточнили хотя бы этот факт.
    Они вполне могли не знать дат и фактов из биографии Владимира Семеновича. Но о том, что Твардовский скончался в декабре 1971-го известно всем, кто хотя бы мало-мальски интересуется литературой. И авторы книги о Слуцком не могли этого не знать. В связи с этим логично предположить, что в 72-м нигде, никак и ни с кем выступать Александр Трифонович уже не мог.
    Вот такие байки о парижском псевдовыступлении поэтов: одного – покойного, другого – только полгода спустя после описанных «событий» впервые выехавшего за рубеж!
    Еще о выдумках. В 1974 году Владимир Высоцкий сочиняет песню из военного цикла «Я полмира почти через злые бои…» (в несколько сокращенном виде ее исполнил актер Анатолий Папанов в фильме «Одиножды один» (1974), снятый на Киностудии «Ленфильм» режиссером Геннадием Полокой по сценарию Виктора Мережко). В одном из интервью Геннадий Иванович рассказал о песне: «Он (В. Высоцкий. – А. С.) ее писал в ответ – на знаменитую песню Твардовского «И на груди его блистала медаль за город Будапешт». И написал, по-моему, лучше». (А. Линкевич (Одесса), «Геннадий Полока»: интервью 2000 г., «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 11, ноябрь 2013 г.) 
    Оставив в стороне субъективную сравнительную оценку, данную кинорежиссером песням, заметим, что Полока не только неверно цитирует строчку известной композиции (в оригинале «И на груди его светилась медаль за город Будапешт»), но и путает авторов поэтического произведения, ставшего песней. Это слова из известного стихотворения поэта Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату» (1945), Через год, в 46-м, текст положил на музыку композитор Матвей Блантер. Получилась замечательная песня, особенно проникновенно ее исполнял Марк Бернес. Так что Александр Трифонович Твардовский и его поэтическое творчество не имеют ни малейшего отношения к выдумкам Геннадия Полоки.
    «Премьера спектакля «Пристегните ремни!» (в Театре на Таганке по одноименной пьесе писателя и драматурга Г. Бакланова (Фридмана)) состоялась в июле 1975 года. Ассистентом режиссера выступил Е. Кучер; музыка Луиджи Нонно, песни М. Блантера на слова А. Твардовского, Б. Окуджавы и В. Высоцкого». (Э. Михалева, «Пристегните ремни», «Вагант», № 1-3, 2002 г.)
    3 октября 1976 года американская газета «The New York Times» публикует статью Маргарет Кройден «A Soviet Director Talks About Coercion In the Theater» («Советский режиссер о запретах в театре»), в которой присутствует отрывок стенограммы общения с журналистами главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова на пресс-конференции в Белграде во время гастролей труппы в Югославии в 1974 году. В беседе Юрий Петрович делится своими творческими планами: «Я бы хотел показать здесь (в Югославии. – А. С.) «Деревянных коней»*) Федора Абрамова. Как Вы знаете, Абрамов работал с журналом «Новый мир», когда его главным редактором был Александр Твардовский. Твардовский сам был великим поэтом, он основал «Новый мир» и стал публиковать в нем произведения группы очень молодых и очень одаренных поэтов».
    *) «Деревянные кони» повествуют о добродетельности старого крестьянства, заставшего начало коллективизации. «Новый мир» – либеральный журнал; именно Твардовский впервые опубликовал «Один день из жизни Ивана Денисовича» Солженицына и произведения других авторов, которые считались либералами в эпоху Хрущева. Твардовский был снят со своей должности в 1970 и умер в 1971 году. (Прим. М. Кройден.)
    Следует добавить, что премьера сценической композиции по Федору Абрамову «Деревянные кони» в постановке Юрия Любимова состоялась на сцене Таганки 23 апреля 1974 года. Владимир Высоцкий участия в спектакле не принимал.
    Высоцкий на восемь с половиной лет пережил своего старшего коллегу.
    Коллега Владимира Семеновича по Театру на Таганке и кино, его приятель Валерий Золотухин: «Как-то вдова Твардовского сказала Любимову: "Батюшки мои, у Александра Трифоновича не было столько людей на похоронах, как у Высоцкого. А ведь Твардовский поэт!"» (Л. Лебедина, «Валерий Золотухин: "Главными в жизни Высоцкого всегда были друзья"»: интервью, «Труд», 25 января 2003 г.)
     В номере немецкого журнала «Шпигель» (Der Spiegel) от 15 октября 1984 года опубликовано интервью журналистов А. Лоренца (Von A. Lorenz) и Ф. Румлера (F. Rumler) с режиссером «Ю. Любимов. «Крокодиловы слезы» / Изгнанный российский режиссер и руководитель театра Юрий Любимов о своей работе». Вот отрывок из беседы.
    «ЛЮБИМОВ: Ситуация обострилась после смерти Высоцкого в 1980 году…
    ШПИГЕЛЬ: …звезды Театра на Таганке, который, как бард и поэт, был культовой фигурой для советской молодежи…
    ЛЮБИМОВ: Да. Я позволил себе дерзость похоронить его так, как считал нужным, а не так, как приказали власти.
    ШПИГЕЛЬ: В чем была разница?
    ЛЮБИМОВ: К примеру, власти занимались похоронами Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир». Все ораторы были назначены, все речи заранее утверждены. Мой друг (Марк) Захаров грустно посмотрел на все это и спросил меня: «Ну, что скажешь, режиссер, как тебе эта постановка?»
    То есть пришли люди, которые фактически отняли у Твардовского журнал, которые травили его, укорачивали его жизнь; и вот они проливали у его гроба крокодиловы слезы. Как известно, крокодил плачет, когда ест свою жертву.
    ШПИГЕЛЬ: А как проходили похороны Высоцкого?
    ЛЮБИМОВ: Друзья несли его к кладбищу, с ним пришла проститься вся Москва. Это было во время Олимпийских игр; десятки, если не сотни тысяч, несмотря ни на какие ограничения, пришли. Они пришли низко поклониться ему, поблагодарить за его талант и бесстрашие».
    «О. Кучкина: Как вы пережили потерю Владимира Высоцкого?
    Ю. Любимов: Тяжело очень, потому что я с ним был в прекрасных отношениях. Но я его хоть похоронить сумел, как должно. А не как они приказали.
    О. К.: А как они приказали?
    Ю. Л.: Быстро, чтобы тихо. Но у них не вышло. Даже в олимпийском городе, в окружении кордонов. Ничего не получилось, все бросили и пришли хоронить поэта. И я вновь зауважал москвичей, как зауважал их, когда хоронили Твардовского, Сахарова. Это замечательное проявление. Но, к сожалению, оно весьма редкое». («Юрий Любимов: «Я войну видел много лет, на меня гонения мало действовали». Интервью Ольге Кучкиной 1997 года», «Комсомольская правда», 5 октября 2014 г.)
    Философ Михаил Яковлевич Гефтер незадолго до своей кончины в беседе с журналистами (1994) «философствует»:
    «Леонид (журналист): Вот такой критерий, как сама страна выделяется. Вдруг оказалось вот, что критерий поклонения оказался Высоцкий. Я не думаю, что Высоцкий адекватен…
    Михаил Гефтер: А вы знаете – да. Вы знаете – да. Я не из той… как бы сказать… не из того среза, не из того слоя, не из той (как это социологи говорят) страты. Вначале он для меня не существовал, поздний Высоцкий как-то… но вот люди моложе и… Понимаете, вот есть, скажем, Высоцкий, скажем, Шукшин или, скажем… (я сейчас не говорю о том, кто больше, кто меньше) или, скажем, Твардовский. Но вот…
    Л: Это совершенно другой критерий, чем, скажем, критерий Мандельштама.
    МГ: Конечно! Ну конечно!» (Интернет-сайт «ГЕФТЕР» gefter.ru, 8 февраля 2013 г., «Беседа с М. Я. Гефтером о Мандельштаме и Булгакове. Расшифровка аудиозаписи, сделанной в октябре 1994 года».)
    И Александр Твардовский, и Владимир Высоцкий за свою творческую жизнь преуспели в сочинении военной лирики: воспели (а Высоцкий – и в буквальном смысле) Великую Отечественную войну, ее тяжесть и трагедию, а главное – подвиг простого солдата.
    Мировой образ этого самого русского солдата так возник из-под пера Александра Трифоновича: поэма «Василий Теркин» (1941–45) писалась на протяжении всей войны. Отдельными главами она печаталась во фронтовых газетах. Твардовский сам прошел военными дорогами до самой победы и стал по-настоящему культовым поэтом для поколения фронтовиков. Своей поэмой он сразу же вошел в сокровищницу мировой поэзии. Уж на что антисоветски был настроен Иван Бунин, но прочитав «Теркина», Нобелевский лауреат не стал скрывать своего восхищения сочиненным его московским коллегой.
    23 июля 2010 года интернет-сайт журнала «Сноб» snob.ru размещает материал «Тридцать лет без Высоцкого»: «25 июля 1980 года умер Владимир Высоцкий. В истории отечественной культуры не было другого такого человека, который был бы настолько популярен при жизни и чья посмертная слава длилась бы так долго».
    Среди участников дискуссии был и известный рок-музыкант Юрий Шевчук. В своем монологе поэзию о войне Высоцкого он ставит выше военной лирики Александра Трифоновича: «Я к Владимиру Семеновичу всегда относился с большим пиететом… И война в его песнях, как он раскрыл войну. Это даже не «Василий Теркин» Твардовского, это гораздо мощнее, он раскрыл войну как личную трагедию российского человека».
    «У А. Т. Твардовского прозвучало: Я знаю, никакой моей вины, / В том, что другие не пришли с войны, / В том, что они, кто старше, кто моложе, / Остались там… И не о том же речь, / Что я их мог, но не сумел сберечь. / Речь не о том, но все же, все же, все же…
    А у Высоцкого: Я кругом и навечно виноват перед теми, / С кем сегодня встречаться почел бы за честь.
    Однако чувство вины у Высоцкого несколько иное. Если у Твардовского – это чувство, в общем-то, без вины виноватого человека, который не смог, да и не мог спасти тех, кто был в бою рядом, то у его младшего современника – это чувство вины сегодняшнего человека перед павшими, до конца выполнившими свой долг, за то, что «Эх, ребята, все не так, / Все не так, ребята».
    Это жгучее чувство вины перед павшими («наши павшие, как часовые») и рождает в поэте гражданское мужество прямо говорить, что «все не так», рождает чувство непримиримости к тем, кто все "забыл и потерял"». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, О. Бердников. «Военная тропа».)
    Увы, пока нет свидетельств, слышал ли Александр Трифонович записи военных или иных песен в исполнении Владимира Высоцкого, видел ли фильмы с его участием и посещал ли спектакли Театра на Таганке. Но наверняка Твардовский был наслышан о личности и творчестве поэта, барда и актера.
    Людмила Томенчук, театрально-музыкальный критик, член Союза театральных деятелей. Украины, главный редактор украинского журнала «Театр-плюс»: «Автор «Василия Теркина» без энтузиазма относился к поэтам, творчески ему неблизким. Высоцкий и был одним из них. Возможно, этим до некоторой степени объясним странный для многих современников обоих поэтов факт отсутствия высказываний Твардовского о песнях Высоцкого, которые его, видно, не заинтересовали. Это особенно удивляло тех, кого принято называть шестидесятниками, поскольку оба поэта – и Твардовский, и Высоцкий – были в этой среде культовыми фигурами». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, Л. Томенчук, «Высоцкий и его песни – приподнимем занавес за краешек…», глава 14 «Все донимал их своими аккордами».)
    Творческое наследие поэтов – живо, изучается в средних, специальных и высших учебных заведения РФ. В интернете можно обнаружить следующие темы школьных сочинений: «Сочинение на тему "Образ войны (конца войны) у Твардовского и Высоцкого"» (сайт author24referat.ru), «Высоцкий и Твардовский. Война. Сопоставьте стихотворение А. Т. Твардовского «Когда пройдешь путем колонн…» со стихотворением В. С. Высоцкого «Давно смолкли залпы орудий…» Что сближает лирических героев этих стихотворений?» (сайт «Анализ» ooo-santal.ru.) и «Сопоставьте стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» и В. С. Высоцкого «Братские могилы». В чем сходство и различие в раскрытии поэтами темы памяти о войне?» (сайт grammarian.school, «Проверочные работы по литературе 9 класс к учебнику В. Я. Коровиной – Л. Н. Гороховская 2019», «Проверочная работа № 23. "А. Т. Твардовский. Лирика"».)
    7 апреля 2021 года интернет-сайт «Критика24.ру» kritika24.ru в разделе «ЕГЭ по литературе › Сочинения» некая lida опубликовала работу «Какие произведения русских поэтов тематически близки стихотворению А. Т. Твардовского и в чем они могут быть сопоставлены? (ЕГЭ по литературе)». В ней есть следующий интересующий нас пассаж: «В стихотворении В. С. Высоцкого «Он не вернулся из боя» тоже представлен образ русского солдата. Лирический герой произведения потерял на войне своего друга, что является самым страшным, что может случиться с человеком. Именно после его гибели солдат понимает, насколько важен для него был его друг, что похожее звучит также и в произведении А. Т. Твардовского «Когда пройдешь путем коротким»:

                Когда – науку всех наук –
                В бою постигнешь бой, –
                Еще поймешь, Как дорог друг,
                Как дорог каждый свой.

    Однако в стихотворении В. С. Высоцкого чувствуется глубокая печаль, горечь и скорбь, лирический герой теряет в себе силы: «Только кажется мне, /Это я не вернулся из боя», а в произведении А. Т. Твардовского, наоборот, солдат, несмотря на все ужасы войны, сохраняет любовь к жизни и радость каждому моменту. Таким образом, многие русские поэты в произведениях изображали страшные картины войны, показывая, как русский народ ведет себя в самый страшный период для всего человечества».
    Читатели и слушатели подмечают также стилевое сходство некоторых стихотворений Александра Твардовского и Владимира Высоцкого. Мила Жужу пишет: «Помню очень потрясло стихотворение «Я убит подо Ржевом». Такое ощущение, что таким стилем потом написал одну свою песню Высоцкий, а потом Розенбаум. У стихов Твардовского хороший, очень трогающий проникновенный ритм». (Интернет-портал «Большой вопрос.ru» bolshoyvopros.ru, «А чем вам нравилось творчество Твардовского?» (2020).)
    На сайте «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru размещена статья М. А. Раевской «Восприятие поэзии В. С. Высоцкого в Болгарии – переводя и критика (1972–2009)». В разделе 3.3 «Сопоставление Высоцкого с другими авторами» автор пишет: «Сопоставление Высоцкого с А. Т. Твардовским могло бы быть весьма плодотворным. Однако болгарские авторы лишь намекнули на эту тему, но не разработали ее. Имя Твардовского встречается у Анны Колчаковой – она называет его одним из «великих предшественников» Высоцкого в жанре сказа. Анатолий Петров, анализируя «Песню о погибшем летчике», цитирует первые строки стихотворения Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…», но сравнения текстов не производит».
    В 2012 году в «Невероятной библиотеке журнала "MAXIM"» вышел любопытный сборник «100 алкогениев», в котором есть статьи, посвященные героям этой главы. В аннотации к изданию читаем: «Как талант и порок уживаются в одном человеке? Нужен ли для творчества допинг? А кто не пьет? Исследованием этих вопросов занималась рубрика «Алкогений» в журнале «MAXIM». За восемь лет в ней были рассмотрены судьбы ста знаменитых мужчин через призму их пристрастия к алкоголю. От императора Тиберия и Омара Хайяма до Ельцина и Высоцкого, политики и актеры, писатели и художники – все они вошли не только в историю, но и в книгу «100 алкогениев»… Биографические факты, свидетельства современников, цитаты и фотографии – все это с любовью собрано в ста мини-историях. Кого-то они удивят, кого-то развлекут, кому-то успокоят совесть. Идеальный подарок для тех, кто не прочь помериться с гениями если не талантами, то хотя бы пороками!»
    Тему алкозависимости героев главы также затрагивает и раскрывает психолог Александр Шувалов в статье «Гениальные алкоголики Советского Союза», размещенной на сайте «Наша Психология» psyh.ru.
    А в 2021 году интернет-ресурс «reddit» reddit.com информировал пользователей: «Работа «Великие алкоголики» от художника ZOOM появилась на Люсиновской улице столицы. В очередь выстроились: Юрий Олеша, Василий Шукшин, Александр Твардовский, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Сергей Довлатов, Аркадий Гайдар, Венедикт Ерофеев, Михаил Шолохов, Ольга Берггольц».
    Год 2017-й. В Александрове (Владимирская область) в издательстве «Вересковый мед» выходит самиздатовская книжка экс-сотрудника КГБ, а ныне высоцковеда Сергея Вдовина «Высоцкий и его братья… От Беранже до Бродского». В издании помещена глава «"Единое горло России" и «лучший советский поэт» (Высоцкий и Твардовский: взгляд из XXI в.)».
    25 января 2018 года сайт «ВЗГЛЯД» vz.ru размещает материал политического литературоведа-аналитика Петра Акопова «Мечта Владимира Высоцкого осуществилась». В нем он в частности пишет: «Высоцкий был не только нервом эпохи, но и одним из символов страны. Советского Союза – ну а теперь и России.
    Высоцкий занял место символа русской литературы 20-го века – неважно, нравится это кому-нибудь или нет. Для народа он стал «как Пушкин» – и спорить с народом глупо и смешно. Есть ли у нас поэты второй половины 20-го века, всенародно любимые и известные? Нет – все заканчивается первой четвертью века с Есениным. Из последующих десятилетий можно называть еще десяток имен, того же Твардовского, Бродского, Рубцова – но люди знают Высоцкого, и не надо говорить, что он не поэт или слабый поэт. Не потому, что это народ не ошибается – а потому, что Высоцкий уже давно стал неотъемлемой и заметнейшей частью русской словесности и русской культуры…
    Высоцкий стал памятником той, уже ушедшей советской эпохе – ее ключевому периоду, охватываемому как раз годами его жизни, 1938–1980: война, победа, возрождение, космос, идеалы, надрыв, поиски, разочарования, надежды. Высоцкий на надрыве впитал в себя все, что было в той эпохе – и «творчески переработав», «отразил» все это в своих стихах-песнях. Поздний Советский Союз будут изучать по Высоцкому – ну а его влияние на русскую литературу будет чувствоваться всегда. А на литературу – значит, и на всю нашу жизнь».
    Всё так, всё так.
    И последнее.
    11 июня 2021 года информационный портал «Интерфакс. Северо-Запад» interfax-russia.ru разместил любопытный материал «Стихи Вознесенского, Твардовского и Высоцкого предпочитают читать в "Крестах"»: «Сотрудники УФСИН по Петербургу и Ленинградской области составили рейтинг стихотворений, которые чаще всего читают в СИЗО и колониях, сообщает пресс-служба управления ведомства по региону.
    Подследственные, содержащиеся в СИЗО-1 «Кресты», предпочитают стихотворения советских поэтов: «Уже подснежники» Андрея Вознесенского, «Прощаемся мы с матерями» Александра Твардовского, «Мой черный человек в костюме сером!» Владимира Высоцкого».
    А 15 июня того же года другой информационно-аналитический интернет-портал «RUSNORD» rusnord.ru (г. Архангельск) размещает подобную статью «От Пушкина до Высоцкого. Рейтинг поэтов в среде архангельских уголовников». Из него мы узнаем: «В библиотеках подразделений УФСИН пользуются спросом книги Владимира Высоцкого и Александра Твардовского».
    У российских граждан осужденных толковые поэтические предпочтения.
    ***
    В 1995 году, к 15-й годовщине смерти Владимира Высоцкого, архитектор Анатолий Климочкин изготовил скульптуру высотой 2,4 метра (по проекту скульптора Геннадия Распопова). Установили ее в присутствии родственников и друзей актера и поэта в Москве, в сквере на пересечении Петровки и Страстного бульвара, практически у тех самых Петровских ворот. Там где, как писал Владимир Семенович, ему никогда не поставят памятник.
    Памятник Высоцкому стал первым в Нарышкинском сквере. Через четыре года в сквере установили памятник Сергею Рахманинову. Первый в мире монумент великому русскому композитору стоит ближе к Пушкинской площади. Еще ближе находится установленный в 2013 году памятник Александру Твардовскому. Если выйти из метро на станциях «Пушкинская» или «Чеховская» в сторону Петровки, то в ходе прогулки по скверу можно увидеть сначала фигуру Твардовского, затем сидящего в кресле Рахманинова, а метров через 300 покажется и памятник Высоцкому.


Рецензии