Эссе Портреты из прошлого. Часть 3
УИЛЬЯМ УИСТОН.
Уильяма Уистона знают как учёного, священника, плодовитого писателя, а также как коллегу английского физика и математика Исаака Ньютона. В 1702 году Уистон сменил Ньютона на посту Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете в Англии. Эту почётную профессорскую должность занимали некоторые из величайших учёных прошлого и современности.
ТЕ, КТО исследует Библию, знают Уистона и как переводчика на английский язык трудов иудейского историка Иосифа Флавия, жившего в первом веке. Его произведения во многом проливают свет на историю евреев и дают представление о мире, в котором жили первые христиане.
ТВЁРДЫЕ УБЕЖДЕНИЯ.
Уистон был человеком живого ума. Он интересовался разными вопросами, в особенности научными и религиозными. Уистон считал, что библейское повествование о сотворении заслуживает доверия, а окружающий нас мир, которому присущи гармония и порядок, ясно указывает на существование Творца.
Более того, Уистон был убеждён, что раскол христианства на разные конфессии был вызван тем, что духовенство отступило от Библии в угоду небиблейским учениям и традициям, принятым церковными соборами и так называемыми Отцами Церкви.
Считая Библию источником духовной истины, Уистон отвергал учение о вечных муках в адском огне. По его мнению, это учение было жестоким, абсурдным, бесчестящим Бога. Однако наиболее серьёзный конфликт между Уистоном и Церковью разгорелся из-за того, что он не признавал догмат о Троице, согласно которому Бог существует в трёх лицах — Отец, Сын и Дух Святой,— они единосущны и совечны. Но это не три Бога, а один Бог. (Подробнее о догмате Троицы рассказывается в моих эссе в трёх частях «Бог не Троица»).
УВАЖАЕМЫЙ УЧЁНЫЙ СТАНОВИТСЯ ИЗГОЕМ.
Проведя тщательное исследование, Уистон пришёл к заключению, что первые христиане не верили в Троицу и что это учение было принято позднее, когда в христианство проникли идеи языческой философии. Друзья предостерегали Уистона, что обнародовать подобные выводы рискованно. Но он не мог молчать о том, что, по его мнению, являлось ложным толкованием природы Иисуса Христа — Сына Бога и Божьего творения.
Из Кембриджского университета увольняли любого, кто распространял идеи, противоречившие догматам Англиканской церкви. Это означало, что Уистон тоже мог потерять своё место. Однако это его не остановило, в отличие от Ньютона, который также считал учение о Троице ложным, но предпочитал не выражать свои взгляды открыто. Уистон писал: «Никакие мирские устремления не заставят меня опустить руки».
В 1710 году Уистона изгнали из Кембриджа. Отказавшись пойти на компромисс со своими убеждениями, Уистон «превратился из уважаемого учёного в изгоя». Но даже это его не устрашило. В то время, когда его обвиняли в ереси, он написал серию сочинений, озаглавленных «Возрождение первоначального христианства» (Primitive Christianity Revived). Впоследствии Уистон основал Общество по распространению учений первых последователей Христа. Встречи этого общества проводились в доме учёного в Лондоне.
Хотя Уистон лишился профессорского звания и какое-то время претерпевал финансовые трудности, он тем не менее продолжал писать и выступать с лекциями в лондонских кофейнях.
В 1737 году Уистон издал свой перевод трудов Иосифа Флавия, внеся таким образом важный вклад в понимание исторической эпохи раннего христианства. С тех пор этот перевод неоднократно переиздавался.
Уильям Уистон мужественно отстаивал свои взгляды, хотя они были не популярны. Поэтому, как отмечает писатель Джеймс Форс, многие сегодня считают его «чудаком». Однако есть немало тех, кто ценит Уистона как знатока Библии, искреннего искателя религиозной истины и человека, стремившегося жить в согласии со своими убеждениями.
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ.
Уильям Уистон (1667—1752) входил в круг знакомых Исаака Ньютона. Религиозные взгляды этих двух людей во многом были схожи.
Сначала Ньютон всячески поддерживал Уистона как учёного, но позднее отрёкся от него.
Уистона обвинили в ереси, но он никогда не был официально осуждён.
«Одним из присущих Уистону редких качеств была его безукоризненная честность» (English Versions of the Bible).
МЫСЛИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ СЛЕДОВАЛ ЗА БОЛЬШИНСТВОМ.
«В то время как современники Уистона считали излишней его готовность жертвовать карьерой ради принципов, сам он полагал, что его современники ради продвижения по службе, не задумываясь, поступились бы любыми принципами» (William Whiston—Honest Newtonian).
«Свои навыки учёного — умение проводить исследования, глубоко размышлять и делать выводы — Уистон применил к религии. Непринятие Уистоном тринитарной доктрины и его приверженность первоначальному христианству были результатом пытливого чтения и размышления» (доктор философии Роберт Бруен).
ДЖОЗЕФ ПРИСТЛИ.
«Разносторонность его таланта, энтузиазм, живость ума и человеколюбие, его безграничная тяга к познанию физического мира, а также интерес к нравственным и социальным вопросам, его авторитет в области науки, богословия, философии и политики, его особое отношение к [Французской] Революции, а также перенесённые им незаслуженные страдания — всё это может сделать его героем XVIII века» (философ Фредерик Гаррисон).
ЧЕМ известен Джозеф Пристли? Его открытия и труды во многом повлияли на представления людей о роли правительства, о природе Бога и даже о воздухе, которым мы дышим. Независимо от того, писал ли Пристли на научные или религиозные темы, во главу угла он ставил не спорные теории и традиции, а истину и факты. Поговорим об этом подробнее.
ПОИСКИ НАУЧНОЙ ИСТИНЫ.
После встречи с американским учёным Бенджамином Франклином в 1765 году Джозеф Пристли, для которого наука ранее была просто увлечением, начал проводить опыты с электричеством. Уже в следующем году учёные коллеги Пристли были настолько впечатлены его открытиями, что избрали его членом Лондонского Королевского общества.
Затем Пристли занялся химией и за короткий срок открыл несколько новых газов, в том числе аммиак и закись азота, или «веселящий газ». Кроме того, он впервые насытил воду углекислым газом и таким образом изобрёл газированную воду.
В 1774 году, проводя опыты в Южной Англии, Пристли получил газ, в котором подожженный фитиль свечи пылал необыкновенно ярко. Позднее он наполнил двумя унциями (60 миллилитров) этого газа стеклянный колпак и поместил туда мышь. В результате мышь прожила в два раза дольше, чем если бы она находилась под колпаком с обычным воздухом. Тогда Пристли решил испытать этот диковинный газ на себе и сам его вдохнул. Он писал: «Мне казалось, что некоторое время потом я дышал чрезвычайно свободно и легко».
Так Джозеф Пристли открыл кислород. Однако он назвал полученный газ «дефлогистированным воздухом», посчитав, что это обычный воздух, только лишённый флогистона — гипотетического вещества, препятствующего горению. Вывод Пристли был ошибочным, и всё же многие считают, что данное открытие стало вершиной научной деятельности учёного.
ПОИСКИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИСТИНЫ.
Пристли был убеждён, что традиции и догмы затмевают религиозную истину, как и предвзятые суждения мешают установить истину научную. Всю жизнь Пристли старался постичь подлинный смысл библейского учения. Но, как ни парадоксально, он всё же перенял некоторые взгляды, идущие вразрез с тем, чему учит Писание. Например, одно время он не верил, что Библия написана под вдохновением свыше. Он также отвергал учение Библии о том, что Иисус Христос существовал ещё до своего рождения на земле.
«Если наука — это поиск истины, то Пристли был настоящим учёным» (биолог Кэтрин Каллен). Вместе с тем Пристли разоблачал ложные религиозные представления, которые сегодня, как и в его дни, широко распространены в мировых религиях.
Он писал, что истина, которой учил Христос и его последователи, была позднее искажена небиблейскими учениями о Троице, о бессмертной душе, а также использованием изображений в поклонении Богу.
Религиозные взгляды Пристли и его симпатии к Американской и Французской революциям вызвали сильнейшее недовольство со стороны его соотечественников. В 1791 году толпа разгромила дом и лабораторию учёного, а сам он перебрался из Англии в Соединённые Штаты. И хотя Джозеф Пристли известен прежде всего своими научными открытиями, он всегда считал, что приобретение знаний о Боге и его замыслах — «намного более важная и благородная цель».
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ.
Джозеф Пристли родился в 1733 году близ английского города Лидс.
Как учёный он стал известен открытием нескольких новых газов.
Как политический мыслитель он выступал за свободу слова, вероисповедания и образования.
Как религиозный деятель он отвергал многие традиционные доктрины, в том числе учение о Троице и бессмертной душе.
В 1794 году Пристли, спасаясь от преследований, переехал в Соединённые Штаты, где менее чем через три года умер.
ИСТИНА ИЛИ ТРАДИЦИЯ?
Пристли обнаружил, что многие общепринятые религиозные учения противоречат тому, что написано в Библии. Рассмотрим некоторые примеры.
ТРАДИЦИОННОЕ УЧЕНИЕ: Иисус равен Богу.;
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТИНА: Иисус сказал: «Отец больше меня» (Иоанна 14:28).
ТРАДИЦИОННОЕ УЧЕНИЕ: душа бессмертна.
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТИНА: «Душа, которая грешит, та умрёт» (Иезекииль 18:4). (По поводу души вы можете подробно прочитать в моих эссе «Духи мёртвых» в двух частях и в эссе «Что такое душа»).
ТРАДИЦИОННОЕ УЧЕНИЕ: в поклонении Богу можно использовать изображения.;
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТИНА: «Я Иегова. Это моё имя, и я не отдам своей славы никому другому и своей хвалы — резным изображениям» (Исаия 42:8).
Свидетельство о публикации №122082203864