Эссе Портреты из прошлого. Часть 2
АРИСТОТЕЛЬ.
БОЛЕЕ 2 300 лет назад Аристотель внёс огромный вклад в науку и философию. Его труды переведены на многие языки и до сих пор изучаются и вызывают немалый интерес. Профессор истории Джеймс Маклахлан писал, что «представления Аристотеля об устройстве мира доминировали над умами европейцев почти 2 000 лет». Некоторые взгляды Аристотеля даже повлияли на католические и протестантские учения, а также на ислам.
ШИРОКИЙ КРУГ ИНТЕРЕСОВ.
Аристотель писал об астрономии, биологии, движении, законе, искусстве, логике, магнетизме, метафизике, политике, поэтике, психологии, риторике, удовольствии, этике, языке, а также о душе, которую он считал смертной. Однако известным он стал главным образом благодаря своим трудам по биологии и логике.
Древнегреческие учёные пытались объяснить устройство мира с помощью своих наблюдений, дедукции и логики. Они полагали, что, если взять за основу то, что они принимают за очевидные истины, и хорошенько подумать над этим, можно прийти к правильным заключениям.
Следуя такой философии, эти учёные сделали несколько разумных выводов, например что во Вселенной существует порядок. Но у такого подхода был серьёзный недостаток: способность наблюдать была ограничена пределами органов чувств, из-за чего многие гениальные умы, включая Аристотеля, сильно заблуждались. Например, они верили, что планеты и звезды вращаются вокруг Земли. В то время это считалось очевидной истиной. «Казалось, что как рассуждения, так и опыт подтверждали представление древних греков о том, что Земля — центр Вселенной»,— говорится в книге Чарлза Фримана «Тупик западного мышления» (The Closing of the Western Mind). Это ошибочное мнение не имело бы особого значения, останься оно лишь в сфере науки. Но события развернулись иначе.
КАТОЛИЦИЗМ ПРИНИМАЕТ АРИСТОТЕЛЯ.
В Средние века в христианской Европе некоторые учения Аристотеля считались неоспоримой истиной, то есть не требовали доказательств. Например, римско-католические теологи — главным образом Фома Аквинский (ок. 1224—1274) — смешали учения Аристотеля со своими. Таким образом, идея Аристотеля о том, что неподвижная Земля является центром Вселенной, стала католической догмой. Это учение также переняли протестантские лидеры, такие как Кальвин и Лютер, утверждавшие, что оно основано на Библии.
«[Учения Аристотеля] и католицизм в некоторых сферах стали практически неотличимыми друг от друга»,— пишет в своей книге историк Чарлз Фриман. Считается даже, что Фома Аквинский «крестил» Аристотеля в католическую веру. В действительности же, как отмечает Фриман, «это Фома Аквинский был обращен в аристотелизм». А с ним в какой-то мере и вся церковь. В итоге, когда итальянский астроном и математик Галилей осмелился обнародовать свои основанные на доказательствах наблюдения, подтверждавшие, что Земля вращается вокруг Солнца, его вызвали на суд инквизиции и он был вынужден отречься от своих убеждений.
Как ни парадоксально, Аристотель признавал, что научная мысль не стоит на месте и, следовательно, подлежит пересмотру. Если бы только церкви придерживались таких же взглядов!
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ.
Аристотеля влекла жажда знаний. Он также находился «под глубоким впечатлением от достоинств и величия вселенной, перед которой он благоговел» (Аристотель. Краткое введение).
Аристотель верил, что у природы есть вечный «Перводвигатель», который вызывает вечное движение, что он есть благо и существует за пределами Вселенной.
Аристотель считается основоположником двух наук: биологии и логики.
Аристотель обучал юношу из Македонии, который впоследствии основал империю и стал известен как Александр Великий (Македонский).
ОНИ ВИДЕЛИ В БИБЛИИ ТО, ЧЕГО ТАМ НЕ БЫЛО.
Некоторые ранние теологи придерживались геоцентрической системы мира, потому что видели в Библии то, чего там не было. Взять, к примеру, Псалом 104:5. Там говорится: «[Бог] утвердил землю на прочном основании, она не поколеблется вовеки». Писатель этого псалма не говорил о положении Земли в космическом пространстве. Он поэтическим языком описал то, что наша планета, согласно Божьему замыслу, будет существовать вечно (Экклезиаст 1:4).
Когда в Библии затрагиваются научные вопросы, она абсолютно точна. Например, около 3 500 лет назад в Иове 26:7 было сказано, что Бог «повесил землю ни на чем». А в Иове 38:33 говорится, что небесные тела подчиняются физическим законам.
РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН.
Константин был первым римским императором, который поддерживал христианство. Тем самым он заметно повлиял на ход мировой истории. Константин принял эту прежде гонимую веру и во многом определил дальнейшее становление христианской религии. В итоге она обрела известную нам сегодня форму и, как отмечается в одной энциклопедии, превратилась в «мощнейшую социальную и политическую силу», влияющую на судьбы мира (The Encyclopedia Britannica).
ПОЧЕМУ нам следует знать об этом древнеримском императоре? Дело в том, что политические и религиозные преобразования, проводимые Константином, наложили глубокий отпечаток на вероучения и обряды многих христианских конфессий. Давайте узнаем, как это произошло.
ХРИСТИАНСТВО: ПРИЗНАНИЕ ЦЕНОЙ СВОБОДЫ.
В 313 году н. э. Константин правил Западной Римской империей, а восточные провинции находились под властью Лициния и Максимина. Константин и Лициний даровали свободу вероисповедания всем своим подданным, включая христиан. Константин защищал христианство, полагая, что религия сможет объединить его империю.
Константину претили многочисленные разногласия внутри христианской церкви. Стремясь к согласию, он искал способ ввести, а затем узаконить так называемую правильную доктрину. Чтобы угодить императору, епископы должны были пойти на компромисс в вопросах веры. Священники, которые так поступали, освобождались от уплаты налогов и обретали щедрого покровителя. Историк Чарлз Фриман пишет, что «принятие „правильной“ христианской доктрины открыло не только путь на небо, но и доступ к бесчисленным земным благам». Так, духовенство стало играть важную роль в мирских делах. «Церковь приобрела себе не только защитника, но и господина»,— делает вывод историк Арнольд Хью Мартин Джонс.
НОМИНАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО.
Союз Константина с епископами привёл к появлению религии, догматы которой были частью христианскими, частью языческими. И это вполне закономерно, ведь целью римского государя был религиозный плюрализм, а не поиск духовной истины. В конце концов, он был правителем языческой империи. Один историк отмечает, что Константин, желая угодить как христианам, так и язычникам, намеренно оставлял место для «двусмысленного толкования своих действий и образа правления в целом».
Провозгласив себя поборником христианства, Константин не отказался и от язычества. Так, он прибегал к оккультизму, в том числе к гаданию и астрологии, которые Библия осуждает (Второзаконие 18:10—12). На своей триумфальной арке в Риме Константин изображён приносящим жертвы языческим богам. Кроме того, император продолжал чтить бога солнца, выпуская монеты с его изображением и содействуя распространению его культа. А в поздние годы жизни Константин даже позволил, чтобы в небольшом городке в Умбрии (Италия) в честь него самого и его семьи был воздвигнут языческий храм, куда он сам назначал священников.
Константин принял христианское крещение лишь незадолго до своей смерти в 337 году н. э. По мнению многих учёных, он воздерживался от этого шага, желая пользоваться политической поддержкой и христиан, и язычников. Как бы то ни было, история жизни и запоздалое крещение этого римского императора ставят под сомнение искренность его веры в Христа. Бесспорно одно: церковь, получив признание Константина, превратилась в мощную религиозную и политическую силу; она больше не следовала по стопам Христа, а шла путями мира. Иисус же сказал о своих истинных последователях: «Они не от мира, как и я не от мира» (Иоанна 17:14). Впоследствии уже от этой слившейся с миром церкви отпочковались бесчисленные христианские конфессии.
Итак, какой можно сделать вывод? Очевидно, что нам не следует принимать на веру учения какой-либо церкви, но крайне важно исследовать их в свете библейской истины (1 Иоанна 4:1).
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ.
В 306 году н. э. Константин стал императором Западной Римской империи, а с 324 по 337 год н. э. он уже был единовластным правителем как западных, так и восточных провинций Рима.
По утверждению Константина, во сне или в видении ему было дано знамение, что Бог христиан дарует ему победу в предстоящей битве.
Приписав свою военную победу Богу, Константин «распорядился изобразить себя» в виде статуи с крестом в руке и поместить её «на самом людном месте Рима» («Церковная история Евсевия Памфила»).
Константин носил языческий титул «великий понтифик» (pontifex maximus), или верховный жрец, провозгласив себя повелителем всех религий в своей империи.
«Хорошему императору — да и вообще хорошему христианину — неизбежно придётся делать выбор: либо лишиться небесного звания, либо лишиться власти. Сев на трон, Константин, безусловно, не расстался с властью и не перестал совершать грехи ради того, чтобы её удержать» (профессор Ричард Рубинштейн, специалист в области разрешения конфликтов и общественной жизни).
«Без сомнения, Константин был христианином, по крайней мере, в конце своей жизни, но при этом речь не идёт о качестве его христианской веры» (Паул Керестеш, профессор истории и античной литературы).
УЛЬТИМАТУМ ВО ИМЯ БОГА?
«А ежели вы того не сделаете... с Божьею помощью, мы деятельно выступим против вас, и поведём с вами войну всюду и всячески, как мы сможем, и подчиним вас и приведём в покорность Церкви и Их Величествам, и захватим ваших людей и ваших жён и детей и сделаем их рабами... и захватим ваше имущество, и причиним вам всякий ущерб и убытки, какие только сможем... и мы заверяем, что убийства и убытки, каковые от сего воспоследуют, будут вменены в вину вам, а не Их Величествам, ни нам, ни этим рыцарям».
ЭТО фрагмент одного из самых нелепых и противоречивых правовых документов, известный как «Требование» (по-испански el Requerimiento). В XVI веке испанские конкистадоры, осуществлявшие завоевание Америки, должны были зачитывать текст этой декларации местному населению. Но с какой целью это делалось? И в чём состояла весть, которую во всеуслышание объявляли конкистадоры?
НАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ В КАТОЛИЦИЗМ.
Вскоре после того, как в 1492 году Колумб ступил на американский берег, о своём праве на новооткрытые земли заявили Испания и Португалия. А поскольку обе страны считали папу римского наместником Христа на земле, то к нему и обратились за помощью в решении этого спорного вопроса. С согласия папы Церковь распределила новые территории между Испанией и Португалией на том условии, что оба этих государства пошлют туда миссионеров.
Покорение туземных народов Северной и Южной Америки продолжалось, поэтому испанская корона постаралась найти для своих завоеваний законное основание. Испанцы рассуждали так: раз папа действовал от имени Бога, даровав им эти новые земли, то теперь конкистадоры могли свободно распоряжаться жизнью и свободой местных жителей, а также их имуществом.
Испанцы составили документ, в котором сообщалось об указе папы. Туземцы должны были принять христианство и стать подданными испанского короля. Если же они отказывались подчиниться, то испанцы получали полное право вести против них «справедливую» войну, выступая от имени Бога.
«Ход рассуждения был таким: насилие можно оправдать, если оно совершается ради справедливой цели. Вот почему Испании пришлось состряпать эти справедливые цели» (Фрэнсис Салливан, католический богослов).
НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ, ВОЗМУТИТЕЛЬНЫЙ ВЕРДИКТ.
«Требование» зачитывалось вслух, дабы оправдать захватническую политику испанской короны и позволить завоевателям действовать с «чистой совестью». Нередко конкистадоры оглашали текст декларации ещё на палубе корабля, перед тем как высадиться на берег. К тому же местные жители не понимали языка европейцев. Иногда «Требование» вообще зачитывалось пустым хижинам, которые в панике бросили туземцы.
Насильственное насаждение христианства привело к массовым убийствам. Так, в 1550 году в одном из сражений, произошедшем в Чили, было убито около 2000 араукан. О тех же, кто выжил, конкистадор Педро де Вальдивия доложил королю: «Двумстам пленникам за неповиновение отрубили руки и носы, ибо я неоднократно посылал к ним вестников и передавал распоряжения [„Требование“], как было приказано Вашим Величеством».
Возможно, «Требование» и успокаивало совесть захватчиков, однако оно никоим образом не содействовало распространению католической веры. В XVI веке очевидец тех событий — монах-миссионер ордена доминиканцев Бартоломе де Лас Касас писал: «Каким же несправедливым, нечестивым, возмутительным и абсурдным был этот вердикт! Не говоря уже о том позоре, который он навлёк на всё христианство».
Хронист Гонсало Фернандес де Овиедо-и-Вальдес сокрушался, что из-за ужасной жестокости европейцев коренные жители Северной и Южной Америки получили о христианской религии искаженное представление.
Но повинен ли Бог во всех тех зверствах, которые от его имени чинили люди, облечённые политической или церковной властью? В Библии сказано: «Не может истинный Бог поступать нечестиво и Всемогущий действовать несправедливо!» (Иов 34:10).
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ.
1492 г. Колумб достигает Нового Света.
Около 1493 г. Папа Александр VI удовлетворяет притязания Испании и Португалии на земли Нового Света, вручив им бразды правления.
1513 г. «Требование» вступает в силу.
1550 г. В Чили было убито около 2000 араукан.
1573 г. Король Испании официально отменяет «Требование».
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ.
«Требование» — это ультиматум, который в XVI веке испанские конкистадоры зачитывали коренным жителям Северной и Южной Америки.
От коренных народов требовалось признать власть Католической церкви.
Составленный на испанском или латинском языках текст «Требования» зачитывался местным жителям, которые не понимали речь европейцев.
Это была одна из самых позорных деклараций в истории обеих Америк.
Свидетельство о публикации №122082102885
Татьяна Плешкова 22.08.2022 10:55 Заявить о нарушении
Михаил Моисеев 22.08.2022 12:59 Заявить о нарушении