Мы поэзию воруем понемногу...
«…в следах на подмостках от полупоэтов поэзии нет, одна
пустота…»
Онегинская строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в лиро-эпической поэме "Евгений Онегин".
Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина).
*** Однако, попробуем и сами...
Чернеет небо, звезды блещут;
Закат багровостью кипит;
Морские волны еле плещут,
И в ветре темный лес шумит.
И Ты идешь полувоздушна,
Движенью томному послушна,
Туманом вся окружена,
Как образ сладостного сна,
Ты, как прекрасная виола,
Где каждый лепесток дрожит,
И яркой краскою горит
Ты нежный ветерок Эола;
Твои движенья как полет
Изящных жестов поворот.
И вот Она ко мне подходит,
И прикасается к губам,
И чары девичьи наводит
И колдовства плетет обман
Я чувством страсти поражен
Мне так приятен нервов стон
То жар, то холод мне на смену
Я робко на нее взглянул
Но страх, как будто ветер сдул
Явив желаний перемену
Но я порыв души стерпел
И с чувством справится сумел.
***
Поясняю что к чему:
По сути, эта фраза исчерпывающая и раскрывающая всю суть поэтического дарования того или иного человека. Если следовать ходу мысли, то можно сказать, что не существует поэтов слабых или сильных. Сам по себе поэт – это некий неделимый абсолют. Всё остальное либо подражатели, либо любители словесности, которым не суждено никогда написать настоящий поэтический текст. И никакие правила стихосложения или глубокое погружение в тему это не исправят. Человек либо настоящий поэт, либо нет. Поэтический текст, при условии, что у автора есть способность его создавать, можно создать совершенно не зная теории стихосложения (но это не значит, что её знать не нужно).
А что такое настоящий поэтический текст?
Если откинуть многочисленные дискуссии на эту тему, то всё можно свести к паре слов – индивидуальность и самобытность. Поэтический текст можно создать, если в авторе есть эти две составляющие. Но дело в том, что разглядеть эту индивидуально можно далеко не сразу.
«…большое видится на расстоянии…»
Подражателю гораздо проще повторить какого-либо поэта и выдать его индивидуальность за свою собственную. Рано или поздно всё раскроется, и автор «поддельный» автор уйдёт в небытие.
«Молодые поэты подражают, зрелые поэты воруют».
Эта фраза не просто прямолинейна или метафорична – она с двойным дном. И понимать её нужно не буквально. Естественно, что своруй поэт стихотворение другого поэта, его тут же бы уличили в плагиате. Само по себе воровство здесь играет роль некого проводника или опоры, на которую опираются творцы. Истинный творец берёт (ворует) чужой материал, но перерабатывает его так, как творец-самозванец сделать никогда не сможет. Лишённый таланта и поэтического чутья автор будет лишь жалким подражателем сколько бы материала он не написал или «своровал».
«Это очень тонкая грань»
Примеры «воровства» можно найти у любого великого классика начиная с нашего Пушкина заканчивая немцем Гёте или американцем Эдгарам Аланом По. Но уличить их в этом практически невозможно, ибо залазают***
они в дебри давно ушедших эпох. Несомненно, «воровал» и Шекспир, который сегодня считается самостоятельным и неделимым гением, но отследить откуда он брал свои «заготовки» сегодня невозможно.
«истинные поэты стать сумеют средь нас
«буквалистами воображения», подняться над
банальностью наглой, и наш взгляд поразят
воображаемые сады с настоящими жабами в травке«, вот
тогда, соглашусь,
нам она в руки дастся. А пока, если требуется, с одной
стороны, чтобы сырье поэзии было
сырым до самой своей глубины
и чтоб пленяла, с другой стороны,
неподдельность — значит, поэзия вам интересна».
«Молодые поэты подражают, зрелые поэты воруют».
Проверил, это все же Я..., а не Шекспир...
Сонет:
Излишней скромности в любви не проявляй
Но в меру будь настойчив и понятен,
В признаниях своих и выраженьях внятен
И ревностью напрасной не страдай.
И помни от любви до зла всего лишь шаг
Заранее свою не трогай совесть.
Не превращай роман судьбы в простую повесть
И водопад страстей в гнилой овраг.
А коль обманешься в желаниях своих
То рассуди спокойно и неспешно,
Что не всегда мы действуем успешно
Когда желаем счастья для двоих.
На темных перекрестках бытия
Бывают редкими удачливые встречи,
Обманчивы ласкающие речи,
Да и симпатия изменчива Твоя.
Но только в том и состоит Твоя вина,
Что не нашла в Тебе себя Она.
***
А вот еще...
Ты мне порою летний зной напоминаешь,
Твой взгляд как Солнца яркий луч,
И радуешь, и удивляешь и пугаешь,
Как молния среди понурых туч.
Порой встревожена, как Мир перед грозою,
Или спокойна словно теплый бриз
Прекрасно откровенною слезою
И мне так мил наивный Твой каприз.
Природа к осени свои теряет краски
И оставляет нам однообразный цвет,
Но и со временем Твои не меркнут глазки,
Такой, как Ты предела в красках нет.
Все в этом Мире тлению подвластно,
У смерти не любимых вовсе нет,
Но Ты и в старости останешься прекрасна
Ведь в памяти не меркнет счастья след.
Ну а когда нас встретит Вечный Судия,
Благословлять я буду в вечности Тебя…
Свидетельство о публикации №122082004340