Осторожное стихотворение занятие
Меня спросили, как читать стихи с дошкольниками. Пробую ответить на примере своего недавнего стихотворения.
1. Круг.
Можно предложить детям 4-6-ти лет сесть в круг, группа может быть, как разновозрастная, так и ровесническая.
Важно выяснить, за сколько и каких счетов ребята договорятся сесть в круг (на стульчики или без). Когда дети договорились, и вы выяснили, как вам считать: «медленно», «средне» или «быстро», то и начинаете считать, отвернувшись к окну. Когда досчитали, говорите: «замри» и резко поворачиваетесь. После команды «отомри» выясняете – получилось или не получилось.
Зачем? Таким образом мы отдаем детям время и пространство, мол, пользуйтесь. Убираем контроль.
2. Актуализация представлений.
Попросите детей хлопнуть в ладоши друг за другом по эстафете, сначала один, потом другой, потом следующий…
Зачем? Чтобы сохранять ритм и темп, чтобы говорить потом друг за другом, говорить, «словно хлопать».
А затем попросите детей сказать, что бывает летним утром на лесной полянке, но не повторяться… Если кто-то затрудняется, то должен хлопнуть в ладоши, чтобы не сломать ритм и темп. Дети могут говорить всякое и разное. Кругов может быть несколько.
Зачем? Чтобы дети актуализировали собственные представления о летнем утре, а потом могли обнаружить в стихотворении что-то, что не обнаружат другие. Лев Семенович нас предупреждал, что в основе воображения лежит личный опыт. Вот мы его и актуализируем.
3. Стихотворение.
Прочитайте детям мое «Осторожное стихотворение». Постарайтесь читать целыми предложениями, не рубите на строчки по рифме и без излишней эмоциональности, словно объясняя, словно вы рассказываете, как с вами это было.
Рано, рано на рассвете –
Я в траве заметил сети.
Нити ветер шевелит,
Паучок в тени сидит…
Лишь дрожат на паутинке
Чьи-то солнышки-слезинки…
Через них перешагну –
Не пролью, не попаду.
Спросите у ребят, есть ли название у стихотворения, какое оно… Бывают стихотворения без названия. Пусть в троечках обсудят дадут свой ответ. Первую троечку показываете (Маша, Оля, Катя), остальные объединяются по ходу круга.
Дети произносят ответы хором, по кругу, так же хлопают в ладоши при пропуске хода. Названия принимаются все. Эту часть можно пропустить, но в конце снова зайдет разговор про название, оно может измениться. Всегда интересно, если что-то меняется.
Не хотите про название, можно по кругу попросить вспомнить, что было в стихотворении...
Зачем, чтобы обнаружить связь с текстом. Тут важно помнить, что непонимание - это и есть понимание.
4. «Карлики-великаны».
Предложите детям встать и сказать, как великаны говорят:
«Я тут!» (Важно, чтобы фраза заканчивалась на согласный)
Потом предложите сесть на корточки и сказать то же самое, как карлики.
Затем предложите сделать это по команде «карлики» или «великаны». После того, как дети сделали это раз 5-6, начните хитрить:
- меняйте высоту голоса на словах «карлики» и «великаны;
- называйте «карлики», а сами вставайте на носки, по команде «великаны», приседайте (дети должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят к общей радости и путанице);
- называйте другие команды, похожие по звучанию, к примеру: «карманы», «кораблики», «велосипед» и т.д. Дети, когда услышат «неправильную» команду «замирают» на месте.
Зачем мы это делаем? Чтобы дети дальше могли читать разными голосами и нашли голос своего рассказчика. В следующей части шестилетки, к примеру, могут уже читать с ремарками: «грустно, сидя на корточках», «весело, прыгая на одной ножке», «с интересом, рассматривая» и т.д.
5. Рассказчик.
Прочитайте еще раз стихотворение. Постарайтесь прочитать его иначе, нежели в первый раз, но не переигрывайте.
Предложите детям карточки, положите их в центр круга обратной стороной вверх. На карточках могут быть изображены животные с яркими внешними признаками и голосами, к примеру: петух, медведь, змея, улитка, мышь, муха и т.д. Предложите тройкам вытянуть карточку и другим не показывать.
Еще раз прочитайте стихотворение, например, с грустью или с упреком... Предложите детям произнести в группе финальную фразу:
«Через них перешагну –
Не пролью, не попаду».
Пусть они потренируются произносить от лица того персонажа, который им достался на карточке и одновременно покажут, как он это делает. Для всех дети могут показывать все вместе, читать по очереди или читает один, все показывают… Неважно. Главное, чтобы зрители смогли догадаться, кто на карточке.
Упрощение: перед показом карточки собираются, перемешиваются и выкладываются на полу картинками вверх.
Важно: зрители перед просмотром встают и смотрят выступление стоя. Кто догадался, садится молча. Обсуждение начинается по окончании выступления и, когда все сядут. Если кто-то не садится долго, пусть спросит у тех кто сидит и выберет свой ответ.
Зачем все это? Мы пытаемся нащупать лирического героя-рассказчика, который "сидит за решеткой в темнице сырой". Это важно понимать, кто рассказывает, от этого зависит непонимание.
Похлопали. И в конце предложите тому, кто запомнил стихотворение, прочитать его вслух от имени любого рассказчика и вместе порадоваться.
Самое интересное. Я не знаю, как вы поступите)) Фраза «через них перешагну» предполагает наличие ног. Как, к примеру, змея или улитка будут перешагивать? Может выглядеть очень комично)) Вообще-то стихотворение про бережность и осторожность. Попросите детей, пусть придумают название к стихотворению снова, запишите версии печатными буквами на листе. А потом предложите моё название. Есть о чем поговорить, только не срывайтесь в морализаторство. Вы человек, которой про это стихотворение понимает меньше всего, после меня))
Почему автор так назвал стихотворение?
А может теперь кто-то захочет его прочитать?
А стоит ли говорить про слёзки, про паучка в тени? Не думаю, поскольку - это ключевое... Детей эта тема может нагнать потом, они могут вспомнить и заговорить с вами про это, а могут не вспомнить. Но если вы начнете с ними говорить про безразличие к чужому горю, про страх или трусость, про разные миры, которые не должны вмешиваться в жизнь друг друга… дети точно забудут этот разговор)) Пусть поживут с текстом в голове и в руках с ногами, может, оно так достучится до сердца. Текст умеет работать сам. А у вас есть теперь метафора: «Через них перешагну – не пролью, не попаду…» Пользуйтесь))
Как пользоваться? Сели дети над муравейником стали палками ковырять, а вы шепотом: "Через них перешагну...", стали червяка пополам резать, а вы снова тут как тут...
P.S. Почему нужно читать по-разному стихотворение? Потому что никому неизвестно, как правильно читать это стихотворение. Все зависит от рассказчика. УЖАСНО, когда мальчики и девочки превыспренне читают стихи. Мне почти всегда стыдно за воспитателей на утренниках, когда слышу выдрессированных детей. Они или не пробовали понимать, или понимают так, как их научили понимать. Уж лучше бы не понимали вовсе и так прямо и признавались.
Свидетельство о публикации №122081907483