Таинство имени. Заралустра

Во время знакомства с религией зороастризма меня заинтересовала не только история её создания, но также имя создателя – пророка Заратуштры. Обычно, кроме этого имени, называют ещё несколько имён. Стало интересно: каково же самое правильное из них и каково истинное толкование имени?

Есть отсыл к «Авесте», где якобы персональное имя пророка - Заратуштра (Zarathushtra). Однако имя писалось по-разному в разные времена: Зартушт (Zartusht), Зардушт (Zardusht)... У европейцев принято писать - Зороастр (Zoroaster). Также упоминается имя Зарат, как одно из имён Заратуштры. Толкования имени также разнятся. Предлагается, к примеру, «два обычно принятых значения» — "обладающий золотым верблюдом" и "золотая звезда". Также даётся: «эзотерическое понимание» - "сияющая духовная мудрость" ("зара" — мудрость, ценность, сияние, свет, а "уштра" — чувствознание, интуиция, власть над своими пятью чувствами). Кроме того,  есть и название семейства Пророка - Спитама (Spitama), что означает "самый белый, самый чистый".

Если честно, то запутаться можно в разнообразии толкований имени, тем более что есть ещё и другие трактовки. Очень хочется разобраться. Люблю во всём порядок. Для начала пришлось заглянуть в историю Ирана. Традиционное начало - Википедия: Ира;нские наро;ды — группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках арийской ветви индоевропейской языковой семьи.

Конечно, неожиданным стало упоминание ариев, но, как оказалось, с древних времён Иран называли «страной ариев». Кочевые племена ариев пришли на иранские земли с Севера со своими верованиями примерно в XV веке до н.э. и со временем образовали сильные государственные объединения. Известны две арийские империи области Парс (название Персия дано этой области греками-эллинами) – Ахеменедов (Aryanam Xsaoram – держава ариев, 550 г. до н.э. – 330 г. до н.э.) и Сасанидов (Эраншахр – иранская империя – царство ариев, 224-651 гг.). Религией Ирана до Зороастра считается иранский ведизм, имеющий схожесть с индийским ведизмом. До исламизации иранцы были зороастрийцами-огнепоклонниками.

Кем же являлся сам Заратуштра, ставший пророком и проповедником зороастризма? Говоря о датах рождения пророка, принято придерживаться нескольких версий. Предполагают, что Заратустра мог жить в период 1000-600 гг. до н.э., или в период 628-551 гг. до н.э.. Архаика Гат предполагает и более ранние даты. Исходя из лингвистических особенностей сохранившихся текстов Заратуштры, наиболее вероятным временем его жизни считают 1200 г. до н. э. или 1500 г. до н.э. Некоторые исследователи относят начало формирования зороастризма к VIII-VII векам до н.э. Кое-кто ссылается и на более древние сроки, настаивают на особой древности религии. В связи с этим даже есть предположение, что пророков было несколько и жили они в разное время.

Называют ряд мест рождения пророка. В Гатах написано, что Заратуштра вышел из рода Спитама, семьи арийских витязей. Лингвисты пришли к выводу, что Заратуштра жил в восточной части Ирана, предположительно - в Хорасмии или Бактрии. Не менее интересна версия Павла Глобы. К примеру, Южный Урал, Пермь, Аркаим он называет святым местом рождения пророка – там «создавался зороастризм как мировая религия, где-то в течение 70 лет». Его доводы довольно убедительны. Хотя для меня не совсем понятен такой процесс создания религии. Получается, что вначале создавалась религия, а потом Зороастр пошёл пророчествовать в Иран, положив начало распространению мировой религии. Это всё красиво, но Зороастр, прежде всего, - пророк, заложивший основу зороастризма. Саму религию формировали не одно столетие вначале ученики, а потом и его последователи. Видимо, поначалу с учениками не совсем получалось. По некоторым сведениям, изначально Зороастр ходил с проповедями более десяти лет по Арьяна Ведже – Арийскому простору.  Не правда ли, очень по-русски звучит: Арийская Вежа?

Тут уместно сделать некоторое отступление. Старинное русское слово «вежа» часто употреблялось в летописях. Оно могло означать колокольню, замок, острог и даже тюрьму. Так назывались наблюдательные башни как пункты наблюдения или бастионы для стрельбы. Вежа - старый русский термин, широко применявшийся до XVI века и означавший не только крепостную башню, но и укрепленный полевой лагерь, а иногда и крепость. Скажем, в IX–XIII вв. это была отдельно стоящая наблюдательная башня. Также вежей называли шатёр или кибитку, упоминая жилища древних кочевых племён вплоть до 1917 года.

Некоторые повествователи говорят о том, что пророк пришёл с Севера вместе с арийскими племенами, исповедующими арийский ведизм. В изречениях верховного древнеиранского божества Ахура-Мазды есть такие слова: «Как первое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Арьяна Вэджа («Арийский простор») Доброй Датии. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью красного дракона и созданную дэвами зиму. Там десять зимних месяцев, лишь два летних...». К примеру, при Ахеменидах празднование Нового года происходило под эгидой Ахурамазды, изображение которого было на воротах священной столицы - Персеполя. Как выяснилось, задолго до Заратуштры в Иране почитали бога Ахура Мазду как Верховного Бога. На севере Ирана маздеизм считался древней религией индоевропейских персов примерно с 3 тыс. до н.э. Название «маздеизм» позднее было дано по имени Ахурамазды – бога света.

Уместно добавить уточнение из Большой российской энциклопедии: АХУРАМАЗДА (Ахура-Мазда, Ормазд), верховный бог зороастрийского (авестийского) пантеона. Имя означает «Владыка мудрости» («Ахура» – общий термин для обозначения божеств; в ахеменидских надписях это имя пишется в одно слово, парфянская форма – Арамазд, пехлевийская – Ормазд. ...Впервые засвидетельствовано в ассир. надписи 8 в. до н.э. как имя одного из мидийских божеств. Пророк Заратуштра (Зороастр) придал его культу универсальный характер, и в таком виде он начал распространяться в Зап. Иране лишь с 6 в. до н.э.

Так на каком же языке говорил пророк? Скорее всего, на персидском..? Только вот текст «Авесты» написан на так называемом «авестийском» языке — диалекте древнеиранского языка, вышедшем из обиходного употребления уже в первой половине I тысячелетия до н.э. Понятно, что этим языком пользовались только жрецы, создавшие особый алфавит для записи священных текстов. Значит, был и авестийский язык. А как же тогда - «жрецы придумали», если это был древнеиранский диалект!? Что-то здесь не так. Есть и уточнение: авестийский язык – авестский, устаревший зендский, один их древних иранских языков...  Языковый разбор придётся оставить лингвистам и вернуться к толкованию имени пророка.

Видимо, стоит начать рассматривать толкование имени Заратуштры с традиционных версий и конкретно - со староперсидского. Истолковывается оно так:  «зарант» - «старый», «уштра» - «верблюд». Должно было получиться - Зарантуштра. Ладно, две буковки в середине можно опустить. Получается, что перевод должен быть таким: «владелец старого верблюда» или «погоняющий старым верблюдом». Только с чего бы пророку погонять старым верблюдом..?  Хотя... в Гатах упоминается разговор Заратуштры с Ахурой Маздой с цитатой: «Получу ли я по справедливости в оплату десять кобыл и жеребца и верблюда, обещанных мне, о, Премудрый?»

Вот и другой вариант. Некоторые полагают, что имя пророка – Заратуштра: персидское «зар» - золото, авестийское – «устра» - звезда. Тогда имя должно быть – Зарустра. Но – стоп! Чего ради персидский с авестийским образовали имя пророка?! Видимо, потому, что авестийский алфавит создавался зороастрийскими жрецами на базе алфавита, которым записывались среднеперсидские тексты. Логично, но как-то не особо катит. Тут сразу возникает вопрос: почему бы полностью не создать персидское имя, заменив авестийскую “звезду-устра" на персидскую –  “звезду-сетаре”..?

Но опять – стоп! Как оказалось, есть и авестийский вариант: «zaranya» – золото, а имя  порока - ZaraluStra! Для меня это прозвучало как - Заралустра (Заралуштра), или - «золотой свет» как Заралюстра. И звучит-то совсем по-русски – «яркое небесное свечение», достойное имя пророку: «заря» - свечение неба перед восходом или закатом, «люстра» - светильник. Но перевод почему-то всё равно – Заратуштра. Конечно, схожесть с русским даже не рассматривалась.

Как-то слегка напрягло современное слово – «люстра». Неужели с тех самых времён пришло в русский язык в неизменённом виде? Оказывается, пришло слово из «блеска и освещения» - латинского, французского, итальянского, немецкого... Все блестят, кроме русского. Ясное дело, Европа нашего времени «помнит» именно германские племена, забывая о том, что ещё Геродот «германскими» называл европейские племена переселенцев-славян. Словом, никто не хочет вникать в историю создания европейских языков, поэтому очень легко русский засовывается на задворки истории, а все аплодируют.  Поскольку язык не удаётся уничтожить, то надо уничтожать его носителей, что сейчас и делается. По-нашему, по-европейски.

Если тщательнее покопаться в древнеславянском, то можно найти кое-что близкое к «люстре» и «заре». У древних славян слово «зеркало» того же корня, что и слова - зреть, зоркий, заря. Также есть мистическое слово «глядельце» («зеркальце», из которого кто-то смотрит). Кроме того, зеркало - символ Солнца, «отражающего блеск и свет». На украинском языке «зеркальце» - «люстерко», на белорусском – «люстэрачка», в польском, кстати, тоже созвучно — lustro... То есть вся Европа отражает блеск после того, как славяне прошлись по ней и осели со множеством диалектов, а русские пошли дальше и слова этого не прихватили с собой?! Но это так, отступление от темы.

Однако небольшое уточнение есть к слову «люстра»... Уж если быть объективными во всех отношениях, то это слово имеет отношение к русскому языку больше, чем ко всем остальным языкам, поскольку наши предки - арии, в том числе и те, кто населял когда-то Иранскую державу.

Итак, лустра\люстра-астра-люстра... Все слова говорят о звезде. Не так ли?
Рассмотрим две составные части: «лю»-«стра». Начнём со второго слога – «стра», но не будем уподобляться «классике», где всё «происходит от латинского aster «звезда», из древнегреческого ;;;;;; «звезда», далее из праиндоевропейского ster - «звезда» (ru.wiktionary.org). Кто-то скромно умолчал и не вспомнил просто «греческую ster». Кто у кого лямзил – не совсем ясно, но явно -  авестийские жрецы были первыми. Пока не буду останавливаться на датах создания европейских искусственных языков в течение последних пары-тройки тысячелетий. Это, как говорится, другая история.

Согласно правилам русского языка в слове «люстра» буква «ю» - йотированная гласная и в открытом слоге произносится как «у» = лустра! Надо сказать, нарушаем мы правила... Вот уж действительно – всё относительно! Мы в русском языке не так далеко отошли от авестийского, но как-то странно позаимствовали (действительно, позаимствовали!) произношение этого слова у европейцев, забыв о собственных правилах. Как не вспомнить библейскую истину: когда-то все говорили на одном языке. Сейчас лингвисты всё больше соглашаются с этим. Так что вывод, исходя из многих последних исследовательских источников, сам напрашивается: язык, на котором когда-то говорили все, был русским!

И ещё немного о версиях трактовки имени Заратуштра. Мне кажется, что даже «золотой верблюд» вряд ли имеет отношение к пророку. «Вспоминают» также и лошадь, а не только верблюда. Очень интересен такой момент: время одомашнивания и разведения верблюдов - IV—III тыс. до н.э., а одно из древнейших изображений домашнего верблюда IX век до н.э. Это говорит в пользу «верблюжьей версии» имени. Хотя все дружно уверяют, что лошади были приручены и одомашнены позже всех, сбрасывать их со счетов не стоит. Нельзя исключить и предания о том, что Заратустра был заотаром (жрецом) и регентом и происходил из клана Спитамидов, занимавшихся разведением лошадей... Его отца звали Пурушаспа – «тот, у кого пегая лошадь».

Считается, что «Авеста» написана на авестийском языке, который создали арийские жрецы. Тут же уточняется, что авестийский язык – это древнеиранский язык, вышедший из обихода. Стоит вспомнить, что правящие династии Ахеменидов и Сасанидов имели отношения к ариям. Более правдоподобно сравнение языка «Авесты» с санскритом или русским. Факты говорят о том, что имя пророка имеет арийское происхождение - ZaraluStra! Произносится как - Заралустра (Заралуштра). И звучит-то совсем по-русски, как бы говоря о ярком небесном свечении: «зара» - «заря», «лустра» - «свечение», т.е. свечение неба перед восходом или закатом. Да, есть сходство с золотым блеском, который дарит Солнце в утренние или вечерние минуты. И, как следствие, достойный  выбор имени пророка – Заралустра!  Можно предположить, что имя Заратуштра давали впоследствии погонщикам верблюдов и истолковывали соответствующе. Но никак не наоборот. Других объяснений у меня пока нет.

Не впервые приходится сталкиваться с безграмотными интернетными толкованиями, которые так широко озвучиваются на русском без зазрения совести. Поэтому и в данном случае пришлось удивиться переводам с персидского, авестийского и т.д., имеющие разные версии. А ведь, казалось бы, слова-то одни и те же, значит, и перевод должен быть одинаков. Мною рассмотрены многие варианты толкования имени Заратуштры, которые предоставляют словари и различные сайты. К сожалению, даже словари в Интернете дают не всегда правильные переводы или толкования слов. Так что верно говорят: доверяй, но проверяй!


Фото из Интернета: Резной рельеф в древнем городе Персеполь, Иран



PS: Когда в прошлом году писала, что у меня нет других версий имени, кроме как - Заралустра, то и не думала, что в этом году нечто изменилось. Соглашаюсь с одним исследователем и его трактовкой имени пророка на русском: Златоуст.
09.06.2023 г.


Рецензии
Здравствуй, Анита!
Повторюсь: я удивляюсь твоим эссе, результатов тщательных изысков источников - различных точек зрения на вопрос, который ты выбираешь темой исследований - будь то генезис фамилии или имени пророка, дат его жизни, будь то генезис племён и их языков. Когда ты приводишь различные точки зрения, я удивляюсь твоему внутреннему компасу, который позволяет тебе не заблудиться в их лабиринте. Мне интересно следовать за ходом твоих мыслей... А еще я удивляюсь одному твоему качеству, присущему настоящим, добросовестным искателям Истины: вот, казалось бы, ты сформулировала самый достоверный ответ на вопрос своих изысков, а ты вдруг от него отказываешься в пользу точки зрения другого автора, которую ты позже нашла-обнаружила. Не каждый исследователь на это способен.
Желаю плодотворных результатов во всех новых исследованиях.

Владимир Мироненко   20.07.2023 02:43     Заявить о нарушении
Ой, Влад! Ты, как всегда, не просто читаешь, но и высказываешь собственные мысли. Твои отзывы для меня всегда полны поддержки. Благодарю тебя, дорогой друг!
В самом начале жизни не находится времени на поиск истин, но в любом случае мы обретает некую мудрость. Это в последствии служит ориентиром для их глубокого познания. И мне очень приятно, что ты меня понимаешь и поддерживаешь.
Доброго тебе здравия и благополучия,
Анита

Анита Карелина   23.07.2023 11:29   Заявить о нарушении
Так держать свой курс!

Владимир Мироненко   23.07.2023 20:26   Заявить о нарушении
Есть, командир!

Анита Карелина   23.07.2023 22:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.