Как развить воображение

Как развить воображение или
Голь на выдумку хитра

Сейчас детство - это такой же товар, как и нефть, со всеми вытекающими. Игрушек море, на любой вкус, на любую прихоть. Однако игрушек у ребёнка не должно быть много, и игрушки не должны быть законченным продуктом. Должна быть поляна для воображения и поле деятельности для пальчиков.

Приведу пример из детства дочери. В 90-е годы только и разговоров было среди девочек и их родителей: сколько у вас барби, есть ли у вас карета для барби, есть ли у вас дом для барби (если есть, то смотрят на эту семью с почтением). Мы под гнётом «все сошли с ума, пора и нам…» тоже повелись и купили дочке барби.

Но вот на дом и карету не потянули. Зато с дочкой сами сделали дом для кукол из большой картонной коробки, вырезали окна и дверь, оклеили «стены» домика настоящими обоями, повесили на окна настоящие тюлевые занавески, поставили в домик детскую мебель. Вышло - просто класс! Дочь с таким удовольствием играла с домиком! А карету смастерили из обычной обувной коробки и застелили её куском настоящего бархата.

Как-то дочь играла с подружкой за окном. Мы жили на первом этаже. Крутишься на кухне, а через открытое окно контролируешь детей. Слышу их разговор. Подружка хвастается, мол, мне мама (её мама челночила) привезла из Польши карету для барби, в следующий раз обещала домик привезти. А моя дочка ей говорит, мол, у меня уже есть домик и карета для барби. Подружка от удивления ахнула: покажи! Я поняла, что сейчас будет нЕчто... Дочка кличет меня и просит передать через открытое окно карету для барби. Я передаю коробку из-под обуви и сама смотрю на реакцию подружки. Та уставилась на дочку с таким презрением и жалостью.

Прошли годы. Моя дочь закончила Бауманку, математик. Подружка из детства после школы устроилась продавцом в магазин.

Когда родители покупают модные и дорогие игрушки своим детям, это ещё не означает, что дети их будут автоматически «приписаны» к высшему свету, автоматически сделаются успешными по жизни.

В детстве дочь ни разу не истерила в магазинах игрушек – то ли хотелки были скромными, то ли воображение было богатым. У многих детей без богатого воображения всё внимание направлено на то, чтобы заполучить готовую игрушку. Отсюда истерики. А истерическое детство формирует соответствующий характер на всю жизнь. Вот и получается, что богатое воображение сохраняет ребёнку психическое здоровье.

Воображение – психический процесс, без которого невозможно обучение. Воображение всегда гуляет под ручку с образным мышлением и креативностью. Три неразлучные подружки. Один из показательных факторов воображения, образного мышления и креативности – способность видеть объект под новым углом зрения, способность находить новые применения этим объектам на практике (замещение одних предметов другими предметами).

А начинать тренировать воображение можно в раннем детстве, совместно с ребёнком конструируя предметы для игры. Например, мы с дочкой сконструировали дом из картонной коробки (отрезали лишнее, приклеивали нужное).

Но начинать такую деятельность с ребёнком лучше с адаптации бытовых предметов под новые нужды. Например, жестяная коробка для сыпучих продуктов – готовый гараж-ракушка для машинки. Манипуляция с коробкой простейшая – кладём коробку на бок. Гараж готов! Если перевернуть вверх дном плетёную корзину – получится соломенный домик поросёнка Нуф-Нуф. И т.д.

Но… Если есть гаражи для машинок, купленные в магазине игрушек или есть готовые домики для кукол, у ребёнка не будет мотивации делать что-то своими руками. Тем более без должного опыта поделки не будут отличаться аккуратностью и добротностью, так как опыт – дело наживное.

Умный родитель, даже имея возможности приобретения готовых игрушек, не устроит из детской комнаты филиал «Детского мира», а создаст искусственный дефицит игрушек в доме. Как мы знаем из опыта наших предков - голь на выдумку хитра. Дефицит подстегнёт ребёнка к творчеству, ему только на первых порах родители должны помочь и с идеями, и с воплощением идей.

Также воображение развивают чтение, речевые игры, ролевые игры, изодеятельность (рисование, аппликация, лепка).

Творческие способности ребёнка напрямую зависят от «качества» воображения. Часто взрослые, подготавливая детей к школе, упор делают на чтение, математику, письмо. Развитие моторики (и крупной, и мелкой), развитие воображения и творческих способностей не входит в этот основной пакет подготовки к школе, воспринимается родителями как факультатив, и потому необязательный. А жаль…


Рецензии