Столовая 7
ИЛИ ЛИПКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ ПОШЛОСТИ
…Так как стемнело, сидящих на веранде огромного белого дома
было не разглядеть, и хозяин услужливо включил освещение.
Разговор при этом не прерывался…
-«На русском языке и при помощи всего лишь одного беспощадного слова «пошлость» можно выразить всю суть этого широко распространенного порока. Отсутствие того или иного термина в словаре какого-нибудь народа не всегда означает отсутствие соответствующего понятия. С той поры, как человек начал думать, все образованные, чуткие и свободолюбивые люди остро ощущают вороватое и липкое прикосновение пошлости. Примеров тому достаточно.
Преувеличивать ничтожество страны, например, в тот момент, когда с ней воюешь, и хотел бы видеть её уничтоженной до последней пивной бутылки и последней кривой березки есть опасное приближение к пропасти под названием пошлость, которая зияет перед тобой во времена революций и войн. Но если скромно прошептать довоенную истину с оттенком старомодности «Господи, дай мне мудрости!», этой пропасти, пожалуй, можно избежать», - сказал Набоков и кивнул в сторону Гоголя, - призовём в помощь Н. Гоголя и поговорим о немецкой пошлости середины 19 века. Николай Васильевич Гоголь в мимоходом рассказанной истории выразил «сам бессмертный дух пошлости» и сделал это со всей мощью своего таланта.
Упорно молчавший при этом разговоре Гоголь наконец-то сказал: «Да, немец вообще-то не очень приятен, но ничего нельзя себе представить неприятнее немца-ловеласа, немца любезника, который хочет понравиться; тогда может дойти до страшных нелепостей. Я встретил однажды такого ловеласа в Германии. Его возлюбленная, за которую он ухаживал долгое время без успеха, жила на берегу какого-то пруда, занимаясь вязанием чулок и наслаждаясь вместе с тем природой. Мой немец, видя безуспешность своих преследований, выдумал наконец верное средство пленить сердце неумолимой немки. Ну, и что вы думаете, какое средство? Да вам и в голову не придет, что! Вообразите себе, он каждый вечер, раздевшись, бросался в пруд и плавал перед глазами своей возлюбленной, обнявши двух лебедей, нарочно им для сего приготовленных! Уж, право, не знаю, зачем были эти лебеди, только несколько дней сряду каждый вечер он всё плавал и красовался с ними перед заветным балконом. Воображал ли он в этом что-то античное, мифологическое или рассчитывал на что-нибудь другое, только дело кончилось в его пользу: немка действительно пленилась этим ловеласом и вышла скоро за него замуж»
Вот вам пошлость в её чистом виде и никакие другие эпитеты не покрывают этого эпического рассказа о белокуром пловце и ласкаемых им лебедях.
Густая пошлость подобного исходит не из ложного преувеличения достоинства того или иного полезного предприятия, а из предположения, что наивысшее счастье может быть куплено и что такая покупка облагораживает покупателя.
Присутствующий при этом историческом разговоре поэт У-О грустно добавил: «Да, немец Гоголя не очень приятен, но ничего нельзя себе представить неприятнее русского, тоскующего по советскому прошлому. Представьте себе Россию лета 2015 года, город Москву и льющуюся на вас со всех сторон с неба предгрозовую жару.
Недалеко от Красной площади в самом центре Москвы отстроилась, открылась и работает круглосуточно «Столовая №7» Посетители этой столовой в основном не москвичи, а далёкие иностранцы и туристическая богема. Это, отдельно стоящее в стекле и бетоне плюс алюминий возрожденное старое, одинокое здание, есть не что иное, как материализовавшийся рассказ А.П. Чехова «Палата №6» в худшей его постсоветской версии. Фасад и внутренности этой столовой не напоминают, а полностью повторяют давно забытый, банальный и грязный от частого посещения советский общепит, возрожденный из пепла любителями «совка» и нафталина. Внутри столовой неимоверно душно, никаких тебе работающих вентиляторов и кондиционеров.
«В СССР кондиционеров не было!»
При входе в столовую вас встречают непременно злые и голорукие официантки,
горы немытой посуды на специально отведённом столе, граненые стаканы, поломанные вилки, дырявые ложки, порезанные на салфетки газеты, мокрая, крупная соль в грязных
(с пальцами) солонках; кружащие роем жирные мухи; нержавеющая «раздача» еды с непременно железным кассовым аппаратом в конце, оббитые по кайме тарелки с надписью «Сделано в СССР»; въевшаяся в деревянные углы столов грязь,
воняющие рыбой красные и сильные руки невидимых поварих, пот на глазах и лицах счастливых обладателей платной радости. И прямо таки водопады слёз и океаны пьяных воспоминаний: ты, помнишь? встречающие вас и набрасывающиеся на вас прямо с порога.
Приносить алкоголь с собой нельзя, но если водку купить здесь же, и наливать из-под полы, то можно. Днём посетителей единицы, в основном это богатые иностранные туристы и их нищие «русские друзья», гуляющие за чужой счёт. Вечером к этому добавляется громкая музыка и обязательные драки. Милиция есть, но её не видно и она никогда не вмешивается в разборки, и если вас здесь побьют, изуродуют, то это входит
в меню, и виноваты вы будете сами.
Не надо было смотреть на посетителей осуждающе! Русская водка в «Столовой №7» продается по цене коньяка «Хеннеси». Хорошо посидеть здесь можно от 100 у. е и выше.
Но мы вернёмся на Украину, в жару и пекло военного лета 2015 года, в город Мариуполь и к звонку с «неизвестного номера»:
-«Профессор, не бросай трубку, это я, твой брат Хайд! Я в Москве, звоню тебе из центра Москвы! Представляешь, мы сидим в «Столовой №7», сзади меня Красная площадь, впереди меня наш двоюродный брат Ж» Двоюродного брата Ж. я помню смутно, знаю, что работает преподавателем чего-то в институте им. кого-то.
-«Хочешь поговорить?» … молчу.
-«Ну, ладно, не переживай! У нас всё хорошо, сидим, водочку пьём, закусываем щами, вспоминаем счастливое детство, Советский Союз, нашу бабушку и время, когда всё было хорошо!»
Первая реакция (и самая верная!) на услышанное - это оцепенение и оторопь,
как будто вас обдало грязью от проезжающего автомобиля и автомобиль этот вам не догнать. Вторая реакция - это звонкая, наотмашь, пощечина от Мнемозины,
«так тебе и надо!» в виде вспыхнувшей в голове цитаты О.М. Мандельштама: «Земля на Красной площади кругла» и покраснение скуластых поэтических щек.
Как раз после написания этого шедеврального стихотворения О.Э. Мандельштам поскользнулся на Красной площади, и чуть было, упал, а не упал. Его друзья по Цеху Поэтов тут же палками отогнали его от писательского корыта, а советская власть упрятала О. М. на Колыму.
И третья реакция (самая честная!) - это обычный в таких случаях человеческий стыд за младшего брата, за его глупость, необразованность и трагизм ситуации.
«Стыдно, что он мой брат!»
Оглядываюсь по сторонам? Хорошо, что никто не видел и не слышал!
Но Бог-то слышал! И опять мне становится не по себе от описанного Владимиром Набоковым липкого прикосновения пошлости в виде современного телефонного звонка от младшего брата. Достаю носовой платок, вытираю телефон, лицо, уши и благодарю проведение, что я поэт.
Далее речь среди небожителей пошла о литературе, о пере и стиле и о том, что проза сегодня - это просто рассадник пошлости, включая газеты, ТВ и радио.
Ибо в мире пошлости не книга становится триумфом её создателя, а триумф устраивает читающая публика, проглатывая книгу вместе с рецензией на обложке. Беда в том, что ни искренность, ни честность, ни даже доброта сердечная не мешают сегодня демону пошлости завладеть пишущей машинкой автора. Самое страшное в пошлости - это невозможность объяснить людям, почему книга, которая, казалось бы, битком набита благородными чувствами, состраданием, гораздо, гораздо хуже литературы, которую все считают плохой
и дешевой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, 2015
Свидетельство о публикации №122081805035