Эссе Можно ли доверять СМИ?

МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ?

МНОГИЕ не доверяют тому, что они читают или слышат в новостях. Например, в ходе опроса, проводимого в 2020 году в США Институтом Гэллапа, у людей спрашивали, «насколько они уверены» в точности, непредвзятости и всестороннем освещении фактов в новостях, появляющихся в газетах, на телевидении и радио. Каждые 6 из 10 человек ответили: «Не очень уверен» или «Совсем не уверен». Оправдано ли подобное недоверие?

Многие журналисты и компании, в которых они работают, взяли на себя обязательства предоставлять точные, информативные сведения. И всё же есть повод для беспокойства. Рассмотрим следующие аспекты:

МЕДИАМАГНАТЫ. Основными средствами массовой информации (СМИ) владеет небольшое число весьма влиятельных корпораций. СМИ во многом определяют, какие события, насколько широко и как следует освещать. Поскольку цель большинства корпораций — получение прибыли, решения СМИ могут быть продиктованы коммерческими интересами. О том, что не выгодно владельцам медиа-корпораций, может умалчиваться.

ПОЛИТИКА. Многое из того, что мы узнаём в новостях, связано с политикой правительства и государственными чиновниками. Власти хотят убедить народ поддержать взятый ими политический курс, а также их представителей. И поскольку СМИ черпают информацию из правительственных источников, они часто с ними сотрудничают.
 
РЕКЛАМА. Во многих странах, чтобы оставаться конкурентоспособными, СМИ должны приносить доход, бо;льшая часть которого поступает от рекламы. В США журналы получают от рекламы 50—60 процентов прибыли, газеты — 80 процентов, а коммерческое телевидение и радио — 100 процентов. Неудивительно, что рекламодатели не желают спонсировать программы, которые выставляют в неприглядном свете их продукцию или стиль управления. Если их не устраивает работа какого-то информационного агентства, они могут разместить свою рекламу в другом месте. Это порой заставляет редакторов обходить молчанием темы, которые бросают тень на спонсоров.

НЕЧЕСТНОСТЬ. Не все журналисты отличаются честностью. Иногда информация бывает попросту сфабрикована. К примеру, несколько лет назад один японский журналист решил сделать репортаж о том, как дайверы по-варварски относятся к кораллам на Окинаве. Не найдя ни одного доказательства актов вандализма, он намеренно попортил несколько кораллов и затем их сфотографировал. Нередко, чтобы ввести людей в заблуждение, используются поддельные фотографии. Сегодня технологии фоторедактирования настолько шагнули вперед, что некоторые манипуляции с фотоснимками практически невозможно обнаружить.

ТРАКТОВКА. Даже если какие-то факты неоспоримы, многое зависит от того, как их преподать, о чём рассказать, а что оставить без внимания. К примеру, футбольная команда проиграла матч, уступив тра очка команде соперника. Это факт. Но то, почему так произошло, журналисты могут интерпретировать по-разному.

ЗАМАЛЧИВАНИЕ. Освещая события, репортёры для пущей убедительности могут опускать детали, которые повлекут за собой сложности или поднимут неразрешённые вопросы. В результате что-то преувеличивается, а о чём-то умалчивается. И поскольку журналистам и телеведущим порой нужно поведать о многом всего за пару минут, важные подробности просто не упоминаются. 

КОНКУРЕНЦИЯ. В последние десятилетия количество телеканалов увеличилось, поэтому люди всё меньше времени уделяют какому-то одному каналу. Желая завладеть вниманием зрителей, новостные агентства вынуждены предлагать либо что-то сенсационное, либо развлекательное. Об этой тенденции в одной книге говорится: «Новости превратились в поток сменяющих друг друга картинок, подобранных так, чтобы шокировать публику или пощекотать нервы, а репортажи стали ещё короче, чтобы удержать непостоянное внимание [теле]зрителей» (Media Bias).

ОШИБКИ. Журналисты тоже люди и тоже ошибаются. Опечатка, запятая, которую поставили не в том месте, или грамматическая ошибка могут исказить смысл предложения. Не всегда факты тщательно проверяются. С цифрами тоже выходят оплошности, когда, например, журналист, в спешке готовя выпуск, вместо 10 000 печатает 100 000.

НЕВЕРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. Точная подача информации не такое простое дело, как кажется. То, что сегодня факт, завтра может быть опровергнуто. Например, раньше верили, что Земля находится в центре нашей Солнечной системы. Теперь же никто не сомневается, что Земля вращается вокруг Солнца.
 
НЕОБХОДИМА УРАВНОВЕШЕННОСТЬ.

Конечно, неразумно верить всему, о чём мы узнаем в новостях, но это не означает, что абсолютно ничему нельзя доверять. Важно найти золотую середину: быть непредвзятым, сохраняя при этом долю здорового скептицизма.

В Библии сказано: «Не ухо ли разбирает слова, как нёбо чувствует вкус пищи?» (Иов 12:11). Ниже приводятся советы, которые помогут нам оценить то, что мы слышим и читаем.

РЕПУТАЦИЯ СМИ. Исходит ли информация от надёжного, авторитетного человека или организации? Что отличает программу или издание: серьёзность или погоня за сенсацией? Кто финансирует источник новостей?

ИСТОЧНИКИ. Тщательно ли исследован вопрос? Основывается ли репортаж на одном-единственном источнике? Какие взяты источники: надёжные, честные, объективные? Отличаются ли они непредвзятостью или же односторонне освещают факты?

ЦЕЛЬ. Спросите себя: «Какова цель данной новости: предоставить информацию или поразвлечь публику? Создать рекламу или побудить аудиторию занять чью-то сторону?»

ТОН. Если тон новостей злой, желчный или чересчур критический, то скорее всего это не здравые аргументы, а выпад в чей-то адрес.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Согласуется ли информация с тем, что представлено в других статьях или репортажах? Если факты противоречат друг другу, будьте осторожны!

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ. Достаточно ли нова эта информация, чтобы ей верить? То, что было верно 20 лет назад, сегодня может устареть. Если же события продолжают развиваться, полная ли это информация на данный момент?

Итак, можно ли доверять средствам массовой информации? Хороший совет дал царь Соломон: «Неопытный верит всякому слову, а рассудительный обдумывает свои шаги» (Притчи 14:15).

ЗАЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ДЕЗИНФОРМАЦИИ!
 
Никогда прежде у людей не было доступа к такому обилию информации, как сегодня, например информации о том, как уберечь себя от разных опасностей и сохранить здоровье. Но в своих поисках легко столкнуться с дезинформацией, такой как:

Искажение фактов.

Фейковые новости.

Теории заговоров.

Например, Генеральный секретарь ООН предупредил о том, что во время пандемии COVID-19 свирепствует ещё одна опасная эпидемия — эпидемия дезинформации. Он сказал: «Множится число вредных псевдомедицинских советов и шарлатанских рецептов. Эфир заполняют заведомо ложные утверждения. По интернету ходят безумные теории заговора. Ненависть распространяется быстрее, чем сам вирус, и из-за неё стигматизируются и демонизируются люди и целые группы».
 
Конечно, проблема дезинформации не нова. Однако в Библии предсказывалось, что в наше время «злые люди и обманщики будут поступать всё хуже и хуже, обманывая других и поддаваясь обману» (2 Тимофею 3:1, 13). А сегодня благодаря интернету можно с невероятной быстротой и лёгкостью получать и неумышленно распространять ложную информацию. В итоге наши имейлы, социальные сети и новостные ленты наполняются фейками и полуправдой.
 
Как защитить себя от искажённой информации и не стать жертвой теорий заговора? Вот библейские принципы, которые могут помочь.
 
НЕ ВЕРЬТЕ ВСЕМУ, ЧТО ВИДИТЕ И СЛЫШИТЕ.

ЧТО ГОВОРИТСЯ В БИБЛИИ. «Наивный верит любому слову, а благоразумный обдумывает каждый шаг» (Притчи 14:15).

Мы легко можем поддаться обману, если потеряем бдительность. Для примера возьмём мемы — картинки с подписями или короткие видео, которые с огромной скоростью распространяются в интернете, особенно через соцсети, и часто носят юмористический характер. Однако такие изображения и видео могут быть искажены или вырваны из контекста. Сегодня можно даже создать фейковое видео, в котором реальный человек будет говорить и делать то, что он никогда не говорил и не делал. 

«Большинство специалистов, которые изучают принципы распространения дезинформации, натыкаются на социальных платформах на медиаконтент, который, подобно мемам, вырван из контекста» (Axios Media). 

СПРОСИТЕ СЕБЯ: «Это реальная новость или очередной фейк?» 

ОЦЕНИТЕ НАДЁЖНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОЧНИКА.

ЧТО ГОВОРИТСЯ В БИБЛИИ. «Всё проверяйте» (1 Фессалоникийцам 5:21). 

Прежде чем поверить во что-то или переслать информацию дальше (пусть даже она очень популярна и повторяется в новостях), удостоверьтесь в том, что она правдива. Как это сделать? Оцените надёжность источника. Новостные компании и другие организации могут искажать информацию в коммерческих или политических целях. Проверьте полученную информацию с помощью других ресурсов. Бывает, друзья неосознанно пересылают друг другу ложную информацию по электронной почте или через соцсети. Поэтому не спешите верить тому, что узнали, пока не найдёте первоисточник. Проверьте СОДЕРЖАНИЕ и убедитесь, что информация актуальна и точна. Обратите внимание на даты, проверьте факты и доказательства. Будьте особенно осторожны, если сложная информация подаётся в упрощённом виде или если новость призвана вызвать определённый эмоциональный отклик.
 
«Сегодня проверка фактов, вероятно, становится столь же необходимой процедурой, что и мытьё рук» (Сридхар Дхармапури, старший представитель ООН по вопросам продовольственной безопасности и питания).

СПРОСИТЕ СЕБЯ: «В этой новости представлены факты или чьё-то личное мнение? События освещаются однобоко или информация представлена с разных точек зрения?» 

РУКОВОДСТВУЙТЕСЬ ФАКТАМИ, А НЕ ЛИЧНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ.
 
ЧТО ГОВОРИТСЯ В БИБЛИИ. «Тот, кто полагается на своё сердце, глуп» (Притчи 28:26).

Мы склонны доверять информации, которая подтверждает то, во что нам хочется верить. А интернет-компании часто подбирают нам новости и контент в соцсетях, исходя из наших интересов и истории просмотров. Однако то, что нам нравится слышать, — это не всегда то, что нам нужно услышать.

«Люди способны анализировать информацию и мыслить логически. Но часто наши желания, мечты, страхи и порывы перевешивают голос разума, и мы более склонны принимать за правду информацию, которая созвучна с тем, во что мы хотим верить» (Питер Дитто, социальный психолог).

СПРОСИТЕ СЕБЯ: «Считаю ли я эту информацию правдивой только потому, что хочу в неё верить?» 

НЕ ПЕРЕДАВАЙТЕ ЛОЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. 

ЧТО ГОВОРИТСЯ В БИБЛИИ. «Не распространяйте ложные слухи» (Исход 23:1). 

Помните, что любая информация, которой мы делимся, обладает силой. Она влияет на мысли и поступки человека. Даже если вы распространяете ложную информацию ненамеренно, это может привести к печальным последствиям. 

«Правило № 1: притормози, остановись и спроси себя: „Полностью ли я уверен в той информации, которую собираюсь переслать?” Если бы все следовали этому правилу, сегодня интернет не был бы так наводнён дезинформацией» (Питер Адамс, старший вице-президент News Literacy Project). 

СПРОСИТЕ СЕБЯ: «Прежде чем послать эту информацию, убедился ли я, что это правда?»
 
ПРАВДА О ТЕОРИЯХ ЗАГОВОРА.

«Теории заговора сегодня гораздо больше влияют на мышление и поведение людей, чем когда-либо прежде», — говорит психолог-исследователь Шона Боуз. Вот что вам нужно знать о теориях заговора.

ЧТО ТАКОЕ ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА? Согласно этой теории, существуют группы могущественных и влиятельных людей, которые тайно планируют масштабные и трагические события.

ЧЕМ ОПАСНЫ ТАКИЕ ТЕОРИИ? Конспирологические теории подрывают доверие к надёжным источникам информации и подталкивают к отказу от медицинских процедур (как это было во время эпидемии ковида с вакцинацией) и отказу от соблюдения мер предосторожности. Такие теории сеют предубеждения и подстрекают к насильственным действиям против тех, кто, как считается, вовлечён в заговор.

ПОЧЕМУ ОНИ ТАК ПОПУЛЯРНЫ? Согласно «Британской энциклопедии», теории заговора становятся особенно популярны «во время всеобщего хаоса, неопределённости, войн, экономических кризисов, пандемий, а также стихийных бедствий, например цунами и землетрясений». В такие неспокойные времена люди склонны верить в теории заговора, потому что услышанное совпадает с их точкой зрения и служит объяснением, почему происходят трагические события.

КАК ВАМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ БИБЛИЯ? В Библии даются практические советы о том, как сохранять спокойствие в нестабильные времена. В ней раскрывается истинная причина современных проблем и объясняется, как они будут решены.


Рецензии
Библия никак не может помочь, а вот факты в СМИ надо реально проверять.
http://stihi.ru/2012/11/27/8810

Поэт Владимир Дорохин   07.02.2023 14:26     Заявить о нарушении
Не совсем так. Библия даёт принципы, по которым нужно анализировать информацию, заслуживает она доверия или нет. Тот, кто следует библейским советам, не будет слепо доверять СМИ, а будет проверять факты. Библия подталкивает к этому.

Михаил Моисеев   07.02.2023 16:28   Заявить о нарушении