Эссе Библия. Бог не Троица. Часть 3

БОГ НЕ ТРОИЦА.

СВЯТОЙ ДУХ — ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛА БОГА.
 
СОГЛАСНО учению о Троице святой дух — это третье лицо Божества, равное Отцу и Сыну. В одном труде сказано: «Святой Дух — это Бог» («Our Orthodox Christian Faith»). Слово, которое чаще всего используется для слова «дух» в Еврейских Писаниях,— это слово руах, означающее «дыхание, ветер, дух». В Греческих Писаниях подобное значение имеет слово пневма. Указывают ли эти слова на то, что святой дух — это часть Троицы?

ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛА.

ТО, КАК в Библии используется выражение «святой дух», показывает, что это управляемая сила, которой пользуется Бог для исполнения множества своих намерений. В какой-то степени эту силу можно уподобить электричеству — силе, которую можно приспособить для выполнения самых разнообразных дел.

В Бытии 1:2 говорится, что «Дух [евр. руах] Божий носился над водою». В этом случае дух Бога был его действующей силой, которая придавала очертания Земле.

Бог использует свой дух для просвещения тех, кто ему служит. Давид молился: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой; Дух [руах] Твой благий да ведёт меня в землю правды» (Псалом 142:10). Когда в помощь Моисею были назначены 70 способных мужчин, Бог сказал ему: «Возьму от Духа [руах], который на тебе, и возложу на них» (Числа 11:17). Неужели Бог разделил Божественную личность на 70 человек? Не абсурдно ли?

Мужи Божьи записывали пророчества, «будучи движимы Духом [греч. от пневма] Святым» (2 Петра 1:20, 21). Поэтому Писание «богодухновенно» [греч. Теопневстос, означающее «вдунутое Богом»] (2 Тимофею 3:16). Кроме того, святой дух руководил некоторыми людьми так, что они видели видения или пророческие сны (2 Царств 23:2; Иоиль 2:28, 29; Луки 1:67; Деяния 1:16; 2:32, 33). Святой дух побудил Иисуса после крещения пойти в пустыню (Марка 1:12). Дух пламенел в служителях Бога, подобно огню, побуждая их к действию. И он помогал им говорить смело и мужественно (Михей 3:8; Деяния 7:55—60; 18:25; Римлянам 12:11; 1 Фессалоникийцам 5:19).

Посредством своего духа Бог исполняет судебные решения в отношении людей и народов (Исайя 30:27, 28; 59:18, 19). Дух Бога может проникать куда угодно, действуя за людей или против них (Псалом 138:7—12).

«ПРЕИЗБЫТОЧНАЯ СИЛА».

ДУХ Бога может давать служителям Бога «преизбыточную силу» (2 Коринфянам 4:7). Это позволяет им претерпевать испытания веры и делать то, что без этого духа было бы им не под силу.

Например, в книге Судей 14:6 говорится о Самсоне: «Сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было». Неужели божественная личность действительно вошла в Самсона или захватила его, заставив его тело сделать то, что он сделал? Нет, согласно другому переводу Библии «сила Господа сделала Самсона сильным» («Today’s English Version»).
В Библии говорится, что, когда Иисус крестился, святой дух сошёл на него в виде голубя, а не в виде человека (Марка 1:10). Эта действующая сила Бога позволила Иисусу исцелять больных и воскрешать мёртвых. В Луки 5:17 сказано: «Сила Господня являлась в исцелении больных».

Дух Бога наделил силой творить чудеса и учеников Иисуса. В Деяниях 2:1—4 рассказывается, что, когда ученики были вместе в Пятидесятницу, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать». Стоит обратить внимание, что учеников было 120 человек. Если Святой Дух личность, то как он смог разом войти в 120 человек?! А если Святой Дух действующая сила Бога, тогда всё становится ясно и понятно. Бог наделил 120 учеников Иисуса силой совершать чудеса.

Итак, святой дух давал Иисусу и другим служителям Бога силу делать то, что обычно люди делать не могут.

НЕ ЛИЧНОСТЬ.

НО РАЗВЕ в Библии нет стихов, в которых святой дух одушевляется? Есть, но обратите внимание, что говорит по этому поводу католический богослов Эдмунд Фортман: «Хотя этот дух часто описывается как одушевлённый, святые писатели [Еврейских Писаний], по всей вероятности, никогда не считали этот дух отдельной личностью и не представляли его как личность в своих трудах» («The Triune God»).

В Писании часто говорится о чём-нибудь неодушевлённом как об одушевлённом. Говорится, что у мудрости есть дети (Луки 7:35). О грехе и смерти говорится, что они царствуют (Римлянам 5:14, 21). В Бытии 4:7 (в переводе «The New English Bible») говорится: «Грех — это демон, притаившийся у двери», таким образом грех одушевляется как порочный дух, который притаился у двери Каина. Но, конечно, грех — это не духовная личность; точно так же одушевление святого духа не делает его духовной личностью.

Подобным образом в 1 Иоанна 5:6, 8 не только о духе, но и о «воде и крови» говорится, что они «свидетельствуют». Но вода и кровь явно не личности, точно так же не личность и святой дух. Это согласуется с тем, что в Библии в общем о «Духе Святом» говорится как о неодушевлённом, например проводится параллель между святым духом, водой и огнём (Матфея 3:11; Марка 1:8).

Люди призываются исполняться святым духом вместо того, чтобы упиваться вином (Ефесянам 5:18). О них говорится, что они исполняются святым духом так же, как мудростью, верой и радостью (Деяния 6:3; 11:24; 13:52). А во 2 Коринфянам 6:6 святой дух упоминается среди других качеств. Такие выражения не встречались бы так часто, если бы святой дух был личностью.

Кроме того, хотя в некоторых библейских стихах сказано, что дух говорит, другие стихи показывают, что в действительности это делается через людей или ангелов (Матфея 10:19, 20; Деяния 4:24, 25; 28:25; Евреям 2:2). Действие духа в таких случаях подобно действию радиоволн, с помощью которых передаются сообщения между людьми, находящимися далеко друг от друга.

В Матфея 28:19 говорится: «Во имя... Святого Духа». Но слово «имя» и в греческом, и в русском языке не всегда означает личное имя. Когда мы говорим «именем закона», мы не подразумеваем человека. Мы ссылаемся на соответствующий закон, на его силу. В одном труде сказано: «Использование здесь слова „имя“ (онома) обычно для Септуагинты и для папирусов при обозначении силы или власти» (Робертсон, «Word Pictures in the New Testament»). Поэтому тот, кто крестится «во имя... Святого Духа», признает силу этого духа: то, что этот дух исходит от Бога и действует по Божьей воле.

«УТЕШИТЕЛЬ».

ИИСУС говорил о святом духе как об «утешителе», который будет учить, руководить и говорить (Иоанна 14:16, 26; 16:13). Греческое слово, которое использовал Иисус для слова «утешитель» (параклетос), относится к мужскому роду. Поэтому, когда Иисус упоминал о том, что будет делать этот утешитель, он использовал личные местоимения мужского рода (Иоанна 16:7, 8). С другой стороны, когда для обозначения духа используется греческое слово среднего рода (пневма), то в греческом тексте при нём уместным образом используется местоимение среднего рода, что указывает на неодушевлённость духа.

Большинство переводчиков, поддерживающих учение о Троице, скрывают этот факт и в Иоанна 14:17, как и во многих других местах, придают слову «дух» значение живого существа, личности. Грамматически это выражается в русском языке в форме винительного падежа. Винительный падеж одушевлённых имён существительных мужского рода соответствует родительному падежу, а винительный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода — именительному.
Несмотря на то, что здесь «дух» обозначает действующую силу Бога и, следовательно, является неодушевлённым именем существительным, во многих переводах Библии винительный падеж слова «дух» соответствует родительному падежу («духа»), что ошибочно указывает на одушевлённость духа.

НЕ ЧАСТЬ ТРОИЦЫ.

В РАЗЛИЧНЫХ источниках признается, что Библия не поддерживает представления о том, что святой дух — это третье лицо Троицы. Например:
«Нигде в Ветхом Завете мы не найдём чёткого указания на Третье Лицо» («Католическая энциклопедия»).

«Иудеи никогда не считали дух личностью; нет никаких веских доказательств и того, что так считал хотя бы кто-нибудь из писателей Ветхого Завета. [...] Обычно Святой Дух представляется в Евангелиях и в Деяниях как Божья сила или мощь» (католический богослов Э. Фортман).

«В В[етхом] З[авете] не даётся представления о духе Бога как о личности... Дух Бога — это просто сила Бога. Если иногда он и описывается как отдельный от Бога, так это потому, что дыхание Яхве действует как внешняя сила». «В большинстве стихов Н[ового] З[авета] дух Бога изображается как нечто, а не как некто; это особенно очевидно в параллелизме духа и силы Бога» («Новая католическая энциклопедия»). «В целом в Новом Завете, так же как и в Ветхом, о духе говорится как о Божьей энергии или силе» («Католический словарь»). И ещё одно замечание. Однажды святой дух проявился в виде голубя. В другой раз — в виде языков пламени. Но никогда он не проявлялся в виде личности.

Следовательно, ни иудеи, ни ранние христиане не считали святой дух частью Троицы. Это учение появилось спустя века. Как отмечается в «Католическом словаре», «третье Лицо было утверждено на Александрийском соборе в 362 году... а окончательно принято на Константинопольском соборе в 381 году», то есть 
через три с половиной века после того, как в Пятидесятницу ученики исполнились духа святого!

Итак, святой дух — не личность и не часть Троицы. Святой дух — это действующая сила Бога, которую он использует для исполнения своей воли. Эта сила не равна Богу, а всегда в его распоряжении и подчинена ему.

ПОКЛОНЯЙТЕСЬ БОГУ УГОДНЫМ ЕМУ ОБРАЗОМ.
 
ИИСУС сказал в молитве Богу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Что нужно знать? «[Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины [«пришли к точному знанию истины», НМ]» (1 Тимофею 2:4). Значит, Бог хочет, чтобы мы точно и в согласии с божественной истиной узнали о нём и его намерениях. А источником этой истины служит Слово Бога — Библия (Иоанна 17:17; 2 Тимофею 3:16, 17). Если люди точно узнают, что говорится о Боге в Библии, они не будут похожи на тех, о ком в Римлянам 10:2, 3 говорится: «Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Или на тех самарян, которым Иисус сказал: «Вы не знаете, чему кланяетесь» (Иоанна 4:22).

Поэтому, если мы хотим получить одобрение Бога, нужно спросить себя: что говорит о себе сам Бог? Как он хочет, чтобы ему поклонялись? Каковы его намерения и как нам согласовать с ними свою жизнь? Точное знание истины даёт правильные ответы на эти вопросы. Зная эти ответы, мы можем поклоняться Богу угодным ему образом.

БЕССЛАВЯТ БОГА.

«Я ПРОСЛАВЛЮ прославляющих Меня»,— говорит Бог (1 Царств 2:30). Прославляет ли Бога то, что кого-то называют равным ему? Прославляет ли его то, что Марию называют «Божьей Матерью» и «Посредницей... между Творцом и Его творениями», как можно прочитать в «Новой католической энциклопедии»? Нет, такие взгляды оскорбляют Бога. Ему нет равных, и у него нет плотской матери, так как Иисус не был Богом. И нет «Посредницы», потому что Бог назначил только одного «посредника между... [собой] и человеками», Иисуса (1 Тимофею 2:5; 1 Иоанна 2:1, 2).

Несомненно, учение о Троице усложнило и размыло представление людей об истинном положении Бога. Это мешает людям получать точное знание о Владыке Вселенной и поклоняться ему так, как этого хочет он. Богослов Ганс Кюнг сказал: «Зачем нужно что-то добавлять к понятию единства и исключительности Бога, если это только сводит на нет его единство и исключительность?» Но именно к этому и привела вера в Троицу.

Те, кто верят в Троицу, не имеют «Бога в разуме» (Римлянам 1:28). В этом же стихе говорится: «Предал их Бог превратному уму — делать непотребства». В стихах с 29-го по 31-й перечисляются некоторые из таких «непотребств», например «убийства, распри», а также то, что люди «вероломны», «нелюбовны», «немилостивы». Всё это характерно для последователей тех религий, которые учат догмату о Троице.

Например, верующие в догмат о Троице часто преследовали и даже убивали тех, кто этот догмат отвергал. Но это ещё не всё. Во время войн они убивали и своих соверующих. Что может быть большим «непотребством», чем то, что католики убивали католиков, а протестанты — протестантов, и всё во имя одного и того же Триединого Бога?

Иисус же прямо сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:35). Слово Бога развивает эту мысль, говоря: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего». Библия уподобляет тех, кто убивает своих духовных братьев, «Каину, который был от лукавого [Сатаны] и убил брата своего» (1 Иоанна 3:10—12).

Итак, обучение людей запутывающим догматам о Боге приводит к действиям, нарушающим его законы. И действительно, то, что случилось с христианским миром, согласуется с описанием, сделанным датским богословом Сёреном Кьеркегором: «Христианский мир порвал с христианством, даже не поняв этого».

Апостол Павел точно описал духовное состояние христианского мира наших дней: «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу» (Титу 1:16). Скоро, когда Бог положит конец этой злой системе вещей, христианский мир, верующий в догмат о Троице, будет призван к ответу. И он будет осужден за свои бесславящие Бога дела и учения (Матфея 24:14; 25:31—34, 41, 46; Откровение 17:1—6, 16; 18:1—8, 20, 24; 19:17—21).

ОТВЕРГНИТЕ ТРОИЦУ.

КОМПРОМИСС с Божьей истиной невозможен. Поэтому поклоняться Богу угодным ему образом означает отвергать учение о Троице. Оно противоречит убеждениям и учениям пророков, Иисуса, апостолов и первых христиан. Оно противоречит тому, что Бог сам говорит о себе во вдохновлённом им Слове. Вот почему Бог советует: «Помните, что Я — Бог, и нет подобного Мне» (Исаия 46:9, СоП).

Бог совсем не хочет делать себя непостижимым и таинственным. Скорее, чем больше запутываются люди в том, кто же такой Бог и какие у него намерения, тем больше это на руку Божьему Противнику, Сатане Дьяволу, «богу века сего». Именно он распространяет такие ложные учения, чтобы ‘ослепить умы неверующих’ (2 Коринфянам 4:4). Учение о Троице служит также и интересам духовенства, которое стремится удержать власть над людьми, стараясь представить это учение так, будто разобраться в нём могут только богословы. (Смотрите Иоанна 8:44.)

Точное знание о Боге ведёт к огромным переменам. Оно освобождает нас от учений, противоречащих Слову Бога. Как сказал Иисус: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32). Прославляя Бога как Всевышнего и поклоняясь ему так, как этого хочет он, мы можем избежать той участи, которая вскоре постигнет отступнический мир. Мы же, наоборот, можем надеяться на благосклонность Бога в то время, когда эта система придёт к концу: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоанна 2:17).


Рецензии