Барселона

Посмотрел передачу "Жизнь других" о Барселоне.
Бадоева  бегала по улицам столицы Каталонии, и меняя в каждой сцене свою одежду, с воодушевлением рассказывала об этом, действительно красивом, городе.
Вот счастливые молодые пары сидят на зеленых лужайках, вот великолепные фонтаны, улыбки, приветливые лица, счастливые дети, потрясающая воображение архитектура Гауди,

А спустя пару дней посмотрел "Вечерние новости".
Протесты, файеры, разбитые витрины, вой полицейских машин, арестованные в автозаках, мусор на дорогах... борьба за отделение Каталонии от Испанской короны.

Это как?... Две разных Барселоны?
Две диаметрально противоположных жизни?

Нет, Барселона одна. Картинки разные.
И жизнь там одна.  Она не похожа ни на одну из картинок.
Но мы живём в эпоху пост-правды. Реальность никому не нужна. Нужна картинка. 
И ведь у каждой картинки есть своя паства. Каждый из них верит в свою картинку, и готов убить почитателя другой картинки.
А ещё хохма в том, что ни один, ни другой эту Барселону на карте не найдут. Но "кровь" может пролиться вполне реальная. А некоторые были в Барселоне... в качестве туристов. И тогда они оценивают жизнь в этом городе по качества того шоу, которое им организовали турагентства. Это шоу - тоже картинка.

Трудно объяснить друзьям и знакомым возвращаясь из-за бугра, что жизнь везде одинаковая - пот и работа.  Не верят. И чувствуешь себя дураком, что дескать приехал из "сказки", а рассказать нечего.
Им претит реальность. Она скучная.
ЛЮДЯМ НУЖНА КАРТИНКА.
Им не нужна реальность.

Ну а что же такое  реальность?....
Набор ощущений?...   Вид из окна?... События, взятые из Интернета?... Газеты «Завтра»?...
Кто видел реальный мир?
Кто может поручиться за реальность того мира, который был кем-то сформирован  у нас в голове?

Сегодня реальный мир, это та картинка, которую ангажированные СМИ рисуют в нашем мозгу.

Самое интересное, что об этом говорил ещё Платон.
В своей книге «Республика» он описал процесс восприятия мира и событий  в очень доступной форме.

«В пещере, куда  не проникает свет, находятся прикованные  цепями  люди. Они в этом плену давно,  с детства.
За  их спиной  на возвышении, горит огонь. А вот между  ними и  огнем - каменная стена,  на которой, как  в  кукольном театре, шарлатаны двигают сделанные из дерева и камня фигурки людей, зверей, вещей.  Двигают  и  говорят  текст,  и  их  слова  эхом, в  искаженном  виде разносятся  по  пещере. 
А люди прикованы так,  что  могут смотреть только вперед перед  собой.
Пленники  видят  огромные тени от фигурок на стене пещеры. Они уже  забыли,  как  выглядит  мир, свет на воле,  и уверены,  что эти тени на стене, это эхо и есть настоящий мир вещей и людей. Они живут в этом мире.
     И вот,  один  из  них  ухитряется  освободиться от цепей и  карабкается наверх,  к  выходу.  Дневной  свет  ослепляет  его,  причиняет  ему  тяжелые страдания. Затем, мало-помалу он осваивается и с удивлением всматривается  в реальный мир, в звезды и солнце.
 Стремясь помочь товарищам, рассказать им об этом мире, он спускается обратно в пещеру».

     Далее Платон рассуждает о том, как может произойти их встреча.

   1.   «Пробравшись  к  товарищам,  беглец  хочет  рассказать им о  мире, но  в темноте он теперь ничего не видит, еле  различает мелькающие на стене  тени.
И пленники рассуждают так  - этот безумец покинул пещеру  и  ослеп,  потерял рассудок.
И когда он начинает убеждать их освободиться от цепей и  подняться на свет, они убивают его как опасного помешанного.

    2.  Если  же, освоившись в темноте, он рассказывает им о  том, как выглядит реальный  мир,  они  слушают его  с удивлением  и  не  верят,  ибо  его  мир совершенно не похож  на то, что они много лет видят  своими глазами и слышат своими ушами.  Если  же,  в  лучшем  случае,  они следуют за  ним  к выходу, ушибаясь о камни, то клянут  его,  а взглянув на  солнце, стремятся назад, к  привычным и понятным теням, которые  им кажутся несравненно более реальными, чем мир наверху, который они не могут разглядеть при режущем глаза свете»      

Платона мучило это свойство человеческой  натуры -  предпочитать яркому свету истины  и сложности реального мира, фантастический мир театра теней. Но никогда  его  аллегория  не сбывалась  с  такой  точностью, как сегодня. 

СМИ создают для человека такой театр хорошо сделанных  теней, что по сравнению с ним реальный мир кажется как раз серой тенью, причем гораздо менее истинной, чем образы на  экране. И человек, с детства прикованный к телевизору, уже не хочет   выходить   в реальный  мир,  полностью   верит  именно  шарлатанам,   которые  манипулируют фигурками  и кнопками, и готов убить товарища, убеждающего его  выйти на  свет.

Печально, но может быть Мировой Кризис заставит человека пересмотреть те законы, которыми он жил до этого. Те законы, которые превратили этот огромный, красивый, цветной мир в мир лжи. В театр теней и абсурда.

Геннадий Будаев.


Рецензии