Же-же
Ну что же, Женя, твой испуг
Вполне понятен, прозаичен,
К чужим страданьям безразличен,
И пострадаешь сам потом.
Как говорится, суп с котом* –
Страстям, влюблённостям, разборкам,
И перелескам и пригоркам,
Где героиня тяжкий кросс
Бежала (разум – под откос),
И жизнь её наунижала.
Пришёл мил друг и вынул жало.**
Увы, мы жалим лишь себя,
Обманывая, не любя,
Вовсю читая наставленья,
Бросаем в свой костёр поленья.
Мордасти-страсти! Морды ваши
Во всякий век ничуть не краше.
А счастье в чём же? Вот оно.
Я не скажу. Веретено
Пусть вертится или вертится,
И всякий опыт пригодится.
16. 08. 2022
Читая одну интересную книжку.
*непростое, кстати, выражение )
** хихикнул бы тут АСП или нет? )
Стихо пойдёт в мой цикл «Буквы».
Нигде не нашла картинку бегущей девушки сквозь кусты сирен. Да ещё и в платье 19 века )
***
Она, бедняжечка, мечтала,
В экстазы дальние летала,
Рвала ромашку наугад.
А что Жеженя?
Гадский гад!
_________________________
Книжку написал А. Минкин. "Немой Онегин". Я благодарна автору, написана книга немного необычно, но читать интересно. Прочла её онлайн, благодарю, что это доступно. И, конечно, что б ни менялось вокруг нас в гражданской жизни, вечная тема любви наивной девушки, начитавшейся романов и отдавшейся не тому, всегда будет волновать и впечатлять. Потому что, пока мир стоит, человеческие чувства никуда не деваются.
И каждая такая девушка вместе с Пушкиным переживает торжество справедливости в конце романа: да здравствует карма и всё такое! )
________________________
Тема с буквами, моя любимая, у меня от Гумилёва пошла, я помню, с его Венеры и этих "Ао, уо". Очень я любила это стихотворение. Все же, кто читал мои буквенные открытия, потом мне подражали, да и сейчас не прочь идеи мои позаимствовать. Думаю, что они с радостью выдают игры с буквами за "свои". Я же люблю буквы, числа, ноты - как всякие знаки, где сконцентрирован, свёрнут смысл - как в бутоне цветка. Его можно всячески развернуть и раскрыть. И человек, имеющий живое мышление в минуту вдохновения может это сделать. Я всегда давала ссылки на тех, у кого почерпнула. Много раз говорила о Гумилёве и стихи ему благодарно посвящала. А на меня не ссылается никто, тайком берут.
Ну что поделаешь. Времена-то бессовестные, абсолютный разгул зла.
Но не в этом причина моего сюда прихода.
Я хотела добавить о том, что вечность персонажей обусловлена их архетипичностью.
И хотя Пушкин у Байрона почерпнул (но к его чести никак это не скрывал, да и Байрона все тогда читали и знали), он сумел создать типичного человека своего времени - умного, скучающего, рано состарившегося от безделья и одноообразия. Любовь его, как самовар, разогревала очень долго. И главное - без толку. Потому что он был глух, неэмпатичен и бессердечен. Не нужно было отвечать на любовь девочки, вводя её в беспутство и погибель, нужно было эту душу почувствовать и оценить, и жениться. Но, видите ли, для Евгения брак был чем-то скучным, а не союзом душ. Ленский тут гораздо приятнее и теплее, пусть и не так умён. Конечно, с Татьяной они более похожи пылкостью сердца, оттого-то Евгений и советовал ему "выбрать другую". Но вместе бы не ужились, ведь притягиваются противоположности. Татьяна свой вымысел полюбила, и Ленский тоже. Странно было бы видеть их вместе.
Подлость же Онегина очевидна. И Пушкин вполне законно радуется его поражению.
Нет, все эти герои не вымысел, а самая архетипическая реальность.
Что же за испуг "Жежени", о котором я пишу? Побоялся вступать в отношения, которые станут ему обузой, быта испугался, обязанностей прозаических, всё хотелось просто дамским угодником жить - поматросил и бросил, потому что не обязан. Хотя в его холодной отповеди Татьяне-девочке испуг этот и не виден, Онегин держится вполне уверенно, "папиком" таким, как бы сказали сейчас, учителем жизни. Единственное, что его оправдывает: подлее было бы ответить на любовь, вовлечь девочку в отношения да и бросить, как вот Курагин с Наташей хотел поступить.
Так что Жеженя ещё довольно порядочен, кроме подлого эпизода на балу и дуэли. Ленского жаль. Ольга - обыкновенная глупенькая барышня-блондинка. Татьяна - прошла мудрый урок жизни.
А что прошёл страстный Пушкин, сам дел по молодости натворивший? Он не захотел постареть и помудреть, исчерпать своё вдохновение, стать заезженной пластинкой. Он так же испугался быта, как Онегин, скучного существования, потому и сознательно нарвался на дуэль. Вины же с Гончаровой, которая поведением своим Ольгу напоминает, никто не снимает. Ума там и порядочности жены семейства - не было.
Впрочем, это всё была молодость одна безголовая - как у Пушкина и его жены, так и у его героев. Но нет в этом никакого вымысла. Всё правда одна - жизни.
Людям всегда будет интересно обсуждать человеческие отношения, пока они сами в этих отношениях находятся, пока энергия молодости не исчерпалась.
Пушкин же, я смотрю, последовательно проводит линию судьбы, уже в этой жизни наказывающей - Онегин наказан, и старуха со стариком у своего разбитого корыта, вообще ничему не научившиеся, прошедшие круг совсем напрасно ( ничем автор не сообщает, что они что-то осознали - потому что осознать должен читатель), и в "Золотом петушке" и в "Песнях западных славян"... Одна лишь фантазия юности кончается хорошо - "Руслан и Людмила", потому что это юность благая, верящая в добро. А дальше - судьба, увы, и всё довольно тяжело и неотвратимо. Понимал это Пушкин и не очень хотел продолжать жить, не смотря на семью. Жизнь, как обузу, не каждый ведь вынесет.
02.02.2025
Свидетельство о публикации №122081602402