О Гадком утенке

В довольно большом селе, в самом конце одной из длинных его улиц, в старинном доме, рубленном из бревен в обхват толщиной, жил мальчик.
   Прошлой осенью ему исполнилось десять лет.
Был он последним в семье из детей, которых называли заскребышами.
Самая младшая из трех его сестер была старше его на десять лет. Все они уже покинули родительский дом, уехав в разные города учиться и работать.
Рос он в семье теперь один и был замкнутым, молчаливым и стеснительным пареньком. Другие дети его сторонились, не любили и не играли с ним. При встрече обзывали обидными словами. Сам он обидных слов никому не хотел говорить.
       Начальную школу, где он учился, называли “маленькой.” Она стояла на высоком берегу речки в центре села.
Была деревянной, одноэтажной, и у нее был пришкольный сад. В нем росла сирень, смородина, крыжовник, малина.  После окончания занятий в школе  ученики приходили на “отработку”  собирать ягоды на пришкольном участке в период  летних каникул. В этот же период в здании школы организовывали пионерский лагерь для младших школьников.
     Когда мальчик был в лагере,  у них в отряде случилось ЧП: был пойман один из ребят на воровстве из тумбочек. Они его поймали сами и сами решили устроить самосуд. Каждый член отряда должен был подойти и ударить вора по лицу. Образовалась очередь. Когда же настала очередь мальчика, он отказался бить. Вид у наказываемого был жалкий, он размазывал по лицу слезы и кровь из разбитого носа, но не убегал, а безропотно принимал удары. Мальчика спросили, почему не будет бить;“Не буду и все,“- сказал он и отошел в сторону. Его оставили в покое.
Закончился  срок пребывания в лагере, и теперь мальчик был дома и занимался ,чем хотел. Родители работали в колхозе и домой приходили поздно. В один из теплых, дождливых дней гулять во дворе мальчику не хотелось. В сенях стоял большой ларь для хранения пшеницы. Часть сеней имела перегородку с дверью, на которой иногда висел замок. В этом закутке на стене висела одежда:: плащи, телогрейки, халаты.
Здесь был ларь из гладких струганных досок, пожелтевших от времени. Он был меньше и хранил сеянку-муку для выпечки хлеба.
В углу стоял сундук, окованный полосками железа. Над ним в стену были вбиты скобы, по которым можно было попасть на общий чердак пристроя и дома.
Мальчик любил бывать на чердаке. От нагретой солнцем крыши исходило тепло, в воздухе стоял легкий запах пыли,  старых газет и тетрадей, лежащих здесь на бывших полатях, которые опирались концами на стену дома и прируба, образуя настил.
       На чердаке было сухо,  дождь глухо стучал по крыше, то сильно, то слабо, то стихая совсем.
Мальчик открыл прорезанную в досках заднего фронтона дверь. На чердаке стало светло. На полатях , среди  дневников и школьных тетрадей ,  он заметил книжицу в мягкой обложке и прочитал: “Андерсон. Гадкий утенок.” Сев на полати, он стал читать.
Шум дождя то усиливался, то стихал на какое-то время. Ничего этого мальчик не слышал. Он был там -на птичьем дворе, сопереживая утенку, его обидам и смирению со своей гадкой внешностью, из-за которой его притесняли, щипали и дразнили, потому что он был не такой , как все.
        Дочитав книжицу, мальчик,  вытирая слезы, хлынувшие у него из глаз в том месте сказки, где справедливость восторжествовала, и гадкий утенок стал большой и красивой птицей, которой все восхищались.
Встав у дверей чердака, мальчик смотрел вдаль на уходящую к горизонту линию березового леса над рекой и ему казалось, что над лесом летит белый , сильный и красивый лебедь, который совсем не кичится своей силой и красотой, потому что до этого момента, когда он стал таким , лебедь прожил трудную, полную унижений жизнь.
Мальчик всегда хотел торжества справедливости и поэтому любил читать сказки всю жизнь.

05.07.22г


Рецензии