Причина проблемного голодания

Причина "проблемного голодания".

                Марии Пудовой посвящается.

Аналитическое продолжение к предыдущей заметке «Проблемное голодание мозга».


Когда услышал от моего доброго приятеля рассказ о его странном наблюдении, воспринял это, к сожалению, с обычным стадным школярством, мол, чего только не бывает на свете...   Первая мысль.
Второй мыслью было:
Понятно, замечал у него склонность к работе мозга и знал, что этот процесс доставляет ему удовольствие. Так что, естественно, мозг нуждается в позитивных эмоциях, «Голод по сладкому».
И лишь сегодня проявилась, после уже МОЕГО дУмания,  истинная причина такого «голодания».

Нашёл-таки причину «проблемного голодания  мозга», то есть ответил на ещё более фундаментальный вопрос: ПОЧЕМУ?
Дело в его, приятеля, общей нервной конституции.
Он  – человек очень эмоциональный, «принимающий всё близко к сердцу». Невротик, вспыльчивый, быстро раздражающийся. Так уж он  устроен, с этим родился, с этим и умрёт..
Но такая, крайне невыгодная для существа, нервная конституция, непрерывно создаёт эмоциональный, душевный ДИСКОМФОРТ.
Ему всегда «ПЛОХО»!
Это, опять-таки, создаёт только две возможности для него:
Или стать унылым,  перманентно брюзжащим нытиком, вечно жалующимся на всех и на всё и с занудливой скучностью предающимся «мировой скорби».
Или, если человек имеет характер борца, а не трусливого скулящего нытика, путь постоянной БОРЬБЫ с чувством душевного дискомфорта.

«Разумные люди приспосабдивают себя к миру.
Неразумные – упорствуют в  своих попытках приспособить мир к себе.
Поэтому прогресс зависит от Неразумных!»
Джордж Бернард Шоу

Так вот, мой приятель – крайне Неразумный и как Дон Кихот всё время воюет с ветряными мельницами, точнее, В ОТЛИЧИЕ ОТ ДОНА КИХОТА, с реальными проблемами «плохости не нравящегося ему мироустройства»!

«И вечный бой, покой нам только снится...
Сквозь кровь и пыль,
Летет, летит степная кобылица
И мнёт ковыль»
А.Блок

Борьба с ними – это непрерывный поиск РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ!!!
Его мозг, постоянно загружаемый проблемами, ПРИВЫКАЕТ к тому, что ему всё время ПРИХОДИТСЯ тащить эту повозку, непрерывно взваливаемых на неё новых проблем. И, как опытный и сильный конь-ломовик, постоянно тащить, упираясь всеми своими копытами, тяжелую ношу за собой.
А когда ВДРУГ, на время, он чувствует опустевшую повозку, испытывает СНОВА дискомфорт – СЛИШКОМ ЛЁГКАЯ!!!
Непривычно и неудобно тащить такую малость, когда привык упираться всем «мысленным телом» для решения тяжёлой проблемы.

Это, кстати, Эйнштейн советовал своим студентам: Не бояться трудных, кажущихся неразрешимыми, проблем, а смело браться за их решение!

Почему?
Потому, что, даже допуская, что не решишь проблемы, совершенствуешь свой ум в решениях, делаешь его гибким, подвижным, изобретательным и,главное,  ЗАКАЛЁННЫМ в трудной схватке.

В этом, между прочим, и состоит несчастье так называемых, «многообещающих» юных школяров и студентов, блиставших своими УЧЕНИЧЕСКИМИ способностями в школах и ВУЗах. Они, будучи от природы способными, легко решали АДАПТИРОВАННЫЕ для неокрепшего юного интеллекта задачи, УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ. А затем, став аспирантами и уже СТОЛКНУВШИСЬ С РЕАЛЬНЫМИ, а не специально облегчёнными для их незакалённого в интеллектуальных боях умишки проблемами, вдруг оказываются совершенно бессильными, не знающими даже, с какого конца подойти к проблемам. Потому что в реальных проблемах поначалу не знаешь даже, ГДЕ ПРИЧИНА явления, а где –  её СЛЕДСТВИЕ!!!

Эту задачу часто не могут решить и маститые «учёные».
(Например, недавние жульнические страшилки с «озонными дырами», где многомудрые «эксперты», Лауреаты Нобелевской премии, по-школярски перепутали местами причину и следствие! А теперь – с тем же нелепым «перегревом - потеплением климата» из-за углекислого газа! См. Мои заметки на эти темы.)

Такой умственный провал сразу купирует  у школяра и желание решать данную проблему.
Раз  неудача. Второй... и ПРОПАДАЕТ ЖЕЛАНИЕ вообще браться за такие «сложности».
Что не удаётся – перестаёт привлекать.
Выбирают лёгкую протоптанную дорожку «учёных – середнячков». Так блистающие талантами  «многообещающие» обещания этого не выполняют, а превращаются в заурядных подсобных рабочих в науке,  годных лишь чего-то (по указанию научного руководителя) поднять из кучи фактов, перенести в другое место и аккуратно положить на заранее заготовленную (тем же руководителем) полочку.
НЕ БОЛЕЕ!

Возвращаясь к моему приятелю, резюмирую:
Главная причина «голода» в исходно НЕразумном отношнии к устройству мира и неизбывном желании приспособить его к себе. Это порождает эмоциональный стимул!
В науке, да и, собственно, в любой деятельности, крайне нужен этот ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД к каждой проблеме. Именно эти эмоции и порождают ПОСТОЯННОЕ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ нерешённой проблемой и именно они всё время тревожат сознание неким душевным дискомфортом, заставляя настоящего думателя стараться избавиться от этого мучительного чувства бессилия и напряжённо искать возможные ходы и выходы в умственном лабиринте.
А когда в какой-то момент вдруг, на короткое время, ничего не «царапается в мозгу», человек начинает ощущать ДИСКОМФОРТ от нехватки такого ПРИВЫЧНОГО «ЦАРАПАНИЯ».
Думаю, что подвёл причинно-следственную базу под описанный феномен «проблемного голода».
12 VIII 2022


Рецензии