Крещение Руси
Уж за полночь, а мне в волнении не спится.
С благоговением листаю вновь и вновь
Истории Руси нетленные страницы
И в сердце царствуют и гордость, и любовь.
........................
Средь лесов густых, да степей пустых,
Где в ковыльной траве птица гнезда вьет,
Среди топких болот и сверкающих вод,
Вся пронизана ветром извечных свобод,
На просторах своих необъятная,
Пораскинулась Русь – страна, Мать моя.
Редким жемчугом порассыпались
Города и деревни дальние.
И живут в этих поселениях
Племена с верою языческой,
Одиночеством опечаленные.
А в душе им так всем хотелось бы
Быть частицей великого целого.
Угнетали их страхи покинутости,
От огромного мира отринутости.
И стихии несли много им угроз:
Наводнений и засух, и бурь и гроз,
А зимою пугал их суровый мороз.
Отбивались они и от диких зверей,
От врагов, бравших в пОлон их жен и детей.
И у каждого племени свой был языческий Бог
Поклонялись ему, неся жертвы в залог,
Чтоб от бед и утрат защитить их всех мог.
...................
В граде Киеве жил князь, что правил страной
И гордился дружиною храброй большой.
«Красным Солнышком» всякий его величал,
Смелость, щедрость и мудрость народ воспевал.
Князя звали Владимир (отец - Святослав),
Люб народу открытый заботливый нрав.
В своей юности князь был языческой веры,
Исполняя обряды, служил всем примером.
На высоких холмах в граде Киеве он
Для кумиров Руси учредил пантеон.
Высшим был бог Перун, всех затмив красотой:
С золотыми усами, серебристой главой.
Почитался за мощь и великую силу,
Князю был покровитель с отважной дружиной.
Это бог-громовержец, обитающий в небе,
И боялся его змеевидный бог Велес.
Также были кумиры Дажбог и Стрибог.
И народ их одаривал, чем только мог.
Полагалось богам приносить свои жертвы.
Часто идолы жаждали крови и смерти.
Даром этим кумирам животные были,
Иногда и людей в жертву им приносили.
Племена на Руси не всегда жили мирно.
Спорили, чей кумир и мудрей, и всесИльней.
Озаботился князь, как страну укрепить,
И причины для ссор у племен устранить.
И Владимир нашел ту волшебную нить,
Чтоб людей на Руси ею объединить.
Словно жемчуг, на нить всех одну нанизать,
Надо общего Бога народу принять.
Тогда станет окрепшим Руси всей народ,
Если веру одну он на всех обретет.
Так по всей территории древней Руси:
От восточного склона Карпатской цепи,
До широких вод Волги и речки Оки,
От Балтийского моря до Черного вплоть
Князь хотел, чтоб один был языческий бог.
Зарождалось стремленье к познанию мира
Но в язычество вера сознанье теснила.
А при росте в стране новых длинных дорог.
Не пригоден был явно языческий бог.
.................
Расцветала торговля тогда на Руси,
С населеньем общались все гости – купцы.
И прошел путь торговый «из греков в варяги»
Греки были, известно, уже христиане.
Время шло, и князь чаще встречал христиан
И сомненьем души был большим обуян.
Где же истина прячется, в вере какой?
Потерял он от дум таких в жизни покой.
Меж тем гости-купцы разносили молву,
Каждый князю нахваливал веру свою
С сильным князем хотели в "одной лодке плыть",
В свою веру старались его обратить.
.............
Призадумался князь, чью же веру избрать,
Чтобы легче купцам на Руси торговать,
Чтобы люди смогли бы друг друга понять.
И прислушался князь к своим ближним соседям:
К мусульманам, католикам и иудеям.
Вот пришли из земли болгар магометане
И Владимиру речи такие сказали:
"Ты, князь, мудрый, а истинной веры не знаешь,
Будешь жить с нашей верой, в раю наслаждаясь.
У нас бог есть один - это сам Магомет.
Заповедует он нам свинины не есть,
И вина чтоб не пить и ему лишь служить.
И тогда вам позволит в раю вечно жить."
Но сказал князь Владимир болгарам в ответ:
«Хоть блаженство мне рая сулит Магомет,
Без свинины с вином на Руси жизни нет.
На Руси чтобы быть и вина не испить,
По такому закону негоже нам жить!"
Следом прибыли к князю католики-немцы.
Не лежало у князя к католикам сердце:
"Вы и раньше нам веру свою насаждали,
Только наши отцы веру ту не принЯли."
Из Хазарской страны поспешили евреи
И сказали: "В единого бога мы верим-
Авраама, Исаака и Иакова,
А закон наш понятный для всякого:
Не едим мы свинины, субботу мы чтим,
А земля наша - это Иерусалим".
Потом грек - проповедник пришел от христиан.
Рассказал князю он о рожденье Христа,
О страданьях его, чудесах и ученье,
И о смерти его, а затем воскресенье,
О божественном в небо Христа вознесенье.
И о заповедях, что оставил Бог людям,
По законам его на земле жить мы будем.
Что сойдет с неба бог и устроит всем суд-
По заслугам всем людям небеса воздадут.
Бог даст праведным царства небесного благость,
Вечной жизни в раю и блаженство и радость.
Кто не верует в бога Иисуса Христа,
Будет вечно в аду тот страдать без конца.
Грек о жизни загробной ему рассказал
И картину Господня суда показал:
Справа праведники, в рай они с радостью шли,
Слева грешники вечную муку несли.
Описал еще грек сотворение мира.
Князя так впечатлили рассказ и картина.
После смерти воскреснуть хотелось ему
И потом уже вечно жить в чудном раю.
.............
Еще знать хотел князь, как же службы вершатся,
Приказал он послам лучше в том разобраться.
И сначала отправил он их в Цареград.
Император гостям от Владимира рад.
Патриарх Цареграда для русских послов
Был к торжественной службе с усердьем готов.
Дал приказ Патриарх для служителей строго:
«Пусть увидят, как славим мы нашего бога!»
На иконах всех золотом ризы блистали,
Драгоценными ярко сверкали камнями.
Когда в храме торжественно служба свершалась,
Пенье певчих так благостно вкруг разливалось,
Из кадильниц серебряных дух благовоний
Устремлял послов думы высокие к Богу.
Благолепьем таким сражены князя люди:
«Пусть у нас такой служба красивою будет!»
Потом с честью гостей патриарх проводил
И на память богато их всех одарил.
В храмах были у немцев послы, у болгар:
"Их не любы законы, красот мало там.
А когда вошли в храм византийской земли,
Были службой роскошною восхищены,
Не видали нигде мы такой красоты,
И понять не могли, где находимся мы:
На земле иль на небо уж вознесены!
Эти чувства восторга, владевшие нами,
Не суметь передать лишь простыми словамиЯ".
Князь выслушал мненье бывалых послов,
К принятью крещенья уже был готов.
Бояре поддержку ему оказали,
Про мудрую Ольгу они вспоминали.
Ведь бабушка князя крещеной была,
Закон византийский душой приняла.
............
«Где ж крещенье принять?»-князь бояр вопрошал,
Просить милость у греков он сам не желал.
Византии князь гордость хотел показать,
Её город Корсунь решил силою взять***
..
И пришел Владимир вместе с храбрым войском
Прямо к грекам в Таврию на полуостров
Там желанный город Корсунь расположен
Народ греческий нашествием встревожен.
Врата наглухо пред русскими закрыли,
И непрошенных гостей внутрь не пустили.
Встал Владимир перед городом у пристани,*
В расстоянии стрелы полета быстрого,
Но корсунцы-греки были гордые
И сражались храбро люди города.
Принялся Корсунь Владимир осаждать.
Страхом в городе людей изнемогать,
И сказал Владимир горожанам строго
„Если не сдадитесь, простою три года“.
И вот некий корсунянин, Анастас,
Запустил стрелу, и надпись сделал так:
„Землю ты перекопай и воду перейми,
Что с колодцев, подается внутрь трубы.
А колодцы за тобою на востоке.
Истомятся Люди жаждою жестокой“.
Лишь Владимир сообщенье прочитал, ,
Посмотрел на небо в высь и так сказал:
„Если сбудется все это, — сам крещусь!“.
А потом ту Веру привезу на Русь
И тотчас же повелел трубы копать,
В перерез чтоб воду в трубах перенять.
Люди все от страшной жажды иссушались,
Жизнь желая сохранить, сдавались
..............
Князь с дружиною в город победно вошёл
К правителям греческим выслал послов,
Чтоб Константину с Василием сказали:
«Ваш город Корсунь уже полностью
взяли.
Знаю, у вас есть в девицах сестра,
Выдайте Анну теперь за меня.
Если откажете, вам грозит то же:
Град отобрать у вас скоро мы сможем» .
Императоры в печали так Владимиру сказали:
«Сестра наша христианка. Ты язычник в этом суть
Если будешь ты креститься, в жены отдадим сестру.
С ней единой веры будешь, царство на небе получишь».
Братья Анну убеждали за Владимира пойти,
Защитить от лютой рати людей греческой земли.
Чтобы к истинному богу Русь скорее обратить,
Между греками и Русью чтобы мир установить.
И торжественно к Корсуни прибыл с Анною корабль.
У Владимира в то время разболелись вдруг глаза.
И Царевна подсказала: «Поскорее покрестишься,
Будешь снова зрячим ты. От болезни исцелишься».
Сам епископ здесь в Корсуни и священники от Анны
Стали проводить крещенье.
И епископ свои руки возложил на плечи князя.
В это чудное мгновенье
Слепой князь прозрел вдруг сразу
И сказал князь в восхищенье :
»Это истинный есть бог, рад его я появленью,
он чудесно мне помог!»
Потом Князь с царевной Анной
В храме дивном обвенчались,
И с землею византийскоЙ
С благодарностью расстались.
........
Перед этим грекам князь вернул Корсунь.
С новой венчанной женой прибыл на Русь.
Лишь Владимир в город Киев заступил,
Так к крещению народа приступил.
Не пришлось все князю делать самому,
Он священников привез из Византии
И охотно помогали те ему.
Первым делом князь крестил всех сыновей,
Потом близких и родных своих людей.
Затем срочно велел идолов крушить:
Каменных секли на части, деревянных жгли.
Князю показать хотелось, что ничтожные они.
Некрещенным приказали, чтоб к реке завтра пришли.
Кто ослушается князя, будут для него враги.
На другой день сам Владимир
У Днепра стоял со свитой:
Взял священников с Корсуни и еще митрополита.
Все собравшиеся люди зашли в трепетные воды,
А священники крестили и молились о них Богу.
И возрадовался князь, с ними за народ молясь.
Истинного познал Бога, стал крестителем народа!
О крещении киевлян летописец рассказал,
И подробно этот праздник для потомков описал.
На местах, где раньше были все языческие боги,
После таинства Крещенья, церкви ставили взамен.
И принятье христианства привело к порядкам новым
И внесло в уклад народный много разных перемен.
Где Перун стоял могучий, покровительствуя князю,
Возвели большую церковь в честь Василия Святого.
(Ведь Василием был назван при крещении сам князь)
Эту церковь было видно далеко с холма большого,
Все в нее попасть стремились, красоте ее дивясь.
Но не сразу поддержали христианство северяне,
Они крепче киевлян за язычество держались.
И кумиров своей веры в поруганье не давали.
Так услышав о крещенье, новгородцы мост чрез Волхов
В знак протеста разобрали.
Все ж крестили новгородцев, где мечом, а где огнем.
Люди киевского князя настояли на своем.
Брат Владимира Добрыня и Путята -воевода
Ум и силу проявили в убеждении народа.
Сам Владимир, вдохновленный красотой храма в Корсуни,
Решил выстроить подобный -
В Киеве такой пусть будет.
Для постройки этой церкви пригласил он мастеров,
(Опытных людей из Греции), шесть лет строили ее.
В Киеве чудесный храм князь заботой окружил.
Из большой своей казны церковь щедро одарил:
Часть десятую доходов городов, своих имений,
Все, что вывез из Корсуни, церкви отдал во владенье.
Мощи Климента и Фива вывез из Корсуни князь,
И иконы святых ликов и трофеев всяких склад.
И церковные сосуды, даже статуи из меди,
Теперь храмы украшают христианской новой веры.
Проведя Руси Крещение, князь заметно изменился,
Стал он менее жестоким и душой своей смягчился .
Реже совершал набеги на владение соседей.
Досаждали часто князю только орды печенегов.
Им он спуску не давал и с отвагой прогонял.
Из Евангелия слова в сердце он носил всегда.
Он для немощных и сирых раздавал еду, как милость.
Тем, кто сам не мог ходить, приказал князь все, что нужно,
прямо на дом привозить.
Красным Солнышком сиял, добротой всех согревал.
.............
Подытожим здесь ЗНАЧЕНЬЕ
Проведенного Крещения:
Государства усиленье,
Верой общею сплоченье;
Для развития торговли,
Связи с миром христианства,
Расширенья кругозора
И познания пространства;
Для развития культуры:
Живопись, архитектура…
А с развитьем языка
На Русь грамотность пришла;
С христианством год от года
Росла нравственность народа.
1.https://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
Крещение Руси в 988 году и государство Русь. Новый мир. 1988. №6. С.249-258
2, Первые князья русские / Составитель Владимир Вахромеев/ Санкт-Петербург; Москва: Речь. 2017-96с.
3. *Наиболее ранний древнерусский летописный свод из дошедших до нашего времени, «Повесть временных лет», так описывает осаду и захват Корсуни в 988 году.
** Херсоне;с Таври;ческий, или просто Херсоне;с (др.-греч. «полуостров»; укр. Херсонес Таврійський; в византийское время — Херсон, в генуэзский период — Сарсона, в летописях Древней Руси — Корсунь— полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма.
На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником.
Свидетельство о публикации №122081203925
Молодчинка!Целая поэма получилась!Я в восторге!!!
С уважением Валентина
Валентина Пенина 26.07.2023 17:24 Заявить о нарушении
С уважением и признательностью
Наталья
Куклина Наталья 26.07.2023 17:44 Заявить о нарушении