Памяти друга

Саша Кулаковский родился в простой одесской семье в сентябре 1956 г.
Мама была русская, папа – юрист. Жили они на улице имени Розы Люксембург в Жовтневом районе.  Интересно, что в советское время район Одессы назывался не Октябрьским, а Жовтневым – на русском языке в те годы писали по-украински. В детстве Саша был послушным сыном юриста: хорошим учеником в школе и добрым ко всем окружающим его людям. В 1971 г. нас Сашей судьба свела в одном классе лучшей на то время физико-математической школы города Одессы  №116. Да и во все последующие годы никто в Одессе открыто не отважился заявить, что школа не была в то время лучшей, что кто-то из учителей мог преподавать детям физику  лучше Якова Петровича Цикиновского, который рассказывал ученикам  сложные материи простым понятным языком.

В классе Саша был всеобщим любимцем девушек и другом юношей, стремившихся походить на него в отношениях с девушками. К его удивлению, все в нашем классе его перестали называть Сашей, он стал Шурой. Возможно, ему было обидно, возникали ассоциации с героем романа «Золотой теленок», но со временем он привык. Эта привычка осталась на долгие годы.

Школьным друзьям он запомнился искренним желанием защитить любую девушку от всяких посягательств на ее свободу воли. Это сочеталось с абсолютно хладнокровным отношением к женскому коллективу класса. Шура всех своих друзей – мужчин познакомил с философским отношением к женщинам. Будучи еще школьником, он всех женщин делил на две группы, которые определял совсем просто: первая группа – я с ней не лягу, вторая – лягу. Причем в число его друзей входили девушки из обеих групп! (Кстати, этот методологический совет я, профессор университета, использую и поныне. Незачем витиевато выражаться, следует выделить в проблеме существенное). В этом плане интересен эпизод на перемене между уроками. Перед самым звонком Шура лег на сидение парты и поднял ноги вверх. Девушка из его категории «я с ней лягу», проходя мимо, случайно задела грудью своей белой кофточки грязную подошву его ботинок.  От легкой походки и ее развивающих волос у него закружилась голова, и всё внутри напряглось, мелкая дрожь сотрясала его. Она ему застенчиво улыбнулась и подошла вплотную. В этот миг ему хотелось остаться с ней в одном мире… наедине … и в этот момент она случайно задела нос его туфель … Он задержал дыхание.  В этот миг в класс вошла наша классная руководитель и громко сказала: "Саша!Что ты наделал? Немедленно исправь!" Он побежал выполнять распоряжение классной руководительницы, со словами: «Спасибо Вам, уважаемая Людмила Кирилловна! Сейчас все исправлю!» Девушка, естественно, быстро перешла в другой ряд парт, но история до сих пор сохраняет интригу, было или не было у нее желания, чтобы Шура выполнил в полном объеме распоряжение классного руководителя? :-)

Школа №116 учениками воспринималась, как естественное место их жизни и учебы. Это сегодня с высоты прожитых лет и, сравнивая с тем, что есть в среднем образовании сейчас, можно делать выводы. Начнем с простого.

В нашем школьном классе труда находился грузовой автомобиль 1,5 тонны грузоподъемности с поднятыми над землей задними колесами. На этом автомобиле школьники учились вождению. Со школьников и их родителей никто не просил денег за эксплуатацию автомобиля и бензин. Когда учитель на уроках в классе видел, что ребенок (15 лет) уже готов водить машину, начинались уроки вождения по улицам Одессы принадлежавшего школе!!! автомобиля «Москвич». Кто не водил «Москвич» (вождение было во внеурочное время), не имел права даже тройку получить по дисциплине «Труд»!!! В частности мне, спортсмену, который прогуливал большую часть «внеурочных» уроков вождения, приходилось несколько раз в четверть не ходить на тренировки, а честно зарабатывать свою «тройку» на «Москвиче».

В школе ежегодно проводился чемпионат по гандболу. Конечно, этому способствовала специфика школы: 10 девятых и 10 десятых классов, было кому в гандбол играть! Изнуряющие тренировки, потом реальная борьба за победу, которую никто при абсолютно справедливом судействе не оспаривал. Этот чемпионат его участникам на всю жизнь запомнился больше, чем любое соревнование, просмотренное по ТВ или на стадионе. Кстати, было время, когда в Одессе проводился международный легкоатлетический турнир на приз братьев Знаменских. Этот турнир был круче чемпионата Европы, но несколько слабее чемпионата мира. Одесский стадион ЧМП (тогда он вмещал 40 тыс. зрителей, а не как сегодня) был ежедневно полон.

Сегодня на месте класса труда и гандбольной площадки бывшей школы №116 стоит прекрасный многоэтажный дом, радующий комфортом своих жителей. Он расположен в историческом центре г. Одессы, до улицы Дерибасовской и до пляжа Ланжерон – по 10 минут пешком. Огромный супермаркет находится рядом с домом. Стадион ЧМП сегодня на футбольных матчах обычно заполнен 1-2 тысячами зрителей, а больших международных соревнований он не видел уже более 40 лет.

Пока школа №116 существовала и работала на благо подрастающего поколения, в ней ежегодно проводился конкурс школьных театров. Возможно, что кто-то еще помнит Якова Левинзона, известного в свое время победителя конкурса КВН и многолетнего участника ТВ-шоу одесских джентльменов. Яша вышел на всесоюзную сцену и приобрел широкую известность, благодаря  нашему школьному театру, который назывался «Плюс-минус». К слову сказать, этот талантливый актер в «Плюс-минусе» лучшим не был. Но, не смотря на последующую отличную учебу на теплонергетическом факультете одесского политеха, призвание все же свое взяло. Он таки стал звездой кино и телевидения. До сих пор одесситы с нетерпением ждут его гастролей в родном городе.

Но мы немного отклонились от основной линии жизнеописания Шуры. В школьном театре он играл прекрасные роли. Особенно он раскрыл свой сценический талант  в спектакле по роману Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Иллико и Илларион». Наш класс ставил на сцене школы этот спектакль в честь 50-летия СССР. Это  произведение, сочетающее несочетаемое: абсолютно безумный юмор, даже гротеск — и тихий, ненавязчивый лиризм, образующие вместе метафору утекающего времени, оставляющего несмываемые следы в пространстве памяти. Роман воспроизводит жизнь грузинской деревни во время Великой Отечественной войны и повествует о невинных, порой даже наивных приключениях её жителей. На первый взгляд, легкий, окрашенный юмором текст, проникнут глубокой печалью. Смех, как защитная маска, скрывает безграничную человеческую боль: жизнь растущего без родителей мальчика обнажает трагедию войны, людское бессилие, неспособность предотвратить боль и пустоту, которые несет война. За горьким смехом — глобальные вопросы. Зачем нужна война? За что гибнут люди? Как отражается война на жизни молодого поколения?

Роль Шуры ознаменовалась еще одним событием в спектакле. Он уговорил нашего классного руководителя не отменять сцену с чтением лекции трудовому коллективу высокогорного грузинского села. Лекцию о международном положении читал профессор университета (легко догадаться, что эта роль тогда сразу досталась мне). После лекции профессор выходил в народ и все вместе закуривали папиросы «Казбек». Наш 9-Г класс это сделал на сцене перед жюри, в составе которого были представители районного отдела образования. На вопрос изумленного жюри: «Что творится на сцене?»  классный руководитель показала им текст этой сцены в книге Нодара Думбадзе, который за этот роман всего несколько лет назад был удостоен премии Ленинского комсомола :-) 

Но этим «диссидентство» Шуры не ограничилось. Будущий известный в Одессе адвокат любил многоходовочки. В преддверии наступающего нового года в школе всегда проводился конкурс оформления классных комнат. Кто елку поставил, кто Дедом морозом нарядился. Ученики нашего класса под предводительством будущего адвоката сдвинули все парты к стене, поставили их одна на другую и покрыли полотнищами обоев. На полотнищах были нарисованы небоскребы Нью-Йорка. Самые отважные ученики порвали свои брюки (джинсы тогда редко, кто мог себе позволить) и сели под «небоскребами», куря сигареты «Salem» (пачка была позаимствована одним из учеников из уже открытого дома блока сигарет, привезенного из Америки отцом – моряком дальнего плавания). Комиссия во главе с директором школы и военруком поняли, что в этом классе опять какой-то подвох, и попросили учеников пояснить, что происходит. Шура спокойно потушил сигарету, подошел к директору школы и пояснил, что по сообщению газеты «Правда» в Нью-Йорке недавно произошла забастовка трудящихся с требованиями (далее по тексту газеты). Мы, советские комсомольцы, выражаем солидарность с бастующими и протестуем против бездушного отношения в США к трудящимся, которым не остается ничего, кроме, как ходить в рваной одежде и курить на бетонных, лишенных всякой растительности, улицах американских  городов. Перед такой аргументацией комиссия оказалась бессильна и покинула класс.

Но этим дело не ограничилось. На радостях все участники процесса бросились в туалет докуривать сигареты, оставшиеся в пачке после «перформанса». И тут вошел военрук. В клубах дыма он не успел даже понять, как все окурки мгновенно исчезли. Тогда он выстроил всех учеников в шеренгу и, походя к каждому лично, задавал один и тот же вопрос: «Ты курил?». И получал один и тот же ответ: «Нет, товарищ подполковник!»  Стоя в клубах дыма прекрасных американских сигарет с ментолом, он, не куривший американского табака со времен Великой отечественной войны, грустно сказал: «Я вам верю!» И молча вышел из туалетной комнаты. Но ему совсем не было обидно, потому, что он точно знал, что каждый из сегодняшних курцов всего через несколько месяцев на военно-полевой игре в поселке Чабанка точно поразит мишень из автомата Калашникова на расстоянии 50 м, пройдет по проволоке над оврагом и вовремя доставит пакет в «Штаб армии» в ночное время под шквальным огнем противника. И это не шутка, огонь действительно был. Солдаты стреляли в нас ночью из автоматов, правда, холостыми патронами.

И вот школа окончена. Рассвет у моря и долгая дорога взрослой жизни. Юрфак, сотни одесских воров и бандитов, получивших от Шуры защиту в судах разных инстанций. Для них он был уважаемым Александром Михайловичем. Болезнь, не понимание друзей и близких, грусть…
Прости! Спи спокойно, дорогой друг. Память о тебе всегда в наших сердцах!


Рецензии