Благотворящий - казну души преумножающий
«Милостыня ничего не убавляет от
имущества»; «Каждый человек будет
находиться в сени своих пожертвований,
пока не закончится суд над людьми».1
Абрек-Воитель Сулумбек Сагопшинский прожил свой короткий век, ни на йоту не отступив от духа и смысла напутствия ингушского народа, которое выражено им в песне о имаме Шамиле. В ней есть яркие строки народного напутствия героям Ингушетии, в том числе и Сулумбеку. Их жизнь и подвиг стала живым примером исполнения пожелания народа:
Да сопутствует удача тому,
Кто бесстрашен в бою!
Пусть на бегу задохнется,
Спасающий жизнь свою!2
Помимо прочих причин, Сулумбек, не осрамивший данного напутствия народа, сделавший свою жизнь и подвиг его духовным достоянием, заслужил воздаяние - увековечивания его имени в произведениях искусства. В связи с этим и завершая свой читательский разбор романа Иссы Кодзоева «Сулумбек Сагопшинский», отмечу, что он, на мой взгляд, имеет два недостатка. Во-первых, он, зародившийся в душе писателя на языке своих предков, не имеет творческого двойника на ингушском языке. Надеюсь этот недостаток будет со временем устранен или самим Иссой, или другим ингушским переводчиком. Первый вариант более предпочтителен, ибо роман в готовом виде покоится в душе писателя на ингушском языке. Эх, выпустить бы его на волюшку...
Второй недостаток связан с именем английского «абрека» Робин Гуда. Работая над статьями о отважном абреке-воителе Сулумбеке Сагопшинском, в прикладных целях и по зову души пришлось заново перечитать баллады, исторические хроники и другие материалы о этом самом знаменитом в мире благородном разбойнике.
Итак, великие абреки Робин Гуд, Сулумбек Сагопшинский и Зелимхан Харачоевский. Что ж их, разделенных в пространстве на 4 130 км и времени протяженностью в шесть - семь столетий, объединяет и разъединяет? Они отважно и благородно, бескорыстно и бескомпромиссно боролись против притеснителей своего народа в лице богатеев, церковников и доносчиков. Все изъятое в результате своих набегов они раздавали обездоленным, помогали соединиться любящим сердцам, всячески оказывали содействие больным и поддержку оскорбленным и притесненным власть имущими из клана хапуг.
Однако в истории благородного разбойника Робин Гуда, практически, невозможно ни в какую отделить факты от вымысла, реальность от легенды, сплавленные за прошедшие шесть - семь веков в единое целое творчеством народа, историков, писателей и режиссеров.
Напротив, наши абреки - это совершенно реальные люди. Сохранились дворы, в которых они родились, жили и отправлялись по стезе героизма в бессмертие. Их потомки по отцовской и материнской линии живут рядом с нами. В архивах имеется уйма документов, а в газетах периода их абреческой деятельности и публикации о них. Время же их абреческой жизни отстоит от нас всего в более ста лет, в отличие от семисот лет, прошедших после жизни Робин Гуда.
Дальше начинаются ряд более существенные различия. В частности, в балладе «Посещение Робин Гудом Ноттингама» (другое название «Робин Гуд и лесники») наш разбойник, которому в то время было всего-то 15 лет, из-за пари о меткости убивает 13 лесников и калечит двоих. В героической жизни абреков Сулумбека Сагопшинского и Зелимхана Харачоевского нет ни одного подобного факта расправы с кем-нибудь из-за никчемной ссоры или же пари для доказательства своей молодецкой удали, силы или меткости.
«Робин Гуд - Бич епископов и богачей», также неустанно вел войну и с шерифом Ноттингамским, но при этом никогда не посягал на власть короля. Напротив, благородный разбойник Робин относился к законному властителю Английского королевства с глубочайшим почтением и, встретившись с ним в Шервудском лесу, верноподданнически склонял перед ним колени. В свою очередь, и король, судя по балладам и хроникам, очень дружелюбен с Робин Гудом и даже отечески приглашает его к своему двору («С блестящей свитою король...»).
Может ли кто-то представить себе благородных воителей Сулумбека или Зелимхана в лакейской ливрее или генеральских аксельбантах, которые с подобострастие склоняют колени перед императором Всея Руси?! Подобное даже вообразить себе невозможно!.. Они страшатся только Господа, и только перед Ним склоняют колени. Устремленность и смысл их жизни заключался в том, чтобы, как говорил абрек-воитель Сулумбек, «воевать с русским царем, пока справедливость не восторжествует».3
Да, Робин Гуд благородный, но он разбойник, а побратимы Сулумбек Сагопшинский, Зелимхан Харачоевский и другие кавказские абреки-витязи - это партизаны. В отличие от Робин Гуда, главным направлением их борьбы было противостояние иноземным захватчикам. Один этот несомненный факт на порядок возвышает значимость личностей кавказских абреков и их борьбы за свободу и независимость своего Отечества. Робин Гуд такими подвигами не отметился. Во всяком случае, ни в самих балладах, ни исторических хрониках о благородном разбойнике нет таких упоминаний.
Чтение баллад и материалов о разбойнике Робин Гуде подвело меня к осознанию второго весьма существенного «недостатка» романа «Сулумбек Сагопшинский» - это отсутствие одноименного сценария, по которому будет снят фильм и сделаны постановки спектаклей в театрах о героической жизни ингушского абрека.
Представьте себе, что благородному разбойнику Робин Гуду посвятили свое творчество тринадцать писателей, в том числе Вальтер Скотт и Александр Дюма. За период с 1922 по 2010 гг. снято шестнадцать кино- и телефильмов, пять телесериалов, шесть мультфильмов, один документальный фильм и есть даже семь компьютерных игр.
Вовсе не умаляя, а отдавая должное личности и подвигу легендарного и благородного «абрека» Робин Гуда, не испытываю ни капельки раболепия перед его художественным образом, который создан народным творчеством, историками, писателями, режиссерами и прочими мастерами музыки, пера и кисти. Считаю, что не в меньшей, а в гораздо большей степени, чем Робин Гуд, витязи абречества - Сулумбек Сагопшинский и Зелимхан Харачоевский заслуживают чести войти в сердца миллионов зрителей во всем мире через кино- и телеэкраны, мониторы виртуальной всемирной паутины и творения живописи и скульптуры.
Естественно, это требует немалых финансовых затрат. И в этой связи можно сказать, что у обладателя богатства всегда есть выбор: или ты жадный цепной пёс, стерегущий свое добро, или благотворитель, преумножающий материальное и духовное богатство как для себя лично, так и собственного народа. История человечества дала уйму примеров, когда рядом с именами выдающихся Мастеров слова, образов и смыслов в разных областях культуры навсегда остались имена меценатов, давших им возможность творить.
Но души подавляющего большинства ингушских и чеченских богатеев пока еще пребывают в состоянии комы с неизвестной датой выхода из нее. Такое их отношение связано и со страхом идти против официальной позиции государства о абреках Кавказа, как бандитах. Хотя, с другой стороны, они, отменно владея искусством сокрытия денег в банках «прогнившего» Запада и арабских эмиратах, вполне могли бы провести финансирование этого благого и, значит, богоугодного деяния инкогнито. Народ же в свой час узнал бы имя благотворителя.
Но пока с этим туго, поэтому возможность реальных героев Сулумбека и Зелимхана, а также Пауля и Инала, созданных воображением моего друга и режиссера Мустафы Бекова в киносценарии «Враги» о депортации 1944 года, шагнуть в сердца миллионов человек зависит, в первую очередь, только от нас - рядовых ингушей и чеченцев, нашей духовной способности и готовности оторвать от своего материального благосостояния лишь малую толику... Сие благое деяние непременно будет зачтено Всевышним, ибо «Благотворящий... дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его».4
Однако это - дело неведомого будущего. В реальности, ныне, ингуши просто обязаны воздвигнуть памятник Сулумбеку в с. Сагопш. В его установке есть исламская вариация, идущая из глуби столетий существования культуры ингушского народа. Это установление памятника в виде стелы - сийлиньг (инг. обелиск славы - Х. Ф.).
Первую скрипку в решении этого благого деяния, сборе денег, подборе скульптора и прочих вопросов должен взять на себя тейп Сулумбека - Гоандлой (Гандалоевы). В их роду не было более достойного мужа, который одновременно являлся бы и духовным достоянием всего ингушского народа. Именно поэтому памятник герою должен быть всенародным, воздвигнутым на пожертвования народа. Да поможет нам Всевышний!..
В завершение - пара слов о чисто религиозном аспекте рассмотренной темы. На первый взгляд, ни название статьи, ни ее идейная направленность не имеет никакого отношения к абрекам. Опровергну это предположение хадисами пророка Мухаммада (САС), которые не нуждаются в комментариях:
а) «Самый лучший джихад - справедливое слово, сказанное перед жестоким тираном правителем» (Ахмад и ат-Табарани);
б) «Аллаху отвратен тот муж, который, подвергшись нападению в собственном доме, не борется».5
В дополнение к идеям хадисов приведу собственное рассуждение, основанное на логике. Отечество - это , прежде всего, народ ее населяющий и являющийся творением Господа, Который создал для него и среду обитания - горы, реки, озера, равнины, леса, недра с их ресурсами и т.д. Историю народа также творит Всевышний. И за тысячелетия своей истории народ создает свое духовное и материальное богатство, передавая его от одного поколения к другому. В таком случае, разве может человек, причисляющий себя к числу правоверных приверженцем ислама, не любить Родину - чудо, сотворенное Господом?!..
Не обладаю правом обвинять ингушских Iаьдалхой - власть имущих, в безверии, потому что «Обвинение в неверии является правом Аллаха, а затем Его посланника (САС), которое основывается на шариате, а не на словах кого-либо».6
Однако меня гложут сомнения в их приверженности исламу из-за того, что Iаьдалхой по преимуществу озабочены только тем как обобрать народ - венец творения Всевышнего. Во-вторых, они практически не предпринимают никаких мер для того, чтобы разрешить проблемы, связанные с ликвидацией последствий геноцида ингушского народа в 1944 году и этнической расправы над ним в 1992 г. В-третьих, Iаьдалхой Ингушетии, встав на путь откровенного предательства, оказали ярое содействие передаче кадыровской Чечне части территории республики осенью 2018 г., а весной 2019 г. повели кампанию по преследованию ее противников - лидеров и активистов ингушского протеста, отправив их за решетку.
Выбор-то невелик: или тебя, как писал Валерий Брюсов, «с лица земли века сотрут, как плесень», или навеки пропишут в народной памяти деяниями благородства, храбрости и гражданского мужества, милосердия, сострадания и щедрости духа, благотворящего народу как словом и делом, так и толикой своего добра...
Хамзат Фаргиев
13 июня 2018
в редакции от 6 августа 2022
Примечания
1. Первый хадис от Муслима, второй - от Ибн Хиббана и аль-Хакима.
2. Оригинал приведенного в тексте отрывка:
Лата дог мел долчун,
Латаш ка яйла!
Вада дог мел долчун,
Удаш са далда!
Приведенные строки взяты из ингушской народной песни «О Шамиле» (Шамалах даьккха илли). Перевод без упоминания переводчика множество раз слышал от своего одноклассника, друга и соратника Султана Батырова (Цхьоро) и запомнил на всю жизнь.
3. И. Кодзоев. Сулумбек Сагопшинский. Назрань, изд-во «Пилигрим», 2011.
4. Книга Притчей Соломоновых, 19 : 17.
5. Ас-Суюти, «Джами'у аль-Ахадийс», 6831; Аль-Муттаки аль-Хинди, «Канз аль-Уммаль», 7071. Информацию о источниках этого хадиса и о отношении ислама к понятию любовь к Родине по моей просьбе предоставил знаток исламского вероучения Муса Абадиев. Даьла раьза хилва Муса, Дала беркате долда Iа дийша, дешаш доа Iилма!
6. Шейх Ибн аль-Къайим «Мухтасар ас-Сауа’икъ» 494.
+++
Обложка романа в исполнении его иллюстратора Айшат Даурбековой.
+++
Здесь - шестая статья о романе И. Кодзоева «Сулумбек Сагопшинский».
Первая - «Героя колыбель и могила - земля отцов всецело» -
http://stihi.ru/2022/07/21/2388
Вторая - «Молчанию предать - в забвение погрузить» -
http://stihi.ru/2022/07/22/2359
Третья - «Сулумбек - Ломом Подпоясанный» -
http://stihi.ru/2022/07/23/2669
Четвертая – «Доблестью и честью проторен путь к бессмертью» -
http://stihi.ru/2022/07/29/3352
Пятая - «Телу героя - истлевать, духу - вечно в славе пребывать» -
http://stihi.ru/2022/08/03/3131
Свидетельство о публикации №122080602837