Бриллиант чистой воды или По следам Остапа Бендера

 
      Год назад*, не смотря на все мои  старания, как практика йоги, в "связывании нитей ума", моя природная склонность к авантюризму вырвалась таки на свободу, и приключилась со мной весьма занятная история, не лишенная интриг, и некоторой значимости в истории мировой культуры.
Обо всём по порядку.
      Памятуя о главном, что почитание предков, является основой любой духовной практики, во всяком случае,традиционной, в октябре прошлого  года, аккурат на день рождения президента, возвращалась  я, после посещения  кладбища, домой, сокрушаясь по поводу скромных своих доходов, не позволяющих должным образом почтить  ушедших предков достойными памятниками и  красивыми оградами, как того требуют aspetto morale, и желание воздать навсегда ушедшим соответствующие почести.
И вот, погрузившись в свои горестные размышления о незавидном  материальном положении "истинного йогина" в России, решила я заглянуть  в ожидании автобуса,в  ближайший к остановке магазин, бывший когда-то хозяйственным, и  ставший антикварным с недавних пор.
     Переступив порог оного, оказалась я среди старинной мебели,в окружении голландских часов с боём и резных буфетов 19 века.
Пройдя вглубь помещения, взгляд мой остановился на картине, нарисованной углём и изображавшей женщину, собирающую колоски с земли. Захваченная половодьем чувств по поводу своей несостоятельности  позаботиться о могилах предков должным образом, я  была ошеломлена простотой явившейся мне работы известного во всём мире художника. Здесь...., в нашем захолустье.
   Рисунок углём, столь экспансивный и, выделявшийся среди окружавших его картин, развешанных на стенах, сразу убедил меня в том, что духи предков услышали мои молитвы и направили меня на золотоносный прииск, расположенный поблизости. Цена указанная на картине, соответствовала стоимости недорогой блузки  в мультибрендовом магазине.
Продавцы магазина старательно наблюдали за мной, не отходя дальше чем на метр, дабы не пропустить  кражу, а я в свою очередь, не подав вида, с истинно арийским спокойствием, стала оглядывать зал магазина в поисках еще одного  завалявшегося  самородка или  бриллианта чистой воды, скромно лежащего на поверхности, у всех на виду.
И он не заставил себя ждать.
В углу, на небольшом кофейном столике, стояла картина, чудная  нежная, сияющая изнутри работа небольшого размера, в массивной грубоватой раме,   подчёркивающей  её наполненность светом. Это внутренне сияние выгодно отличало картину от всего, что еще было выставлено, что и  привлекло моё внимание.
Подойдя поближе, и, взяв картину в руки, я ничуть не смутилась подписи в углу, свидетельствующей о всемирной известности автора. как и не усомнилась  в подлинности работы.
      Стоимость картины была указана фантастически маленькой,  что развеяло последние сомнения о золотоносности прииска и счастливом сопровождении духовного мира.
Объявив продавцам о своем намерении пробрести две  картины, с полной невозмутимостью чувств, сохраняя олимпийское спокойствие,я  направилась к выходу.
     Требуемой суммы у меня не было, и я собирались занять деньги у сестры, и для этого нужно было выйти  на улицу, потому что в магазине не работала сотовая связь.
На улице, не вдаваясь в подробности,я попросила сестру перечислить мне на карту  необходимую  для покупки картин сумму, с обещанием вернуть деньги на следующий день, так как знала, что семья сестры тоже бедствует, и на её содержании и плечах уход  за нашей больной мамой,прикованной к постели, страдающей от диабета, слепой и безногой.
     Нет, дорогие читатели, не о моём кощунственном авантюризме  должны подумать вы в этот момент, а о моей непоколебимой уверенности в правильности  выбора,   и подлинности картин.
Я не секунды не сомневалась в своём решении,  и не думала что картина может быть подделка или обман, фикция. Ведь  духи предков вели меня от самых могил.
Сестра перечислила  деньги и я, вернувшись в магазин, оформила покупку.
 Ничуть не удивившись тому, что сами продавцы " не в курсе" и широко известное имя художника, чья подпись стояла на картине, им не говорило ничего, так как еще недавно магазин был хозяйственным, и продавцам  не требовался сертификат по искусствоведению.
     А то, что выставка произведений этого художника проходила  неподалёку в это время в  нашем районном музее, мне показалось милым совпадением и  игрой высших сфер.
     На тот момент у меня  не было  корыстных планов по "золотодобыче и застолблению найденного прииска", я собиралась сразу объявить о своей находке, наивно полагая , что это будет приятная сенсация в мире искусства,и  мой скромный вклад в это общее дело, будет радовать меня самим  фактом своего существования. Ибо высшая цель карма-йоги - действие,плоды которого принадлежат Создателю.
Более того, памятуя о своих друзьях, которые тоже были обделены наследством и вниманием, со стороны близких, и ушедших, я позвонила  одной  девушке,и рассказав о том, какой шедевр я  вот нашла случайно, пригласила её разделить  радость  золотодобычи. И  еще  до одного товарища мне дозвониться не удалось, он был в отъезде, и  скептически отнесся после ко всему.

....если бы я знала в тот момент, какого джина  выпускаю  из бутылки своего  наивного представления о мире искусства, я бы остереглась многих шагов. Но со свойственной мне самоуверенностью, не представляя размаха захватывающей меня страсти к антикварной живописи, страсти, которая подобна одержимости и маниакальному стремлению к доказыванию своей  правоты, я  продолжила свой путь.

Почувствовав себя обладательницей неизвестного  шедевра известного художника, подлинная стоимость  работ которого оценивалась аукционным домом Сотбис,я оказалась в плену страха, подозрительности  и неопределенности.

Первые шаги казались мне довольно простыми.
Рядом музей, в нём специалисты, выставка работ, и я со своим "новообретенным  шедевром" буду весьма кстати. Буду принята и обласкана интересом профессионалов и сообществом любителей.
ХА!
Столь романтические  представления о действующих в этом мире законах, и привычка действовать прямолинейно, натолкнулись на препятствия в самом начале своего путешествия во времени.
И надо сказать, что ситуация усугублялась тем, что  о ней просто таки жизненно необходимо было кому то срочно рассказать, в том же объёме и полноте, в каком она представилась мне... Что я сейчас и делаю.

Вот я иду удручённо с кладбища, захожу случайно в антикварный магазин, вижу там сокровища, достойные  Аграбы,  как в пещере Али-бабы, не востребованные шедевры мирового искусства. Представьте мою радость открывателя, и щедрого дарителя этих несметных богатств миру!
Ибо практика йоги стяжательства не поощряет, так как оно является препятствием к истинному познанию духовного состояния сознания.
Да, но и достойного  искушения неслыханным богатством  до этого момента не было на моём пути.
Дальше состоялось моё первое  неприятное открытие своей реакции на реакцию родственников о моей находке. И  на реальное положение вещей.  Я наорала на тётю,   что она всегда во мне сомневалась, и не может поверить в мои успехи, как первооткрывателя, потому что "так не бывает"
То, что близкие родственники поставили под сомнение факт моей необыкновенной находки, несколько  обескуражил меня, и испортил настроение.
     Сотрудники музея приняли во внимание моё сообщение, и обещали дать знать нужным людям, которые, "обязательно свяжутся", но пока в отъезде.
Ревность искусствоведов к " своему " художнику удивила меня  более всего.
Вот уж не предполагала, что каждый искусствовед считает себя "докой" и не допускает мысли о том, что художник, изученный им вдоль и поперек, мог "подкинуть" из прошлого какой то новый фокус своего таланта.
Как раз наоборот, я думала, что каждый рад узнать нечто новое, о своём изученном вдоль и поперёк материале.
Увы!
    Первый же контакт, состоявшийся по телефону с специалистом по творчеству указанного автора, дал понять, что я  наткнулась как минимум на базальтовую   гору.  И что я полное ничтожество.
  Один друг любезно предложил мне помочь с атрибуцией картины, связавшись  со своей знакомой, и отослав ей фотографию по телефону, и далее включив громкую связь её ответной реакции.
 Думаю, с неменьшим  волнением  мой любезный друг ожидал сего ответа. Ибо страсти свойственно передаваться окружающим, и я уже умудрилась на тот момент  "заразить" его своей уверенностью в подлинности шедевра.
Ответ, в сущности, сводился к тому, что картина вряд ли принадлежит автору, чья подпись фигурирует внизу, ибо не характерна для него по технике живописного исполнения. Возможно это написал его дальний родственник, было высказано предположение.
Сухо, без желания лицезреть картину лично, довольствуясь фотографией скромного качеств. И тоном нетерпящим возражений или дискуссий на этот счёт, разговор был окончен.
Ведро холодной воды на голову принесло бы больше пользы, чем этот ледяной тон моему пылающей страстной верой сердцу.

Как? Как она может так!? Как она смеет?
 Моя вера в Создателя непоколебима! Дух предков - истинное доказательство Его существования!
Они привели меня к этому шедевру! Я смогла завладеть им по праву, и любовь Его  ко мне не оспорима, как и Его дары!!!
И что же я смогла ей возразить?
Ничего!

    В дальнейшем эта ситуация повторялась трижды под разным объективом зрения  внимания свыше.

   Все мои доводы казались жалкими и неубедительными перед авторитетом искусственного мира, ах,простите, мира, где изучают шедевры искусства и творчество знаменитых художников.
    Мне была неизвестна изнанка этого мира, где существует и множество подделок, вымыслов, трений, контрафактов и прочих подобных вещей. Истинный профан. Если к слову профан  можно добавить  прилагательное истинный. Непосвященный.
В одном месте меня пытались убедить, что это нарисовано  акриловыми красками совсем недавно, "поставьте вашего никому не нужного гения к нам на полку,и  идите уже домой, через кассу"
В другом, не без претензии на юмор, дали ответ по почте, изучив фотографии хорошего качества, спасибо  за это моему любезному другу. Ответ  был коротким -" Работа, несомненно, авторская, но мы такого автора не знаем..." И смайлик просится в конце. Весьма  уважаемая организация, между прочим. И все мои старательные объяснения. почему я уверена в подлинности картины и автора, были дружелюбно  осмеяны и выставлены вон!
Что ж!
      В третьем учреждении мне повезло значительно больше. Хозяин проявил  весомую долю сочувствия, выслушал обстоятельно, вникнув в близкий ему вопрос, осмотрел оригинал, не фото, работы, которую я ему привезла, и сделал заключение с обоснованием своих выводов, почему сия картина не могла быть написана тем, кто её подписал.
Это была загадка!..
Подробно изучив все найденные в интернете работы автора своего шедевра, сходив на его выставку,  осмотрев подлинники, прочитав монографии, я искала факты в пользу своей уверенности, отвергая другие доводы.
Колористика, сюжет, техника  нанесения мазков, настроение этой работы, по сути этюда, наброска в красках, стали мне близкими и родными, и чудились уже повсюду,  где хоть мало мальски светилось  что-то похожее.
Но удивительным образом, мои друзья не подтверждали моей убежденности, а наоборот,  высказывали аргументы против! Настоящие друзья!!!
 Раз  за разом я откладывала поиски доказательств своей правоты, но страсть  первооткрывателя, пробудившаяся во мне , не давала покоя ни днём, ни ночью.
Сознание терзалось огнём противоречий, между йогической садханой и вихрем страстных и мучительных объятий мирового искусства.
Погружаясь в одно, я теряла связь с другим, и искала повод снова возобновить эту связь, хотя казалось был поставлен крестик на всех моих усилиях доказать подлинность находки.
     Я поняла, что искала человека, который изучил становление  "моего" художника, его творческий поиск, ибо по одному моему убеждению, доводу, этюд мог быть написан как некое учебное пособие, или  как образец чего то пробного, нового для автора, поэтому нехарактерного для дальнейшего творчества.

 И что же, я нашла такого человека. Именно в тот момент, когда он готовил  к публикации  монографию  по творчеству этого художника.
Боюсь, я внесла сомнения в его великолепно выстроенную работу. Он терпеливо  "выслушал" меня в переписке,  изучив фотографию, посоветовал, чтобы уж покончить с сомнениями, провести технико-технологическую экспертизу, не искусствоведческую,а ту, которая определит  время создания работы, и те материалы,которыми она выполнена.
Да. Я склонялась к мысли об экспертизе, но дороговизна этой процедуры останавливала меня. Теперь я решилась.
Договорившись с лабораторией в одном из музеев,я отвезла туда картину,в сопровождении еще одного настоящего друга, так как" подлинники уровня Третьяковской галереи" нуждаются в должном сопровождении.

Картину любезно приняли, внимательно осмотрели, без едких замечаний,и  выводов в сторону моего восторженного настроения,и  определив сроки проведения экспертизы, мы подписали договор.
Картина осталась в лаборатория, друг поехал  по своим делам, а я  поехала по своим.
 Оставалось просто спокойно ждать итогов, и заплатить по результатам. И неизвестно, каким был бы результат, окажись на моём месте другой человек.
  Но не будем забегать вперёд нашего повествования.
Антикварный магазин оказался не только прииском с одной золотоносной жилой,а я,охваченная любовной страстью к подлинному искусству. поддалась искушению, и умудрилась приобрести еще пару картин,  но других , скандинавских авторов,и занялась теперь уже поиском их подлинной ценности.
Имея уже некоторый опыт в этом деле,я написала в музеи тех городов и стран, где предположительно были выставлены другие картины этих художников,я получила в итоге ответ, с предложением посмотреть сайт  некоего весьма уважаемого аукционного дома в Северной Европе..
И каково же было моё изумление, и освобождающая радость, когда   на просмотре работ этого дома, я увидела знакомую подпись, такую же, как на картине, лежавшей  на экспертизе в лаборатории музея.Не только подпись, но и сюжет! До боли знакомый в своей незамысловатости! "Стул в интерьере", как на "моём" шедевре, только выполненный в различных вариантах и техниках.
Оставалось только позвонить в музей координатору, и сообщить о своей находке, чтобы они удостоверились тоже.
      Ах, не знаю,поверите ли вы мне, дорогие мои читатели, но охватившая меня радость была сродни радости человека, сбросившего с себя тяжелую ношу.
Пришло время   открыть и вам, уважаемые читатели, эти имена.

     Картина,подписанная латинским буквами, R.FALK, и изображавшая стул в интерьере,  написанная в пастельных,бирюзово-голубых тонах, принадлежала  авторству известного в  Швеции художника  РАГНАРА ФАЛЬКА(1903-1977гг).

Скромному, как все шведы, и неизвестному далеко за пределами своей страны.

Для тех же, кто не знаком с творчеством  русского художника  РОБЕРТА ФАЛЬКА (1886-1958) , рекомендую взглянуть на его работы, поискав в интернете, в том числе, и парижского периода. Чтобы рассказ получился  более  живым и увлекательным.

PS. А та самая, первая картина,  женщина собирающая колоски, оказалась офсетной литографией, с  рисунка ВИНСЕНТА ВАН ГОГА, "Крестьянка, собирающая  колоски".
 


Ах, да... если после прочтения этой истории  у вас  останется впечатление, что   я  сказочно разбогатела, то  придётся вас  разочаровать.    В смысле денег я только потратила значительную сумму, которая возможно когда-нибудь  окупится, когда, никто не знает. Может  тут больше повезет моим внукам :)  А вот в смысле впечатлений,опыта и понимания себя и других,  тут полученную прибыль сложно переоценить -   такое  за деньги  никогда не купишь!:)))

В  дальнейшем я подарила  эту картину одной весьма уважаемой даме,с  которой занималась йогой, и которая  оказала мне поддержку и помощь в трудный момент,  картину РАГНАРА ФАЛЬКА "Стул в интерьере",вместе с заключением экспертизы  из  лаборатории музея, подтверждающим  подлинность картины, и время её создания(первая треть  ХХ века)

А я к счастью, могу  спокойно продолжать свою йогическую садхану!

*2018 год


Рецензии
Здравствуйте!
У меня тоже был случай.В Кустанайской области,на месте одного интересного (1870-1950) урочища,я поднял колечко с чёрным камнем.Радости не было предела!-два клейма,казалось бы,подтверждали,что оно золотое!!!Год под увеличительным стеклом был отмечен римскими числами и читался плохо,но вот инициалы автора-лучше.
Собственно,на одном клейме стояла дата,на другом-уникальная аббревиатура имени автора.
S.A.
По нему я вышел на Самуэля Арндта,золотых дел мастера города Санкт-Петербурга,выполнявшего заказы Двора Его Императорского Величества.Целая история!
Но проведя простейший эксперимент,кажется, с использованием йода,я убедился,что кольцо не является золотым!..Один камешек-сантиметр в квадрате!Подумал-а вдруг тоже какое-нибудь стекло?Может,просто латуни в колечке больше,чем золота-в разы?
Зачем иначе клеймить латунное кольцо?Мошенничество?..
Тогда кольцо автоматически становится в разы интереснее для истории.
В общем,такое дело...

Виктор Власов 2   10.08.2022 20:37     Заявить о нарушении
Да, интересно, такие страсти мордасти по этой старине)) Спасибо за отклик! Всех благ Вам!

Елена Войтова   10.08.2022 23:45   Заявить о нарушении