Похождения хеттского двуглавого орла в Европе и в
1
Очень многие неразумные обыватели потешались и сегодня еще потешаются над неоконченным семинаристским образованием И.В. Сталина. И это грубая и глупая ошибка. Иосиф Джугашвили имел таинственное происхождение, которое и до сей поры засекречено. Но что документально подтверждено – действительно учился в лучшей духовной семинарии России – Тифлисской. И успешно закончил четырехлетний общеобразовательный курс, равный современному бакалавриату, после которого имел право поступить в любой университет страны. И дело даже не в том, что он выбрал профессиональную политическую деятельность и прервал дальнейшее образование, а в том, что по определению Сталин не мог бы дальше учиться в духовной семинарии и получать официальную «специальность» христианского священнослужителя. Определение это заключается в предопределенности судьбы будущего правителя России, великое будущее которого готовилось, возможно, до его рождения (вполне вероятно, судя по его физическим недостаткам- сросшиеся пальцы на ноге, короткая правая рука, как у Григория Отрепьева и у его дальнего потомка Вильгельма Второго, последнего императора Германской империи - Иосиф Виссарионович принадлежал к царскому роду). А править Российской империей православный священник не мог. Тому причиной были и исторические, и национальные, и политические обстоятельства. То есть, правитель такой огромной многонациональной страны должен стоять намного выше всех этих обстоятельств. Не из этого ли факта - обучение в православной семинарии - вытекает и следующий факт – поручение В.И. Ленина «чудесному грузину» разработки национальной политики будущего социалистического государства? Вопроса, который ставился во главу всей политики руководства Российской державой? С одной стороны, обучение в духовной православной семинарии из биографии не вычеркнешь, да и не за чем – это подтверждало его, грузина (или осетина), национальную целостность с российским народом. Но с другой – авторство большевистской национальной программы развития будущего государства отодвигало этот вопрос на задний план.
А ведь вопрос права наций на самоопределение, положенный во главу этой программы, вытекает из исторических условий зарождения русского государства еще в дорюриковскую эпоху. Тогда, как мы знаем, веками решался вопрос о соединении разных племен в один народ на определенной территории и о единой религии - выборе богов, которые давали этому народу и его правителям законное право на владение землей и правление объединенными племенами.
Напомним: земли эстиев на янтарном берегу заселили римляне, которые, возможно, были на самом деле древними хеттами - славянами с Балкан. В 6 веке к ним присоединилось племя кимвров и славян во главе с королем Видевутом. Свое право на захваченную землю этот народ объяснял волей римских правителей и древних богов: (предположительно) хеттского Приве, древнеримского Криоса, поскольку в истории остались название древнего святилища (под Кёнигсбергом-Калининградом) Ромова, имя бога Перуна и название племени кривичи, а народов – пруссы и русы, русские славяне. Это что касается одной ветви, более древней, правителей России – Романовых – Видевутовичей.
Вторая их ветвь – более поздняя – Рюриковичи также владела легендарными правами на земли Старой Ладоги, на торговый путь из варяг в греки от языческого бога Одина, «потомка» древнего бога хеттов Приве, а также древнеегипетских богов Гора и Сета. Право на правление Рюрику давало призвание его племенами славянских кривичей и балтов править землями будущей Северной Руси в 862 году.
Через сотни лет легендарное языческое племя кривичей, носивших божественное имя от одноглазого бога Гора и бога-змея Сета, соединявшихся в одно целое ( а не от кривизны характера), заполучившее легендарных правителей и легендарные божественные права на владение землями вдали от христианской Европы, еще сотни лет ожесточенно сопротивлялось принятию христианства из опасения утратить эти права с потерей своей религии, своих богов и своих правителей. И так и произошло с древними пруссами-видевутовичами, когда их завоевали крестоносцы Тевтонского ордена. Этот народ и его страна полностью исчезли, растворившись среди европейцев. Но его имя взяло другое государство, назвавшее себя Пруссией и трансформировавшее католическую религию в лютеранскую, которой покровительствовал русский император Петр Первый, женившийся вторым браком на неизвестной лютеранке Марте Скавронской.
Русские славяне едва не потеряли свои легендарные земли, когда сын крестившего Русь Владимира Святославовича –Рюриковича Ярослав Мудрый, христианин, вступив во власть, сразу же породнился с помощью браков своих дочерей и сыновей со всей христианской Европой. К этому времени (1016 год) на Руси уже по-видимому ничего не осталось от языческих богов, изделий языческих мастеров и письменных свидетельств о дорюриковской Руси. А после смерти Ярослава Мудрого рухнула и сама христианская киевская Русь, раздробленная его сыновьями с активной помощью европейских правителей на удельные княжества. Вот что получается, если религия ставится во главу политики, переступая через национальные и исторические интересы народа страны. В это время древние божественные права русских славян на землю были окончательно попраны в утопленных идолах, в переплавленном серебре, в утопленных в Волхове бусинах-деньгах, «глазах Гора», смыты и счищены со свитков. А новый, христианский, бог пока что не обрел силу на Руси, чтобы она законным образом смогла защитить себя от уничтожения.
В конце концов, Русь преодолела и крестоносцев, и монголов, и собственных ретивых князей-разрушителей, однако, печальный урок Ярослава Мудрого братания с европейскими дворами пошел впрок – уже Иван Третий, первый государь всея Руси – взял символом страны древнего хеттского двуглавого орла.
2
Но до сих пор неясно, откуда Иван Третий взял этот государственный символ. Есть различные версии. Надо сказать, древний хеттский артефакт «приманивали» в свою геральдику многие страны, даже Золотая Орда не обошла это искушение древним язычеством (изображение двуглавого орла найдено на фресках хеттов, сделанных почти за 2000 лет до н.э.) Самое раннее изображение этого символа у христиан обнаружено на фреске Софийского собора в Киеве — на одежде Ярослава Мудрого изображены «светлые» двуглавые орлы (1037 г.)
Оттон IV получил первое известное изображение двуглавого рейхсадлера в "Большой хронике" (ок. 1250) Рейхсадлер, то есть германский имперский орел, произошел от прото-геральдической эмблемы, которая, как полагают, использовалась Карлом Великим, первым франкским правителем, которого Папа короновал как императора Священной Римской Империи в 800 году нашей эры, и, в конечном счете, произошла от Аквилы, то есть орлиного штандарта древнеримской армии. А он был принят в 103 году до н. э. – во врем .
я, когда кимвры начали эпоху варварских нашествий на Рим.
Военные знаки отличия были римскими военными знаменами или штандартами. Считается, что самым древним штандартом, использовавшимся римлянами, была пригоршня (манипулус) соломы, прикрепленная к верхушке копья или шеста. Отсюда принадлежавшая ей рота солдат называлась манипулой. На смену пучку сена или папоротника вскоре пришли фигуры животных, из которых Плиний Старший перечисляет пять: орел, волк, бык с головой человека, лошадь и кабан. После разрушительного поражение римлян в битве при Араузио против кимвров и германцев в 103 году консул Гай Марий провел обширную военную реформу в 104 году до н.э., в ходе которой четыре четвероногих были отменены в качестве штандартов, а орел (Аквила) был сохранен. Он был сделан из серебра или бронзы, с распростертыми крыльями, но, вероятно, был относительно небольшого размера, поскольку, как говорят, знаменосец (сигнифер) при Юлии Цезаре в опасных обстоятельствах сорвал орла с посоха и спрятал его в складках своего пояса.
И тут я не могу удержаться, чтобы не остановиться на одном документе, который современники приводят как версию «прилета» двуглавго орла в Византию.
В переиздании 1904 года рукописи XVII века "О зачинании знак и знамен или прапоров" мы читаем: «...Цесаряне свой знак двоеглавого орла стали иметь, от такого случая как здесь обявлено будет.
От создания мира в 3840-м году, тако же от зачала строения Рима града в 648 году, и от Рождества Христа Бога нашего за 102 года, был бой у Римлян с Цысарскими людьми, а в то время был у Римлян бурмистром и полковой воевода именем Каиюс Мариюс. И он Каиюс для особливого знаку, вместо головнаго знамя у всякаго легиона построил одноглавого орла, и Римляне держали тот знак до десятого года после Рождества Христа Бога нашего, во время государствования Цесаря Августа. И в то же время учинилося еще между Римлян и Цесарями великие бои, и цесари троижды побили Римлян и взяли у них два знамя, сиречь два орла. И с того числа начали Цысаряне у себя иметь в знаме, в знаке и в печате двоеглавого орла».
То есть, описывается, как Восточная римская империя воевала с Западной. И цесари – победили… в начале 1 века н.э. Когда не было никакой «Цысарии» и никаких «цесарян». Византия, Византийская империя, Восточно-Римская империя, Восточная Римская империя, Греческая империя, самоназвание Держава Ромеев, Ромейская империя (395—1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие раздела Римской империи на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Из этого текста невозможно понять, о каком сражении при непонятном Каиюсе Мариюсе идет речь. В 103 ( а не в 102) году до н.э. при консуле Гае Марии был бой у римлян не с Цысарскими (византийскими) людьми, а с варварским скандинавским племенем кимров, в составе которого могли быть и славяне. Но в самом ли деле кимвры взяли себе символ орла у римлян? Который, к тому же на указанном штандарте был об одной голове. Или племя кимвров-кривичей-прусов-русских славян получило его позже, от римлян-хеттов (славян), когда вместе они обустраивались на Янтарном берегу своей новой страны. У пруссов-видевутовичей, предположительно, было свое знамя с изображением триады богов -Патолса, Потримпса и Перкунса. У Рюрика был свой символ – падающий сокол. А его бога Одина священными птицами были вороны.
Почему на одеждах Ярослава Мудрого (1037 г.) на софийских фресках в Киеве обнаружились двуглавые орлы – тоже непонятно. Возможно, они были нарисованы позже?
Изображение двуглавого имперского орла на геральдическом щите, приписываемое Фридриху II Гогенштауфену, встречается в "Большой хронике" Мэтью Пэриса (около 1250 года). На свитке Сегара (около 1280 года) также изображен двуглавый имперский орел в качестве герба короля Германии.
Использование Имперского орла в имперском гербе правящего императора относится к периоду после междуцарствия. Сигизмунд Люксембургский использовал черного двуглавого имперского орла после того, как он был коронован как император Священной Римской Империи в 1433 году; после этого одноглавый имперский орел представлял титул короля римлян, а двуглавый - титул императора.
Возникнув в 962 году, Священная Римская империя претендовала на преемственность античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого, пытаясь стать универсальным государственным образованием, объединяющим весь европейский христианский мир[2]. Оттон I Великий, первый монарх Священной Римской империи, использовал титул imperator Romanorum et Francorum (с лат.;—;«император римлян и франков»[3][K 1]). Хотя ядром империи всегда являлась Германия, её сакральным центром был Рим: в этом городе до XVI века проводились коронации императоров, и именно из Рима, по средневековым представлениям, проистекала их божественная власть. Титул «Римский император» использовался уже Оттоном II Рыжим (973—983), а словосочетание «Римская империя» впервые упоминается в источниках под 1034 годом. В то же время, использование данного титула вызвало резкое неприятие в Византии, где считалось, что только византийский император имеет право называться римским императором, и там признавали и наследников Карла Великого, и правителей Священной Римской империи императорами очень неохотно и не всегда. Монархи Священной Римской империи претендовали на верховную духовную власть на её территории и роль защитника и покровителя европейской христианской церкви.
3
Сегодня специалисты в России пытаются понять, когда же впервые на государственных документах появился императорский символ двуглавого орла. Интересно, что в Твери, где обосновались кривичи и в незапамятные времена появилось село Кимры, появился и символ Великого княжества Тверского, с монеты великого князя Тверского Михаила Борисовича. В 1470-е годы двуглавый орёл становится эмблемой Великого княжества Тверского и только впоследствии Московского государства (1497).
Двуглавый орел в России впервые появляется на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел, символ императорской власти в Европе. Появился он, как говорят историки, после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом. Версия «христианского» происхождения двуглавого орла как государственного символа русского государства при Иване Третьем оказалась решающей, а Тверь спор и первенстве проиграла.
Но это не отменяет того исторического факта, что на первой государственной печати России - языческие символы древних хеттов, обозначающие победу над врагом, божественное обновление и власть над природой: и царь-бог, поражающий змея, и двуглавый орел.
И ничего плохого и предосудительного в размещении древних языческих символов на государственных знаменах и гербе нет – христианская Европа, как говорится, первая начала… Европейские правители нашли вслед за древними народами художественный способ отразить божественные и очень древние права своей власти от Римской империи. А почему мы должны стоять в стороне, если имеем документальные основания считать и своих правителей, и самих себя происходящими от славян-хеттов, возможно, основавших Рим?
Откуда такие знания у Ивана Третьего? Из письменных источников. Здесь стоит сказать об истории первых библиотек на Руси. Сегодня об этом существуют лишь легенды. Но по зрелом размышлении, не стоило бы спешить с утверждением, что эти легендарные книгохранилища не существовали. Возможно, речь идет об особо секретных государственных документах и артефактах в любом виде – на пергаменте, папирусе, бересте, на бумаге, которые благополучно существуют и сегодня и также «состоят на службе» у государства. Я даже думаю, что и князья Древней Руси, и цари и императоры наши учились прежде всего по этим источникам, этими источниками «зачитывалась» молодая Екатерина Вторая перед тем, как взойти на русский престол, из этих источников получили сакральные знания Ленин и Сталин ( а официальное образование, которому люди непонятливые и непосвященные придают слишком большое значение в отношении правящих особ, это всего лишь официальная информация для подданных).
Итак, библиотека Ярослава Мудрого — легендарное собрание книг и документов, принадлежавшее Великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Согласно наиболее распространённой версии, в XII веке и позднее она находилась в Софийском соборе Киева или в подземельях под ним. Ярослав Владимирович (978-1054) — сын князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. При нем на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы. Ярославу удалось победоносно завершить русско-печенежские войны и вернуть захваченные Польшей Червенские города в состав Древнерусского государства.
В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестили созвучным именем — Ирина. В качестве «свадебного дара» от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).
Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг.
Авторитетных источников описания библиотеки, как и факта ее возможного существования нет. Обычно приводят ряд гипотез и сопоставлений фактов. В 1037 году в «Повести временных лет» приведено первое упоминание крупного собрания документов: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам». Хотя подробней об объёме и характере собрания в ней речь не идёт. Далее известно что в 1106 году свою библиотеку передал в дар монастырю Софийского собора князь Святослав Давыдович Черниговский, правнук Ярослава.
Возможным доказательством существования библиотеки было то что Софийский собор был крупнейшим центром книгоиздания на Руси, в 1037-1039 годах в нём был составлен первый летописный свод, написано и провозглашено «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона, создан «Изборник Святослава», написано «Послание к Смоленского пресвитеру Фоме» киевского митрополита Климента Смолятича. Исследование трудов Смолятича и Илариона подтверждает то, что им были знакомы положения учений Платона, Аристотеля и других философов древности, что свидетельствует о том что у них был доступ к большому книгохранилищу, так как данные тексты не только изучались этими богословами, но и систематизировались. На доказательство существования такой библиотеки, наталкивало письмо богослова Павла Алепского, который в 1653 году писал о большом книгохранилище Киево-Печерского монастыря, среди которых упоминал пергаменты и древние свитки которые некогда были частью библиотеки Софийского собора. Первые историки Российской Империи, в частности, Михаил Ломоносов, тоже интересовались библиотекой, они высказывались что в библиотеке находились не только древнерусские рукописи, а еще и свитки из Александрийской библиотеки. В их работах упоминалось о «письменах принесенных с Индии и восточной Азии в давние времена, когда еще люд европейский не ведал этих земель» а так же еще более древние тексты.
Точный объём библиотеки неизвестен. В «Истории Киева» 1982 года издания он оценивается в 950 томов, а историк Е. Е. Голубинский предполагал вероятную цифру в 500 книг. По мнению известного Ленинградского книговеда М. Розова, произведения библиотеки Ярослава могут частично находится в Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.
4
Российская национальная библиотека (до 1917 года — Императорская публичная библиотека, до 1925 года — Российская публичная библиотека, с 1932 года — имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, до 27 марта 1992 года — Государственная публичная библиотека) — одна из первых публичных библиотек в Восточной Европе, расположена в Санкт-Петербурге. Согласно указу Президента России, является особо ценным объектом национального наследия и составляет историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. Одна из крупнейших библиотек мира, вторая по величине фондов в Российской Федерации.
Идея организации общедоступной библиотеки в России появилась в начале XVIII века. Но только в начале царствования Екатерины II, в 1766 году, ей был предложен план создания публичной российской библиотеки. В основу иностранного фонда легла коллекция книг и рукописей братьев Залуских — Библиотека Залуских. В 1809 году здесь появляется фамилия А. Н. Оленина, будущего директора Императорской библиотеки. И это очень увлекательная история. На основе доклада Оленина М. М. Сперанским было составлено «Положение об управлении Императорской Публичной библиотекой», утверждённое 14 октября 1810 года императором Александром I — первый российский библиотечный законодательный акт, содержавший пункт об обязательной доставке в библиотеку двух бесплатных экземпляров любой печатной продукции, издаваемой в России. Первый устав Публичной библиотеки, разработанный Олениным, был утверждён 23 февраля 1812 года; им был определён штат библиотеки: 7 библиотекарей, 7 помощников, хранитель рукописей и его помощник, 2 писца и 13 сторожей. Планировалось открыть библиотеку в 1812 году, однако, из-за войны с Наполеоном самая ценная часть собрания была эвакуирована из Санкт-Петербурга в Олонецкую губернию (189 ящиков находились некоторое время в деревне Устланке). Торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 года и было приурочено к первому посещению её императором Александром I.
И образованием, и карьерой Оленина управляла сообщница Екатерины Великой по дворцовому перевороту 1862 года Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Оленин получил европейское образование, знал десять языков. Ещё во время обучения в Германии он начал собирать материалы для «Толкования многих военных русских старинных речений», составленного на основе древнерусских летописей и снабжённого пространными комментариями. За этот труд, оставшийся неопубликованным, Оленин был в 1786 году избран членом незадолго до того учреждённой Российской академии, президентом которой была Е. Р. Дашкова. По предложению графа А. С. Строганова 1 сентября 1804 года «за отличную привязанность к изящным художествам и знания, сопровождающие оную» Оленин, будучи хорошим рисовальщиком, был избран почётным членом Академии художеств. Почётный член Московского университета (1826). Олениным были написаны труды по истории и археологии Древней Руси.
Совершенно понятно, почему Александр Первый приблизил к себе этого человека. Пожалуй, ему не было равных для эффективного изучения древностей: знание мировой истории, обладание десятью языками, умение хорошо рисовать (а, значит, быстро и правильно делать эскизы найденных артефактов, фресок или копий рисунков из старинных письменных источников), - все это выдвигало Оленина на первый план в допуске к историческим культурным ценностям (секретным, в том числе). Да и сама работа Оленина засекречивалась и не публиковалась – как мы видим на примере его «Толкований многих военных русских старинных речений».
Подготовка к открытию библиотеки происходило с начала правления императора Александра Первого до победного окончания войны с Наполеоном. А конкретные мероприятия по формированию книжного фонда начались после заключения несчастного Тильзитского мира между Россией и Францией. Когда, предположительно, Александр Первый подобрал нужных ему людей (Кочубей, Голицын, как видим, Оленин) для развития культуры и идеологии страны и мог проявлять повышенное внимание к национальным историческим артефактам. В лице А.Н Оленина мы имеем доказательство того, что в России именно при императоре Александре впервые начали работать с этими артефактами по месту их пребывания на научной основе, прежде чем определить их в музейные фонды и сделать документами своей эпохи.
Очень показательная история произошла с открытием Тмутараканского камня на территории Тамани сегодняшнего Краснодарского края. Это мраморная плита с древнерусской надписью, в которой сообщается об измерении расстояния между двумя городами — Тмутараканью и Корчевом (Керчью) в 1068 году. Камень был найден на Таманском полуострове в 1792 году адмиралом П. В. Пустошкиным при препровождении черноморских казаков на Тамань. В настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Копия камня — в скульптурной композиции с древнерусским князем Глебом и летописцем Никоном, установленной в Керчи. Является древнейшим свидетельством гидрографических работ Древней Руси и ярким археологическим памятником Тмутараканского княжества.
Но поначалу ценная находка претерпела ряд тяжелейших испытаний, во время которых чудом уцелела. Как в годы крещения Руси безжалостно уничтожались языческие артефакты, как «политически и идеологически» неблагонадежные, так и в устоявшуюся христианскую эпоху открытия Тмутараканского камня в России этот памятник оказался в центре политики. Тогда Екатерина II строила планы возвращения «в христианское лоно» Греции как зависимой территории от России — в этом аспекте Тмутараканский камень воспринимался как свидетельство исторической преемственности и связи Византийской империи и России. Таким образом памятник оказался сразу же в центре политической пропаганды. Европейские союзники России, такие как Франция, поддержали подобную линию, в частности французский дипломат адъютант Дюрок даже получил на это специальные указания. В то же время политические противники территориальной экспансии России были намерены противостоять подобной исторической пропаганде и объявили найденный памятник подделкой, в фальсификации обвиняли нашедшего – адмирала П.В. Пустошкина.
Текст надписи на камне гласит: « («В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по льду от Тмутаракани до Корчева — десять тысяч и четыре тысячи сажен»). В надписи речь идёт о тмутараканском князе Глебе Святославиче. Расстояние в 14 тысяч маховых сажень (24 км) в точности совпадает с расстоянием между центральными храмами Тмутаракани (церковь Богородицы, от которой остался только фундамент) и Корчева (церковь Святого Иоанна Предтечи), что по мнению исследователей доказывает вхождение обоих городов в Тмутараканское княжество, так как князь должен был иметь возможность войти в центр каждого города. Тмутараканский камень и надпись на нём могли являться доказательством вхождения восточного Крыма в состав княжества еще в 1068 году. Понятно, что Запад кинулся в атаку на артефакт, объявляя его подделкой в политических целях России.
Надпись была впервые опубликована А. И. Мусиным-Пушкиным в 1794 году ( граф (1798) Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817) — русский государственный деятель, археограф, историк, собиратель рукописей и русских древностей. Член Российской академии, третий президент Академии художеств, 11-й обер-прокурор Святейшего Синода, действительный тайный советник, Управляющий корпусом чужестранных единоверцев, сенатор. Эта публикация и последующие исследования А. Н. Оленина положили начало русской эпиграфике и палеографии (изучение древних надписей). Уникальность надписи послужила причиной сомнений в её подлинности. Споры на эту тему продолжались до XX века. Одно из доказательств подлинности — то, что археологами на месте находки камня были открыты остатки летописной Тмутаракани. Вскоре после открытия камень попытались перевезти в Петербург. Есть два варианта описания данного события.
Первый. После высадки на Таманском полуострове 25 августа 1792 года и обнаружения камня Пустошкин самовольно отправил его для показа своему начальству на крейсерском судне «Панагия Апотуменгано» в Херсон. Там в ночь на 9 сентября 1792 г. судно сорвало с якоря и бурей угнало в Константинополь. Только в конце марта 1793 г., спустя почти 7 месяцев, оно вернулось обратно, а затем в Николаев. Здесь о камне узнал премьер-майор Г. Егоров, который, вернувшись в Петербург, и сообщил о находке Мусину-Пушкину. Будучи президентом Академии Художеств и обер-прокурором Синода, Мусин-Пушкин велел вернуть камень на прежнее место, а в Петербург доставить точный снимок с камня (рисунок). Только к августу 1793 года камень вернулся обратно на Тамань.
Второй вариант событий. Узнав об этой находке от Пустошкина, страстный собиратель древностей Мусин-Пушкин разрекламировал находку в Санкт-Петербурге, и Екатерина II повелела привезти камень в столицу, прежде скопировав его надписи, которые оказались в Петербурге довольно быстро. Там в 1793 году Мусин-Пушкин был обвинен в подлоге — настолько невероятным казалось содержание надписи. В тот момент интерес к камню пропал, и его было велено оставить в Тамани. Но камень уже везли на купеческом судне Евтея Кленова в Херсон. Войсковой судья Черноморского казачьего войска Головатый дал указание купцу вернуть камень, и он, проделав длительное путешествие по Чёрному морю через многие порты, в том числе и через Константинополь, вернулся на Тамань. Головатый распорядился поместить камень для обозрения у «фонтана», а затем переместил его в «прекрасный сад», у построенной в 1793—1794 годах под его началом Покровской церкви.
В 1806 году Оленин провел тщательную работу по изучению камня, сделав гипсовые слепки, описав все приметы исторического артефакта и подготовил подробный отчет оговоренному в подлоге Мусину-Пушкину.
И именно в семью Оленина попытался войти А.С. Пушкин на законных правах в качестве супруга Анны Олениной, дочери этого российского государственного деятеля, историка, археолога, художника, государственного секретаря , члена Государственного совета, действительного тайного советника, члена Российской академии , почётного члена Петербургской Академии наук , члена и президента Академии художеств. Директором Императорской публичной библиотеки Оленин стал, когда Пушкин был еще ребенок – в 1811 году, а через 17 лет уже знаменитый поэт посватался к Анне Олениной. Но получил решительный отказ, чем был очень огорчен. Однако вскоре женился вместо «книжной принцессы» на «бумажной» - Наталье Гончаровой. Анна Алексеевна вышла замуж уже после смерти Пушкина, 16 февраля 1840 года в возрасте 32-х лет. Её мужем стал полковник лейб-гвардии Гусарского полка Ф. А. Андро. В 1844 году переехала с ним в Варшаву, где прожила около 40 лет. Её муж ревновал к прошлому и «всё, что некогда наполняло её девичью жизнь, не должно было более существовать, даже как воспоминание». Сегодня о семье Олениных мало кто знает даже в России, а стихи, посвященные гением русской литературы дочери высокопоставленного чиновника, археолога и библиотекаря читает и обожает весь мир.
Также не стоило бы, как мне кажется, не доверять тому, что была и легендарная библиотека (Либерея) Ивана Грозного – как говорят, мифическое собрание книг и документов, последним владельцем которого предположительно был царь Иван IV Грозный. Согласно легенде, библиотека досталась Грозному от Ивана Третьего, получившего ее в приданое за бабкой царя Софии Палеолог. Изначально она принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших этой библиотекой, называют Константина Х. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву. По прибытии сюда в 1472 году Софья Палеолог увидела последствия пожара Москвы 1470 года. Поняв, что книги могут стать лёгкой добычей огня, Софья распорядилась хранить их в подвале под церковью Рождества Богородицы в Кремле. Однако уже в апреле 1473 года случился новый опустошительный пожар: выгорел весь Кремль, но книги уцелели. Москва действительно в те времена множество раз горела: сообщается о десятках крупных пожаров. Утверждается, что к переводу книг Либереи сын Ивана III Василий III привлёк известного учёного Максима Грека. Упоминание об этом вместе с «описью» библиотеки присутствует в «Сказаниях о Максиме Греке», однако, многие историки считают эти записи позднейшей подделкой.
Каким образом библиотека перешла к Ивану Грозному, неизвестно. Высказываются даже предположения о том, что будущий царь «охотился» за Либереей, однако при этом не уточняется, кто был его соперником в поисках. Возможно, библиотека была пополнена «книжными эмиссарами» царя, скупавшими в разных странах редкие книги. Есть предположения о том, что частью царского собрания стала не менее легендарная библиотека Ярослава Мудрого. Считается, что она была утрачена или спрятана Грозным. Поиски библиотеки с перерывами безрезультатно велись несколько столетий. Неоднократно высказывались сомнения в самом факте её существования. Многие из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что она давно погибла в результате пожаров или во времена Смуты. Либерея является темой и источником многочисленных слухов и спекуляций. На сегодня выдвинуто более 60 гипотез о её местонахождении. Но если исторические работы о Древней Руси директора Императорской библиотеки Оленина в 19 веке засекречивались и не публиковались, то что говорить о секретных документах древности, заполученных русскими правителями в разные времена из разных источников? Нам остается только терпеливо дожидаться открытия тех или иных письменных артефактов. Да их уже и открыто немало. А к другим нужно просто присмотреться: это могут быть и слова, и имена и фамилии, и названия местности, и легенды, и обычаи, и еще много-много чего!
Свидетельство о публикации №122080305759