Читательский обзор 9-ти конкурсных стихов
Конкурс Елены Чалиевой : «Отпуск...»
http://stihi.ru/2022/07/27/1018
--
1. Ольга Светова
«Каникулы любви»
http://stihi.ru/2013/08/22/5332-
"А у моря, у синего моря
Со мною ты, рядом со мною"
(из песни)
Голубой, как мечта, тепловоз
нас с тобой к синю морю привёз.
Мы забыли тоску в тот же миг,
побежав по песку напрямик!
Улыбнулось нам море-щенок
и свернулось покорно у ног.
"Здравствуй, юг!" – взвыли мы, и тотчас
в воду – плюх! – половина из нас.
И бесплатно, от волн в двух шагах,
мы палатку разбили в песках.
А потом вдоль прибоя пошли
и «куриного бога» нашли.
Глубь морская загадок полна,
рыбок стаи танцуют у дна,
глаз таращит оранжевый краб,
что-то тащит в клешнях, бодр и храбр.
Вот медуза, вся в белом, плывёт, –
прячу пузо, а то ущипнёт…
Был восток красно-рыжим, как медь!
Бил восторг, как из скважины нефть!
Даже Бог был растроган всерьёз
и не смог удержаться от слёз.
Нам же был ни к чему тот порыв –
дождь полил, нас в палатке закрыв.
Ливень, гром, клокотанье стихий!
Мы ж вдвоём вслух читаем стихи.
Кто бы знал, как бурлила в нас кровь!
Что нам шквал, если с нами любовь...
Как корабль, в смелой схватке с водой
до утра "плыл" наш маленький дом,
но хранил бодрость духа в беде –
и приплыл в ясный, солнечный день.
--
И так, начинаем: «…к синю морю…»(с);
к синему морю или одним словом через дефис, но тогда не двоякий, а иной смысл. На мой слух, да и читать «…синю морю…», скажем, не есть комильфо по-русски, может «к сини моря» и смысл един со стихом, более «мягкое» (литературное) звучание.
-
"Здравствуй, юг!" – взвыли мы, и тотчас
в воду – плюх! – половина из нас.(с)
Читается, как половина каждого, т.к. мы, это много, а не конкретное число.
Да и ранее, где «нас с тобой» (тут и слипание согласных) тоже размытое число – «нас»: он/она, несколько человек или один/одна, с ребёнком или с детьми, с друзьями, может с домашним питомцем и т.д. Догадаться при ЖЕЛАНИИ можно, но – стих ЕЩЁ «вещь в себе», а должен быть «взбитыми сливками со свежей, не помятой клубничкой и, ни чем иным».
Неопределённость, т.е. недосказанность, ведь стих о мире уединения двух любящих друг друга душ/сердец не раскрыта, ХОТЯ, читатель-то догадывается, должна быть какая-то одна из многих вероятностей, верней: он и она.
--
«Даже Бог был растроган всерьёз
и не смог удержаться от слёз» (с),
т.е. по тексту Бог был расстроен, что люди нашли любовь
и мгновение счастья?– Сомнительное утверждение.
Почему у Бога НЕ слёзы умиления?– Так в следующей строке написано
слово-маркер: «порыв»(с).
Далее, в стихотворении гром и гроза, а это маленькая буря,
хоть чего, но не озорного смеха,
коль с восклицанием: «ливень, гром, клокотанье стихий!»(с).
--
И вот!.. Дождался читатель, свершилось!– «вдвоём»(с).
Прочь тревоги и недомолвки, их было не много, а двое!
Честно, я как читатель – таю, растянул в улыбке рот, до ушей...
Парочка отдыхает на пляже, море рядом; протяни руку и вот оно... море.
Из-за чего, Бог-то гневается?!
--
Ах, да... Западная мораль из ЕС в радужной толерантности стучится
в сознание рядового/серого человека, битого перебитого ценностями ЕС,
вот и ищет он "секс свобод" ответ, а ответа в стихотворении ещё нет:
он и она или он и он или она и она?
--
Не виноватый Я!.. То запросы западного мира, где родитель один и родитель два,
я-то верю, что только он и она. Для России, по моему мнению, большая вероятность, что понятно, а для читателя из сексуально-свободного западного
мира, тема «ху из ху» ещё не раскрыта.
--
«до утра "плыл" наш маленький дом»(с), хорошо-то как и мило,
да коль только «плыл»(с), это про «штиль», а в стихотворении:
гроза, ливень... грохочет гром. Сюжет стиха не просит, а требует молний шквал
и палатка ходуном. НО – автор НЕ обязан удовлетворять все читательские запросы.
--
Почитал-помечтал, сам живу в 10-ти минутах езды до моря; словно в щель меж облаков за пляжем понаблюдал. Да чего там, стих читал и... подглядывал.
--
Стих мягкий и лёгкий, теплом ласкает, обнимает, а жизнь проста, в ней только уколовшись сучком, будешь дорожить гладью. )
--
Спасибо, Ольга, за проведённые несколько минут в вашем мире,
окунулся в него по самую макушку и вдохнул капельку душевного спокойствия
в наше тревожное время. Спасибо, за послевкусие.
=======================
7. Евгений Аксельрод
«Отпуск» (Н)
http://stihi.ru/2022/07/16/5845
Куда ехать в отпуск, -
не нужен мне глобус:
я знаю, что вскоре
отправлюсь на море.
Там жизнь, словно в сказке:
свет солнца, волн ласки.
Уйдут понемногу
печали, тревоги…
Всё, прибыл на место.
Погода чудесна,
ни ветра, ни тучек -
что может быть лучше!
На галечном пляже
раздевшись отважно,
ложусь, замираю.
тружусь - загораю.
В горячие камни
пусть боль моя канет.
Лежу, загораю,
тоску загоняю.
А ты кружишь где-то
остывшей планетой…
Лежу, загораю,
тебя забываю.
--
«Лежу, загораю,
тоску загоняю»(с)
«Загонять», это приложив физическое усилие что-то и во что-то вбивать,
вталкивать и т.д. Если так, то получается тоску загоняют в горячие пляжные камни.
Иль «загонять», это продавать, втюхивать, шельмовать и т.д.,
но кому на пляже загнать/«втюхать» тоску.
Более уместно по смыслу «нагоняю», т.к. это не только кого-то догнать
иль чем-то догнаться, но и нечто духовное, настроенческое в себя впитать,
т.е. получить некий нагоняй.
По смыслу стиха не загоняю тоску куда-то, а нагоняю на/в себя тоску,
т.е. «тоску нагоняю».
Две последние строчки стиха тому подтверждение.
«Лежу, загораю,
тебя забываю»(с)
-----
Прочитал, чуточку затосковал и на пляж... к морю,
к сучкам-задоринкам (правильно иль неправильно, но
ударение в первом слове на «а»), подальше от домашней глади-тоски.
Стих о летнем море, горячем пляжном песке – хорош всегда,
а когда и пивко из холодильника под рукой, то ж восторг междометий.
В жару, бутылочка пивка в матовом инее и парок от неё клубится...
Пробка слетает и... пивко в бокале пенится, чуток льнёт через край...
Тянешься губами, делаешь глоток, потом другой... ещё и ещё... и бокал пуст.
Спасибо, Евгений за стих развеявший тоску!
За духовное начало, подталкивающее к плотским наслаждениям,
то ж мгновение гармонии: блаженство души и... пивного брюшка!
=====================
9. Вита Осенняя
«В глушь…»
http://stihi.ru/2021/04/23/4444
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов, (с)
Где можно ленью заболеть.
Там Волга — для души отрада.
Жаль — тётки в этом мире нет.
Пусть не в Саратов, но на волю,
Куда не сунет нос никто,
Где тишь, да гладь, ромашки в поле,
И бьёт ключом родник святой.
Где отдохнут мозги от сплетен
И нет ничтожной суеты,
Где монитор не тянет в сети
И не страшны молвы суды.
Там ночь как ночь — сплошная темень,
А звёзды в небе — фонари,
И ты — участница мистерий
До вспышки утренней зари.
Глашатай — петушок горластый
Оповестит о новом дне...
Уеду в неизвестность! Баста!
Залягу, как пескарь, на дне.
Но знаю точно — через месяц
Соскучусь, словно наркоман,
По россказням бульварной прессы...
Зачем мне эта глухомань?
Любимый город в синей дымке
Ночами будет гостем снов,
И утром с рюкзаком в обнимку
Помчусь на электрички зов.
-----------------------------
«Где отдохнут мозги от сплетен
И нет ничтожной суеты,
Где монитор не тянет в сети
И не страшны молвы суды.»(с)
Эти четыре строчки, для меня, НЕ профессионального, а читателя любителя,
утянули стих в рутину малохудожественной прозы
изношенных до дыр фраз.
Раз существует ничтожная суета,
то автор подразумевает и существование суеты
воспарившей/монументальной/грандиозной?
«Ничтожная суета» – тавтология, т.к. любая суета,
это пустяшные дела, некая хаотичная торопливость и мелочность,
поэтому в любом значении «суета», всегда ничтожна как действием, так и устремлением.
--
«И не страшны молвы суды» -
авторская правка в комменте:
«И не страшны ханжей суды» (с).
Автор вкладывает в словосочетание «молвы суды» смысл – оговоры,
т.е. сплетни – смыслом повторяет первую из четырёх
неудачных (моё имхо и не более) строк,
НО – в словосочетании: «ханжей суды», не двоякий, а довлеет иной смысл,
что судьи – ханжи, а если судьи ханжи, то каковы приговоры/решения судов?
Ведь из текста не ясно, кто судьи. – Люди в судах иль любой, кто имеет суждение,
т.е. все люди с мнением.
Автор хочет написать одно (обобщение), а получается иное,
если следовать «имени и смыслу слова».
Хотя... общаясь с разными людьми, понимаешь, частенько в бытовом мнении
одно толкование, а в русском языке/толковом словаре/литературе – иное.
--
«До вспышки утренней зари» и авторское исправление:
«До света утренней зари» (с).
Тавтология, т.к. утренняя заря и есть свет – первые солнечные лучи
после темени ночи, естественно, темени относительно солнечного дня,
а не вообще.
Я бы написал как-то так: «До первых лучиков зари».
--
Моё мнение, это мнение не поэта-эксперта, а читателя:
если выбросить четыре ( прозаические) строчки,
то стих легко парит, радует, ласково щекочет читательское сознание.
Спасибо.
============================
11. Екатерина Чаусова
«Прыщик» (Н)
http://stihi.ru/2022/07/21/7392
Доплыву до горизонта,
Взгляд от солнца защитив.
Калорийны здесь красоты.
Море – мой аперитив!
Я в палитру ощущений
новых красок наловлю!
Надоело что – размою,
раздражает – забелю...
Ветер, дующий на воду,
чувства выстудит к утру…
Ноет память на погоду
и на прочую муру!
Дни – вприпрыжку: чудо-отпуск
вышел с миром и почил…
Только прыщик – лета отблеск –
на носу моём вскочил...
___________________
Начну с опечатки; «Калорийны здесь красоты»(с) явно,
просится слово «колоритны», коль красоты, а не яства, хотя,
как говорят: аперитив для разгона аппетита.
Думается, море разгоняет желание не пожрать,
а насладиться блаженством вкуса жизни.
Поэтому колоритный, а не калорийный, в «яблочко».
--
«Надоело что – размою,
раздражает – забелю...»(с) «что», это соринка в строке.
Зачем хватать читателя за челюсть и двигать её вверх-вниз,
каждый сам умеет жевать.
«Надоело что», явно не «что надоело», коль по-русски.
Вместо «что», если каламбурить, то хоть что вставь, для языка краше.
Даже с кривым «враз», от которого любая строка вздрагивает и...
«лёгкость летит вниз вверх тормашками».
«Надоело, враз размою,
раздражает – забелю...»
--
Моё имхо: классное стихотворение: лёгкое, игривое, словно солнечный зайчик.
Строчка бежит-бежит и... летит, читательское настроение/чувственность
крылышками образности бяк-бяк-бяк... следом трепыхается,
глазёнки растопырены, ох... интересно.
Спасибо.
======================================
12. Лёля Строптивая
«Отпускное» (Н)
http://stihi.ru/2022/07/22/4674
Какое счастье – просто жить,
Сидеть за столиком у моря,
Смотреть, как чайки с ветром спорят,
Пытаясь нас заворожить.
Ласкать тебя влюблённым взглядом,
А также ножкой под столом,
И думать, как с тобой потом…
Нет, думать всё-таки не надо.
Дела на время отложить,
Мерло пригубить из бокала…
Для счастья нужно очень мало.
Какое счастье – просто жить!
-
Чудесный стих. Простенький, но не простой, а словно ситцевая ткань:
и легкая, и тело прикроет и пот впитает. Рукой прикоснёшься – приятно,
а коль море, лето, пляж… юные и влюблённые, то прозрачный на солнце ситец
и ласкающие словом стихи пьянят больше вина.
Спасибо,
почитал-помечтал и... помолодел на ...адцать годков.
==================
15. Вероника Трунова
«Знакомство с океаном»
http://stihi.ru/2021/09/22/1564
Здесь нет буйков, и не за что заплыть.
Дитя страны советов и запретов,
Теряю логики привычной нить:
Как быть с нечаянной свободой этой?
Полощутся в прибрежной полосе,
Отхлёстаны волной у самой кромки
Беспечные туристы всех мастей
И местные — Колумбовы потомки.
Плескаться с ними? Боже упаси!
Плыть иль не плыть — у всех свои резоны —
Туда, где чайка будто бы висит
Над линией стального горизонта.
Мне чайку не догнать, но вопреки
Всем доводам, что в голове роятся,
Размашисты по первости гребки,
Но так по первости несмела радость.
Всё тише сила волн, и голоса,
А радость разрастается, целебна,
И остаётся только восклицать:
Одна! Одна!
И океан. И небо.
2021
«Здесь нет буйков, и не за что заплыть.
Дитя страны советов и запретов,
Теряю логики привычной нить:
Как быть с нечаянной свободой этой?»(с)
Жаль, Веронику, которой вложили в сознание, как выстраданную
мировоззренческую ценность, мол, жизнь рядового советского человека
в СССР была сродни жизни в клетке. Есть у меня маленькое эссе.
Было написано, специально на заказ, для людей творческого труда,
чтоб не Гегелем иль Марксом «колотить по эфирной чувствительности душ
высокого искусства и по умам офисных светил», а мягким художественным
словцом намазывать маслице знания, прежде, чем шлёпнут и размажут
по ломтику хлеба столовую ложку чёрной икры правильностей нынешних
олигархов со всех берегов океана мирового капитала.
«Какая партия защитит твои интересы?»
http://stihi.ru/2019/02/20/6752
--
«Полощутся в прибрежной полосе,
Отхлёстаны волной у самой кромки
Беспечные туристы всех мастей
И местные — Колумбовы потомки»(с).
Так вот где, кладезь свободы!– В стране, Северной иль Южной Америки!
Кто бы спорил, да не я, т.к. сколько людей – столько мнений.
НО – не согласен.
--
«Размашисты по первости гребки,
Но так по первости несмела радость»(с).
Я сразу догадался, что «первости»,
это «козырная авторская фишка» с разных ракурсов
и даже «контрольный выстрел».
НО – не впечатлили, т.к. «первости» из иного,
отличного от основного, стиля языка повествования/стихоТВОРЕНИЯ.
--
«Всё тише сила волн, и голоса,
А радость разрастается, целебна,
И остаётся только восклицать:
Одна! Одна!»(с)
Великолепная концовка стиха, без «страны советов и запретов»(с),
без «местные– Колумбовы потомки»(с), да ещё и строчной буквой.
В заключительных строках без скрытых ужимок эмоция,
выплеск впечатления-состояния, не будь мёртвым грузом несуразный политизированный якорь-начало стиха, то стих деревянной утлой лодочкой мироощущения плыл бы и плыл, радовал бы новым впечатлением мир,
а так в мути полит.вод тонет.
=======================================
17. Суламифь7
«Курортный роман» (Н)
http://stihi.ru/2022/07/24/6886
Море янтари лелеет в гавани,
И в ракушки прячет песни муз,
До утра опять вербует в плаванье
Захмелевший шкипер - старый блюз.
Дни, как бусы из коралла, нижутся,
Тает отпуск, словно эскимо,
И судьба, хитро рисуя ижицу,
Вдруг снимает страстное кино...
Улыбаюсь, а в душе - сумятица,
Не смотри в глаза мои, чудак,
В них прибой зелёный к солнцу ластится,
Ветер замедляет рядом шаг .
Не держи любовь мою заложницей,
В сердце замирает нежный стих,
Хоть ещё и хочется, и можется
Танцевать мелодию двоих.
Но мои сады с плодами спелыми,
А твоим ещё цвести, цвести ...
Ухожу ночными акварелями,
Рассыпая звёзды на пути...
Под шансон грустит луна-красавица,
Шторм уносит грёзы, словно прах,
И тебе впервые горьким кажется
Привкус зимней вишни на губах.
---
«Море янтари лелеет в гавани»(с) О Балтике,
раз в гавани/на побережье янтарь.
--
«Дни, как бусы из коралла, нижутся..»(с) а это о тропических морях,
коль кораллы; можно и Чёрное море чуток подтянуть.
--
«И судьба, хитро рисуя ижицу,
Вдруг снимает страстное кино...»(с)
Очень понравилось!
«Ижица», конечно, не буква старославянского алфавита и
не нынешний знак «V» на военной российской технике,
а в значении: получить оплеуху, взбучку и т.д.
Интересное и уместное применение.
--
Романтика. Засахаренная вишенка; стих сласть впечатления.
Для читателя с жирком на брюшке чувственное восприятие дюже калорийное,
а для седин – приторное.
Но – "ижица", безусловно: яркая авторская находка.
Спасибо, за горечь сладости и за лучик: «ижицу».
================================
18. Неутомимый читатель
«Тост» (Н)
http://stihi.ru/2022/07/25/3687
Решился я, в конце концов,
Сегодня в юбилея час
Сказать, шеф, прямо вам в лицо
Всё, что я думаю о вас.
Вы лидер, вождь, Наполеон,
Для нас всех – настоящий Бог!
Умны, как Гегель, как Ньютон,
Талантливы, как Пушкин, Блок.
Мне не сдержать восторга раж
И восхищённых чувств накал:
За уникальный гений ваш
Хочу поднять я свой бокал!
А вы, сомнений в этом нет,
Оцените мой тост вполне
И в первый раз за много лет
Дадите отпуск летом мне.
-----
«Умны, как Гегель, как Ньютон,
Талантливы, как Пушкин, Блок»(с)
На две строчки три «как» подряд, многовато.
--
Легко и просто; завязка, интрижка и...
Читатель требует, да-да требует, продолжение банкета!
Спасибо. Ждём-с.
==========================
20. Елена Картунова
«Морское»
http://stihi.ru/2021/05/20/6098
Я бы назвал этот стих поэтической экзотической сладостью.
Кто из женщин не любит сладости?
Да и мужчины не прочь съесть конфетку шоколадную с коньячком,
иль закусить конфеткой…
Да и тортик с рюмочкой ликёрчика приятен – услада брюшку, а после бокал,
не пива пенного и пахучего, а сока свежего со льдом, с нежной кислинкой;
летом, в жару, на открытой веранде, а вдалеке видно море...
У кромки пляжа, дамочки сняв босоножки, окунают в теплый
«лягушатник» ножки и... косятся из-под солнечных очков,
а кто ж наблюдает, кому ж их вояж по пляжу интересен.
«Коврик молчания – штилем по морю.
Небо, любуясь притихшей водой,
трогает зеркало первой звездой.
Следом, как призрак в секретном дозоре,
ночь пронеслась на кобыле гнедой»(с).
Превосходно в пяти строках выражена образно-сюжетная картинка:
море-океан, ночь, чистое небо, звёзды мерцают в чуть шевелящихся
холмиках волн, еле-еле бредёт ласкающий ветерок...
Ты стоишь на палубе круизного лайнера, иль лежишь на корме яхты:
большой в гавани и утлой на просторах моря-океана.
Знаешь, что до берега и не так далеко, друзья и подруги храпят в каюте,
а ночь, скрывая очертания берегов, создаёт чувство одиночества, ничтожество возможностей и сил человека в нависшей над ним бесконечности.
Сознание вспоминает и дорисовывает картинку памяти спустившись с невероятных высот в реальные будни жизни: парус на утлой лодочке посреди залива обвис, болтается, чуть трепыхается сморщенной, влажной тряпкой,
как мужик после буйной и страстной пьянки, растянувшейся на одну-две недели.
На каком Большом каретном остался твой чёрный пистолет?
Где прошляпил свой Буйный Арайс, ведь твой папа никогда не был
турецко-подданным.
Великолепнейшие пять строк способные читателя увести в такие дебри
размышлений и фантазий, что читатель будет мечтать и мечтать...
«Новый рассвет. Море зябко вздыхает.
И провоцируя ласковый бой,
бьется в скалу полусонный прибой.
Бриз шаловливый бормочет стихами.
Свет золотится в дали голубой»(с).
А вот следующие пять строк говорят: помечтал читатель и... хватит по бесконечностям блудить, пора и на землю грешную спуститься.
Не ширь бескрайняя моря-океана, а берег морской, где живёт прибой.
Прибой раз за разом волной на берег выбегает и камни обнимает,
тянет то на сушу, то в море, а камни гладкие, стоят и стоят – никуда
не уходят, только мелкая галька туда-сюда елозит и ракушки вместе с ней.
--
Читатель, словно полубог из небес взирает, то на бескрайние просторы, то на берег морской, где средь скал и камней шумит и стихает прибой.
--
«Шёпот, ворчание, всплески и рокот.
Пеной украшен пустынный песок.
Волны отходят, и – новый бросок,
чтобы оставить уловы оброка» (с).
«чтобы оставить уловы оброка»(с)
Мне, строчка выпячивает из лёгкого стиха,
это тяжеловесная фраза.
Навевает: потому что, по этому, значит, чтобы и т.д.
Противопоставление добычи (улов) и дани(оброк) интересно,
но прибой сам себе хозяин и никто его не заставляет: ни брать, ни давать.
Вот бы без нравоучения «чтобы», по-простецки выразить, мол,
загребает, убегает, оставляет и т.д.
--
«… Мне бы туда. От себя. На часок.
Море разгладит морщинки заботы.
Мысли очистятся, станет светло
в доме души. И волна помелом
беды прогонит. Откроются гроты
солнечных дней неудачам назло.
… Я побреду, собирая ракушки.
Эти – на бусы, а здесь – на венок.
Море играет, как резвый щенок.
… Дома устало свалюсь на подушку.
Радость уютно свернется у ног»(с).
--
«Эти – на бусы, а здесь – на венок»(с).
--
«здесь» не тот уровень, не тот наплыв эмоций,
который рождает и сохраняет на всём протяжении стих.
Я редко читаю стихи несколько раз подряд. Сделав паузу чаще, а этот не отпускал.
Если б стих смачно не зацепил, то не вызвал бы "будоражки" – эмоций трепетный полёт.
Спасибо. Прекрасное стихотворение.
====================
Уважаемые авторы не судите строго, то ж НЕ поэта-эксперта мнение,
а тем более НЕ профессионального читателя,
а с юных лет до седин блуждающего в смыслах пилигрима.
---------------------
С теплом уважения, Александр.
02.07.2022г.
-*(А)*-
Свидетельство о публикации №122080206936
С уважением,
Вита Осенняя
Вита Осенняя 03.08.2022 09:09 Заявить о нарушении