Махабхарата
Выдох – лучший – в глубину.
Слава «А»! Там-та-ра-тара-та,
У кольца я не в плену.
Тара ом, ом таре тутаре,
Зелень вечная в горсти.
То кольцо, кольцо раздутое
Фродо вышел отнести.
Человек он, правда, маленький,
Норка кроличья, дитя.
А в руке цветочек аленький
Называется «буття».
Будьте, значит, будто, будствуйте,
Сохраняя глубину.
Узость голубую удайте*.
Дам вам удочку одну.
Дам-та-дам – ритм барабанчика
Разрушает звук пустой.
Драм-та-драм: от спальни, зальчика –
До вселенной холостой.
Ждущей звука, биджи, семени.
Наконец-то пролилось.
Вне любви, пространства, времени
Написалось, создалось.
_________________________________
*Удайте ( вместо удите, которое похоже на «уйдите») соответствует «у» дайте. Ну, со звуком «у» вы же всё знаете, Бродского читали – про узкий звук «люблю-у-у». Игрушки такие с буквами и звуками у меня )
Но не случайно и в слове АУМ он внутри. А какое слово мАхАбхАрАтА...!
Со словом «буття» сами разберитесь )
В пятой строчке одна из любимых мантр.
Поставила в "стихи для детей", потому что здесь ритм детский и похожий на считалочку. Между шуточными и детскими стих такой весёлый.
02. 08. 2022
________________________________
Здесь мне хочется добавить текст из книги А. Подводного "Повесть о тонкой семёрке" о словах. Это как раз о тех связующих словах, которые я так люблю выявлять и проговаривать. Они появляются сами.
"...многозначные слова, которые, словно нитки, сшивают друг с другом различные миры, в совокупности составляющие данное пространство; на этом уровне человеку открывается истинный смысл аналогий и метафор как связующих каналов между этими мирами. Конечно, аджновские структуры не сравнить с вишудховскими — первые несравненно тоньше и неподготовленному человеку покажутся не более чем случайной ассоциацией или ничего не значащей игрой слов — но дело в том, что связи между сильно различающимися мирами (скажем, миры цветов, форм и запахов) не могут не быть тонкими, и нужна очень тонкая настройка, чтобы эти связи в самом деле увидеть; зато они резко увеличивают ощущение единства пространства."
___________________________
Пересматривая "Махабхарату" ( индийский эпос-сериал 2013 года), переслушивая Бхагавад Гиту ( в виде аудиокниги с комментариями Парамахансы Йогананды)на этом разломе истории, я думаю о великих смыслах этого эпоса.
Любой эпос, то ли древнегреческий, то ли северогерманский, или фантазийно-сказочный - строится по одним законам великих смыслов и одного неотвратимого движения: от накопления событий к войне, в которой разрешение и переход на другой эволюционный уровень. К сожалению, человечество и в этом веке не смогло разрешить противоречия без войны. Дозреет ли в следующем эоне? Но пока война - конечный пункт всякого периода.
И так удивительно наблюдать накопление недостатков и неправильностей, ведущих в единственно возможном направлении - к конфликту.
Так устроена человеческая природа из-за своих недостатков несовершенной психики, непроработанной, не руководимой пока сознанием и духом?
Вот природа и мудрецы предупреждают, что рождение этого ребёнка - рождение демона. Но их не слушают. И рождается.
Вот жена из соображений собственной праведности закрывает свои глаза, чтоб уподобиться слепому мужу и так разделить его жизнь. А он надеялся, что она его глазами станет. И вместо помощи - двое слепцов.
Вот вторая жена соблазняет на зло, и муж идёт у неё на поводу, пред этим предав жену первую, и так происходит всё, что с ним должно сбыться. А если б удержался - куда бы повернула история?
Вот та самая первая жена, праведная Кунти, всё время боится признаться своему внебрачному сыну, что она его мать, боится осуждения общества, которое извергло бы её. И сын проходит свой тернистый путь и выступает главным соперникам её сыновьям.
Вот хорошие люди, служащие злу просто потому, что присягнули, не могущие ни на йоту стать пластичнее и перестроить своё мышление - лишь бы старая система жила! И все они в войне погибнут. Сами позволили себе падать и падать, предавать и предавать добро ради чего-то искусственного. Уступив злу раз - будешь уступать и дальше. Потому что зло нагло, беспринципно и тем шокирующе сильно. Оно всё себе позволяет, пока праведник себе не позволяет ничего. И что же, праведник Бхишма? Почему тебя победили? А учитель Дрона, мудрый, но всё равно слишком страстный? Ты можешь обладать знаниями, но страстно-земная природа твоя всё равно перетянет ко злу.
Вот самый сердечный Арджуна, выбравший Кришну своим мудрым возничим ( аналогия души и Бога) и Кришна, с улыбкой творящий новую историю - с улыбкой, поскольку Бог и видит смыслы всего, и даёт Арджуне мужество в братоубийственной войне, потому что зло должно быть истреблено.
Вот Драупади Панчали, оскорблённая, подвигшая своих пятерых мужей на войну, из-за женщины война началась ( как и из-за Елены). За оскорбление все оскорбившие прольют кровь, и она омочит в ней свои волосы. Женщина движет, когда у мужчин не хватает мужества и решимости, она творить Справедливость вдохновляет.
Ибо нет добра и зла в понимании Судьбы. Но за добро - добром, а за зло - справедливостью.
Недаром говорят, что нынешние времена кармические. Это действительно так.
______________________________________________
Почему я предпочитаю сериал, который сначала поразил меня непривычно яркими индийскими красками и каким-то замедленным действием ( это первый мой индийский сериал, с 2018 года началась моя индийская эпопея) любому прочтению и толкованию Бхагават-Гиты? Вот эти комментарии Парамахамсы Йогананды правильные, духовные, дают понимание, но всё же в них нет социально-эпичного, того, что сейчас приходится переживать. И слишком уж там всё символично. Да и все религиозные практики - для тех, кто находится в безопасности.
А когда ты на войне, то и нужно про войну, только с духовным пониманием. Это наилучшее укрепляющее средство. Там ведь и ужасов нет, это почти сказка. И эпос, и история, и просто Красота.
И Доброта возвышающая, как все эти пирамидальные буквы А в слове мАхАбхАрАтА.
Нет, человечество не так плохо, если создаёт такие творения.
Одиннадцатый месяц войны за лучшее будущее.
_______________________________________
Я, наверное, буду продолжать добавлять сюда порадовавшее меня и заново удивившее.
Я забыла сказать, что с удочки и Золотой рыбы и начинается этот фильм. А сама Золотая Рыба - первый аватар бога Вишну, спасшего людей от всемирного потопа. Другой же его аватар, Кришна, главный герой этого эпоса. Он самый удивительный, любвеобильный, прекрасный, игривый, весёлый! Я его очень люблю! И актёр играет так, что чувствуешь в душе спокойствие и утешение.
Ещё хочу выделить тему возможностей. Когда есть два брата, два одинаково способных лучника - Карна и Арджуна. Первый, правда, прямо-таки судьбоносно-титанический образ, такой человечный в своих несчастьях ( поучительно для нас!), но ошибшийся своей преданностью и укрепивший зло. И вот, он талантлив и неуязвим. А Арджуна, абсолютно светлый, талантлив и уязвим. И тогда приходит отец Арджуны, Индра, и с помощью непобедимой логики, просит у Карны отдать свою неуязвимость. Когда слишком праведные наши пандавы возмущаются этой адхармой ( незаконностью), Индра говорит: "Я хочу подарить своему сыну возможности, и так уравнять шансы на победу".
Воистину, подумала я, наилучший благодетель в этой жизни - тот, кто тебе возможности дарит. Это как раз и та удочка, о которой говорят: подарить не рыбу, а удочку.
Чем же и отличается хорошая жизнь от плохой? Наличием возможностей, отсутствием борьбы. Всё это заслуживается предыдущей благой жизнью. Но снова теряется накоплением негативной кармы. Наобижал кого-то - и отнимут возможности в следующей жизни.
Свидетельство о публикации №122080202689