Александр Пинегин. Песня про певца
Сижу в артистической, ем бутерброд, пью чай, никого не трогаю.
Рядом неизвестные молодые девчонки распеваются хором.
Распелись.
Хор смолкает.
И тут главная солистка затягивает следующее:
«Эта песня – про известного певца,
Распевал он эту песню без конца.
Как-то раз он вышел из дому попеть –
Тут на ухо наступил ему медведь!»
От восхищения бутерброд жуётся медленнее.
«Эта песня – про известного певца,
Репетировал он дома месяца,
Только вышел с балалайкой за порог –
Тут медведь его опять и подстерёг...»
Чай допивается быстрее.
«Эту песню про известного певца
Я рассказывать могу вам без конца.
Но понятно и большим, и малышам:
Плохо, если кто-то ходит по ушам».
Вскакиваю и вопрошаю:
– Что за чудесная такая песня про певца и медведя?
Оказалось, это совсем не бардовская песня.
Стихи – Андрей Усачёв.
Музыка – Александр Пинегин.
Из-за общего шума музыка воспринималась недостаточно,
чувствовалась только общая жалостливость,
вроде как у «Кошки о четырёх ногах»
Сергея Слонимского.
Кое-какие фонограммы в сети нашлись.
Звучание странное.
Разыскал и ноты –
и делается не по себе.
Небольшое лирическое отступление.
В Москве наши посиделки посещает доброжелательная немолодая женщина З. Она туристка, знает много бардовских песен. У неё звонкий голос, а подпевает очень чисто. Также она сочиняет собственные песенки с интересными стихами. И всё бы хорошо, если б не одна странность. На гитаре она владеет только одной тональностью – ми-минором. Однако после первого аккорда пение начинается в тональности ровно на кварту выше в ля-миноре, и это несоответствие имеет место на протяжении не только песни, но и всех посиделок на протяжении многих лет. Однажды у неё отобрали гитару и проаккомпанировали в нужной тональности. О, как она была счастлива!
Среди людей без слуха бывают самодовольные особи, которые играют что попало и орут как попало, лишь бы шуму побольше. Но З. – явно не тот случай. Возможно, сыграв ми-минорный аккорд, она улавливает ноту ми, а если мелодия начинается с квинтовой ноты (ми в ля-миноре), что часто бывает, то она и начинает пение от ноты ми, уже не обращая внимание на своё сопровождение. Небольшой урок сольфеджио мог бы решить проблему, но ей, вероятно, это не нужно. Она счастлива в любом случае. Когда поют люди, она тональность с голоса ловит хорошо, а от гитары что-то переклинивает.
Возвращаюсь к «Песне про певца». Над нотами о-о-о-очень примитивной мелодии проставлены аккорды, и их несоответствие бросается в глаза и уши. Забавное композиторское решение для такого текста. Но логика должна же быть! И вспомнив феномен З., смещаю аккорды на кварту вниз (или квинту вверх) при сохранении высоты голосовой партии. Вот оно! Ура! Диссонансы пропали, появилась некая завершённость. И вместе с тем, она сразу становится скучной.
Пинегин – детский композитор. Ребёнок с перепугу может начать пение не в той тональности, что композитор наверняка не единожды слышал. В процессе обучения сольфеджио этот недостаток постепенно выправляется. А если не учиться, то при наличии хорошего слуха можно оставаться в душе ребёнком, как наша замечательная З. Медведь её всё же пожалел – гитару даю на отсечение!
Свидетельство о публикации №122080104511
Александр Гаджиев Малаховка 21.09.2022 09:34 Заявить о нарушении
Во-вторых, любая подливка имеет ведь химический состав!)
Прости, конечно, может зря я педалируб химическую тему, но я в другой рецензии мимо нее не прошел...
Александр Гаджиев Малаховка 21.09.2022 16:57 Заявить о нарушении