Портрет Гаршина кисти Репина

уже не раз писал о Гаршине, если интересно: http://stihi.ru/2020/04/03/2478


                Нас глаза поражали
                Нездешней своей
                Глубиной...

                И была в них
                Какая-то мука...

                Что не находила
                Явный выход себе...

                И всё явственней верх
                Над живой
                Постепенно брала
                Его тёмная...мёртвая
                Сила!..
                30.07.2022.




1884 г., написана маслом по холсту. Размеры: 88,9 на 69,2 см. Находится в Метрополитен-музее (The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк, США.

Как творец Илья Ефимович был неисчерпаем и невероятно многогранен в роли художника, преподавателя, теоретика искусства и писателя, его интересовали исторические, былинные, народные сюжеты и современники. При создании потрясающе реалистичных портретов он на некоторое время «влюблялся» и зацикливался на человеке, читая или слушая произведения писателей и композиторов, заучивая строки поэтов, изучая картины коллег-художников.

Впервые живописец встретил Всеволода Михайловича в концертно-театральном зале в Санкт-Петербурге и сразу захотел нарисовать его. Это случилось не сразу, но в итоге образ литератора нашел свое отражение в трех работах мастера: текущей, запоминающейся «Не ждали» (возвратившийся ссыльный), написанных в одном году, а в следующем – впечатляюще мрачной «Иван Грозный и сын его Иван» (царевич Иоанн). Художник видел в молодом человеке стыдливого, доброго и прекрасного ангела, внутри которого крылась обреченность. Во время совместной работы они даже стали друзьями.

Во многом видение Репина отразилось в печальных, умных, серьезных и очень глубоких глазах Гаршина, в общем выражении его лица. Обилие книг и листов на столе показывает, как много тот читал, буквально проглатывая тексты. Однако в русской публицистике писатель отметился короткими и эмоциональными рассказами, развитием особой формы малой прозы – новеллой.

Несмотря на светлый серый фон, холст производит достаточно тяжелое впечатление. Оно складывается из черной одежды, сгорбленной фигуры и несколько напряженных рук портретируемого, усиливается нервным, охристо-коричневым и зеленым цветом мебели. Кажется, будто художник увидел и попытался предать пока еще не такую явную, губительную сторону личности этого мужчины, потому что всего через пару лет в припадке нервозности он сбросится с лестницы и умрет в ужасной агонии.



Рецензии
Нас глаза поражали
Нездешней своей
Глубиной... 5+

Людмила Кудрявцева Тирасполь   03.08.2022 09:56     Заявить о нарушении
Спасибо Вам!

Вадим Константинов 2   03.08.2022 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.