Творчество Александра Башлачёва
Казалось бы, Башлачёв подходит под возрастное клише гения. Он родился 27 мая 1960 года, а покончил с собой в припадке депрессивно-маниакального психоза 17 февраля 1988 года. 27 лет! Я рассмотрю духовное содержание творчества «советского Лермонтова», поведшего за собой поколение «детей Перестройки»…
«Время колокольчиков» (1984).
Это его центральная песня, вбирающая в себя все остальные духовные нюансы его творчества.
Колокол – это символ внешней, «культурной» христианской церковности. После разрушения «колоколов» - колокола у мужика отняли, нечем прозабавиться стало! – и всеобщего духовного упадка Башлачёв, казалось бы, призывает к «радужному» пути на лошадях с колокольчиками под дугой (образ понятен!), но до странного подло и банально подменяет, казалось, природный русский дух завозным рок-н-ролльным «язычеством» (потому что так просто, современно, модно, весело и вообще – по кайфу?). И тут же «впечатывает» в это «славное» язычество народный колокольчик. Воистину, пошлость и подлость, которые стали организующей силой этого духовно-незрелого барда и привели его и его поклонников, моих ровесников, на духовную помойку. Эти идиоты в начале 90-х ходили, звеня колокольчиками, и возводили печальные взгляды к небу. Увы, неясные в «плаче по таммузе» - Башлачёву!
Историческая картина ясна. Оставшись без внешней церковности, эти ничтожества делают вывод – под влиянием комсомольцев – о «безполезной вере в «спаси-сохрани»» (песня «Посошок», 1985) и ищут себя в неоязычестве, которое пахнет замшелой прудной плесенью Свердлов-ска (место обучения Башлачёва).
…Вот такая вот участь русского парня из провинции: либо в кгб, либо в петлю, либо в рок-н-ролл! Казалось бы!
А. Михаил. 27 июля 2022 года.
Свидетельство о публикации №122072800480