Творчество Александра Башлачёва

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЁВА».


Казалось бы, Башлачёв подходит под  возрастное клише гения. Он родился 27 мая 1960 года, а покончил с собой в припадке депрессивно-маниакального психоза 17 февраля 1988 года. 27 лет!  Я рассмотрю духовное содержание творчества «советского Лермонтова», поведшего за собой поколение «детей Перестройки»…

«Время колокольчиков» (1984).

Это его центральная песня, вбирающая в себя все остальные духовные нюансы его творчества.
Колокол – это символ внешней, «культурной» христианской церковности. После разрушения «колоколов» - колокола у мужика отняли, нечем прозабавиться стало! – и всеобщего духовного упадка Башлачёв, казалось бы, призывает к «радужному» пути на лошадях с колокольчиками под дугой (образ понятен!), но до странного подло и банально подменяет, казалось, природный русский дух завозным рок-н-ролльным «язычеством» (потому что так просто, современно, модно, весело и вообще – по кайфу?). И тут   же «впечатывает» в это «славное» язычество народный колокольчик.  Воистину, пошлость и подлость, которые стали организующей силой этого духовно-незрелого барда  и привели его и его поклонников, моих ровесников, на духовную помойку. Эти идиоты в начале 90-х ходили, звеня колокольчиками, и возводили печальные взгляды к небу. Увы, неясные в «плаче по таммузе» - Башлачёву!

Историческая картина ясна. Оставшись без внешней церковности, эти ничтожества делают вывод – под влиянием комсомольцев – о «безполезной вере в «спаси-сохрани»» (песня «Посошок», 1985) и ищут себя в неоязычестве, которое пахнет замшелой прудной плесенью Свердлов-ска (место обучения Башлачёва).

…Вот такая вот участь русского парня из провинции: либо в кгб, либо в петлю, либо в рок-н-ролл! Казалось бы!

А. Михаил. 27 июля 2022 года.


Рецензии