Рага Тала - книга мелодий
Морозным ясным днем, когда суета достигла пика, по улице шагал важный господин.
В одной руке он нес дорогой, кожаный портфель, светло-коричневого цвета, а другой все время поправлял, спадающую на лоб шапку. Господин заметно нервничал и постоянно бормотал себе под нос: ” Я – гений, я, это сделал! Ну, теперь, можно и …”.
Мужчина сел в первый попавшийся троллейбус и направился к местной государственной филармонии. Проезжая, каждую остановку, он хотел, чтобы этот путь не заканчивался, а троллейбус никогда не остановился. И лишь, только он один, знал, почему?! Да, все, просто!
Именно, просто! Когда человек осознает воссоединение с Богом и природой, чувствует всеми фибрами своего тела, принадлежность и значимость существования самого себя.
Зажигается свет, на сцену выходит лектор-ведущий и объявляет: “Последняя симфония”
Компониста Соловьева в исполнении Московского Государственного Симфонического Оркестра под управлением Павла Когана”. Бурные аплодисменты!
глава I - “В дар Богу”
Давным-давно, во времена Богов, одна из муз Эвтерпа, что бы угодить отцу Зевсу, подарила ему на день рождения первую книгу. Это была необычная книга, владеющий ей, мог открывать портал вселенского масштаба и наслаждаться музыкальными творениями за всю историю мира!
Подарок дочери понравился Зевсу, книгой стали пользоваться часто, слушая музыку на различных приемах и пиршествах. Другим музам это не нравилось, они постоянно завидовали сестре и ссорились по этому поводу с ней и отцом. И тогда Зевс решил избавиться от книги, но не уничтожить ее, так как это был подарок, а просто спрятать ее от всех смертных, а родственникам запретил ей пользоваться, даже по праздникам.
Так, книга оказалась далеко за пределами Греции в пирамиде Кайлас, на территории современного Тибета, на пересечении рек. Когда же Зевс Был отождествлен с единым богом, соединен с ним и исчез в нем, о книге все забыли. Но она не исчезла и не пропала, а осталась лежать и ждать своего героя. Прошло много столетий, пирамида превратилась в гору, а в месте схрона образовался разлом и былая недосягаемость тайника испарилась. При покорении Индии монголами в 1398 году, книга попала к Тамерлану, затем она оказалась в столице Орды – Самарканде. После падения Золотой Орды, книга очутилась на территории Руси, в знаменитой библиотеке Иван IV – грозного. О магических свойствах ее давно позабыли, завалявшаяся книга, продолжала ждать своего часа. Последним владельцем ее стал род Оболенских, имущество которого после революции 1917 года было конфисковано большевиками. После изъятия книга попала в Эрмитаж, и стала позиционироваться как экземпляр знаменитой библиотеки Екатерины II.
Древность сокровища постоянно путали, то присваивая книге сотни лет, то тысячи, различные результаты анализов, так же рознились. Сегодня, появились новые технологии и узнать возраст не так уж сложно, но вот беда, книга исчезла.
В 2006 году директор музея Михаил П. назвал пропажу, двух с лишним сотен, экспонатов “ударом в спину” Эрмитажу с ущербом 130 миллионов рублей.
Его особым указанием рядовым сотрудникам Эрмитажа категорически запрещено общаться с прессой. Так один из главных музеев страны пытается остановить утечку информации о краже, к которой, как уже прозвучало накануне, наверняка причастны сами музейщики. Так всегда, ищешь, ищешь воров, а они вот, в музее работают. После книга попала на чёрный рынок к одному очень интересному персонажу, скупщику краденого и владельцу антикварного салона Герману Талканову. О нем мы и поговорим в следующей главе.
глава II - “Искушение хранителей материальной культуры ”
Дело в том, что официально у книги нет названия. Ни в ней, ни на ней ничего не написано ни на каких языках. А словосочетание “Рага Тала”, выдумано автором в честь территории первого хранилища и означает на санскрите буквально “Краски ритмов” или “Страсть ритмов”, кому как приятнее на слух. Внутри книги так же вы не найдете никаких символов, ни меток, ни невм, тем более нот, которые появились гораздо позже Богов и придумали их люди. Да, да, люди, не простые, конечно, а даже очень талантливые. Это была первая в мире книга, и заполнить ее мог только избранный. Она бродила долго по черному рынку, так и ни кому и не приглянувшись. А кому нужен огромный том, в котором пустые страницы, и кроме старинного переплета из дерева и кожи и возраста нет более ничего!? Вот, и валяется она, то у одного дилера, то у другого отлетая на аукционах за небольшие валюты, рассматриваясь, как пустая болванка, не успевшая заполниться текстом и рисунками.
Последним таким дилером стал наш следующий герой – Герман Талканов, хозяин большого салона на Арбате.
Отец Германа православный священник привил ему любовь к старинным книгам и вещам. Имея свою библиотеку, отец образовывал чадо, но сын выбрал другой путь и стал владельцем антикварного салона, вместо того, что бы пойти по стопам отца. Тем более, что первоначальный капитал в виде старых церковных и не только книг был уже сделан библиотекой отца. Через Германа проходило множество краденных раритетных вещей. Имея постоянно проблемы с законом, от лица которого музеи пытались вернуть краденые вещи, Герман охотно шел на сделку с правосудием и возвращал некоторые экспонаты, не представляющие большой ценности. Зачастую управляющие музеев пытались вернуть больше, чем им принадлежало на самом деле, поэтому взаимоотношения между ними были похожи на войну, иногда затухая, а иногда разгораясь новыми боевыми действиями. Лишь, Богиня Юстиция, не давала двум сторонам довести дело до греха, разрешая споры в мирном русле. А в последнее время в салон редко приносили вещи, как говорится, с улицы. Движение антиквариата очень слабое. Определить реальную стоимость вещи – основа антикварного бизнеса. На западе антиквар – интеллигент. Он должен очень хорошо разбираться в искусстве. Так , по идее, и должно быть… Порядочные люди не стремятся купить за три копейки, а продать за миллион… Зная цену вещи, понимаешь, сколько на ней можно заработать. А это целое дело. Когда в салон попадает антикварная вещь, на нее составляется договор ответственного хранения. Дальше выявляется насколько она ценная с точки зрения раритетности и нужна ли реставрация. Постоянное сотрудничество с людьми с Петровки так же утомляет.
После скандала с хищениями из Эрмитажа в прессе появились слова эксперта Министерства культуры РФ и аукциона «Кристи» Валентина С. о том, что если бы Эрмитаж сделал каталог и фото своей коллекции, то похищенные экспонаты можно было бы легко вернуть. Он считает, что так халатно относиться к государственному имуществу – просто саботаж. Эксперт рассказал журналистам, что осенью 2002 года ему на экспертизу приносили обезьянку, которая находится в списке похищенных сокровищ. В том же году в Польше в антикварном магазине ему показали дворника из драгоценных камней, за которого выложили 25 тысяч долларов. Теперь он думает, что тот польский дворник и есть пункт 181 из списка похищенного в Эрмитаже. А в 2005 году он писал экспертное заключение на триптих из кипарисового дерева в окладе из серебра. Он значится в списке краденого под номером 101. Почему эксперт не среагировал на эти вещи? Почему не вызвал милицию? Валентина С. вполне резонно объясняет прессе, что он с радостью поступил бы так, если бы был электронный каталог коллекции Эрмитажа с полными данными: фото, вес, описание, размеры. Но от Эрмитажа информацию об экспонатах тяжело получить...
Работница одного из небольших столичных музеев грустно улыбается:
- Да кому составлять такие каталоги! Работников не хватает, никто ж не будет работать за такие деньги! Я пенсионерка, даже и компьютер-то не включу – не умею – а вы говорите каталог составить!... Есть, конечно, описание коллекции, но точно без фотографий. Я даже не знаю, есть ли у музея фотоаппарат...
В лучших российских традициях слово расходится с делом. Каталоги есть, но они практически бесполезны, потому что в них нет точного и полного описания, да и фиксируется только малая часть предметов искусства. Это подтвердили опрошенные нами сотрудники музеев и правоохранительных структур. К тому же, выяснилось, что сотрудничать с «людьми с Петровки» весьма невыгодно. Но об этом позже.
Михаил П., услышав о предложении установить в музеях металлоискатели для персонала, поспешил назвать его полицейскими мерами. Однако эксперты утверждают, что в сегодняшней ситуации, когда тащат все, что плохо лежит, такие меры не были бы лишними. Тем более, что на рамки металлоискателей наш народ уже давно не обращает внимания в тех же супермаркетах, многих кинотеатрах, клубах. Там же никто не кричит, что это милицейский произвол и нарушение прав человека. А если этому человеку поручено охранять культурные ценности? К сожалению, не все работники музеев и архивов в наше время отличаются кристальной честностью.
Разумеется, проблема намного шире. Не только в этическом плане, но и в финансовом. Если у музеев нет денег на адекватную заработную плату квалифицированным работникам и покупку технических средств, откуда взять деньги на металлоискатели? Хотя, судя по всему, металлоискатели предотвратят весьма небольшой процент музейных краж. Потому что ловить надо птиц более высокого полета. …
По своим оборотам «черный» бизнес антиквариата сопоставим с торговлей оружием, а по прибылям – с наркоторговлей. У антикварной мафии существуют свои покровители в лице коррумпированных чиновников, отлажены свои криминальные механизмы.
глава III - “О пользе алчности ”
Алчность – один из смертных грехов, мотив преступлений и причина катастроф.
О стяжательстве сложены легенды, написано множество стихотворений, поэм и рассказов. Сколько существует человеческое бытиё, столько времени существует гнев алчного человека, замкнувшегося в себе. В алчности владельца антикварной лавки вообще нет ничего удивительного. Не будь Талканов корыстолюбивым, не лежала бы “книга Богов” у него в тайнике, а собирание раритета осталось бы на уровне хобби. Но в нашем случае все наоборот и лавка древностей не просто занятие в свободное время, а дело всей его жизни. Каким бы не был противным этот человек, свое дело он знал очень хорошо и являлся профессионалом и экспертом высшего уровня. Восполняя пробел описания внешности данного человека, скажу лишь, только, что он был неряшлив и не опрятен, любил ходить в одной и той же одежде очень долго, и вообще не соблюдал правила личной гигиены. От этого страдали не только окружающие люди, но и экспонаты в его салоне. Он мог запросто после трапезы, грязными засаленными руками схватить какую-нибудь книженцию, пролистав несколько страниц положить ее на место. Пожалуй, неряшливость, был единственный серьезный его недостаток, не считая жадности. Дом его находился в квартале от лавки, поэтому он часто оставался ночевать, наедине со своими книгами, а не дома в кругу семьи. Семья у Талканова была большая, и скорее всего именно поэтому он оставался часто на работе, что бы отдохнуть от семейной рутины. Жена, Анастасия Федоровна, часто шутила, говоря, что муж мне изменяет с книгами.
По вечерам он очень любил прохаживаться по лавке и рассматривать вещи, брать их, вспоминать их историю, прижимать их к себе и даже разговаривать с ними. Но разве смог бы он иметь все это не скупая краденого? Конечно – нет! На вырученные деньги от продажи книг на подпольных аукционах, Герман легально покупал раритетные вещи, которые не числились в пропажах, иногда удавалось продать, что-то коллекционерам прямо в лавке. На эти средства он и его семья существовали уже много лет. Вот и в тот вечер, сидя у себя в кабинете, под электрический свет из старинных подсвечников, переделанных в современные, Герман перебирал новые вещицы.
- Так, так, посмотрим, что у нас тут?
- Ах, да, вот она, “книга не про что!”
- И что же мне делать с тобой? – проговорил вслух Герман.
- Кому, кроме меня ты нужна, да еще за такие деньги.
- Нашелся бы, какой коллекционер пустых книг или писатель.
Вдруг в дверь, кто - то позвонил.
- Кто, там?!
- Почта, вам письмо!
-Так поздно!
- Да, много работы, а я один на весь район.
Герман, открыл дверь, забрал конверт и проводил глазами человека исчезающей профессии 21-го века. Перед ним стоял мужчина в очках, женоподобного вида, от которого изрядно веяло спиртным. Кто бы мог подумать, что почтальоны скоро исчезнут совсем и навсегда. Не мешкая, Герман начал вскрывать конверт прямо на улице, не заходя в дом. Ему было очень любопытно, кто и зачем в век цифровых технологий пишет письма.
- Отправили бы по электронной почте, позвонили или еще что.
- Как будто, что-то сверх важное!
- Может действительно что-то важное – подумал он и стал вскрывать конверт еще быстрее. Конверт не хотел вскрываться и рвался, и впопыхах порвалось и его содержимое.
– Черт! – воскликнул Талканов. – Чёрт возьми эти письма, одни нервы с ними и больше ничего. – в его мыслях являлись отправители из налоговой или органов внутренних дел. И он ни как не мог подумать, что там банальное приглашение на юбилей к его лучшему другу.
- Я совсем забыл, конечно, пятьдесят, у меня через год, а у него в этом году! Уже пятьдесят – пробормотал он. – Полжизни, если, конечно он доживет до ста, хи-хи!
- С его-то образом жизни, вряд ли!
Отложив приглашение в сторону, он уселся снова в свое любимое кресло. Больше всего Герман не любил когда его отвлекают после окончания рабочего дня. Замечтавшись про будущий юбилей у друга и юные похождения прошлого, он заснул и не заметил, как на втором этаже его салона начался пожар. Каким образом это случилось сложно сказать, может конкуренты сделали поджог, но это мало, вероятно, так как пожар бы начался ночью, или рано утром, да и конкурентов особых у него не было. Другая версия, которую высказывал Герман, дежурному пожарному и полицейскому касалась проводки, которую никогда не меняли. Пожарная сигнализация была, но как у нас всегда бывает, не работала. Огнетушители были, но сроки годности давно истекли, в одном было пены, что бы потушить спичку, а другой вовсе не сработал. Пожар начался так внезапно, что Герман, когда проснулся сначала выбежал на улицу, подышал, пришел в себя и стал звать на помощь прохожих. В руках он держал книгу, когда к нему подбежали двое, один начал звонить в службу спасения, а другой побежал помогать Герману, выносить вещи из огня. Дом, где Герман арендовал помещение под салон, входил в число памятников архитектуры и поэтому был застрахован на такой случай. Но Талканова беспокоили книги, которые он и его новые помощники еще не успели вынести на улицу.
- книги – кричал он
- второй этаж- снова и снова повторял Герман
Раритеты летели из всех окон, падая на дорожную плитку. Тут и церковные сборники становились на попа, а коллекции документов купцов 17 – го века разлетались по сторонам, попадая в лужу. Вот 12 –й, незаконченный том, “Истории государства Российского” 1829 года издания, вывалился со стеклом из окна. За ним 11-й и почему то 2-й. Но самое ценное было на втором этаже и туда пробраться было уже не возможно.
Хотя, пару раз Герман порывался туда за Септуагинтой – греческой Библией Московского издания 1821 года, но даже ее господь не уберег. Зато уберег его самого от гибели. Его удержал от прорыва на второй этаж молодой парень - Роман, которому пришлось даже применить силу и за ноги хватать антиквара.
Именно он и вынес большинство книг Германа. Днем этот паренек учился в московской консерватории, а по вечерам и ночам подрабатывал на старом Арбате, развлекая туристов и жителей города играя классику рока на электрогитаре. Когда приехал первый наряд пожарных, второй этаж практически выгорел, оттуда ничего не успели вытащить, а с первого этажа вытащили много книг, но это было небольшим утешеньем для владельца – он был подавлен и смят, с трудом давая показания о случившемся. В знак благодарности Роману, за помощь, Герман подарил ему ту книгу, с которой выбежал на улицу звать прохожих. Ведь мало кто откликнулся на его призывы, так как практически все в округе были гостями города и никак не могли рисковать собой, спасая добро. Книга находилась у него не легально и уже не смогла бы покрыть даже процент расходов, связанных с пожаром. Искренне жаль беднягу Германа и его семью, но более не будем затрагивать жизнь и судьбу этого гражданина. Нас интересует дальнейшая судьба книги и волшебства. Вперед, только вперед, преодолевая трудности на пути к правде
to be continued...
Свидетельство о публикации №122072800048