Проект Содружества искусств

«Снегурочка» — жемчужина мировой поэтической драматургии.
Перечитывая Александра Николаевича Островского, не перестаёшь
наслаждаться чудесным Русским языком, глубиной раскрытия
темы любви. Кому как не молодёжи студенческого возраста
эта тема близка, мила, интересна и пока ещё не совсем понятна?!

Моя идея, которой я хотел бы поделиться абсолютно свободно.

Представим себе, что будущие актёры и режиссёры, художники
и оформители спектаклей, музыканты и вокалисты, видиоператоры
и фотографы, организаторы массовых представлений и мистерий,
будущие поэты и барды, ландшафтные архитекторы и скульпторы по дереву,
ботаники и разработчики одежды, те, кто собирается работать
в ресторациях, изготовители народных напитков… и великие мэтры!
встречаются на общей площадке, в «Берендеевом царстве»,
чтобы каждый год разыгрывать спектакль-мистерию, чтобы
проводить практические занятия по широкому спектру искусств,
главное из которых театр и кино:  спектакль Александра Островского
«Снегурочка» —  на живой натуре! Сколько замечательных
образов может родиться! Сколько талантов развиться!

«Берендеево царство» надо бы ещё и построить, а перед этим
разработать проект, а перед этим утвердить и саму идею и смету.

12 апреля 2023 года исполнится 200 лет со дня рождения
великого русского драматурга Александра Николаевича Островского.
Он родился в Москве, умер в Щелыково Костромской губернии.

Мы видим, что есть прекрасный повод!

Чтобы сделать первый шаг, я выписал из Весенней сказки
в четырех действиях с прологом то, что видел сам автор:

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время.
Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея.
 
Первое действие в заречной слободе Берендеевке.

Второе действие во дворце царя Берендея.
 
Третье действие в заповедном лесу.
 
Четвертое действие в Ярилиной долине.

Пролог

Лица:
Весна-Красна.
Дед-Мороз.
Девушка-Снегурочка.
Леший. Масляница — соломенное чучело.
Бобыль Бакула.
Бобылиха, его жена.
Берендеи обоего пола и всякого возраста.
Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы,
жаворонки и другие.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом.
Направо кусты и редкий безлистный березник;
налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями,
повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река;
полыньи и проруби обсажены ельником.
За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея:
дворцы, дома, избы — все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой;
в окнах огни.
Полная луна серебрит всю открытую местность.
Вдали кричат петухи.
Из сухого дупла вылезает Леший, лениво потягиваясь и зевая.


Вдали крики: «Честная Масляница!»
Мороз, уходя, машет рукой; метель унимается, тучи убегают.
Ясно, как в начале действия.
Толпы берендеев; одни подвигают к лесу сани с чучелой Масляницы,
другие стоят поодаль.

Бобыль хватается за пустые сани, Бобылиха за Бобыля.

Идет в лес и видит Снегурочку,
кланяется и смотрит несколько времени с удивлением.
Потом возвращается к жене и манит ее в лес.
В это время Снегурочка отходит и из-за куста смотрит на берендеев,
на ее место у дупла садится Леший.
Снегурочка опять возвращается на свое место, Леший уходит в лес.

Действие первое

Лица:
Девушка-Снегурочка.
Бобыль Бакула.
Бобылиха.
Лель, пастух.
Мураш, богатый слобожанин.
Купава, молодая девушка, дочь Мураша.
Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева.
Радушка Малуша
слободские девушки.
Брусило Малыш Курилка
парни.
Бирюч.
Слуги Мизгиря.
Слобожане: старики, старухи, парни и девки.
 
Заречная слободка Берендеевка; с правой стороны бедная изба Бобыля с пошатнувшимся крыльцом;
перед избой скамья; с левой стороны большая, разукрашенная резьбой изба Мураша;
в глубине улица; через улицу хмельник и пчельник Мураша,
между ними тропинка к реке.

Действие второе

Лица:
Царь Берендей.
Бермята, ближний боярин.
Елена Прекрасная, его жена.
Снегурочка.
Купава.
Бобыль.
Бобылиха.
Мизгирь.
Лель.
Бояре, боярыни, гусляры, слепые, скоморохи, отроки, бирючи,
берендеи всякого звания, обоего пола.

Открытые сени во дворце Берендея;
в глубине, за точеными балясами переходов,
видны вершины деревьев сада, деревянные резные башни и вышки.
Царь Берендей сидит на золотом стуле, расписывает красками
один из столбов. У ног царя сидят на полу два скомороха;
несколько поодаль — слепые гусляры с гуслями;
на переходах и у дверей стоят царские отроки.

Из внутренних покоев выходят Прекрасная Елена и боярыни;
из наружных дверей и с лестницы — народ;
между народом Мураш и Лель.
Приспешники приводят Мизгиря.

Действие третье

Лица:
Царь Берендей.
Бермята.
Елена Прекрасная.
Снегурочка.
Бобыль.
Бобылиха.
Мизгирь.
Лель.
Мураш.
Купава.
Радушка.
Малуша.
Брусило.
Курилка.
Леший.
Скоморохи, гудочники, волынщики, свита царя и народ.


Просторная поляна в лесу;
справа и слева сплошной лес стеной;
перед лесом, по обе стороны, невысокие кусты.
Вдали, меж кустами, видны богатые шатры.
Вечерняя заря догорает.

Молодые берендеи водят круги;
один круг ближе к зрителям, другой поодаль.
Девушки и парни в венках.
Старики и старухи кучками сидят под кустами и угощаются брагой и пряниками.
В первом кругу ходят: Купава, Радушка, Малуша, Брусило, Курилка,
в середине круга: Лель и Снегурочка.
Мизгирь, не принимая участия в играх, то показывается между народом,
то уходит в лес.
Бобыль пляшет под волынку.
Бобылиха, Мураш и несколько их соседей сидят под кустом и пьют пиво.
Царь со свитой смотрит издали на играющих.

Леший сзади обнимает Мизгиря;
Снегурочка вырывается и бежит по поляне.
Леший оборачивается пнем.
Мизгирь хочет бежать за Снегурочкой — между ним и ею встает из земли лес.
В стороне показывается призрак Снегурочки.
Мизгирь бежит к нему, — призрак исчезает, на месте его остается пень
с двумя прилипшими, светящимися, как глаза, светляками.

Поляна принимает прежний вид.
Выходит Лель, за ним Прекрасная Елена.

Действие четвертое

Лица:
Царь Берендей.
Снегурочка.
Мизгирь.
Лель.
Весна-Красна.
Все берендеи,
свита Весны,
цветы.

Ярилина долина: слева (от зрителей) отлогая покатость,
покрытая невысокими кустами;
справа — сплошной лес; в глубине озеро, поросшее осокой
и водяными растениями с роскошными цветами;
по берегам цветущие кусты с повисшими над водой ветвями;
с правой стороны озера голая Ярилина гора,
которая оканчивается острою вершиной.
Утренняя заря.

Из лесу по горе сходит народ;
впереди гусляры играют на гуслях и пастухи на рожках,
за ними царь со свитой,
за царем попарно женихи и невесты в праздничных одеждах,
далее все берендеи.
Сойдя в долину, народ разделяется на две стороны.

(Убегает на Ярилину гору и бросается в озеро.)

На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман,
показывается Ярило в виде молодого парня в белой одежде,
в правой руке светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп.
По знаку царя прислужники несут целых жареных быков и баранов
с вызолоченными рогами, бочонки и ендовы с пивом и медом,
разную посуду и все принадлежности пира.

Вот так!

Я представил, что Царя могли бы играть самые-самые мэтры,
а чудный образ Бобыля и Бобылихи, а Снегурочка и Купава,
а Мизгирь и Лель, а Прекрасная Елена, Весна-Красна, Бермята,
Бирюч… А удивительный текст, перечитать который я вас всех
и призываю!


Рецензии