Мои невыдуманные истории
Кому как, а мне повезло несказанно. Я была пионеркой на целый год дольше, чем все другие ребята, потому что меня приняли в пионеры в 9 лет, хотя по уставу в ряды пионерской организации принимали десятилетних. Я свое членство выревела, в прямом смысле этого слова. И было это так.
Пионеров в нашем классе было уже много. А я все еще ходила с октябрятской звездочкой. И вот наступил апрель 1959. В школе снова стали готовить ребят к приему в пионеры, а меня опять не берут! Я реву чуть не в голос, размазывая обильные слезы по щекам, а Анна Ивановна Петухова - наша учительница говорит, что в пионеры меня никак нельзя принять, потому что по чистописанию у меня одни тройки. И это было правдой.
Как бы я не старалась, но в прописях по чистописанию буквы у меня выходили без правильного нажима, и что еще того хуже: в моих тетрадках кажется навсегда поселились противные чернильные кляксы. Современные школьники, да и многие мамы, прочитав эти строки, даже и не поймут, о чем идет речь, поэтому сделаю маленькое отступление.
Мы писали простыми перьевыми ручками. Перышки в начальной школе должны были быть обязательно со звездочкой, поскольку позволяли красиво распределять нажим при написании букв и цифр. Ведем перышко вверх без нажима, и получается тоненькая линия, ведем вниз, делая нажим, линия получается утолщенная, а письмо красивое, как в прописях по чистописанию. В старших классах уже разрешались перышки с шишечкой на конце для скорописи. Такой ручке нужна была чернильница, они продавались в магазине. Мы их называли непроливашки. Они действительно были устроены так, что чернила из них не просто пролить, даже вылить совсем было трудно. Чернильницы мы носили с собой в специально сшитом мешочке вместе с перочисткой, которую делали сами из нескольких кусочков мягкой ткани, прошитых посередине и имевших, как правило, круглую форму. С помощью такого нехитрого устройства мы чистили перо, если к нему случайно прилипала волосинка, комочек не растворившихся чернил, или другая грязь. Кроме того, в каждой тетради лежал мягкий лист, называемый промокашкой, который хорошо впитывал чернила и позволял переворачивать лист, не дожидаясь его высыхания. Урокам чистописания уделялось большое внимание не только потому, что они вырабатывали красивый почерк, который до сих пор удивляет наших внуков, главное - у детей работала мелкая моторика, что чрезвычайно важно для развития головного мозга. В Китае, как я недавно прочитала в Интернете, теперь ввели пятиминутки по обязательному письму кисточкой, наверное, совсем не зря.
Итак, мы писали, периодически макая перо в чернильницу, и у меня от того ли что я часто или слишком глубоко макала свое перо, с него капали кляксы. Не раз приходилось мне переписывать тетрадки, порванные Анной Ивановной. Реву, да пишу, а клякс все больше, уже не только от чернил, но и от слез.
Сегодня такие методы работы, наверное, осудили бы, а мы ее очень любили. В то время школа была для нас вторым домом, а учительница – мамой. Строгой, справедливой и любящей на уроках и лучшей подружкой – в перемену, с которой мы играли в разные игры. Но… вернусь к истории с пионерским галстуком.
Стою я возле учительского стола, реву навзрыд, а все вот-вот уже пойдут на торжественную линейку. Уже и галстуки готовы! У двух девочек - шелковые при любом движение нежно колышутся, впрочем, у большинства дешевые – сатиновые. У меня тоже сатиновый, давно лежит под сундуком, гладится. Тут опять надо сделать отступление и объяснить, что значит гладить вещи под сундуком.
В то время электрических утюгов не было. Гладили вещи либо чугунными, которые просто нагревали на плите, пока топилась печь, либо паровыми. Паровой утюг напоминал современный электрический. В нем было два отделения: в одно заливалась вода, а в другое закладывались горячие угли, которые нагревали сам утюг и воду в нем, что позволяло гладить вещи гораздо дольше, чем чугунным. А поскольку горячие угли тоже были не всегда, часть вещей мы гладили с помощью валка и катка, как Аксинья в «Тихом Доне», или расправляя, укладывали между сундуками. Вот так и мой галстук лежал, ожидая своего часа, и, наконец, дождался. Буквально за час до церемонии Анна Ивановна, наконец-то сказала:
- Ну! Беги скорей за галстуком. Так и быть попрошу пионервожатую принять тебя в пионеры, а ты обещай мне, что исправишь все тройки по чистописанию.
-Обещаю, честное октябрятское, - сквозь слезы выдавила я и, стремглав, понеслась домой.
-- Мама! Давай скорей галстук! – едва переступив порог, закричала я, - меня в пионеры принимают!
Галстук из-под сундука мы извлекли быстро, а вот пионерская форма - черная юбочка с белой кофточкой были мятыми. Печка у нас уже не топилась, угли в ней почернели, и мы как не дули на них, они не разгорались! Пришлось мне бежать с утюгом по соседям в поисках углей. К счастью, нашла я их быстро…
И вот я уже стою в строю и говорю клятву, которую знала к тому времени наизусть, потому что много раз повторяла про себя за другими ребятами: « Я , вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою советскую Родину, жить учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия!» и слышу в ответ слова пионервожатой
- К борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!
-Всегда готовы!- громким эхом отдаются голоса ребят, в котором потонул и мой голос и моя рука вместе со всеми вскидывается вверх в пионерском салюте. Свершилось! Это было 22 апреля в День рождения В.И. Ленина.
История вторая. Милицейская.
Пионерская организация играла огромную роль не только в жизни ребят, но и всего государства, потому что брала на себя функции воспитателя будущего гражданина. Не будем сейчас говорить о заорганизованности и формализме, которые, как говорится, имели место быть. От них, безусловно, надо было избавляться, но можно было сделать это, не разрушая саму организацию. Мы же в пылу перестройки, так старались поскорее избавиться от всего советского, что рушили все «до основания», уповая на то, что уж «затем мы наш, мы новый мир построим»! Только вот построить-то «наш новый мир» получилось не во всем. Не получается и с детскими организациями. А они нужны! Подтверждение тому - разные детские объединения, которые стихийно появляются то тут, то там, и, как показывает практика, это ни к чему хорошему, увы, не приводит. В школах растут жестокость и насилие, от которых не спасают даже взрослые охранники.
Рискну сейчас задать риторический вопрос: может, не стоит изобретать велосипед, а просто вернуться в ту же пионерию? Что плохого было в том, что пионер давал клятву любить свою родину? И чем плохо было само название? Пионер – значит первый! Пионерами называли себя даже колонизаторы Америка. А разве мы, создавая никому неведомое бесклассовое, социалистическое общество не были пионерами? Пионеры могли и делали много добрых дел, стоило их только увлечь, или, как сказали бы сегодня, мотивировать.
Я в этом убедилась, будучи начальником Инспекции по делам несовершеннолетних. В советское время, милиция работала в тесном контакте с общественностью. Насколько он был прочным и успешным, во многом зависело от руководителей с обеих сторон: директора и инспектора по делам несовершеннолетних. В ранней профилактике детской преступности «Оперативно комсомольские отряды», отряды «Дзержинец» и «Юные друзья милиции» играли большую роль. ОКО создавались на базе предприятий и работали под руководством Горкома ВЛКСМ, а отряды ЮДМ и «Дзержинец» - в школах и ПТУ. Дзержинцами были старшеклассники - комсомольцы, а членами ЮДМ - пионеры, школьники среднего звена. Где-то они работали слабо, а где-то, как в школе № 58, очень хорошо, за что огромное спасибо директору школы того времени Валентине Ивановне Парфеновой.
Кто-то сейчас скажет: ну, что могут сделать ребята в современных условиях? Да, условия меняются, но двойки, пропуски уроков, раннее пристрастие к курению, сквернословие и драки среди малышей остаются. С этими негативными явлениями среди учащихся начальной школы и работали отряды ЮДМ. А еще следили за аккуратностью учебников и тетрадей, наличием школьных принадлежностей в портфеле, помогали в учебе. И делали это с такой поистине не детской ответственностью, невольно подтягиваясь и сами,
Это только одно из множества добрых дел, которыми славилась пионерская организация, а ведь были и сбор металлолома и макулатуры, тимуровские отряды, бравшие на себя шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. Где-то, возможно, еще и сохранилось наглядное свидетельство этого шефства – красные звездочки на дверях и воротах. Хотя, вряд ли. Больше 30 лет прошло, как не стало Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, воспитывавшей в нас доброту и верность, ответственность и честность, чувство товарищества и взаимовыручки – все то, что отличает человека от животного, главной заботой которого является удовлетворение собственных нужд и потребностей.
История третья. Благодарная.
Идут годы. Многие пионеры давно стали бабушками и дедушками, но, читая эти строки, невольно вспомнят свои школьные годы, наполненные звуками пионерского горна и барабанной дробью. В наше послевоенное, не всегда сытое и модно одетое время в СССР у ребят была своя страна, заботливо оберегаемая государством. Управляла этой страной Всесоюзная пионерская организация.
Каждый класс – пионерский отряд, который делился на пионерские звенья. Между звеньями, как и между отрядами, шли соревнования по учебе и дисциплине, по инициативе и творчеству, по совершению добрых дел. Отряды объединялись в пионерские дружины, которые были в каждой школе.
Была у нас на радио своя детская программа «Пионерская зорька», в каждом городе был свой Дом пионеров и был свой праздник – День пионерии, который отмечался всей страной 19 мая. В этот день городская площадь наполнялась звонкими голосами ребят, неповторимыми звуками горнов и барабанов.
«Раз, два, - задает тон вожатый, - три, четыре»,- подхватывают слова речевки ребята, шагая торжественным маршем вслед за знаменной группой своей дружины. Трепещет на майском ветру золотая бахрома пионерских знамен, а с трибуны звучат слова приветствия вместе с отчетом о добрых делах каждой пионерской дружины. И за всем этим стоял огромный труд учителей, воспитателей, педагогов, сохранивших в своей душе наперекор всем невзгодам частичку вечной детской радости и счастья, которые проросли великой любовью к детям. Золотыми буквами в историю нашей Камышловской пионерии мы должны, на мой взгляд, вписать имена Людмилы Михайловны Мнухиной и Галины Степановны Могутиной, Иды Ивановны Даировой и Галины Михайловны Евдокимовой, Светланы Ивановны Ивановой, Любови Александровны Путинцевой и еще многих и многих других, настоящих ребячьих вожаков. Они умели быть с нами рядом и еще чуть-чуть впереди, чтобы ввести нас из счастливой страны детства в не менее счастливую взрослую жизнь. Спасибо Вам!
О.В. Нифонтова
ps. Статья была написана к 100-летию пионерской организации и напечатана в газете "Камышловские известия".
Свидетельство о публикации №122072801091