Мои невыдуманные истории

История первая: я – пионерка.

Кому как, а мне повезло несказанно. Я  была пионеркой  на целый год  дольше, чем все другие ребята, потому что меня приняли в пионеры в 9 лет, хотя по уставу в ряды пионерской организации  принимали десятилетних. Я свое членство выревела, в прямом смысле этого слова. И было это так.
Пионеров в нашем классе было уже много. А я все еще ходила с октябрятской  звездочкой.   И вот  наступил апрель 1959.  В  школе  снова стали готовить ребят к приему в пионеры, а меня опять не берут!  Я реву чуть не в голос, размазывая  обильные слезы по щекам, а  Анна Ивановна Петухова - наша учительница  говорит, что в пионеры меня никак нельзя принять, потому что по чистописанию у меня  одни тройки. И это было правдой.
 Как бы я не старалась, но в прописях по чистописанию буквы у меня выходили  без правильного нажима, и  что еще того хуже: в моих тетрадках кажется навсегда поселились противные чернильные  кляксы.  Современные школьники, да и многие  мамы, прочитав эти строки, даже  и не поймут, о чем идет речь, поэтому сделаю маленькое отступление.
 Мы писали простыми перьевыми ручками. Перышки в начальной школе должны были  быть обязательно со звездочкой,  поскольку позволяли  красиво распределять нажим при написании букв и цифр. Ведем перышко вверх без нажима, и получается тоненькая линия, ведем вниз, делая нажим, линия получается утолщенная, а письмо красивое, как в прописях по чистописанию. В старших  классах уже разрешались перышки с шишечкой на конце для скорописи. Такой ручке нужна была чернильница, они продавались в магазине. Мы их называли непроливашки. Они действительно были устроены так, что чернила из них  не просто пролить, даже вылить совсем было трудно. Чернильницы мы носили с собой в специально сшитом мешочке вместе с перочисткой, которую делали сами из нескольких  кусочков мягкой ткани, прошитых посередине и имевших, как правило, круглую форму. С помощью такого нехитрого устройства мы чистили перо, если к нему случайно прилипала волосинка, комочек не растворившихся чернил,  или другая грязь. Кроме того, в каждой  тетради лежал мягкий лист, называемый промокашкой, который хорошо впитывал чернила и позволял переворачивать лист, не дожидаясь  его высыхания.  Урокам чистописания уделялось большое внимание не только потому, что они вырабатывали красивый почерк, который  до сих пор удивляет наших внуков, главное - у детей работала  мелкая моторика, что чрезвычайно важно для развития  головного мозга. В Китае, как я недавно прочитала в  Интернете, теперь  ввели пятиминутки по обязательному письму кисточкой, наверное, совсем не зря. 
Итак,  мы писали, периодически макая перо в чернильницу, и у меня  от того ли что я часто   или  слишком глубоко макала свое перо, с него  капали кляксы. Не раз приходилось мне переписывать  тетрадки, порванные Анной Ивановной.  Реву, да пишу, а клякс все больше, уже не только от чернил, но и от слез.
Сегодня  такие методы работы, наверное, осудили бы, а мы  ее очень любили. В то время школа была для нас вторым домом, а учительница – мамой. Строгой,  справедливой и любящей на уроках и лучшей подружкой – в перемену, с которой мы играли в разные игры.  Но… вернусь к истории с пионерским галстуком.
Стою я возле учительского стола,  реву  навзрыд, а все вот-вот уже пойдут на торжественную линейку. Уже и галстуки готовы! У двух девочек  - шелковые  при любом движение нежно колышутся, впрочем, у большинства  дешевые – сатиновые.  У меня тоже сатиновый, давно лежит под сундуком, гладится. Тут опять надо сделать отступление и объяснить, что значит гладить вещи под сундуком.
  В то время электрических утюгов не было.  Гладили вещи либо чугунными, которые просто нагревали на плите, пока топилась печь, либо паровыми.  Паровой утюг напоминал современный электрический.   В нем  было  два отделения: в одно заливалась вода, а в другое закладывались горячие угли, которые нагревали  сам утюг и воду в нем, что позволяло гладить вещи гораздо дольше, чем  чугунным. А поскольку горячие угли тоже были не всегда, часть вещей мы гладили с помощью валка и катка, как Аксинья в «Тихом Доне»,  или расправляя, укладывали между сундуками. Вот так  и мой галстук лежал, ожидая  своего часа, и, наконец, дождался.  Буквально за час до церемонии Анна Ивановна,  наконец-то сказала:
- Ну! Беги скорей за галстуком. Так и быть попрошу пионервожатую принять тебя в пионеры, а ты обещай мне, что  исправишь все тройки по чистописанию.
-Обещаю, честное октябрятское, - сквозь слезы выдавила я и, стремглав, понеслась домой.
 -- Мама! Давай скорей галстук! – едва переступив порог, закричала я, - меня в пионеры принимают!
Галстук из-под сундука мы извлекли быстро, а вот пионерская форма -  черная юбочка с  белой кофточкой были мятыми.  Печка у нас уже не топилась, угли в ней  почернели,  и мы как не дули на них, они  не разгорались! Пришлось  мне бежать с утюгом по соседям в поисках углей. К счастью, нашла я их быстро…   
И вот я уже стою  в строю и говорю клятву, которую  знала к тому времени наизусть, потому что  много раз  повторяла про себя за другими ребятами: « Я , вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою советскую Родину, жить  учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия!» и слышу в ответ слова пионервожатой
- К борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!
-Всегда готовы!- громким эхом  отдаются голоса ребят, в котором потонул и мой голос и моя рука вместе со всеми вскидывается вверх в пионерском салюте.  Свершилось! Это было 22 апреля в День рождения В.И. Ленина.

История  вторая. Милицейская.

 Пионерская организация  играла огромную роль не только в жизни ребят, но и всего государства, потому что  брала на себя функции воспитателя будущего гражданина. Не будем сейчас говорить о заорганизованности и формализме,  которые, как говорится,  имели место быть. От них, безусловно, надо было избавляться, но можно было сделать это, не  разрушая  саму организацию.  Мы же в пылу перестройки, так старались поскорее избавиться от всего советского, что рушили все «до основания», уповая на то, что уж «затем мы наш, мы новый мир построим»! Только вот  построить-то «наш новый мир» получилось  не во всем. Не  получается и с детскими организациями. А они нужны! Подтверждение тому -  разные детские объединения, которые стихийно появляются  то тут, то там, и, как показывает практика, это ни к чему хорошему, увы, не приводит. В школах растут жестокость и насилие, от которых не спасают даже  взрослые охранники.
 Рискну сейчас задать риторический вопрос: может, не стоит изобретать велосипед, а просто вернуться в ту же пионерию?  Что плохого было в том, что пионер давал клятву любить свою родину? И чем плохо было само название? Пионер – значит первый! Пионерами называли себя  даже колонизаторы  Америка. А разве мы, создавая никому неведомое бесклассовое, социалистическое общество не были пионерами? Пионеры могли и делали много добрых  дел, стоило их только увлечь, или, как сказали бы сегодня, мотивировать.
 Я  в этом убедилась, будучи начальником Инспекции по делам несовершеннолетних.  В  советское время, милиция работала в тесном контакте с общественностью. Насколько он был  прочным и успешным,  во многом  зависело от руководителей с обеих сторон: директора  и инспектора по делам несовершеннолетних. В  ранней профилактике  детской преступности  «Оперативно комсомольские отряды», отряды  «Дзержинец» и «Юные друзья милиции»  играли  большую роль. ОКО создавались на базе предприятий  и работали под руководством  Горкома ВЛКСМ,  а  отряды ЮДМ и «Дзержинец»  -  в школах и ПТУ.  Дзержинцами были  старшеклассники - комсомольцы, а членами ЮДМ  - пионеры, школьники среднего звена.  Где-то они работали слабо, а где-то, как в школе № 58, очень хорошо, за что огромное спасибо  директору школы того времени Валентине Ивановне Парфеновой.
Кто-то сейчас скажет: ну, что могут сделать ребята в современных условиях?  Да, условия меняются,  но  двойки,  пропуски  уроков, раннее пристрастие к курению, сквернословие и драки среди малышей остаются.    С этими негативными явлениями среди учащихся начальной школы и работали отряды ЮДМ.  А еще следили за аккуратностью учебников и тетрадей, наличием  школьных принадлежностей в портфеле, помогали в учебе.  И делали это с такой  поистине не детской ответственностью, невольно подтягиваясь и сами, 
 Это только одно из множества добрых дел, которыми славилась пионерская организация, а  ведь были и сбор металлолома и макулатуры,  тимуровские отряды, бравшие на себя шефство  над ветеранами Великой Отечественной войны. Где-то, возможно,  еще  и сохранилось  наглядное свидетельство  этого шефства  – красные звездочки на дверях и воротах. Хотя, вряд ли. Больше 30 лет прошло, как не стало Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, воспитывавшей в нас доброту и верность, ответственность и честность, чувство товарищества и взаимовыручки – все то, что отличает человека от животного,  главной заботой которого является удовлетворение собственных нужд и потребностей.

История третья. Благодарная.

Идут годы. Многие пионеры давно стали бабушками и дедушками, но, читая эти строки, невольно вспомнят свои  школьные годы, наполненные звуками пионерского горна и барабанной дробью.  В наше послевоенное, не всегда сытое и модно одетое время в СССР у ребят была своя  страна, заботливо оберегаемая государством.  Управляла этой страной  Всесоюзная пионерская организация.
 Каждый класс – пионерский отряд, который делился на пионерские звенья. Между звеньями, как и между отрядами, шли соревнования по учебе и дисциплине, по инициативе и творчеству, по  совершению добрых дел.  Отряды объединялись в пионерские дружины, которые были в каждой школе.
Была у нас на радио своя детская программа «Пионерская зорька», в каждом городе был свой  Дом пионеров и был свой праздник –  День пионерии, который отмечался всей страной 19 мая. В этот день  городская площадь  наполнялась звонкими голосами ребят, неповторимыми звуками горнов и барабанов.
«Раз, два, - задает тон вожатый, - три, четыре»,- подхватывают слова речевки  ребята, шагая  торжественным маршем вслед за знаменной группой  своей дружины. Трепещет на майском ветру золотая бахрома  пионерских знамен, а  с трибуны  звучат слова приветствия вместе с отчетом о добрых делах каждой пионерской дружины. И за всем этим стоял огромный труд  учителей, воспитателей, педагогов, сохранивших в своей душе наперекор всем невзгодам частичку вечной детской радости и счастья, которые проросли великой любовью к детям. Золотыми буквами в историю нашей Камышловской пионерии мы должны, на мой взгляд, вписать имена  Людмилы Михайловны Мнухиной и Галины Степановны Могутиной, Иды Ивановны Даировой и Галины Михайловны Евдокимовой, Светланы Ивановны Ивановой, Любови  Александровны Путинцевой и еще многих и многих других, настоящих ребячьих вожаков.  Они умели быть с нами рядом и еще чуть-чуть впереди, чтобы ввести нас из счастливой  страны детства в не менее счастливую взрослую жизнь. Спасибо Вам!
 
О.В. Нифонтова

ps. Статья была написана к 100-летию пионерской организации и напечатана в газете "Камышловские известия".


Рецензии