Предисловие к стихам Маслова Дмитрия Анатольевича
Это был стресс. Я его пережил, общаясь со своим пятилетним старшим сыном, который рано обнаружил нестандартное мышление. С годами я к этому привык, мне это нравилось. Мне нравилось не по годам мудрое отношение Димы к жизни, многие острые проблемы по жизни мы совместно преодолели, благодаря его уникальному дару. Слава Богу, мы успешно прошли через смутные времена, мы здоровы, чувствуем себя хорошо, жизнь продолжается. А теперь самое время перейти к главной теме книги, к которой я пишу предисловие, к поэтическому творчеству автора этой книги Маслова Дмитрия Анатольевича.
В конце октября 2021 года Дима неожиданно прислал мне два стихотворения о младшем сыне Коле. Они меня сильно удивили. Стихотворения были написаны явно не дилетантом. Профессионалом. Немедленно созвонился с Димой, похвалил стихотворения и спросил, что случилось. Такими стихами он меня давно не баловал. Дима ответил что-то вроде, я прикалываюсь, хулиганю слегка. В ответ я написал серьёзные слова критического анализа:” Мне нравится твоя потребность излагать результаты анализа в канонической форме, следуя принципу минимальной сложности и максимальной полноты. Это стимулирует мышление и повышает его качество. Кстати, даётся это не каждому. Но ты с детства отличался особой одарённостью, Бог заметил это и предложил тебе мощную волну Ренессанса, погрузив тебя в активную поэзию. Это царский подарок!” Дима оценил мой отзыв, назначил Главным цензором его поэтического творчества и прислал очередное стихотворение “ ОДА КУАРУ”, достоинства которого: лёгкость стиля, стремительность сюжета, энергичность ритма, деликатные иронию и юмор я оценил довольно высоко. Дима поблагодарил меня за высокую оценку и примерно через час прислал стихотворение “Notes”. Сказать. Что это стихотворение произвело на меня большое впечатление, значит не сказать ничего. Взорвалась бомба. Меня охватил мистический страх! Такой силы образ просто так не приходит в эту жизнь. “Помолимся”, - написал я Диме. Интеллектуальное напряжение, эмоциональный срыв и безысходность. И тревога! Давно я не испытывал такого беспомощного состояния. Концовка стихотворения убийственная:
“Как завоет обшивка безжалостно вскрытая камнем,
Как раскроют шпангоуты рваные корпуса раны,
Как нахлынет волна, свою забирая добычу,
Криком чаек венчая, насколько он всем безразличен.
Не устану я это тебе повторять многократно,
Ты услышать готов только то, что для уха приятно,
Только знай, что среди многолюдного спора
Горстка близких людей тихо молится у монитора”.
На следующий день Дима прислал мне стихотворение “ Бабушкам “. И снова потрясение, снова шедевр. Щемящее чувство утраты и светлая память о том времени, когда бабушки были рядом, когда всё вокруг было радостным, когда Родина была родная и мама с папой были молодыми и сильными. Не выдерживая эмоционального напряжения, плачу:
Уходят наши бабушки такими,
Какими мы их помним через детство,
Весёлыми, красивыми, родными,
Нам песни оставляя по наследству.
Они уносят целую эпоху,
Где ночью звёзды тусклые мерцают,
Бродяга проплывает по Байкалу,
В степи ямщик безвестный замерзает.
На следующий день получаю стихотворения «Мысли по ХВН» и «НА ДР ВЛКСМ». Впечатление огромное. Пытаюсь прийти в себя и осмыслить феноменальное явление, которое тревожит меня всё больше и больше. Обсуждаю проблему с Настей, моей дочерью. Умненькая взрослая девочка, магистр искусствоведения, не раз мы с ней успешно разбирались в сложных лингвистических и литературоведческих вопросах. Пишу ей: «Он настолько погружён в силу образа, который создаётся, что ритм и рифма для него мелочи. Профессиональный поэт так сделать не сможет, даже если захочет, синдром интеллектуальной ловушки. Дима в двух последних стихотворениях пишет, как дышит. Изъяны в его стихотворениях напоминают мне изъяны в природных бриллиантах по сравнению с бриллиантами искусственными». Настя стихи Димы читала, с моими оценками и отзывами согласилась, но помочь мне отказалась, ссылаясь на большую сложность предмета исследования. Посылаю Димины стихи Елене Николаевне Левановой, умнейшей женщине нашего времени, искусствоведу, блестящей пианистке. Насте очень повезло в течение двух лет общаться с Еленой Николаевной в качестве ученицы. Прошу Елену Николаевну написать несколько слов о своих впечатлениях от стихов. Из переписки с Левановой Е.Н. и Димой: « Добрый вечер, Анатолий Павлович. К истории поточнее присмотреться надо. Корчагин не был на Кронштадском льду. Он родился в 1902-м, жил на Украине, в 24 года (или в 1924-м) уже ослеп. Получается абстрактно – романтизированный стих.» Ответ: « Добрый вечер, дорогая Елена Николаевна. Поздравляю Вас с недавним днём рождения. Спасибо за уточнение. Это мой старшенький балуется. Думаю, что он имел в виду образ Павла Корчагина ( не Островского ), который может быть в любое время и в любом месте. Ещё раз Большое Спасибо. Вы Большая Умница!». Ответ Димы: «Конечно, не был. Забегая вперёд, добавлю, что не был с ним знаком лично. И на льду с ним не лежал.» Е.Н. Леванова: «Спасибо за поздравление, Анатолий Павлович. У Корчагина своя выверенная биография – по событиям, которые описаны в романе. Тогда так писали. А годы жизни Н. Островского другие. Хорошо, что молодое поколение проводит свою мысль на бумаге и в стихах. Но тщательнее надо подходить к событию или биографии персонажа. Например, мы помним Аркадия Гайдара с одной легендой – биографией, и книжки мне нравились. Но участие в войне без крови не бывает, и чужих жизней там не жалеют. А внуки наследуют качества дедов. И много стало известно, когда стали открывать архивы. Иногда лучше жить с легендой, чем знать правду. Но пытливость и задор комсомольца в Вас живёт до сих пор! ».
А стихотворения стали поступать ежедневно. «Про осень», «Феномен Персильд», «На 041121», «Концерт А. Демидовой», «Старушкин кот» - пародия на стихотворение В.С. Бутко «Про кота», «Разговоры», «Память», «Антивак». Перечитываю и чувствую, что каждое стихотворение – это бесценный подарок. Смотрю на него и радуюсь прикосновению к волшебству, к истокам, когда всё вокруг было светлым и ясным. Как будто я на мгновение вернул себе способность мыслить как в молодости. Когда осень была необыкновенной, когда мы верили друг другу и ценили каждое мгновение, проведённое вместе, когда память была красивой и Родина была правильной. Из переписки с Димой: «Ты не представляешь, как я рад, что мне пришла в голову мысль объяснить сакральный феномен твоих стихов сравнением бриллиантов – природного и искусственного. Я смотрю, тебе всё равно в каком размере писать. И это хорошо, как Бог на душу положил, так и надо делать. Перефразируя Александра Невского, скажу: «Не в форме Бог, а в правде!». А про хэллуин этот самый я так думаю, не праздник это для нас, а насилие над Русским Духом. Огнём и мечом нужно истреблять эту чертовщину с нашей Земли.» Снова перечитываю стихотворения и поражаюсь каждому четверостишию. Сверхъестественная наблюдательность и предельная точность выражения мысли. При этом эмоциональное напряжение стиха зашкаливает. Первый раз в жизни ловлю себя на том, что мне хочется перечитывать до бесконечности и не прерывать контакт с ВОЛШЕБСТВОМ. Из переписки с Димой: «Я чувствую, что потихонечку начинаю тебе завидовать! Слава Богу, я знаю одну очень важную истину: дети должны идти дальше своих родителей. Я бы даже сказал не должны, а идут дальше и это правильно! Это закон Жизни! Мне показалось, что ты, почувствовав прелесть канонического анализа того, что вокруг тебя происходит, “замахнулся на самогО Вильяма Шекспира.” Выбрал для эксперимента близкий круг и попробовал разобраться со структурой внутренних отношений участников этого круга. Поэтическая форма сильно мотивирует автора проникнуть в тонкую структуру отношений между близкими людьми, постичь глубокую психологическую основу этих отношений. Ты попробовал и у тебя это получилось. Делай следующий шаг и ничего не бойся. Я уверен, у тебя получится. Предмет интереса потрясающий и бесконечный. Более тонкий и глубокий анализ того, что происходит, пока мне не доступен. Поживём, увидим. Какие наши годы. Людям показывать не только можно, но и нужно! ».
Следующее стихотворение «Слова». Читаю и мгновенно вспоминаю книгу великого Е.Н. Трубецкого «Смысл жизни» с его гениальным определением слова «смысл». Дима блестяще делает это в стихотворной форме, образно и точно, спустя 100 лет. Вот уж, действительно, связь времён, которая так нужна нам сейчас в это смутное разорванное время. Далее великолепные стихотворения, посвящённые О. Газманову, Л. Рубальской, И. Бунину, искромётные, написанные с добрым юмором и большим уважением к выдающимся личностям. И вот стихотворение «Как». Проблемное. Зовёт в интеллектуальное пространство, требует напряжения мысли. У меня оно ассоциируется с «Первым законом диалектики Гегеля», я бы назвал его «Диалектика». Какая простота, какая лаконичность, образность и полнота! Фундаментальные мысли, оформленные канонично – это проделки Гениев.
Стихотворение «Снег» относится к циклу стихов о природе. Стихи о природе у Димы особенные. О них мы поговорим отдельно. Раньше я думал, что написать стихи о природе лучше С.А. Есенина невозможно. Оказывается возможно!
А сейчас поговорим о Счастье, так Дима назвал своё следующее стихотворение, «Счастье». Почему я считаю важным обсудить это стихотворение, эту тему. Да потому, что подавляющее большинство людей не могут последовательно и понятно, даже для самих себя, словами объяснить, что такое Счастье. Мне идёт восьмой десяток лет, и я много лет разным людям задавал вопрос о счастье и получал разные ответы. Именно это безобразное разнообразие ответов заставило меня сейчас вернуться к обсуждению феномена «счастье». И начну я с переписки с Димой о его стихотворении «Счастье»: « Я замер, когда прочёл название стихотворения. Боялся, что у нас с тобой разное видение формы представления этого феномена. Когда прочитал первые четыре строчки, понял, что у нас с тобой одинаковое представление о счастье, а именно: счастье – это мгновение. Мне стало легко и свободно читать твоё стихотворение. Окончательно и бесповоротно формула счастья сложилась у меня в голове, ты не поверишь, совсем недавно на операционном столе в городской больнице Павловского-Посада, когда молодой и великий умелец-врач из Москвы хирург Ибрагим пришивал мне пальцы левой руки. Он колдовал над моей рукой, а я смотрел в белый потолок и физически ощущал острое состояние счастья. В сотне километров от Москвы, за лесами и полями со мной случилась беда и чужие люди практически мгновенно (максимум через полчаса после случившегося я лежал на операционном столе и со мной Ибрагим творил чудо ) оказали помощь. Возвращаясь к стихотворению, говорю: “ Счастье случается с человеком в какой-то момент и момент этот становится в жизни человека знаковым. В памяти остаётся навсегда.» Итак, Счастье – это ощущение человека в момент, когда в его жизни произошло событие, ставшее для него знаковым и в памяти осталось навсегда.» Всё стихотворение Димы посвящено этим счастливым мгновениям, которые составляют счастливую жизнь. А жизнь продолжается и Дима как неутомимый Нестор ежедневно отправляет эту живую действительность на бумагу, не оставляя ей ни малейшего шанса увильнуть, ускользнуть от его намётанного на мельчайшие детали взгляда. Так появляются стихотворения «Будущее», «Мы», «Утром», «Новости», «Неделя», «Госуслуги», «Лайк», «Гендер», «Бывает», «Бахилы», «Луна», «Стуки», «Гимн», «Антресоль», «Дети», «Матрица», «Спутник», «Бридж», «Благодарность», «Выбор», «Пряничный дом», «Вацап», «Жана жыл», «Человек-Г@вно», «Гимн». Ни одного проходного стихотворения. Каждое стихотворение – оригинальное произведение: выбор темы, постановка проблемы, полноценное развитие темы, глубокий анализ, иногда не без юмора, и блестящий завершающий акт в виде мудрого вывода, который украсит любой сборник крылатых выражений. Далее идут стихотворения, о которых я хотел бы поговорить отдельно.
Начну с «Веры». С первых строчек это стихотворение поражает своей активностью. Не по словам судите о встреченном феномене, а по его проявлениям:
«Вопросом старым мучаюсь я вновь,
Возможно ль верой пробудить любовь?»
«Для веры много поводов вокруг,
Она сомнений вылечит недуг
И станет, ожиданьям вопреки,
Скалистым руслом бешеной реки.»
Автор безжалостно ввергает читателя в классическую библейскую аксиоматику о природе веры и любви, об их непростых взаимоотношениях. Тут же подключает человека с его вечными вопросами и к вере, и к любви:
«Но если хаос верой укротить,
Должны ли мы тогда его любить?
Зачем нам буря огненных страстей,
Когда за нею нет любви ни чьей ?»
Любой философ может только мечтать о такой структуре классического анализа, которую Дима создаёт поэтической формой. Но что он творит дальше! Как деликатно и тонко переходит он к обсуждению природы любви и веры. Вот она эмоциональная основа любви, которая не знает ни меры, ни границ, готовая в любой момент превратиться в страсть и в прах превратить всё вокруг себя, если бы не вера – апофеоз рационального начала в жизни:
« Любовь с рожденья каждому дана
Как есть, дышать и мучиться без сна,
И чувствовать, и слышать пенье птиц,
И плакать из-под склеенных ресниц.
Она нужна, чтоб счастье нам дарить,
Не нужен ей совет кого любить.
Ведь до сих пор не знаем мы ответ
Из-за чего мы в ком-то видим свет.»
А вера? Вера здесь, рядом: успокоит, приласкает, пожалеет, погладит по головке, приголубит и спасёт. Вера – опора, но посмотрите как изящен и интеллигентен поэтический образ этой опоры:
«А вера не приходит к нам сама,
Она сквозь сердце прорасти должна.
Чтобы для нас опорой твёрдой стать
И бесконечность в рамках удержать».
И вот она великая связь двух основных начал жизни человеческой, великая гармония человеческой природы:
«Хоть сотню жизней снова проживи,
Не испытаешь веру без любви.
И в ком ты смог любовь свою найти
Зла не добавит на твоём пути.»
Пророческие слова! Вот как выглядит канон! Не добавить, не убавить! Вот почему философия без поэзии – сирота. Из переписки с Димой: «Отношения, связь между верой и любовью тонкая материя, трепетная тема. Ясно только, что друг без друга они обойтись не могут. О приоритете здесь я бы говорить не стал. Не случайно ведь в христианстве говорят о неразделимом триединстве разума, воли и совести, как о душе. Здесь есть о чём поговорить, порассуждать. А в народе говорят ПРОСТО: «Вера, Надежда и Любовь!». Пока всё».
Теперь о стихотворении «Парадоксы». Потрясающе! Здесь Дима выбрал для обсуждения вечный Шекспировский вопрос «Быть или Не быть!». Кстати фразы этой в стихотворении нет. Есть фантастическая насыщенность образами и мудрое объяснение противоречий нашей запредельно сумбурной жизни:
«Мы редко в жизни думаем о том,
Что от избытка благо делается злом,
И где проходит роковой излом,
Который делает Юпитера быком ?»
«Не стоит в жлобстве мужество винить,
И храбрость можно безрассудством наградить.
В занудство рассудительность ведёт,
А для болтливости общительность, как мёд.»
«Нам важно вовремя успеть сойти,
Благих намерений предречены пути.
Не зацветёт в душе твоей герань,
Пока мы ищем, где проходит эта грань.»
А вот моё любимое стихотворение «Мысли». Тема необъятная и, к сожалению, практически не изучена. Нет профессионалов. Отказавшись от великой русской философской школы 19-го века, Советская Россия так и не смогла создать достойную философскую школу, изуродовав теорию познания ленинской теорией марксизма-ленинизма, отказав в мышлении всей природе, кроме человека. Дима в своём стихотворении обсуждает мысль как инструмент процесса познания мира, которая стремится стать доступной фразой. Другими словами, мысль, являясь продуктом физико-химического процесса в мозгу человека, объявляет ему о своём существовании на его языке с помощью слов, обретая при этом цель и смысл своего существования. Смысл с Божьей помощью становится для человека знанием. Таков путь мысли от возникновения до знания человека и человеческого социума. Это следует из стихотворения «Мысли»:
« Любая мысль доступной фразой
Усилит действие вдвойне,
Велеречивости зараза
Одну печаль приносит мне.
Тут нет секрета никакого,
И не в терпении ответ.
Ведь если нет простого слова,
Скорей всего, и мысли нет.»
«Ведь правоту определяет
Не тот, кто громче всех кричит,
Чья седина нас умиляет,
Иль речь цитатами пестрит.
А тот, в чьём сердце нет сомнений.
И прояснится голова,
Когда вся суть простых решений
В простые выльется слова.
Его мы слушать не устанем,
Исчезнет вмиг любой обман.
Словами твёрдыми, как камень
Он гору ввергнет в океан.»
Последнее четверостишие прямо обращено к Евангелию от Марка ( Мк, 51, 11, 22 – 24 ): «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.»
Стихотворение Димы – это поэтический образ процесса мышления, опирается этот образ на Божественное прозрение и потому является пророческим. Похожую теорию процесса мышления изложил в своей книге «Смысл жизни» великий русский философ, князь Е.Н. Трубецкой примерно 100 лет назад ( 1919 год). Дима эту книгу не читал. Когда я прочитал это стихотворение, я порекомендовал Диме прочесть книгу «Смысл жизни». Пока он только собирается это сделать. Е.Н. Трубецкого я уже вспоминал в связи со стихотворением «Слова».
Теперь стихотворение «Желания». Это стихотворение – наказ. Квинт-эссенция мудрости. Комментировать его, обсуждать нельзя. Его можно только читать и радоваться, читать и плакать от счастья общения с божественной природой поэтического совершенства:
«Как много нужных сил потратить нам дано,
Чтоб получить, что нашим быть не суждено?
И нужно ли, вообще, искать такой ответ,
Когда его, наверное, в природе нет?
Зачем сама собой заносится рука
Там, где достаточно дыханья ветерка?
И сколько нужно было сжечь людей зазря,
Чтобы поверить в то, что круглая Земля?
И вывод, достойный звания: «Крылатое выражение»:
«Как любим мы себе проблемы создавать,
На части рваться, чтобы что-то поменять.
Но нет на свете справедливости, пока
Мечта всегда летит быстрее ездока.»
Вот вам Простота, о которой мечтал Бог, создавая Человека. Не добавить, не убавить!
А сейчас немного расслабимся. Наступает стихотворение «Топор». Поводом к нему послужила история, может странная, а может поучительная. Из переписки с Димой: «Вчера перед отъездом из Москвы заехал на заправку. Все места заняты, в одном месте между двумя заправочными терминалами стоит дорогая иномарка посередине так, что подъехать к соседнему терминалу проблематично, очень мало пространства осталось для подъезда. Я решил подъехать. Проезжая мимо соседней иномарки, подумал наказать урода-водителя и остановиться напротив рядом с этой иномаркой. Зазор между нашими автомобилями примерно 15 см. Войти через дверь водителя невозможно даже ребёнку. Остановился, посмотрел, а потом подумал, что слишком много чести обращать внимание на ублюдка. Проехал ещё метра полтора вдоль своего терминала для удобства моего заправщика. Вышел из машины, попросил заправщика наполнить бак, а потом спрашиваю, почему он заправляет автомобиль водителя, который грубо и демонстративно нарушает правила дорожного движения. Заправщик ответил: «Если бы Вы знали, как много уродов так неудобно паркуется! Мне бы пришлось весь день вместо заправки выяснять отношения с нарушителями. Уволят!» В это время к иномарке подходит водитель. Мужик лет 30-ти, ростом примерно 1,85 см, весом около 130 кг, рожа шириной см 30-35, на роже ни малейшего следа мысли. Я поворачиваюсь к нему и говорю: «А вот и персонаж, о котором мы разговариваем. Вы почему так поставили свою машину для заправки, неужели Вы не понимаете, что грубо нарушаете ПДД». Этот, с позволения сказать, человек слышит наш разговор с заправщиком, слышит моё обращение к нему и раздражённо рявкает: «Дед, ты нарываешься!». Я ему говорю, что он, видимо, плохо понимает, о чём идёт речь и было бы неплохо ему подучиться прежде, чем садиться за руль автомобиля.» Он истерично орёт: «Старый, ты снова нарываешься!». Потом он что-то орал то ли про жопу, то ли что-то матерное. Но я его уже не слышал. Во мне подымалась опасная волна ярости. В полуметре от моей руки лежала ручка топора, который я всегда вожу с собой, особенно когда еду за город. Вещь нужная на всякий случай, мало ли что может случиться с машиной. Топор финский, классный, хорошо заточенный. И мне привиделось, как я одним ударом отсекаю этому хаму голову и уродую до неузнаваемости его автомобиль. Как в тумане слышу голос заправщика: «Не надо! Их так много!». Вдруг в голове возникла мысль: «Передо мной куча дерьма, и я трачу время на общение с ним. Что может быть постыднее? Это всё равно, что наткнуться в поле на коровью лепёшку и начать с ней разговор о том, что она не на месте, что неприятно пахнет, да и с формой у неё не всё в порядке и т.д.». Волна ярости начала спадать, урод-водитель сел в авто, сильно хлопнув дверью, и отъехал в неизвестном направлении. Заправщик попытался успокоить меня добрыми словами, что бы я так не волновался. Я заправился и уехал. Через пять минут мне позвонил Дима, и я рассказал ему эту историю. Через час он позвонил и попросил меня прочитать новое стихотворение под названием «Топор». Оно опубликовано в Фейсбуке. Прочитайте его. Я прочитал его сам, и с этого момента проблема, о которой я написал, перестала для меня существовать. Вот несколько выдержек из этого стихотворения:
«Как так вышло, я даже не знаю,
Почему с незапамятных пор,
Хоть водителей я уважаю,
Но держу под сиденьем топор.
И он вроде не нужен мне даже,
Для машины пустая деталь.
Но его мимоходом поглажу,
Ощущая холодную сталь.»
«Я брезгливо смотрю на картину-
Перекрывший все выезды джип,
И водилу - тупую скотину,
Что в мобильнике крепко залип.
Он выходит, немного сутулясь,
Лысый череп блестит под луной,
Не учтя, что небрежно паркуясь,
Будет он иметь дело со мной.».
«Мне беседы не надо с ним даром,
Интеллектом он вряд ли богат,
Завалю его первым ударом –
Я для драки уже староват.».
«Я его разорву на запчасти
И вдобавок спалю его джип,
Не могу отказать себе в счастье,
Уничтожить такой генотип.
Попаду я к закону в немилость,
Может быть меня грохнет спецназ,
Мне не нужно играть в справедливость,
Чтоб на ж@пу натягивать глаз.»
«Проиграв в голове весь сценарий,
Я решил скорректировать план.
Не такой я больной карбонарий,
Чтоб собой наградить Магадан.
Виртуальным утешусь геройством,
Чтоб сказать ему, пряча свой взгляд:
“Я прошу извинить беспокойство,
Не могли бы Вы сдать чуть назад?”».
Следующая группа стихотворений: «Юмор», «Ким-85», «Бродскому», «Соседи», «Питер», «Стена», «Платная дорога», «Здоровье», «Так», «Жизнь», «Аршин», «Всё пройдёт», «Миронов», «Аватар», «Шанс», «Море», «Чёрный квадрат», «Судьба», «Легенда», «Нюансы», «Пустой», «Прорубь», «Икра», «Дочка», « Возвращение», « Раньше», « Небылица», « Всё», «Безразличие», « Страх», « АКА», « Ковид», « Теннис», « Картины»,
«Полумир», « Космос». И снова ни одного проходного стихотворения. Каждое – шедевр, уникальное прочтение нашей жизни и пронзительное отображение её в поэтических образах. Наш социум как на ладони под увеличительным стеклом, заставляет задуматься, что с нами происходит. Из переписки с простыми людьми: «Правду говорят. Мы с семьёй проехали через всю Белоруссию. Впечатление очень хорошее. Ухоженность, чистота и порядок. К Земле относятся бережно.». «Почему у нас всё наоборот? Земля наша, это же Мать наша!». « Я другой такой страны не знаю, где коррупция дожирает уже русскую нацию! Доколе!». « Русский характер многогранен и противоречив как сама жизнь. Но если посмотреть на социальные черты русского характера, то наряду с воинственностью, мы с сожалением можем говорить о его склонности ко лжи и , что совсем не хорошо, о склонности к воровству. Что касается закона, то первое, о чём инстинктивно думает русский человек, услышав про закон, это как бы его нарушить, обойти без последствий для себя. Эти черты русского характера заложены в основы организации социума русской нации и в настоящее время активно разрушают наше общество. Однако замечено, что в условиях военного времени и военного режима русский социум обретает смысл и устойчивость. Воинственность русского характера в этих условиях интенсивно развивается, достигает совершенства и занимает лидирующее положение в социуме. Осваивает новые высоты под названием бесстрашие и героизм. Что касается лжи и воровства, то они пресекаются страхом смертной казни по законам военного времени. Всё встаёт на свои места. Социум становится сильным и справедливым. Люди обретают цели в жизни, жизнь обретает смысл. Правда наполняется истиной и становится справедливой. Смелость, доблесть, честность, ответственность, товарищество, великодушие, доброта, сочувствие и другие нравственные ценности христианства становятся достоянием социума. Подлость, взаимная ненависть, трусость, коррупция и т.п. изживаются как противоестественные. Общество (социум) уверенно вживается в идеальное состояние.».
Талантливая поэзия во все времена инициировала общественное мышление, вызывала в простых людях большой интерес к тому, что вокруг них происходит, возникали вопросы, находились ответы, приходило общественное понимание сути происходящего вокруг. И для того, чтобы это случилось, Бог посылает нам в смутное время таких людей, как Дмитрий Маслов проповедывать Правду. Разуверились мы, почву под ногами теряем, разучились отличать добро от зла, забыли о совести, об ответственности, враньё стало нормой жизни, скоро перестанем различать свет и тьму, уже перестали понимать, что такое любовь и что такое красота. Православная церковь уже не помощник, самоустранилась. В повседневных материальных заботах забыла о людях, забыла о Боге. Всё принесено в жертву формализму, читай дъяволу. Спросите людей, что такое «правда», не ответят… не знают! И что ещё более чудовищно, не любят наши люди Правду. Налицо глубокий кризис глубинного сознания нации. В такое время нет цены людям, которые дают нам глоток свежего воздуха, которые способны вывести нас из состояния оцепенения, которые могут вернуть нам истинное зрение, вернуть нам Веру в будущее. Таких людей у нас на Руси всегда называли Пророками!
Поэтическое творчество Дмитрия Маслова с самого начала, а это октябрь 2021 года, поразило меня глубиной эмоционального и интеллектуального прозрения, беспощадной Правдой восприятия мира, яркими образами и удивительно простым и точным языком.
Я несколько месяцев мучился вопросом, почему стихи Дмитрия так сильно влияют на мою душу, проникают в самое сердце и до невозможности располагают к себе. В чём секрет их Божественного Волшебства?
Теперь я знаю ответ на этот вопрос. И помогла мне понять творчество Дмитрия Маслова удивительная женщина нашего времени Елена Николаевна Леванова, музыкальный искусствовед, энциклопедически образованный человек, выпускница консерватории и блестящая пианистка, влюблённая в русскую поэзию и просто большая Умница. Мы знакомы давно, именно она научила мою дочь Анастасию понимать и любить русскую культуру.
В какой-то момент мне в голову пришла счастливая мысль отправить стихи Дмитрия на отзыв Елене Николаевне. Она довольно быстро ответила, написав мне очень добрые слова о Диминых стихах и попросила «не зарывать его талант в землю». Так у нас началась переписка, мы обменивались своими впечатлениями о стихах Дмитрия. И однажды, это было в канун Нового Года, 20 декабря 2021 года, она написала: «Мне кажется, что Дм. Маслов – это Ваш псевдоним ( две смеющиеся рожицы). В стиле позднего Б. Пастернака ( книга и ручка )». Елена Николаевна знала о моём увлечении философией, а в стихах Дмитрия философское начало представлено ярко. Когда я прочёл предположение Е.Н., меня как будто молния пронзила. В ответе на мучающий меня вопрос о Димином творчестве была поставлена жирная точка. И ответ этот я вам сейчас доложу, ссылаясь на переписку с Е.Н. Левановой: «Дорогая Елена Николаевна, так хочется подыграть Вам и написать, что Вы меня раскусили и что это я хулиганю. Дмитрий Маслов действительно мой старший сын. Ему 53 года. И вот он начал писать стихи. С октября написал более 60-ти и не собирается останавливаться. И всё бы было ничего, мы иногда балуем себя своими стихами по случаю или в охотку. Бывает получается, бывает не очень. Но здесь другое. С самых первых стихов я почувствовал, что имею дело с феноменом, который мой мозг не в состоянии объять, осмыслить, да что там осмыслить, подступиться к нему хотя бы. Сначала мне стало просто страшно. Я не считаю себя человеком глупым, более того, я привык считать себя человеком достаточно искушённым, в том числе в поэзии. С юности любил стихи, много читал. И всю жизнь люблю это дело. Кроме того, люблю баловать себя философией. Всегда считал, что без стихов и философии не состоялся бы как математик. Анализ – моя стихия, как охота у охотничьей собаки. И вот я столкнулся с феноменом, с явлением, которое я не только не в состоянии проанализировать, но даже подступиться, что бы хоть как-то понять, не могу. И самое хитроумное – это то, что феномен этот мой сын. Умный, энергичный, состоявшийся человек. И с душой у него, несмотря на смутное время, всё в порядке. Четверо детей. Семья. В общем, событие сложилось незаурядное. Слава Богу, отношения у нас с ним сложились тесные, и по сей день мы хорошо понимаем друг друга. И всё-таки, феномен вот он, и осмыслить его я пытаюсь почти четыре месяца. Кажется, у меня это стало получаться. Кажется, я нащупал ниточку, которая поможет мне распутать весь этот сложный клубок. Ниточка эта – рациональное начало во всём Димином творчестве.
Я всегда считал, что основа поэзии – эмоциональное, чувственное начало. Рациональное в них присутствует для обеспечения устойчивости. Любая идея в объятиях эмоций, которые не имеют ограничений, разлетится вдребезги, если рядом нет рационального начала. Разум всегда выручал человека от безумства. Поэзия , по моему мнению,- это царство беспредельного доминирования эмоций, страсти, порыва и т.д. Разум здесь помощник хороший , но опасный. Не дай Бог, он возьмёт верх!
Стихи Дмитрия активно утверждают в поэзии торжество принципа гармоничного единства двух созидающих начал. В его стихах эмоциональное начало и начало рациональное творят равноценно. И они не спорят, они взаимодействуют друг с другом, взаимно обогащаясь. Эмоции смягчают рацио, облагораживают его, эмоционально подсвечивают его полутона. Разум, в свою очередь, наполняет смысловым звучанием всю гамму эмоциональных оттенков, не укрощая их страстное стремление к бесконечности. Эмоциональное и рациональное в творчестве Дмитрия Маслова живут гармонично. Именно это придаёт его стихам способность гармонично сливаться с духовным состоянием читателя или, просто, нравиться.
Всё, что я сейчас написал, вызвано Вашим замечанием ( шутливым ) о моём авторстве. Я всегда говорил, говорю и говорить буду, что Вы Большая Умница. И именно Вы заметили особенную роль рационального начала в стихах Дмитрия и оригинально выразили это своим замечанием, зная мою склонность к философии.
Спасибо Вам, дорогая Елена Николаевна! С Новым Годом, с Новым Счастьем!»
К этому письму я хочу добавить несколько слов, чтобы ответить на вопрос, почему стихи Дмитрия так стремительно становятся духовным достоянием читателя. Да потому, что сам читатель, как и стихи Дмитрия, является по замыслу Бога гармоничным единением эмоционального и рационального начал. Родственные они друг другу, вот и тянутся их сущности к единению.
Эта часть предисловия была бы неполной, если бы я не включил в неё ответ Е.Н. Левановой: « Спасибо за комплименты и душевное отношение, Анатолий Павлович! Оказывается, сын давно вырос, и не ожидала, что он такой многодетный папа. Среди его поколения это удивительно – их юность пришлась на разгром идеалов. А с детьми приходит другой опыт. Смысл общественной жизни теперь восстановился и у него появилась возможность выразить своё восприятие мира таким чУдным образом!
Даже из того что я прочла, прогресс сильно заметен. От души желаю ему продолжить поэтический завет В. Маяковского, который считал гениальным поэтом того, кто написал гениальные четыре строчки! Б. Пастернака считал гением ( хотя тот старше на 3 года) за его строфу из ранних стихов.
Стихи интересные, говорю, как фанат поэзии ))) и такой стремительный прогресс и понимание жизненной сути вызывает большое уважение к личности автора.
Поздравляю и Вас с успехами сына! И желаю Вашей большой семье успехов, счастья и здоровья в Новом Году!!!»
А моё путешествие по волшебному поэтическому миру Дмитрия Маслова продолжается. Сердце сладко замирает, когда приближаюсь к стихотворению «Начало». Вот мой первый отзыв на это стихотворение: «Потрясающе! Потрясающе! Потрясающе! Я сейчас заплачу. Читаю снова и снова и не могу начитаться! Держу в руках сияющее совершенство! Господи, как же это завораживает! Спасибо!». Судите сами, рука не подымается сократить хотя бы слово:
В чём тайна первых чисел января,
Когда всё замерло, чего-то ожидая?
И свет уставшего под утро фонаря
Растерян, до земли не долетая.
Картиной сказочной заворожит
На ветвях ели белая причуда,
Лениво птица мимо пролетит
Сквозь небо в никуда из ниоткуда.
Как будто время обновилось вдруг,
А мы живём, совсем не замечая,
Как огонёк свечи, не жаля рук,
Приоткрывает нам секреты рая.
И всё вокруг, как будто в первый раз,
И снег всё обновляет неустанно,
И новый день встречает новых нас,
Гораздо лучших, чем совсем недавно.
Стеклянный воздух тишиной звенит,
Шуршит снежинок залетевших стая.
И слышно, как земля под снегом спит,
Для новой жизни силы собирая.»
В этом стихотворении всё АБСОЛЮТНО: от названия до последней строчки. Так написать о русской зиме может только истинно русский человек! Правда, Дмитрий так пишет не только о зиме, все его стихотворения из цикла о природе вызывают восхищение. «Про осень», «Бунинские гуси», «Снег», «Начало зимы» , «Лирическое», «Тепло», «Зимой», «Белая берёза», «Дед Мороз», «Мороз», «Почти Новый Год», «Зимняя картина», « Снежная награда», «Февраль», «Конец зимы» - каждое стихотворение шедевр. Удивительные образы, точные сравнения, волшебные ассоциации, сказочное разнообразие и изысканный литературный стиль.
И, наконец, о цикле стихов, посвящённых событиям на Украине. Удивительная наблюдательность, точность сравнений, глубокое осмысление событий, тонкий юмор и любовь к России.
Уважаемый читатель, уверен Вы обретёте большую Радость от соприкосновения с волшебным поэтическим творчеством Дмитрия Маслова.
А. Маслов,
20.03.22 г.
Свидетельство о публикации №122072704391
на телеграм-канале https:/t.me/maslovdm2022 ;
на Стихи.ру http://stihi.ru/avtor/maslov2022 .
А. Маслов
26.04.2023
Анатолий Русский 1 26.04.2023 19:18 Заявить о нарушении