О книге Александра Марочкина. Памяти поэта

Памяти брянского поэта Александра Марочкина (16.12.1964 – 26.07.2022)
http://stihi.ru/avtor/marochkins

«МЫ ПРОСТО НЕ ВИДИМ ГОСПОДНИХ ПУТЕЙ…»
О книге Александра Марочкина «Зимняя Ева»

По-разному поэты приходят к своей первой книге. Сегодня процесс изготовления собственной книгопродукции упростился, издательства и типографии охотно сотрудничают с авторами самого различного ранга и толка – как говорится, были бы финансы, любой каприз за ваши деньги. Кто-то напишет первую сотню стихов – и уже торопится, спешит в издательство. Потому-то в последние годы появилось немало книг, которые пекутся шустро, словно блинчики, однако потом либо оседают в квартире незадачливого писаки, либо пылятся на полках друзей и родственников. Люди более профессионального уровня подходят к изданию книги основательно, рукопись вынашивают по нескольку лет и обычно ищут возможности издаваться за счёт Союзов писателей или влиятельных организаций. Если повезёт и хватит таланта – сборники их бывают замечены не только ближайшими коллегами по цеху, но и крупными критиками и престижными конкурсными площадками. Это – закономерные вехи творческого пути любого писателя.

Но есть и третья категория пишущих – они идут к своей заветной книге долго и трудно, иногда всю жизнь. И это уже не просто сборник стихотворений, это – книга-судьба. Книгу именно такого автора ты, читатель, сейчас и держишь в руках. За плечами Александра Марочкина – сложная биография, в которую уместилось всё наше противоречивое, неласковое, мозаичное время последних десятилетий. Его, военного по профессии, не обошли и грозовые всполохи эпохи: участие в качестве командира артиллерийского взвода в горячих точках, безусловно, оставило свой отпечаток и на характере, и на судьбе, и, конечно, на творчестве. Юношеское увлечение поэзией незаметно даже для самого Александра переросло в нечто большее, чем просто любительство, стало потребностью души и совести. Были годы, когда не писалось, когда насыщенная событиями жизнь отодвигала занятие стихами на задний план. Но оказалось, что привычка мыслить поэтическими образами проросла и пустила корни, стала насущной потребностью каждого дня. Так, шаг за шагом, начали складываться и собираться зрелые, осознанные стихи последних лет, выкристаллизовался авторский почерк и интонация, окреп и утвердился самобытный поэтический голос.

Диапазон тем в стихах Александра Марочкина весьма широк: любовные переживания, взаимоотношения людей, социальное самоопределение, узнаваемые реалии городского быта, вопросы, связанные с нравственным и этическим выбором человека, а также мотивы патриотического и гражданского характера – в общем, многие душевные метания и духовные проблемы современного горожанина. И обязательно в каждом стихотворении – будь то пейзажная зарисовка или романтический этюд – присутствует и философская подкладка, и непременная изюминка в виде фирменного авторского насмешливого, иногда язвительного взгляда на вещи.
Кстати, ироническая поэзия в творчестве Марочкина занимает особое место – ей даже посвящён отдельный раздел под интригующим названием «Плюшевый снаряд». Через ироническую призму автором пропускается порой самое заветное, самое сокровенное, самое такое, чего никому и не расскажешь – а вот благодаря специфическому ракурсу это получается и ёмко, и содержательно, и концентрированно по чувству, и слегка словно бы отстранённо. И эта «подушка безопасности» позволяет поэту говорить о том, что для читателя, часто ищущего в стихах отголоски своей жизни, своего опыта и чувств, на самом деле так важно и так близко. Вот такая «Молитва», например, с упоминанием меркантильных черт характера бывшей возлюбленной:

Господи, дай же ей, что хотела!
Денег зелёных дай.
Метров квадратных, младого тела,
только меня не давай.

Вдоволь здоровой и вкусной пищи,
и антикварных бус.
Только меня пусть она не ищет,
даже не вспомнит пусть.
…………………….

Или – такое эмоциональное признание из почти программного стихотворения «Тот самый язь»:

Я – выпотрошенная рыба, тот самый язь.
Поймали, выпотрошили, отпустили –
и смотрите, суки, теперь, смеясь,
как я барахтаюсь, в каком стиле. /…/

Или – не больше не меньше, а диалог с самим Космосом, который пеняет автору на излишний романтизм:

/…/– Эх, Саша, Саша, ты большой чудак.
Я мог тебя продвинуть в президенты!
А ты растратил жизнь на сантименты
и на любовь, которая – пустяк!
………………………….

Ни в каком другом жанре о подобных вещах и в контексте подобных сюжетных поворотов не поговоришь – непременно скатишься в бытовуху, увязнешь в частностях, опустишься до словесной необязаловки… А вот у Марочкина получается делать такие вещи с философским изяществом и точной эмоциональной подачей прямо в читательское сердце. И вглядываешься в эти стихи как в некое мистическое зеркало – и радует их общая тональность, не позволяющая ни при каких обстоятельствах впадать в безнадёгу или нытьё, потому что в конце всех этих раздумий-откровений обычно автором даётся лучик если не яркого света, то уж надежды непременно, пусть даже в ультраироничной, почти саркастической манере:

/…/ и я не стану,
нет-нет, не стану
топить в стакане
свою тоску,
мне всё на свете
по барабану,
я не из тех,
кто пм к виску.
………..

лечусь модельками
и бл***ми,
души остался
один клочок.
души не станет –
любви не станет,
мне душу новую
паучок
сплетёт.
(Стихотворение «Алё»)

В связи с этим как о творческом почерке и несомненных достоинствах стиля хотелось бы сказать о своеобразных и неожиданных концовках этого интересного автора. Это не просто случайные удачные заключительные аккорды или открытые финалы, а концептуальный подход к стихописанию в целом. На концовках у Александра Марочкина прочно держатся все поэтические конструкции, к концовкам стекаются все коды и ключи, там стопроцентно выстреливают все ружья, развешенные вначале. И мне, например, очень по душе эта матрица завершения, всегда и указывающая на уважение автора к своему труду, и помогающая читателю в финале стихотворения прийти к катарсису и остаться с долгим послевкусием.
Вот несколько показательных в этом смысле стихотворных развязок от Марочкина:

До свидания, Ева! Прощай, Адам!
Вспоминай меня летней, от счастья пьяной,
а теперь уходи. По твоим следам
я пущу овчарок и доберманов.
(Стихотворение «На Карла Либкнехта»)

Не любовь – фальшивка, стилизация.
Бездарей топорная игра
в каменных хрущёвских декорациях
к пьесе о бессилии добра.
(Стихотворение «Бессилие добра»)

Я обменял несчастную любовь
на счастье не оказываться рядом.
(Стихотворение «Обмен»)

Не легко, не быстро прорастаем мы –
одиноки, тонки, нелюбимы.
Может быть, удержим наступленье тьмы.
Может быть. Мы неисповедимы.
(Стихотворение «Неисповедимы»)

Сюда же – совет сыну из стихотворения «Дим, с днём рождения!»:

Не поддавайся злобе и хандре,
будь честен, твёрд, люби свою работу.
И улыбайся! Сказки о добре –
совсем не сказки, по большому счёту.

Или – такое самобичевательное признание в стихотворении «Поезд ушёл»:

Я мог спасти вас всех, но я был слеп,
был далеко, а мог ведь быть и рядом.
И может, горьким, застарелым ядом
не отдавал бы ежедневный хлеб.

Или – ещё более жёсткое и покаянное:

Вот, дожив до седин, слепоты и инфарктов,
растеряв всех любивших, не любя никого,
как у стенки под дулом, стоим перед фактом –
мы бежали сквозь счастье, не видя его.
(Стихотворение «За счастьем»)

Афористичность, лапидарная выверенность, напряжённая собранность чувства. И всегда – только собственный, незаёмный взгляд на вещи, собственный угол зрения. И ничего лишнего. Стихи, где сила, индивидуальность и одновременно обаяние авторской личности высвечивают любую мысль, любой эпитет или образ. Это – настоящая поэзия. Безо всяких скидок.

Но разговор был бы неполным, если бы я не коснулась гражданской лирики Александра Марочкина, его совестливой патриотической позиции. Впрочем, а могло ли быть иначе, учитывая самый что ни на есть непосредственный опыт служения Отечеству за его плечами? В своих стихах о России, о сегодняшней непростой ситуации и в нашей стране, и во всём мире поэт максимально честен прежде всего перед самим собой, поднимая болючие вопросы, касающиеся нравственного выбора каждого из нас – выбора трудного, но неизбежного. И в данном случае очень ценно умение автора высказываться, с одной стороны, достаточно прямо, а с другой – не шаблонно и не плакатно, что часто бывает губительным для патриотики средней руки. Здесь очень выручает автора его умение перевоплощаться в своих героев, говорить словно изнутри событий, выстраивать динамичные сюжеты. Вот как, к примеру, заканчивается диптих «В диком поле» о противостоянии на Украине:

Смел ты был на этом свете,
смел, силён, жесток, но глуп.
Воевал, в герои метя –
стал палач и душегуб.
Повторить судьбу Иуды...
Страшно за тебя, браток.
Люди через век забудут.
Но не Бог.

Или – вот такие пронзительные слова из материнской колыбельной смертельно раненному ребёнку:

Спи, мой сыночек, спи!
Злые коты – в степи.
Капельку потерпи,
не умирай…
Наши уже в пути.
Спи и во сне расти.
Солнце должно взойти,
баю-бай.

В этом же ряду – и неожиданно обнадёживающая мысль там, где нечем утешить:

Простите мне этот печальный мотив,
но ближе победа от наших смертей,
и может быть, все-таки Бог справедлив –
мы просто не видим Господних путей.
(Стихотворение «Печальный мотив»)

И всё-таки главные слова, мне кажется, автор произносит в стихотворении «Богатыри» – и подаёт её как самую незыблемую надежду, как самую светлейшую веру:

Богатыри рождаются средь нас –
рука тверда и крепко держит знамя.
Никто из нас Россию не предаст:
мы русские, и Бог, как прежде, с нами.

Предельная интенсивность чувств, беспощадная и единственно возможная в серьёзной поэзии оголённая искренность и подлинность создаваемых картин и, конечно, техническое мастерство, позволяющее автору точно находить нужные эмоции и форму для них, делают Александра Марочкина ярким и запоминающимся явлением в современной литературной жизни России. И очень хочется, чтобы читатель запомнил это имя и чтобы «Зимняя Ева» стала другом и верным спутником для многих любителей истинно русского, чистого, глубинного поэтического слова.
В добрый путь!

P. S. 26 июля 2022 года, пока книга готовилась в типографию, пришло трагическое известие о внезапной кончине Александра Марочкина. Пусть эта вышедшая уже посмертно книга останется доброй и светлой памятью о замечательном поэте и человеке.

Валерия САЛТАНОВА,
поэт, литературный критик,
член Союза писателей России
Ростов-на-Дону

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Стихи Александра Марочкина из книги «Зимняя Ева»:

БЕЗМОЛВИЕ

От неба стекловатного темно,
и вместо утра наступает вечер,
но солнцу почему-то всё равно,
что птицы не галдят и не щебечут.

Безмолвие январское томит.
Есть в сумраке тоска и неизбежность,
что солнце прогорит и улетит,
растратив всю космическую нежность.

Когда надежды нет, что будет свет,
а света нет, поскольку нет надежды,
светила улетают от планет,
орбиты оставляя безмятежно.

Светила улетают и скорбят…
Планеты погибают подо льдами.
Светила оглянуться не хотят
и остывают, остывают сами.

Нелепая холодная звезда
затеряна в космической пустыне.
Я согревать планеты перестал,
и сам не согреваюсь больше ими.

НЕ ПЛАЧЬ

Не плачь, Марина, мёртвые питомцы
давно в собачьем правильном раю,
и им теперь на всех хватает солнца,
да и сосисок вдоволь выдают.

Не плачь, Марина: у собак и кошек,
в отличие от женщин и мужчин,
один посмертный путь, и он хороший –
не взять их в рай нет никаких причин.

Они нас ждут, нам остаётся малость –
не угодить в котёл и вечный мрак,
чтобы потом, перевалив за старость,
вновь приласкать людей, котов, собак…

КТО Я?

Иногда захлёстывает подлость –
и к ноздрям подкатывает грязь.
Я, вдыхая мерзостную волглость,
понимаю: жизнь не удалась.

Не совсем, но крупными кусками –
так частят, что разбирает злость!
Чахлыми смешными островками
между ними то, что удалось.

Жизнь летит, а я почти на месте.
Жизнь умчит, обрезав поводок.
Кто я, Боже, нолик или крестик?
Божеской удачи островок?

Может, я Твоя недоработка?
Гнутый гвоздь? Просчёт? Вчерашний снег?
Или я – счастливая находка?
Чей-то шанс? Удача? Человек?

МНЕ ЛЮБВИ

Господи, Господи, мне любви!
Остальное возьми – может, людям надо? –
паутину липкую оборви
чёрных вдов, каракуртов и шелкопрядов.
Как светло улыбаются, как хотят
занести свой яд под пальто и кожу:
ах, реснички, ах, персика аромат! –
паучок игрив, красив, осторожен.
Я уже нарывался, как тот сапёр –
приходилось потом по живому резать,
и плеваться кровью, и пить раствор
спирта с правдой, и прижигать железом
искорёженный, кровоточащий мозг,
поражённый непревзойдённым ядом.
Будто дизельный двигатель шёл вразнос:
я хочу, я хочу,
           я хочу быть рядом...
Что-то лечится временем, что-то – нет,
я хотел быть рядом, да вот не вышло.
И давно бы должен я быть отпет,
но любовью вдруг одарил Всевышний.
Как же ловко любовь замещает яд,
как врастает в еле живую душу!
А берёзки радостно шелестят:
он укушен, укушен, опять укушен.

ТАМ ОСТАЛОСЬ

Я мог влюбиться в тысячу других
зовущих нежных незамужних женщин,
но свет невероятных глаз твоих
не дал увидеть тех, кто светит меньше.

Я встречи ждал, искал и находил,
ты становилась ближе и роднее,
и всё сильнее голос твой манил,
и нрав крутой, и бесконечность шеи.

И твой ответ – презрительное «нет» –
мне почему-то вдруг казался нежным,
и приближаться пасмурный запрет
я трактовал наоборот, конечно.

Я весь горел, и я тебя поджёг.
Мы пламенели, реяли, витали...
И город весел стал и краснощёк,
как будто подсмотрел любви детали.

Упиться настоящим допьяна –
такая глупость. И такая радость!
Мы попытались вычерпать до дна
свою любовь – но там ещё осталось.

ПОДАЙТЕ НА ПРОПИТАНИЕ!

Кто сегодня скинет сто рублей,
тот получит двести поцелуев!
Индивидуальный соловей
ваше сердце вежливо взволнует.

Он расскажет о своей любви,
о, змее казавшейся котёнком,
сто рублей отправь – и оживи
наших чувств смешного оленёнка.

Ты узнаешь – что там сто рублей! –
он расскажет и за половину
про упавших с неба журавлей
и клинки, направленные в спину.

Кто ещё слезинку на щеке
промокнёт стихом, как промокашкой,
и запустит нежно по руке
счастья невесомые мурашки?

Прикоснётся бережно к душе,
сохранит без боли и халтуры
рай в осточертевшем шалаше
за такую мелкую купюру...

ЭПИЗОД

Ты где-то рядом – жаль, не знаю, где.
Куда идти, чтоб оказаться ближе?
Декабрь упрятал город в темноте,
и тот затих – суров и неподвижен.

Я на распутье. Ночи так длинны!
Декабрь верёвки вьёт из одиночек.
Нет никого, и у больной луны
отгрызла ночь немаленький кусочек.

Большим калибром лупит светофор,
от жёлтых вспышек жутко и тревожно:
их очередь неслышная в упор
рвёт душу тяжело и безнадёжно...

Декабрь пройдёт – наступит новый год,
луна поправится, а солнце разгорится.
Забудется расстрельный эпизод.
И повторится.

РОДСТВО

Очень хочу тишины
                и торшерного мягкого света,
а за открытым окном –
             ласковой темноты.
Маленьким светляком
                на ночной стороне планеты –
крохотный наш мирок,
              в котором лишь я и ты.

Воздух плывёт в окно –
             в нём, словно в крепком чае,
запах цветущих лип,
                горечь и волшебство.
Очень тебя люблю…
              Господи, пусть, растаяв,
ночь нам оставит душ
                случившееся родство!

ПОКА ОН СПИТ

Ребёнок спит, перехитрив будильник,
у суеты отжулив пять минут:
ему пока лошадкою двужильной
не нужно отышачивать уют.

Пусть подрастёт, мультяшки и киношки
посмотрит о сияющем добре.
Отсыпь же, Боже, в мягкие ладошки
любви, как мандаринов в декабре,

под Новый год! Тебе ведь это просто –
достал её тотальный дефицит…
Открой же, Боже, безлимитный доступ,
пока он спит.

НЕИСПОВЕДИМЫ

Лава остывает, замедляет бег,
а потом на ней – увы, не скоро! –
вверх пойдёт орешника тоненький побег
без воды, надежды и опоры.

В жизни много смыслов, и один из них –
прорастать на каменных откосах.
Может быть, получится удержать ледник.
Может быть, Асклепий срежет посох.

Не легко, не быстро прорастаем мы –
одиноки, тонки, нелюбимы.
Может быть, удержим наступленье тьмы.
Может быть. Мы неисповедимы.


Рецензии
Доброго дня, дорогая Валерия! Удивительные вещи происходят на этом свете. Родился на Брянщине, всю жизнь живу здесь, состою в здешнем отделении СП России, но, честное слово, впервые слышу имя и читаю просто потрясающие стихи поэта Александра Марочкина. Как так может быть?... Марочкин - мощный, оригинальный автор. И вообще, как я думаю:чем одарённей поэт, тем он более не похож на таких же талантливых своих собратьев. Рад был знакомству поэтом, чьи стихи облагородили душу... Дорогая Валерия, моя вам искренняя признательность за Ваш благородный труд!
С теплом и сердечным добром!
Павел

Павел Прагин   31.07.2024 09:31     Заявить о нарушении
Павел, дорогой, я очень рада, что Вы встретились со стихами Саши Марочкина, пусть даже и после его ухода. Поэзия бессмертна, а хорошая поэзия тем более!
Брянск город талантов!

С большим теплом

Валерия Салтанова   08.08.2024 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.