Исповедь скниловского Су-27
Глубины, высоты и огня - выживанью поможет.
Но тому, что придумал и создал своими руками,
Человек не довериться и не поверить не может.
И не ахнуть, когда под раскат реактивного грома
Я - творение гения, сила в гармонии линий -
Распоров облака, пронесусь мимо аэродрома
И уйду в вышину, растворяясь в безбрежности синей.
И ликует толпа, и смеется беспечное лето.
Высший мой пилотаж - это часть представленья большого.
Наша точка принятья решения пройдена. Это
Год 2002-й, Скнилов, Львовское авиашоу...
Я создан для того, чтоб небо синее и землю защитить от всех вражин.
Су-27 - и самая красивая из всех небесных боевых машин,
Да и талант во мне сокрыт недюжинный, и управляет мною летчик-ас.
Я - страшное, смертельное оружие! Но я сегодня развлекаю вас.
"Нам зачем туда, Вова? Не будем! Дурная забава.
Я не вижу, где зрители!" - честно признался Егоров.
Топонарь чертыхнулся: "Да вот они - слева, не справа".
Но приказы с земли выполняются без разговоров.
"Влево, влево! - (я сам это слышал) "земля" подтвердила. -
Выполняйте фигуру "Косая петля с поворотом".
Почему нам тогда, почему высоты не хватило?!
"Поворачивай, Борт-42! И добавь обороты!"
"Выводи! Выводи!" - шлет "земля" им последние знаки.
"Выводи! Выворачивай..." - кроет Егоров по-русски.
Я кричу им: "Ребята, предельный же угол атаки!
Что вы, черти, творите? Предельная же перегрузка!"
На летном поле страшной черной раною кровавый след от моего крыла.
И проволока оставляет рваные, истерзанные мертвые тела.
К чему теперь все домыслы досужие? Ведь на земле я никого не спас!
Я - страшное смертельное оружие. И я сегодня убиваю вас...
Облака, облака... над землей, словно белая вата.
Это всё, что я вижу сейчас через копоть и пламя.
Средь людей люди быстро назначат во всём виноватых.
Не они! Это я! Это я виноват перед вами!
Никогда больше мне не расправить могучие крылья.
Никогда не изведать пьянящего чувства полета.
Что же может сравниться с отчаяньем этим, с бессильем,
С безвременьем замедленным падавшего самолета?
Что со мною всегда теперь будет, и ныне, и присно?
Вы хотите сказать, что не знаете? Не лицемерьте.
Я - небесный солдат, я мечтал быть защитником жизни.
Но останусь я в памяти символом боли и смерти.
Я создан для того, чтоб небо синее и землю защитить от всех невзгод.
И к этому я прилагал усилия, но получилось всё наоборот.
Как я хотел остановить скольжение, и массу, и инерцию кляня!
Но я сегодня проиграл сражение. Сегодня люди прокляли меня...
21.02.2022
© Александр Белов, 2022
27 июля 2002 года во время авиашоу, проходившего на львовском аэродроме Скнилов (Украина), потерпел крушение тяжелый истребитель Су-27. При выполнении фигуры высшего пилотажа "косая петля с поворотом" самолет потерял высоту, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через летное поле, заполненное зрителями. Падая, истребитель зацепил крылом колючую проволоку, и она превратилась в смертельную сеть, увеличившую число жертв. Затем Су-27 задел стоявший на аэродроме Ил-76, в который на экскурсию заходили люди, начал кувыркаться, пластом рухнул на землю и взорвался. Пилоты до последнего пытались управлять машиной и катапультировались уже после первого удара самолета о землю.
77 гостей авиашоу погибло, 543 - было ранено и серьезно покалечено.
По словам экипажа, падение произошло из-за резкого недобора левым двигателем необходимой мощности. Расследование выявило серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов - из-за путаницы командир выполнил пилотаж не над ВПП, а над местом расположения зрителей. В итоге причиной катастрофы назвали отклонение экипажа от полетного задания и ошибку в пилотировании. К тюремным срокам были приговорены военные летчики Владимир Топонарь и Юрий Егоров, а так же невысокое военное начальство, непосредственно руководившее полетами.
При создании стихотворения использовалась расшифровка переговоров пилотов с наземными службами.
Свидетельство о публикации №122072602611
Тема сложная выбрана, животрепещущая, от того ценность
стиха усиливается многократно! И особенно понравилась подача,
что тебе пришло удачно в голову написать не от лица человечества,
или же с позиции собственного мнения, а использовать неизбитый приём,
тем самым очеловечив неживое творение человеческих рук. И вот кто теперь скажет,
что оно неживое и неодушевленное. Когда ты в обычную машину душу вдохнул
своими строками. Удивительно и то, насколько тебе мастерски удалось
передать переживания главного героя, и не столько за себя, сколько за
весь род людской. Передать его боль и отчаяние, и навязанное ему извне
чувство вины. Но всё что он мог, это всего лишь подчиняться приказам.
Ведь он боевая машина, он присягнул на верность. Он не мог ослушаться,
или же принять собственное решение. Но при этом его раздирает от бессилия -
невозможности изменить ситуацию, которая привела к трагическим последствиям.
Ведь он же помнит, что клялся служить и защищать. А получается, что защитить не
смог, даже ценой собственной жизни. И больно осознавать, что он пожертвовал всем,
что у него было, а имя его всё равно опорочено. И ушедшего не вернуть...
Но удивительно, насколько он тут отважно берет на себя ответственность за произошедшее.
Он никого не обвиняет, только лишь сожалеет о случившемся.
И как мало тут мыслей о себе, и как много во всём этом благородства. Само происшествие
комментировать не стану. Трагедия.
Что тут скажешь... А стих потрясающий! Ты молодец!
Коста Мария 25.08.2022 11:34 Заявить о нарушении
Я долго думал, что должны были чувствовать пилоты, которые непредумышленно, но были виновны в этой трагедии. А ведь расследования авиакатастроф часто проводятся в интересах авиакомпаний, заводов-производителей, политических и экономических положений. Командир экипажа уверял, что истребитель потерял тягу, значит, была техническая неисправность, а не только вина экипажа.
Вот тут мне и пришло в голову, что сам самолет лучше всех нас знает, была ли в том его вина. Так и родилась исповедь.
Все твои слова о его вине, бессилии, благородстве и опороченном имени - всё есть истина.
Спасибо, что так глубоко прониклась рассказанной мной историей.
Нафари 18.01.2023 05:41 Заявить о нарушении
И у тебя получилось передать то, что многие бы хотели
сказать, но не сумели бы так пронзительно, как ты...
Коста Мария 19.01.2023 12:44 Заявить о нарушении