Стихи и правила для детей обо всём

          Осень  (70)
  Осень- время листопада.
  Привет листьям золотым!
  Пока снег не стал преградой
  По коврам бродить лесным. 
    
                *   *  * 
                Артёму и Милане посвящается
            ЧИ-ТАЙ ПО  СЛО-ГАМ 
          Ра-ду-га -  ду-га,
          Пе-рья -  об-ла-ка,
          Солн-ца  круг  па-ля-щий,
          Ве-тер   ше-лес-тя-щий -
          Лис-тья-ми,  вет-вя-ми
          Ко-лы-шет-ся  над  на-ми!
           Дож-дик   ба-ра-ба-нит
           Кап-ля-ми  в   о-кош-ко,
           Де-ти   под-рас-та-ют
           Каж-дый  день  не-множ-ко.
           О-ни  бук-вы   зна-ют
           С аз-буч-ных стра-ни-чек
           И  сло-ва  чи-та-ют -   
           Клю-ют стих, как  птич-ки!
           Это  так  за-нят-но,
           Что  им всё по-нят-но!  (69)
         
   
            ****
      О родном городе
  Краснодар - места родные,
  Малой родины столица.
  Край наш - житница России!
  Плодородна здесь землица. 
  Катерина Велика-
  Дарит землю казакам:
  Вся Кубань в цветении
  Навечно в их владении.   (68)   
       
             ****
        О компьютере
  Нас компьютер развивает,
  Он включается, мигает.
  Комп всё может: показать
  Страны, звёзды, гидом стать.
  Виртуально улететь
  Он позволит нам в тайгу
  Иль отправиться в турне-
  Из зимы попасть в весну.
  Другом стать компьютер может
  И в учёбе нам поможет!   (67)
   
        ****
        Тайфун
  Вот дерево упало,
  И зАлит двор водой.
  А резкий сильный ветер
  Всех сносит с ног долой.
     Нам это всем известно:
     КурАжится тайфун!
     В Приморье он нередко
     Осенних дней канун.   (66)

                *  *  *
    Не делай свои дела спустя, сынок, рукава!
    Кто шьёт и кто строит  тяп-ляп не позволит!
    В то, что делаешь, послушай, вкладывай тепло и душу!
    А для близких и родных-любовь и нежность - в каждый штрих!  (65)
            
                ****
               Порядок падежей
Игривый Радостный Дворняга Вечно Терпит Передряги  (64)
И.п.           Р.п.             Д.п.          В.п.          Т.п.          П.п.
          
          Вкратце  о  падежах и  их предлогах
     И.п.  Кто? -  это подлежащее, пойми!
           Что? -  предлогов рядом не  ищи.
     Р.п. Кого, чего нет? - это я!
          Предлогов с дюжину - друзья:
          из, от, с, около, у, возле,
          для, из-за, без, вокруг, до, после.
     Д.п. Подарки вечно разношу.
          Кому? чему? -я вопрошаю.
          С предлогами  к, по -дружу,
          Но и один подчас бываю.
     В.п. Виню кого? и  виню что?
          Виню лентяев, ложь и зло.
          В-под, про-через, на и за -
          Предлоги Винительного падежа.
     Т.п. Сотворено всё кем? и чем?-
          Он очень хочет знать- зачем?
          Предлогам: перед, под и над,
          за, между, с(о)- он будет рад.
     П.п. Предложный - без предлога?-
          Стиль для него не свой!
          О ком? о чём? поведает,
          Чтоб это знал любой.
          Он дружит с о(б), на, в(о) и при-
          Предлоги эти заучи!    (63)
 

              ****

              Математические правила в рифмах
  Два слагаемых прибавляй,
  В результате СУММУ получай.
  Из СУММЫ ОДНО слагаемое вычитай,
  В результате ДРУГОЕ слагаемое получай.
          Это уже вычитание! 12 - 5 = 7
          Когда производим вычитание,
          В нём первое число - уменьшаемое,
          Второе - всегда вычитаемое,
          Разность - ответ при вычитании -
          Сдача для посылаемого!
   На сколько уменьшаемое
   Больше вычитаемого,
   На столько же вычитаемое
   Меньше уменьшаемого!
   Быстренько сие пойми, 
   Уменьшаемое наибольшим числом назови!
        Неизвестно уменьшаемое?
        Разность и вычитаемое сложи,
        Уменьшаемое целым  получи!
                ? + 5 = 12   (62)
      
        Два множителя умножай,
        В результате ПРОИЗВЕДЕНИЕ получай. 6 х 4 = 24
        ПРОИЗВЕДЕНИЕ на ОДИН множитель раздели,
        В результате ДРУГОЙ множитель получи.   24 : 4 = 6
                Но это уже деление!
                Делимое делим на делитель при делении,
                Частное получаем по исполнении.  10 : 2 = 5
       В уравнении неизвестен делитель?
       Делимое на частное раздели,
       В результате делитель получи!    10 : 5 = 2
                А если неизвестное делимое хочешь узнать,
                Делитель и частное надо перемножать!  5 х 2 = 10
       Запомни, как дважды два:
       На НОЛЬ делить нельзя!  (61)

                Порядок действий
                Порядок действий, подровняйсь!
                По порядку номеров рассчитайсь!
                В скобках ПЕРВЫМ действие решай
                и зря время, школьник, не теряй!
                Шаг ВТОРОЙ -дели по очереди и умножай:
                Таблицу умножения тем самым повторяй!
                Шаг ТРЕТИЙ -прибавляй и вычитай-
                Правильный ответ в итоге получай!
                А ещё правилом утверждается,
                Что от перестановки слагаемых
                Сумма не меняется! 3+7 =7+3 = 10      
                Правилом также утверждается,
                Что от перестановки множителей
                Результат - произведение не меняется!  (60)
                3х7 =7х3 =21            
          
        *  *  *
             
      Действия с обыкновенными дробями
   Если дроби надо сравнить,
   А также вычесть или сложить,
   Общий ЗНАМЕНАТЕЛЬ для них подбирай,
   На нужное число числитель  домножай.
    
     Если дробь громоздкая, то лучше сократить=
     Дробь СОКРАТИТЬ - значит, дробь УПРОСТИТЬ:
     Числитель/знаменатель на одно число разделить.
     Даже несколько раз эту дробь сократи,
     Если наилучшее число сразу не найти:
        34/102 : 2 = 17/51 : 17 = 1/3
     По этому закону,ты знаешь несомненно,
     Значенье дроби остаётся неизменным.
      
       Одну дробь на другую раздели!
       Для этого вторую дробь вверх ногами ПЕРЕВЕРНИ!
       Затем по правилу спокойно умно
жай-
       Числа в числителе и знаменателе попарно сокращай!
    В НЕправильной дроби числитель на знаменатель раздели-
    Тем самым ЦЕЛОЕ число из дроби выводи!
    ОСТАТОК В числитель дроби запиши-
    В итоге СМЕШАННОЕ число получи!  (59)               
             15/4 = 15:4 = 3 3/4
       4_:  _16_ = _4_:  _21_ =_3_
        7       21        7       16       4      
      
    Чтобы десятичные дроби складывать или вычитать,
    Надо количество знаков после запятой нулями УРАВНЯТЬ.
    Предпочтительно СТОЛБИКОМ дроби считать:
    Запятую под запятой надо записать!
            Выполняй сложение и вычитание,
            Не обращая на запятую внимания.
            Но в ответе, само собой,
            Поставь запятую под запятой!
    Чтобы десятичную дробь на 10, 100, 1000 умножать,
    Надо запятую на число нулей ВПРАВО перемещать(увеличивать).
    При делении на эти числа -наоборот:
    Запятою ВЛЕВО делай поворот! (уменьшать)
        1,2 х 10 = 12      3,6:100 = 0,036      (58)
           ----              ----
      Десятичную дробь на десятичную умножай,
      Внимания на запятые ты не обращай!
      Но ЗАПЯТОЙ в произведении дробей
      Отдели столько цифр,сколько их в сумме у пары множителей!
   
    Перед делением дробей на столько цифр запятую в каждой перенесём,
    Чтоб делитель (вторая дробь)стал обязательно ЦеЛЫМ числом!
          1,7 х 0,3 = 0,51    0,54 : 0,6 = 5,4:6 = 0,9
    Ставим запятую,поделив целое число,
    Даже если не  делится - и всё!
    Остальной ответ в десятичной дроби остаётся
    (по старым правилам деление ведётся).
         
    Чтобы обыкновенную дробь в десятичную превращать,
    Надо её знаменатель до 10, 100, 1000 и т.д. домножать.
    Не со всеми числами это получается,
    Только отборные на это решаются!  (57)
     1/2 домножаем на 5 = 5/10          1/4 домножаем на 25 =25/100
     1/5  * 2 = 2/10 = 0,2              1/8 * 125 =125/1000 =0,125
     1/20 * 5 = 5/100 = 0,05            1/25 * 4 = 4/100 = 0,4
     1/50 * 2 = 2/100 =0,02             1/125 * 8 = 8/1000 = 0,008
 
       ****
   1 склонение
 Существительные с окончанием -а,-я мужского
 и женского рода:  Федя-шкода. земля-порода.

    2 склонение
 существительные среднего рода: суднО - морЕ,
 и мужского - без окончаний: залив, корабль на просторЕ!

    3 склонение
 Существительные женского рода с 'ь' на конце: брошь - рожь,
                скорость - дрожь,
                течь - картечь, повесть - речь.    (56)


 Скоро СПРЯЖЕНИЕ нам изучать!
 Тогда про глаголы всё надо понять.

                Глаголы и их два спряжения
 Зачем спряжение глагола надо знать?
 Глаголы первого нам с Е в конце писать. (пишЕм, рисуЕм, поЁм)
 В тех, что в спряжении будут втором,
 Окончания с И мы писать предпочтём.     (слышИм, видИм, не обидИм).

    Запомни для соображения,
    Что  мы в первое спряжение
 1) из глаголов, что на -ИТЬ,
    берём пару: 'брить', 'стелить.'  (бреЕм, стелЕм)
 2) все на -АТЬ и  -ЕТЬ глаголы,     (марАть-мараЕм, надеть-надеваЕм)
    кроме тех, что не подходят:
    Гнать, держать, смотреть и видеть,
    дышать, слышать, ненавидеть,
    и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть).
        Их одиннадцать, школяр!
        Заучи, раз записал!
 3) глаголы с -ЯТЬ, -ОТЬ,
    и -ЫТЬ, -УТЬ  на конце
    спрягаем мы тоже их всех с буквой Е,
    Потому что первого спряжения они-
    Уж ты запомни и пойми!
    нырнУть - нырнЁм, колОть - кольнЁм,
    слЫть - слывЁм, петь - поём!

    Ко второму же спряженью
    Отнесём мы, без сомненья,
 1) Все глаголы что на -ИТЬ,
    кроме пары - 'брить, стелить':      ходИть-ходИм, топИть-топИм.
 2) плюс 11 глаголов-
    исключений зазубрить:
    гнать, держать, смотреть и видеть,
    дышать, слышать, ненавидеть,
    и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть!
   (вертЕть-вертИм, терпЕть-терпИм,
    дышАть-дышИм, слышАть-слышИм) 
    Спрягаем их мы с буквой -И,
    Поскольку II-го спряжения они!
         Легче глаголы 2-го спряжения заучить,
         Остальные к I-oму спряжению относить! (55)
               
                *   *   *


    фото автора


Рецензии